Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере
Содержание
Введение........................................................................................................... 3
1. Государственная поддержка талантливой научной молодёжи и развитие кадрового потенциала российской науки......................................................................... 6
2. Мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи Белгородской области........................................................................................................... 15
2.1 Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи....................................................................................................... 15
2.2 Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах............................................... 20
2.3 Организация и развитие системы научно-исследовательской работы студентов 24
3. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов.......................................... 27
3.1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова 27
3.2 Белгородский государственный университет........................................ 32
3.3 Белгородский университет потребительской кооперации..................... 38
Заключение.................................................................................................... 41
Библиографический список литературы...................................................... 44
В условиях стремительного роста науки и техники на мировые процессы, глобализации экономики перед Россией остро встала проблема воспроизводства и усиления её научного потенциала. На современном этапе в качестве одной из приоритетных задач государства признана поддержка и развитие российской науки.
Возрождение отечественного производства на базе современных прогрессивных научно-технических достижений и технологий, создание эффективной системы стимулирования развития отечественного научно-технического потенциала и создание условий для активной инновационной деятельности – вот та основа, которая позволит России занять достойное место в мировом сообществе. Экономический подъем и позитивные изменения в структуре экономики страны в первую очередь связаны с широкомасштабным использованием достижений научно-технического прогресса.
Сегодня Россия находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.
В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.
По самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в большинстве своем – движущей силой коренных преобразований в обществе. Российская молодежь – главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.
Реализация экономических и социальных преобразований в России нуждается в хорошо образованных, творчески мыслящих специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, условия жизнедеятельности его граждан. Поэтому молодые талантливые учёные особенно востребованы в динамично развивающихся отраслях.
Практически единственным источником кадров для научно-исследовательской работы являются вузы. Научно-исследовательская работа студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации.
С учетом тенденции создания мирового образовательного пространства важное значение приобретает интеграция науки, образования и инновационной деятельности как один из решающих факторов развития экономики и общества в целом. Основным условием выхода на мировой рынок является не только выпуск качественной продукции, но и возможность предоставления услуг, являющихся результатами интеллектуальной деятельности. Гарантировать достойное место в мировом сообществе может лишь высокое качество образования.
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи; что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.
Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.
Проблемным сегментом в вопросах совершенствования образовательных процессов является научное обеспечение молодежной политики и поддержка молодых ученых. На сегодняшний день целевая поддержка данного направления осуществляется на недостаточном уровне. Предпринимаемые меры по развитию научной сферы молодежной политики имеют разрозненный характер и не приводят к каким-либо значительным результатам.
Основная цельнаучной работы состоит в исследовании возможностей белгородской молодёжи в осуществлении предпринимательства в научно-технической сфере.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть меры государственной поддержки молодёжного предпринимательства в научно – технической сфере;
2. Отразить значение и задачи молодёжного предпринимательства в научно – технической сфере и инновационной деятельности в Белгородской области;
3. Привести примеры практического участия студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов в научно-исследовательской деятельности.
Во всем мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. В настоящее время важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В этой связи особое значение имеет подготовка молодых ученых как стратегического ресурса каждой страны.
Создание условий для самореализации молодых граждан предполагает выявление и реализацию интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Проводимая в этом направлении государственная молодежная политика ориентируется на поддержку и развитие талантливой молодежи.
Молодые ученые России должны принимать более активное участие в построении будущего нашей страны, необходимо широкое привлечение молодых, патриотически-настроенных ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Россией.
Выступая на годичном собрании Российской академии наук в мае 2000 г., Президент России В.В. Путин особо отметил необходимость государственной поддержки молодых талантливых ученых, определил задачи по разработке соответствующей национальной программы, финансированию научных школ, развитию системы молодежных научных конкурсов.
Правительством РФ подготовлен проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки на период до 2010–2015 гг. в качестве основы для разработки указанной программы.
Основные положения проекта. Отсутствие государственной политики в научно-технической сфере, недостаточная последовательность государственной научно-технической политики крайне осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 90-х годов резко (более чем в два раза) сократилась их численность, из-за “утечки умов” ухудшились качественные характеристики научных кадров. «Утечка умов» наносит не только в перспективе, но и в текущий момент экономический ущерб государству, затратившему значительные средства на обучение специалистов.
В современной России нарушена закономерная связь между обществом, наукой и властью. Главной целью сегодня является приведение экономики страны в соответствие с интеллектуальным потенциалом нашего общества. Необходима государственная поддержка фундаментальной науки, причем меры поддержки должны носить системный характер.
В связи с социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в стране, интеллектуальный потенциал ученых оказался не востребован. В то же время существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем начать реализацию определенных программ. Среди них следует отметить:
- Недостаточность и неоткрытость финансирования науки;
- Отсутствие механизма капитализации знаний;
- Стремительное старение ученых.
До настоящего времени нет концепции государственного развития науки, в том числе, нет четкой программы финансирования научных программ. Высшие школы должны научить молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике, владеть современным научным менеджментом. Необходимо также сделать все возможное на государственном уровне, чтобы молодые ученые оставались в науке.
В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач:
а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;
б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.
Успешное решение этих задач требует комплексного подхода – сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.
Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:
- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;
- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;
- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;
- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;
- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;
- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. (17)
Государственная поддержка талантливой научной молодежи оказывается государственными органами РФ и осуществляется посредством:
1) установления премий, стипендий, предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливой молодежи;
2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки;
3) создания и развития центров по выявлению особо одаренной и талантливой молодежи;
4) организации и проведения конкурсов, олимпиад, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;
5) обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;
6) создания условий молодым ученым для проведения научной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;
7) поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи.
Кроме того, несмотря на то, что в России до сих пор нет закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации»(1), наше государство принимает на себя обязательства в международных договорах урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:
· в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:
- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах.
· в сфере образования:
- предоставление образовательных кредитов и установление на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи. (1)
«Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации» констатирует, что первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорско-преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.
Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.
Министерство образования и науки РФ в этих целях планирует:
- развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;
- разработать организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых;
- вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности;
- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педаго- гические школы;
- обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;
- усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, способствовать организации акций по выявлению талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию;
- совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа → вуз → аспирантура → докторантура. (3)
Успехи проводимой в стране социально-экономической реформы во многом будут определяться разрешением кризисных ситуаций в экономике, направленностью государственной научно-технической политики на развитие научно-технического потенциала, системы подготовки кадров, обновление производственных мощностей промышленных предприятий и сельского хозяйства на основе прогрессивных техники, технологий и методов управления.
Принятые Федеральные законы "О науке и научно-технической политике", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" создали начальную правовую основу для научно-технического прогресса. И эти планы уже начали исполняться.
В феврале 2005 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Молодежные научные организации – прошлое, настоящее и будущее», в работе которого приняли участие руководители молодежных научных организаций (Советов молодых ученых, Научных студенческих обществ и др.) крупнейших вузов более чем из 40 различных регионов России.
На круглом столе была отмечена необходимость создания единого информационного пространства для научной молодежи из различных регионов России, следствием чего и стало создание портала www.rosmu.ru - Российское содружество молодых ученых. Данный портал ориентирован на представителей научной молодежи России, к числу которых можно отнести как молодых преподавателей и сотрудников вузов, научно-исследовательских институтов и научных центров России, так и аспирантов, студентов, которые уже делают самостоятельные шаги в науке или проявляют к этому интерес.
Следующим этапом формирования объединения интеллектуального потенциала территории можно считать проходивший 1–2 июля 2005 года в Московском авиационном институте (г. Москва) Слет молодых ученых России. На слете присутствовали представители 129 ведущих вузов и НИИ из 64 регионов страны.
На слёте был сформирован Совет молодых ученых Всемирного форума «Интеллектуальная Россия».
В рамках Слета молодых ученых России обсуждались вопросы и проблемы, волнующие научную молодежь России, были намечены возможные пути их решения, а также была представлена программа «Моя Россия – 2020», в рамках которой молодежь может принять активное участие в выработке стратегии будущего развития нашей страны.
Задачи программы «Моя Россия – 2020»:
Øучастие молодежного научного сообщества в разработке стратегии формирования в России общества знаний;
Øпривлечение молодых ученых к разработке и реализации программ Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России»;
Øподдержка молодежных инициатив по развитию интеллектуальных ресурсов общества;
Øорганизация сетевого сообщества молодых ученых России;
Øформирование в молодежной среде инновационной культуры, позитивного отношения к образованию и научной деятельности.
20–22 октября 2005 года в Москве состоялся учредительный Съезд молодых ученых России. Инициировать процессы консолидации научной молодежи и осознания ею социальной ответственности за будущее России, заявить активную позицию научной молодежи в проектировании и созидании будущего страны, создать общероссийскую общественную организацию «Российский союз молодых ученых» для содействия реализации молодежных инициатив во всех сферах жизни общества – вот основные положения и задачи Съезда молодых ученых России.
Результатом съезда стало создание Российского союза молодых ученых с региональным представительством в г. Белгород.
Грандиозный прорыв, произошедший летом 2005 года в организации всероссийского движения молодых ученых, впечатляет. В результате следует ожидать повышения качества проводимых научных мероприятий, увеличения представительства молодых ученых в проектах, направленных на выработку и реализацию стратегии развития нашей страны.
Об актуальности и необходимости поддержки молодых учёных в настоящее время обеспокоены не только органы государственной власти, но и руководители промышленного производства.
Так, Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс и Президент Российской академии наук Ю.С. Осипов подписали Соглашение об учреждении ежегодного конкурса «Новая генерация» для молодых учёных.
В соответствии с Соглашением, РАО «ЕЭС России» выступает организатором и осуществляет финансирование ежегодного конкурса научных работ в области энергетики и смежных наук среди молодых ученых РАН и студентов высших учебных заведений России. Конкурс учреждается для поддержки талантливых молодых исследователей, содействия профессиональному росту научной молодежи и поощрения творческой активности молодых ученых.
На конкурс «Новая генерация» будут выдвигаться научные работы, вносящие значительный вклад в развитие научных знаний, отличающиеся оригинальностью в постановке и решении научных задач. Работы могут быть выполнены научными сотрудниками, преподавателями, аспирантами и докторантами учреждений и организаций Российской академии наук, а также других учреждений и организаций России в возрасте до 35 лет на момент подачи работы на конкурс. При этом, работы могут быть выполнены как отдельными молодыми учеными, так и их коллективами (не более трех человек).
Представленные на конкурс работы после предварительного просмотра Наблюдательным советом, в который входят известные российские академики и представители РАО «ЕЭС России», передаются для оценки Экспертной комиссии, которая выбирает победителей путем голосования. Победителю конкурса вручаются значок и диплом установленного образца, а также выплачивается премия, размер которой определяется постановлением Правления РАО «ЕЭС России» и Президиума Российской академии наук. (11)
Молодые учёные России сейчас получают широкую поддержку не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, премии Европейской Академии учреждены для поощрения и поддержки наиболее талантливых молодых ученых России. Премии присуждаются за фундаментальные научные исследования, выполненные в России и опубликованные в виде книг или статей в ведущих научных журналах.
Учреждено 23 премии по 1000 долларов США по следующим областям знаний: математика/механика, физика, химия, науки о Земле, биология, медицина, гуманитарные науки. Вместе с премией лауреат получает Почетный диплом Европейской Академии и медаль Клуба российских членов Европейской Академии. (15)
2. Мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи Белгородской области
2.1 Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи
Молодежь Белгорода насчитывает более 90 тысяч человек. Столько в областном центре молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Среди них студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и лицеев – 32 тысячи. То есть Белгород можно по праву назвать студенческим городом.
Всего в высших и средних профессиональных учебных заведениях области обучается более 80 тысяч студентов. В аспирантурах белгородских вузов обучается свыше 1373 аспиранта по более чем 80 специальностям.
В области очень большое внимание уделяется молодежной политике, а по финансированию молодежных программ Белгородская область входит в десятку субъектов РФ.
Молодежная политика Белгородчины является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития региона и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. Опыт показывает, что эффективное решение проблем молодежи Белгородской области возможно лишь на программной основе, при условии соответствующего финансового и организационного обеспечения.
Для мобилизации творческого, инновационного потенциала молодёжи основополагающей является областная целевая программа "Молодёжь Белгородской области". Особенность данной программы в том, что она закладывает основы реализации государственной молодёжной политики в новом тысячелетии.
Одним из направлений данной программы является поддержка творческой и интеллектуальной деятельности молодежи:
- создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;
- стимулирование инновационной деятельности молодежи области для участия в социально-экономических, политических и культурных преобразованиях в Белгородской области;
- выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию;
- поддержка и социальная защита талантливых молодых людей, их продвижение в ведущие высшие и средне-специальные учебные заведения, содействие их участию в межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах и других мероприятиях;
- пропаганда "интеллектуализации" общества как одного из основных направлений социального развития, поддержка всех видов и форм содействия в интеллектуальном и научно-техническом развитии молодежи;
- проведение мероприятий (конференций, форумов, экспедиций, семинаров), дающих возможность самореализации молодым ученым.
Социальный и правовой статус личности молодого человека опирается на три системообразующие категории.
Это – труд, образование, свобода творчества. Эти три категории обуславливают место молодых граждан в городском сообществе. Таким образом, развитие молодежной политики должно быть направлено на обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий трех социально значимых категорий молодежи:
· Работающая молодежь;
· Учащаяся молодежь;
· Творческая молодежь.
Эти три категории молодежи – целевые ориентиры, для которых должны быть созданы необходимые условия существования и жизнедеятельности и разработаны и реализованы соответствующие программно-целевые мероприятия с учетом наиболее полной оценки затрат и выгод для социально-экономического развития области.
Данные целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень социальной активности молодежи и ее социальное благополучие.
Работа с одаренными детьми. Дети, имеющие подлинно глубокие и прочные знания, являются достоянием области. Олимпиады в 2004 учебном году проведены по 18 предметам, в которых приняли участие 1050 обучающихся на уровне области и 18 тыс. человек на уровне районов и городов. Победителями и призерами Всероссийских олимпиад стали 11 учащихся, из которых награждены 2 – дипломами I степени, 2 – дипломами II степени, 7 – III степени. Учащиеся школ области принимают активное участие во Всероссийских программах молодых исследователей "ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА", "Первые шаги", им. В.И. Вернадского, "Шаг в будущее", "Созвездие", "Открытие". 38 обучающихся стали дипломантами и 43 лауреатами Всероссийских конкурсов. (13)
Победители областных олимпиад, выпускники, награжденные золотыми и серебряными медалями, ежегодно получают денежное вознаграждение, согласно постановлениям губернатора области и глав местного самоуправления. Выпускники школ из числа детей, нуждающихся в государственной поддержке, после поступления в высшие учебные заведения получают стипендию администрации области в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
123 выпускникам, победителям и призерам областных и Всероссийских олимпиад и конкурсов, участникам программ молодых исследователей "Шаг в будущее" предоставлены льготы для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
Работа со студентами и аспирантами.
С ростом ценности образования и необходимости ориентации молодых людей на собственные силы в профессиональной подготовке, особую актуальность приобрели различные способы поддержки творческих способностей талантливой молодежи. Молодые таланты области реализуют себя, принимая ежегодно участие в многочисленных научно-практических конференциях, конкурсах внутривузовского, регионального, российского и международного масштаба и других научно-технических мероприятиях, участвуют в разработке и реализации научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития региона.
Причём количество конкурсов, в которых они могут участвовать, ничем не ограничено – всё зависит только способностей, личных возможностей, трудолюбия и целеустремлённости конкурсантов.
В целях развития творческих способностей, выявления и поддержки талантливой молодежи Белгородской области, пропаганды ее достижений, а также формирования на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для научно-исследовательской, административной деятельности и работы в сфере реализации государственной молодежной политики принято Постановление главы администрации Белгородской области от 21 января 2002 г. № 36 "О проведении областного конкурса научных молодежных работ «Молодежь Белгородской области», и присуждении премии «Молодость Белгородчины» в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук".
Цели конкурса:
- стимулирование научных исследований, осуществляемых молодыми людьми, направленных на решение актуальных научно-технических, производственных, социально-экономических проблем Белгородской области, разработка на их основе профилактических рекомендаций по реализации государственной молодежной политики;
- выявление талантливой молодежи с целью ее поощрения и поддержки в области наиболее перспективных в теоретическом и практическом отношении научных разработок;
- формирование на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для исследовательской, административной деятельности и работы в области реализации государственной молодежной политики.
Сейчас уже можно утверждать, что в области существует и растет потенциал в лице молодых талантов в научных сферах деятельности.
Для поддержки аспирантов белгородских вузов очной формы обучения установлено 289 стипендий губернатора области в сумме пяти, установленных законом Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в месяц. Кроме этого, все докторанты Белгородчины получают стипендию губернатора в размере 2,0 тыс. рублей.
Во исполнение закона Белгородской области от 9 января 1996 года № 44 "О государственной поддержке талантливой молодежи", постановлением главы администрации Белгородской области от 23 августа 2002 г. № 333 "Об учреждении ежегодных стипендий главы администрации области для молодёжного актива" установлены стипендии главы администрации области: 10 – для студентов высших учебных заведений; 10 – для студентов средних специальных учебных заведений; 10 – для учащихся системы профессионального образования.
Предоставление грантов является одной из форм финансовой поддержки научной и иной творческой деятельности. Преподаватели и научные работники вузов, которым по результатам конкурса предоставлен грант на выполнение определенной НИР, могут привлекать к участию в ней с оплатой студентов. Кроме того, в настоящее время получает развитие предоставление грантов на конкурсной основе для финансирования научной и технической деятельности талантливых студентов и малых студенческих научных групп (временных студенческих трудовых коллективов).
Постановлением главы администрации области от 31 июля 2002 г. № 313 учрежден ежегодный конкурс на соискание грантов Белгородской области по поддержке молодежных социально-значимых проектов. Целью конкурса является активизация деятельности молодёжного движения в области и стимулирование общественной активности и инновационного потенциала молодёжи. В соответствии с Положением о конкурсе, к участию в нём допускаются физические лица в возрасте от 14 до 30 лет; юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие свою деятельность на территории Белгородской области и имеющие в своей организационно-штатной структуре не менее 50% молодых людей в возрасте 14–30 лет; временные творческие молодёжные коллективы, насчитывающие в своём составе не менее 70% молодёжи в возрасте 14–30 лет. (8)
2.2 Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах
За последние годы в Белгородской области происходят благоприятные изменения в экономике и социальной сфере. Улучшается инвестиционный климат, успешно формируется потенциал внутренних ресурсов, создаются условия для эффективной работы малого предпринимательства, которое за последнее десятилетие сформировалось как сфера экономики и в настоящее время играет важную роль в социально-экономическом развитии Белгородчины.
Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоёмким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствование управления путём нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.
В области созданы значительные предпосылки для развития инновационной деятельности: область обладает многопрофильным научным, научно-производственным, научно-образовательным комплексом, который состоит из отраслевых научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, малых научно-производственных предприятий. На его базе создаётся огромное количество собственных научно-исследовательских разработок.
Перспектива устойчивого экономического роста Белгородской области неразрывно связана с развитием малого предпринимательства. В целях развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в 1999 г. в области был создан «Белгородский областной центр развития предпринимательства».
В целях объединения науки и малого предпринимательства, согласно Постановлению губернатора, этот центр передан в 2005 г. Белгородскому государственному университету и переименован в «Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива».
Основная цель «ИТЦ «Стратегическая инициатива» БелГУ» – развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства области на основе программ и механизмов, реализуемых правительством, интеграции высшего образования, науки, промышленности предпринимательства для осуществления комплексного под