ОАО "Лидахлебопродукт", его характеристика, анализ оргструктуры и выпускаемой продукции
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
ОАО “Лидахлебопродукт”, его характеристика, анализ оргструктуры и выпускаемой продукции
МИНСК, 2009
Общая характеристика предприятия
В период 1927-1929 гг. была построена первая механизированная мельница. В 50-е годы образовался мелькомбинат.
На базе Лидского мелькомбината в 1980 г. было начато строительство нового современного предприятия – комбината хлебопродуктов.
В декабре 1996 г. комбинат хлебопродуктов преобразован в открытое акционерное общество «Лидахлебопродукт» с уставным фондом 53,9 миллиардов рублей, который делится на 308362 именных акций.
Органами управления является собрание акционеров, наблюдательный Совет, дирекция. Собрание акционеров является высшим органом управления общества.
Становление предприятия происходило в три этапа.
Характерной особенностью первогоэтапа была командно-административная система управления, когда рынка муки не существовало, как такового, и деятельность предприятия была направлена на удовлетворение нужд хлебопечения (хлебозаводы, комбинаты кооперативной промышленности, комбинаты общественного питания). Реализация продукции осуществлялась по утвержденным, строго выполняемым графикам и вопроса увеличения и стимулирования продаж не возникало. Но уже в тот момент качество выпускаемой продукции не могло быть незамеченным, и как результат – продукция предприятия получила признание потребителя.
Второйэтап (продолжался с 90-х по 2003 г.) был переломным как в жизни страны, так и предприятия. Были пересмотрены многие позиции вотношении всей политики ведения хозяйствования. Рынок развивался стихийно, не было выработано стабильной программы развития. Большинство потребителей продукции оставались прежними, но с постепеннымуходом от распределения и навязывания по разнарядкам у них появилась возможность выбирать производителя по соотношению «цена-качество», поэтому возникла необходимость удержания и привлечения клиентов. Среди производителей начали зарождаться отношения конкурентной борьбы. В этих условиях руководство предприятия продолжало делать ставку на качество продукции, совершенствуя производство, внедряя в него современное оборудование, закупая высококачественное сырье. Была заложена стабильная платформа для дальнейшего роста и развития предприятия.
Началом третьего этапа можно назвать январь-февраль 2004 г. К этому моменту продукция ОАО «Лидахлебопродукт» уже стала брэндом, сформировавшимся стихийно в сознании потребителя, и имевшая неоспоримое преимущество перед конкурентами, превосходя их в соотношении цены и качества.
При проведении ситуационного анализа была выявлена угроза потери позиций на рынке. Обусловлено это было следующими факторами:
- ожесточение конкурентной борьбы среди белорусских предприятий отрасли;
- агрессивная политика российских производителей по завоеванию белорусского рынка;
- участившиеся случаи выявления фальсификации «Лидской Муки».
Общие положения:
а) Настоящий Устав является новой редакцией Устава Открытого акционерного общества «Лидахлебопродукт» (далее – Общество), созданного на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от «31» декабря 1996 г. № 175 путем преобразования государственного предприятия Лидского комбината хлебопродуктов в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество реарганизовано путем присоединения юридических лиц в соответствии с передаточными актами:
- открытого акционерного общества «Сморгонский комбикормовый завод», зарегистрированного Сморгонским райисполкомом 27 апреля 2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 500063227;
- открытого акционерного общества «Ошмянский комбикормовый завод», зарегистрированного Ошмянским райисполкомом 27 апреля 2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 500057205;
- республиканского униторного сельскохозяйственного предприятия «Сморгонская птицефабрика», зарегистриванного решением Гродненского облисполкома № 461 от 10 декабря 1996 г. в Реестре имущества, находящегося в республиканской собственности под реестровым № 500049898 и приобритенного как убыточное сельскохозяйственноепредприятие в виде единого имущественного комплекса, на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 457 «О продаже РУСПП «Сморгонская птицефабрика», путем заключения договора купли-продажи от 29 сентября 2005 г.
Общество является преемником прав и обязанностей названных предприятий за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
б) Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.
в) Место нахождения Общества: г. Лида Гродненской области.
Почтовый адрес: 231300, г. Лида Гродненской области, ул. Булата, 1; факс/тел. (8015261) 5-82-12.
г) Основной целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
д) Общество имеет следующие филиалы:
- Ошмянский производственно – торговый филиал, 231100, станция Ошмяны Гродненской области, ул. Петрова, 14.
- Филиал «Сморгонская птицефабрика», 231033 Гродненская область Сморгонский район, д. Подболотцы.
е) Срок деятельности Общества не ограничен.
В настоящее время ОАО «Лидахлебопродукт» – это открытое акционерное общество с уставным фондом 47196 млн. р.
Анализ организационной структуры управления предприятия
Структура управления ОАО «Лидахлебопродукт» предоставляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев управления, обеспечивающих функционирование предприятия как производственной системы.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом ОАО «Лидахлебопродукт» на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества. Структура управления ОАО «Лидахлебопродукт» приведена в Приложении А.
Организационно-штатная структура и выбор системы управления определен действующим законодательством об открытых акционерных обществах. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров.
К исключительной компетенции собрания акционеров относятся:
- изменение устава Общества;
- избрание членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества, распределение его прибыли и убытков;
- решение о реорганизации Общества, утверждении передаточного акта или разделительного баланса;
- решение о ликвидации акционерного общества, создание ликвидационной комиссии, назначение ее председателя или ликвидатора и утверждение промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, за исключением случаев, когда решение о ликвидации этого общества принято регистрирующим органом или судом в соответствии с законодательными актами;
- определение размеров вознаграждений и компенсации расходов членам наблюдательного совета, ревизионной комиссии акционерного общества, за исключением ими своих обязанностей;
- решение предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами;
- принятие и утверждение решения о выпуске акций;
- решение вопросов о приобретении эмитентом акций собственного выпуска;
- изменение размера уставного фонда общества.
Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров. Он подотчетен Общему собранию акционеров, в своей деятельности руководствуется законодательством, Уставом Общества и решениями.
Наблюдательный совет принимает решения в соответствии с компетенцией, указанной в Уставе Общества.
К исключительной компетенции наблюдательного совета относится:
- созыв собрания акционеров;
- назначение на должность и освобождение от должности генерального директора;
- определение количественного состава дирекции, согласование назначения на должности и освобождение от должностей;
- утверждение сметы расходов на содержание органов управления и контроль деятельности Общества.
Члены наблюдательного совета избираются ежегодно очередным собранием акционеров.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет дирекция и генеральный директор.
Генеральный директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях.
Заместитель генерального директора по качеству – начальник ПТЛ выполняет задачи по осуществлению контроля за качеством принимаемого и отгружаемого зерна, незернового сырья для производства комбикормов, сырья для производства полуфабрикатов мучных изделий и по обеспечению выпуска предприятием качественной и конкурентоспособной продукции.
Заместитель генерального директора по маркетинговой деятельности руководит финансово-экономической деятельностью предприятия в области планирования и управления его производственно-экономической политикой, хранением, сбытом продукции, транспортным и административно-хозяйственным обслуживанием. Он обеспечивает эффективную производственно-сбытовую деятельность предприятия.
Заместитель генерального директора по заготовкам и снабжению обеспечивает выполнение стоящих перед обществом задач по проведению заготовки зернового сырья, размещение его на элеваторе, на других складах предприятий системы хлебопродуктов, а также отвечает за бесперебойное обеспечение производства сырьем, мешкотарой, упаковочными материалами, запасными частями и оборудованием.
Заместитель генерального директора по сельскохозяйственному производству организует работы по содержанию и выращиванию животных на откормочных комплексах.
Заместитель генерального директора по идеологической работе осуществляет информационно-методологическую работу с кадрами по вопросам общественно-политической жизни страны, разъяснению внутренней и внешней политики.
Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ и контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ему подчинен аппарат бухгалтерии.
Планово-экономический отдел разрабатывает технико-экономические показатели перспективных планов по производству, труду и себестоимости для всех звеньев предприятия, занимается организацией внутрипроизводственного хозяйственного расчета и анализом результатов деятельности структурных подразделений и предприятия в целом. Бухгалтерия организует бухгалтерский учет, являющийся одним из средств управления предприятия как источник экономической информации.
Руководители нижнего уровня – заместители начальников подразделений, начальники отделов, бюро, цехов, участков работают подавляющую часть времени в качестве специалистов и контролируют результаты деятельности подчиненных.
В условиях снижения объемов производства, возросшей конкуренции одной из основных задач дирекции является сохранение трудового коллектива, подбор специалистов, руководителей, рабочих способных работать в условиях рыночной экономики.
Учитывая сложности работы в рыночных условиях, возрастает роль планово – экономических и финансовых служб предприятия. Основные функции, права, обязанности и ответственность работников ПЭО изложена в «Положении о планово-экономическом отделе» (Приложение Б). С учетом данного Положения разработаны должностные обязанности конкретных работников ПЭО.
Для качественного выполнения поставленных перед ним задач, все работники ПЭО используют все имеющиеся у них средства как технические (калькуляторы, компьютеры, телефонную связь), так и информационное обеспечение (периодические специальные издания: газеты, журналы и прочие, посредством электронной почты, информационной базы данных предприятия, информация вышестоящей организации, нормативные документы, а также данные цехов, участков и других отделов комбината).
Для работников ПЭО используется повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата за фактически отработанное время производится по окладам. При выполнении показателей выплачивается премия по итогам работы за квартал (нарастающим итогом).
В ОАО «Лидахлебопродукт» используется линейно-функциональная организационная структура управления, характерная для большинства предприятий отрасли.
В структуру ОАО «Лидахлебопродукт» входят следующие предприятия:
юридическое лицо с общим балансом:
-головное предприятие – ОАО «Лидахлебопродукт»;
-свиноводческие комплексы «Орковичи», «Прогресс»;
-филиал «Сморгонская птицефабрика»;
-Ошмянский производственно-торговый филиал;
-Ивьевский ПУ;
обособленные структурные подразделения с балансом:
-ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» со свиноводческим комплексом «Андреевцы» и сельхозфилиалом «Жодишки»;
-УЧТПП «Строитель»;
-ЧТУП «Лидские хлебопродукты».
ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» является зерноперерабатывающим предприятием, одинакового профиля с головным предприятием. Удельный вес в объеме товарной продукции Общества – 14%. УЧТПП «Строитель» имеет деревообрабатывающий профиль, производит распиловку леса и производит пиломатериалы. С 2008 г. ему передано швейное производство по оказанию услуг пошива спецодежды для ОАО «Лидахлебопродукт». Удельный вес в объеме производства – 0,2%. ЧТУП «Лидские хлебопродукты» является торговым предприятием в г. Минск. Занимается реализацией мукомольной продукции. Удельный вес в выручке 0,5%.
Головное предприятие имеет цеховую структуру и состоит из пяти цехов, 11 отделов, трех складов и других структурных подразделений.
Осуществление функций управления производится в соответствии с положением о самостоятельных структурных подразделениях предприятия, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, методическими документами системы менеджмента качества.
Среднесписочная численность работников ОАО «Лидахлебопродукт» за 2008 г. по промышленности составила 1777 чел., списочная численность – 1880 чел. Численность производственного персонала – 1122 чел., в том числе административно-обслуживающего персонала – 330 чел.
Планируемый на 2009 г. фонд оплаты труда – 20560 млн. р., среднемесячная заработная плата – 925 тыс. р. и ППП – 1013,4 тыс. р.
В ближайшей перспективе комплектование кадров будет происходить, в основном, по принципу замены увольняемых, уходящих на пенсию и учебу рабочих и специалистов. В долгосрочном плане прогнозируется стабилизация кадрового состава предприятия.
В случае принятия решения об осуществлении программы реконструкции и технического переоснащения производства планируется увеличение численности работников и укомплектование нового производства высококвалифицированными специалистами на конкурсной основе.
Основные направления кадровой политики на предприятии сводятся к следующему:
- комплектование производства рабочими и служащими только высокой квалификации, т.е. специалистами со средним специальным и высшим образованием;
- обучение вновь принятых на работу непосредственно на конкретных рабочих местах производства;
- обеспечение полной занятости работников и взаимозаменяемости специалистов.
Как и в настоящее время, в последующие годы, в целях переподготовки кадров на предприятии с персоналом будут постоянно проводиться мероприятия, направленные на:
- повышение квалификации ИТР на курсах;
- аттестацию специалистов согласно существующему графику;
- повышение квалификации рабочих путем индивидуального и бригадного обучения.
Будет также проводиться постоянное обучение работников предприятий Общества при освоении производства новых видов продукции, изменении требований техники безопасности, внедрении новых технологий.
Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта
ОАО «Лидахлебопродукт» в Гродненской области является лидером по производству не только муки пшеничной, но и продукции комбикормового производства.
На комбинате производится готовая продукция: крупа манная, мука ржаная, обдирная, сеяная; наряду с производством муки пшеничной (высшего, первого, второго сортов), ОАО «Лидахлебопродукт» производит широчайший спектр комбикормовой продукции:
- комбикормов для свиней;
- комбикормов для крупнорогатого скота;
- комбикормов для птицы.
Кроме того, получается побочная продукция: отруби пшеничные и ржаные, используемые для производства комбикормов, зародыши пшеницы, отбираемый в процессе очистки; зерновые отходы, получаемые при обработке зерна на элеваторе и мельницы, отгружаются для использования на корм животным в колхозах и животноводческих комплексах.
А также побочная продукция используется для выработки кормосмеси для продажи через магазины на нужды населения.
Также осуществляется производство и выпуск БВМД (белково-витаминно-минеральных добавок) и премиксов.
Но, все таки, основным направлением в развитии предприятия является выпуск муки пшеничной высшего сорта, фасованной в мелкую тару (бумажный пакет).
ОАО «Лидахлебопродукт» обеспечивает местную хлебопекарную промышленность мукой пшеничной и ржаной. Производимые комбикорма реализуются на местном рынке. Основные потребители данной продукции являются сельскохозяйственные производственные кооперативы, животноводческие комплексы, птицефабрики.
Основным сырьем для производства муки являются пшеница и рожь. Для производства комбикормов – пшеница, ячмень, овес, кукуруза и незерновое сырье – шрота, мясокостная и рыбная мука, мел, соль, премиксы, сухое молоко, травяная мука.
Закупка зерна происходит в период массовой заготовки у сельскохозяйственных производственных кооперативов, фермерских хозяйств Гродненской области. Недостающее количество сырья приобретается за пределами республики.
Ассортимент и объем закупаемого зерна, определяются руководством области и районов. Закупочная цена устанавливается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Цена на зерно, закупаемое у коммерческих организаций, определяется тендерной комиссией предприятия.
Ассортиментный ряд «Лидской Муки» на первом этапе состоял из двух позиций: мука высший сорт фасованная по два килограмма и весовая мука.
На сегодняшний день ассортиментный ряд фасованной продукции (муки) выглядит следующим образом:
Таблица 1 – Ассортиментный ряд фасованной муки
№ | Наименование продукции | Фасовка |
1 | Мука пшеничная высший сорт | Пакет 1 кг. |
2 | Мука пшеничная высший сорт | Пакет 2 кг. |
3 | Мука пшеничная высший сорт | Пакет 5 кг. |
4 | Мука пшеничная первый сорт | Пакет 2 кг. |