Ссылка на архив

Организационно-кадровое обеспечение государственой кадровой политики

Оглавление

Введение........................................................................................................... 49


Введение

Сегодня Россия находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Кризис переходного периода преодолен, и страна начинает работать в режиме стабилизации позитивных завоеваний. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.

Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она в целом поддерживает демократию. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью.

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.

По самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в большинстве своем - движущей силой коренных преобразований в обществе. Российская молодежь – главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.

Для нормального функционирования системы современного общества потребуется новая волна управленцев и экономистов, формировавшихся на основе новых принципов. Вместе с тем в настоящее время в России еще не создана система формирования кадрового резерва, его обучения и использования. Наиболее предприимчивые представители молодежи, видя безразличие к себе государства, идут по пути продвижения через частные коммерческие структуры, "теневую экономику" и не рассматривают государственную службу, общественную деятельность в качестве своей вероятной перспективы.

Решающим условием национальной безопасности и успешного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.

Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи.

Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:

· знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

· обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;

· имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.

При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей:

· во-первых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;

· во-вторых, молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом одновременно именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы;

· в-третьих, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества;

· в-четвертых, молодежь выполняет особые социальные функции:

· наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивает преемственность;

· формирует в себе образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

· является основой "новой" постиндустриальной экономики, развития ее высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, служит источником и базой инноваций;

· молодые люди составляют основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи; что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Целостная и последовательная государственная молодежная политика призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Напротив, отсутствие или недостаточное развитие государственной молодежной политики снижает качество реализации социальных функций молодежи, в целом – приводит к торможению государственного и социально-экономического развития.

Отличительной особенностью государственной молодежной политики как составной части социальной политики является то, что те, в отношении кого и проводится эта политика являются одним из главных субъектов ее реализации. Молодежь творит свою политику. Это творчество проявляется в форме молодежной инициативы, в создании и деятельности молодежных общественных объединений. Молодежная политика предполагает активное инновационное участие молодежи в жизни общества.Это заставляет рассматривать молодежную политику в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов.

Все позитивные и негативные явления, сопровождающие преобразовательные процессы в молодежной среде в масштабах страны, как в капле воды, отражены и в масштабе Белгородской области. Молодёжь Белгородчины - четверть населения области, представляет собой внушительную силу, которой по плечу самые сложные и трудные дела.

Основная цель работы состоит в исследовании проблем и перспектив реализации организационной кадровой работы по обеспечению государственной молодежной политики в Российской Федерации и Белгородской области.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать проблемы реализации государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях.

2. Рассмотреть основные направления организационно-кадровой работы по обеспечению государственной молодежной политики.

3. Исследовать механизм реализации молодежной политики на промышленных и других предприятиях, организациях.

4. Рассмотреть рыночный подход формирования кадровой политики региона.


1.2 Опыт и проблемы реализации молодежной политики в Белгородской области

В Белгородской области молодёжи, а это возрастная категория от 14 до 30 лет, насчитывается 367 тысяч, что составляет 40,2% от трудоспособного населения и 24,3% от общей численности жителей области.

Государственная молодежная политика в Белгородской области направлена на решение проблем молодежи и привлечение молодых людей к участию в делах общества и государства.

Молодежная политика Белгородчины является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития региона и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. Опыт показывает, что эффективное решение проблем молодежи Белгородской области возможно лишь на программной основе, при условии соответствующего финансового и организационного обеспечения.

Социальный и правовой статус личности молодого человека опирается на три системообразующие категории. Это – труд, образование, свобода творчества. Эти три категории обуславливают место молодых граждан в городском сообществе. Таким образом, развитие молодежной политики должно быть направлено на обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий трех социально значимых категорий молодежи:

· Работающая молодежь;

· Учащаяся молодежь;

· Творческая молодежь.

Эти три категории молодежи – целевые ориентиры, для которых должны быть созданы необходимые условия существования и жизнедеятельности и разработаны и реализованы соответствующие программно-целевые мероприятия с учетом наиболее полной оценки затрат и выгод для социально-экономического развития области. Данные целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень социальной активности молодежи и ее социальное благополучие.

Основными показателями качества жизни данных категорий молодежи являются: состояние здоровья, уровень знаний, образовательных и профессиональных навыков, доход, уровень занятости и степень реализации прав. Аналогичная система показателей может быть использована и для других категорий молодежи.

Одной из главных задач ГМП является координация совместных усилий, концентрация внимания различных ведомств на поставленных задачах, стимулирование их активности, взаимоподдержка и умение найти самые экономичные пути достижения цели. Сегодня в области это сотрудничество приобрело самые разнообразные формы: создание совместных программ, деятельность в межведомственных комиссиях, проведение семинаров, форумов, летней оздоровительной кампании, конкурсов. Опыт работы на межведомственном уровне позволяет также подключить к системному решению молодежных проблем ведущие предприятия и компании области.

В 1992 году в структуре органов исполнительной власти Белгородской области были созданы органы по делам молодёжи. За эти годы в области принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию системы мер молодёжной политики. Основные её принципы изложены в Уставе (Основном законе Белгородской области), а также в областных законах ( перечень законодательных актов в этой сфере дан в библиографическом списке литературы).

Основополагающей является областная целевая программа "Молодёжь Белгородской области ". Особенность данной программы в том, что она закладывает основы реализации государственной молодёжной политики в новом тысячелетии. Главная цель программы: усиление социальной защищенности различных групп молодежи, предоставление им возможности реализовать свои интересы и потребности, укрепление молодой семьи, улучшение ее материально - бытового положения, а также создание благоприятных условий для воспитания и социализации детей.

Целями данной программы являются также содействие молодёжи в решении её социальных проблем, а также мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи для участия в социально-экономических, политических и культурных преобразованиях в Белгородской области.

В соответствии с задачами государственной молодёжной политики в программе определены следующие направления в работе органов по делам молодёжи по её реализации:

- обеспечение молодежи всесторонней и полной информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

- формирование условий для самоорганизации молодежи, поддержка существующих молодежных общественных объединений;

- развитие духовной культуры молодежи, патриотическое и гражданское воспитание молодого поколения;

- усиление социальной защищенности различных групп молодежи, предоставление возможностей для удовлетворения их интересов и потребностей, укрепление молодой семьи;

- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи;

- формирование здорового образа жизни.

О реализации программы "Молодёжь Белгородской области" в 2004 году красноречиво показывают следующие данные. За прошедший год сделано много: проведено 1682 районных и городских мероприятия, среди которых такие как «Осколданс», «Иоасафовские чтения», «Нежегольская тропа» и «Афганский ветер».

116 стройотрядов, объединивших 2876 студентов, построили 135 спортивных площадок, отремонтировали 593 дворовых спорткомплекса. В области организовано 432 клуба по месту жительства, 462 молодёжных дискотеки, открыто 67 компьютерных салонов.

77 молодых семей получили квартиры по программе «Молодой семье - доступное жильё», на строительство которых выделены средства в размере 10 млн. рублей из федерального бюджета и 10 млн. рублей из областного. В юбилейный год области проведена акция «50-летию Белгородчины - 50 молодёжных дел».

Объединением «Поиск» было найдено и перезахоронено 289 останков советских воинов, погибших на территории области в годы Великой Отечественной войны, 15 медалей и наград, восстановлено 10 имён без вести пропавших.

Подведены итоги районных рейтинговых соревнований, которые оценивались по 67 показателям, как-то: организация работы по месту жительства, система работы по профилактике правонарушений, организация школ актива, наличие авторских программ и проектов, работа с молодыми семьями, поддержка одарённой молодёжи, организация трудоустройства и занятость. Победителями стали: Борисовский район, Корочанский, Шебекинский, Губкинский, Старооскольский районы, города Старый Оскол, Белгород.

Молодёжная политика Белгородской области в 2005 году имеет двадцать шесть приоритетных направлений, а именно - реализация программ «Молодость Белгородчины», «Молодой семье - доступное жильё», духовно-нравственного и патриотического воспитания «С верой в Отечество».

В наступившем году началась работа по созданию молодёжного парламента области, по проведению цикла молодёжных акций, посвящённых 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Продолжаются экологические операции «Мой двор, моя улица», «Ель-60». Уже в первом квартале 2005 года пройдут фестиваль солдатской и военно-патриотической песни молодёжи стран СНГ «Афганский ветер», «День православной молодёжи», слёт юных спасателей, фестиваль современной эстрадной песни «Музыкальный автограф».(1)


2. Основные направления организационно-кадровой работы по обеспечению государственной молодежной политики

2.1 Кадровое обеспечение государственной молодежной политики

Успех реализации государственной молодежной политики, эффективная социализация молодого поколения зависят от профессиональной грамотности, компетентности тех, кто работает с молодежью. Качественная реализация государственной молодежной политики невозможна без высококвалифицированных кадров. В этой связи, думается, особую актуальность приобретает проблема подготовки квалифицированного управленческого п