Ссылка на архив

Древний Рим, его правители

Октавиан Август – это человек, способный усваивать чужие мысли и подхватывать идеи и лозунги, созданные другими. При его правлении была монархическая власть. Август во всем соблюдал осторожность. И не только в политической жизни, но и в частной. Даже со своей женой он разговаривал по заранее подготовленному сценарию.

У Августа намечено было много преемников, которые могли бы занять его место. Но ему не везло. Сначала он хотел, чтобы его место занял племянник Марцелл. Но он умер. Тогда он надеялся на своего зятя Агриппу. Но тот тоже скончался. После этого он усыновил двух сыновей своей дочери Юлии – Луция и Гая – и назначил их своими наследниками. Но умерли и они. Августу ничего не оставалось, как отдать престол своему пасынку Тиберию, которого никогда не любил.

Самым любящим императором, преемником Октавиана Августа был Нерон. Он участвовал во всех политических мероприятиях, был певцом, актером, участвовал в соревнованиях.

У Августа были советники – Меценат и Агриппа – которым он доверял как самому себе. Император с Меценатом были совершенно разные люди. И очень сложно, наверное, найти в мире таких разных людей. Август был сдержанный, осторожный, ходил в трех туниках даже летом, с тогой старинного покроя поверх них. Меценат – шумный, оживленный, всегда окруженный людьми и выделяющийся среди них; ходил в одной «распущенной» тунике даже на форуме, чаще в пурпурной тоге, как в царской мантии. Если бы простой человек, не знающий этих людей, увидел их, то вполне мог принять за императора Мецената, а не Августа.

Целью моей курсовой работы является: описать правление Августа; рассказать о правлении его преемников и политическом режиме в то время.

При написании курсовой работы использовалась следующая литература:

1.Древний Рим. История. Быт. Культура. Из кн. соврем. Ученых. – М.: Московский лицей, 1997. 432 с.

Книга представляет собой сборник текстов из книг и статей современных историков античности и рассчитана на ознакомление с научно-популярной литературой, написанной в области античной истории.

2.Историки античности. Древняя Греция. Древний Рим. Пер. с древнегреч., сост. М. Томашевской. – М.: Правда, 1989 – 662 с.

Книга рассказывает об истории в Древних странах (Греции и Рима). В ней содержаться не только рассказы античных историков, но и биографии историков античности.

3. Энцикл.: История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.

В этой книге собраны короткие рассказы по всей истории древности – начиная с древнейших времен, кончая нашими днями. Здесь даются ответы на вопросы: Что такое история? Как люди жили в древности? Чем занимались? Периодизация стран и т.д.

4.Энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.

В этой книге можно узнать о том, кто живет в Шри-Ланке, как живут папуасы, с какими удивительными животными можно встретиться в Австралии и многое другое. Энциклопедия расширяет кругозор, помогает усваивать школьную программу по географии и истории. Рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся младших и средних классов школ, лицеев и гимназий.

5.Когда, где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом Ридерз Дайджест», 1998. – 448 с.

Это новая книга по истории человечества, не похожая ни на одну из уже существующих. Здесь собраны рассказы о 100 крупнейших мировых событиях начиная с древнейших времен. Все они, так или иначе, меняли лик мира, одни – драматично и сразу, другие – медленно и, казалось бы, непредсказуемо. Все, что случалось, случалось неожиданно, ведь известно, что история не повторяется.


1. ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПАТА В АНТИЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

1.1 Монархия при Октавиане Августе

Основные вопросы римской истории этого периода:

1) В чем заключаются особенности установленного Августом политического строя.

2) К чему сводится социальная сущность тех отношений, которые создались в результате гражданских войн.

Ряд античных авторов определенно говорит о том, что Август, победив политических противников, сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Историк III века Дион Кассий проводит мысль о том, что при Августе в Риме была установлена монархия. Но официальная версия давала иной ответ на этот вопрос. Версия эта сформулирована в документе, в котором Август характеризует свою власть и политическую деятельность. После смерти Августа его преемником Тиберием были вскрыты различные документы, в их числе тот, про который Светоний говорит: «свиток содержал список, относительно которого он выразил желание выгравировать его на медных таблицах и поместить перед его мавзолеем».

Были найдены три копии памятника. Лучше всего сохранилась копия, найденная на месте древнего города Анкиры. Подлинный текст был озаглавлен таким образом: «(перечень) деяний божественного Августа, при помощи которых он подчинил весь мир власти римского народа, и тех затрат, какие он произвел в пользу государства и народа римского». Памятник разделен на 35 глав, к которым добавлен список раздач.

Итак, за простым, как бы случайным перечнем деяний скрывается до конца продуманное обоснование деятельности, показывающее, что вся жизнь с девятнадцатилетнего возраста была посвящена служению государству, и это получило должную оценку.

Создавая свои «Деяния» Август преследовал далеко идущие цели укрепления, созданного им политического режима. Он стремился показать благонамеренным поданным империи, что это наилучший политический режим, от сохранения и упрочения которого зависит выгодный свободному населению порядок.

Главные преимущества принципата, которые пытается сформулировать Август в своем историко-политическом документе:

1) Расширение границ империи с целью установления «римского мира».

2) Возрождение старых законов и дедовской религии для укрепления семьи и власти над рабами.

3) Установление единодушия между сословиями на почве признания господствующего режима.

4) Постоянная помощь неимущим гражданам и воинам после окончания службы.

5) Укрепление международного авторитета римского государства.

Одновременно он указывает и свои заслуги как кормчего, которому сенат и римский народ вручили в годы гражданских бурь, потрясенный междоусобицами государственный корабль, который он вывел в безопасные воды, залатал и укрепил на вечное плавание.

         Свои намерения встать во главе государства Август тщательно скрывает, рисуя себя лишь исполнителем поручений, какие ему давались сенатом и римским народом. При этом неоднократно подчеркивается стремление республиканских полномочий и традиций.

1.2 Характеристика Августа

Август не был человеком, который на основании определенной политической ситуации мог предвидеть будущее и выдвигать новые политические идеи. Наоборот, это был человек, способный усваивать чужие мысли и подхватывать идеи и лозунги, созданные другими. Были подняты лозунги против цезаризма. Август принял их, почти не изменяя, и в качестве своей цели провозгласил восстановление прошлого, которое, вместе с тем, должно было означать начало нового золотого века. Все говорили о мире, и, учитывая это, Август выдвинул лозунг, получивший название Августова мира. Таким образом, лозунг в известных отношениях оппозиционный, поскольку направлен против господства военщины, превратился в часть официальной программы Августа. То же можно сказать и относительно попыток восстановления старых нравов. Ни Август, ни его близкие к этому возврату не стремились, но это поднимало его престиж в глазах консервативной сенаторской аристократии, а главное, делало популярным его мероприятия среди италийской муниципальной знати.

В первые годы Октавиан больше всего надеялся на легионы. Ради них предпринимались конфискации италийских земель. Но последующие события показали, какое значение имеет враждебное настроение гражданского населения. Движения людей, восстания в Риме и Италии, необходимость сдерживать притязания ветеранов – все это заставило Октавиана быть еще более осторожным в своих поступках, и с победой над Секстом Помпеем(1) начинает проявляться его внешний республиканизм.

Стремясь к монархической власти, Август не придавал значения внешней стороне, как было свойственно Цезарю. Он учел, что аристократия ценит главным образом не сущность республиканского режима, а прежде всего внешние его формы. Поэтому Октавиан считал, что он может, формально восстановив республику, сохранить вместе с тем свою власть. Этим же объясняются и неоднократные отказы Августа от власти. В первый раз это произошло в 27 г. до н.э., затем повторялось несколько раз, когда истекали сроки полномочий Августа. Вряд ли кто-нибудь из окружающих Августа верил в искренность и серьезность этих отказов, но они подходили к «Республиканской внешности» августова режима. Скромность принцепса должна была напоминать о его старореспубликанских добродетелях и служить примером. В «Деяниях божественного Августа» он говорит, что не принял многих триумфов, которые давал ему сенат.

Сдержанность и показная скромность сказались и в его отношении к обожествлению. Август, запрещая воздвигать себе храмы в провинциях, не говоря уже об Италии, допускал строительство храмов и жертвенников, посвященных ему вместе с богиней Ромой. Он делает все для того, чтобы культ его и богини Ромы распространился по всей империи; не без влияния самого Августа поэты говорят постоянно о его божественности.

Осторожность проявлялась не только в его политических мероприятиях, но и в частной жизни. Он даже со своей последней женой Ливией говорил по заранее подготовленному конспекту.

По своему умственному кругозору Август не возвышался над уровнем среднего человека, принадлежавшего к высшим кругам римского общества. Он победил, прежде всего, как сын Цезаря, поскольку цезаризм находил сторонников среди различных групп и с ними связывались самые разнообразные надежды.

Может быть, залогом успеха Августа было то, что он не выделялся среди людей так, как Юлий Цезарь. Ему чужды были широкие планы его приемного отца.

Август умер в городе Ноле. 19 августа 14 г. н.э. в возрасте 76 лет. Тело его по дороге в Рим несли видные представители тех муниципиев, через которые двигалась процессия, а около столицы приняли на свои руки всадники. Сенат без особых колебаний признал принцепсом Тиберия, который был намечен Августом еще в 4 г. После торжественных похорон особым сенатским постановлением Август был признан божественным и в его честь был учрежден особый культ. Народ был спокоен. Возникло волнение лишь в праздник августалий, потому что актер… не хотел выступать за цену, которую назначила первоначально Ливия.


2. ВРЕМЯ АВГУСТА: ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА

2.1 Гений пропаганды

Стремление представить себя отцом и благодетелем своего народа, а свое царствование – образцом, достойным для подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам. Уже древневосточные цари восхваляли себя до небес и даже из победных надписей своих предшественников выскабливали их имена и вписывали свое. Но ни один из царей, тиранов, диктаторов Древнего Востока или Запада, не смог сравниться с Августом в целенаправленном, глубоко продуманном проведении политической пропаганды. Бездарный полководец, трусливо прятавшийся за спины сподвижников, посредственный поэт, ничтожество по сравнению с Цезарем, в пропаганде Август был гением.

Когда в 1937 году Бенито Муссолини, считавший Августа «основателем фашистского режима» устроил в Риме празднование его юбилея, ему хватило статуй, надписей, монет, гемм, мозаик, расписной керамики для экспонатов грандиозной выставки, занявшей несколько кварталов. Героем всех этих памятников эпохи был Август, могущественный, мужественный, милосердный, справедливый и благочестивый. И если бы кому-нибудь вздумалось организовать такую же выставку в Турции, Испании, Германии, то хватило бы экспонатов и там.

Имеются много фактов, говорящих о болезненном честолюбии «скромнейшего из римлян», о мстительности, скрывающейся под личиной милосердия и благочестия. Август назначил наместником Египта, ставшего римской провинцией, всесторонне талантливого Корнелия Галла, полководца, нанесшего поражение самому Антонию, одного из прославленных поэтов своего времени. Во главе войска он совершил поход на пороги Нила и достиг мест, куда никогда не ступала нога римлянина. Доставив в Рим один из каменных обелисков времени фараонов, Галл написал о своем походе за пределы Египта, забыв при этом упомянуть Августа. Когда это стало известно Августу, он принудил Галла покончить жизнь самоубийством.

Не одно прославление Августа было содержанием тонко и незаметно направляемой им пропаганды. Она внедряла в общественное содержание идею божественности, верховной власти, убеждала подданных в щедрости носителей этой власти, украсившей город монументальными постройками, рассчитанными на века и уже этим оказывавшими воздействие на современников. Она способствовала восприятию единоличной власти как покровительности культуры, и монументальные здания библиотек, публичных библиотек, впервые появляющихся в античности не в полисный, а в имперский период, воплощали эту идею в камне. Она навязчиво, но систематически убеждала в значимости завоеваний, охвативших огромные просторы.

Лозунги, провозглашавшиеся Августом и подхватываемые сенатом, растекались в зримых образах по всей империи на реверсах (оборотных сторонах) монет, аверсы (лицевые стороны), которые украшало изображение самого Августа.

Одним из интереснейших памятников монументальной пропаганды стала поставленная в портике ближайшего сподвижника Августа Агриппы карта. В основе этой монументальной карты, запечатлевшей не только римские владения, но и земли народов, с которыми Рим приходил в соприкосновение – стремление наглядно продемонстрировать размах римских завоеваний, как бы приобщив каждого к величию могучей империи.

До наших дней знаменитая карта не сохранилась, но один из римских авторов, Плиний Старший, полностью воспроизвел в своем труде сопровождающее ее описание, составленное самим Агриппой, еще до того, как она украсила его портик.

Памятники, надписи, статуи, появлявшиеся в столице, сотнями и тысячами подобий растекались по всей империи. Благодаря речи оратора III века до н.э. Эвмена, произнесенной на форуме Августодуна, мы знаем, что такая же карта украшала портик этого города Галлии, носившего имя принципата. В этой речи откровенно прозвучало то, о чем умолчал Плиний, восхищаясь агрипповой картой: роль такого рода наглядной агитации, развернувшейся в постоянно посещаемом портике.

Радуясь реставрации портика, в котором находилась карта, галльский ритор подчеркивал ее значение. Карта, по словам Эвмена, помогает «обучить молодежь и помочь ей легче воспринять глазами сведения, которые не так легко усвоить ушами, представить положение всех стран с их названиями, их протяженностью, с расстояниями, их отделяющими, как и со всеми реками, с истоками и устьями», а главное – «позволяет им окинуть взглядом блистательные подвиги наших императоров, показывая, по мере того, как прибывают каждое мгновение друг за другом гонцы, покрытые потом и возвещающие о победах, сросшиеся реки Персии, пожираемые засухой поля Ливии, кривизну рукавов Рейна, многочисленные устья Нила…»

Помимо мрамора, бронзы, глины, драгоценных камней для восхваления принцепса и установленных им порядков служило и слово. Август непосредственно руководил написанием римской истории Титом Ливием, проверяя каждую часть его огромного труда перед ее обнародованием. Руководство поэтами он поручил своему другу Цельнию Меценату, само имя которого стало символом знатного покровителя поэзии и искусств. Меценат и на самом деле имел знатное происхождение и гордился тем, что в его роду были этрусские цари. Но не с этим связана определенная ему Августом роль. Меценат долгое время был префектом претория и, таким образом, отвечал за внутреннюю безопасность государства и лично Августа.

2.2 Религиозная политика

Август, как и большинство образованных людей его времени, скептически относился к народным верованиям, нелепость которых была показана Эпикуром, Зеноном и римским последователем Эпикура Лукрецием. Однако, придя к власти, он поставил своей целью возродить староримскую религию, чтобы укрепить тем самым и свое положение как главы государства. Были восстановлены находившиеся в полном запустении храмы, возобновлена деятельность старинных жреческих коллегий. Авторитет некоторых из них был поднят тем, что Август стал их членом. В 12 г. до н.э. после смерти триумвира Марка Липида, бывшего великим понтификом, Август принял на себя и этот сан, став, таким образом, наряду с другими своими должностями, главой римской религии.

Это полномочие было использовано им для преобразования римской религии в чуждом ей направлении, для установления культа личности главы империи.

В каждом доме Рима и Италии стал почитаться на ряду с ларами и пенатами гений Августа. В римский пантеон были введены такие боги, как «Августов мир», «Фортуна возвращения» (Августа).

Культ Августа перешагнул через границы Рима и Италии. Он распространился по всему римскому кругу земель – по всем провинциям, где устанавливались храмы Августу и Роме или клялись его именем. Участие в этом восхвалении живого бога стало свидетельством лояльности подданных римской империи.

Лживость уверений Августа в том, что он установил римскую республику, очевидная из объема присвоенных ему полномочий, явствует также из того, что он на протяжении многих лет готовил себе наследника. Сначала это был племянник Марцелл, за которого Август выдал свою дочь Юлию. Но Марцелл скоропостижно скончался. Тогда Август выдал дочь, ставшую разменной монетой в политической игре, за полководца Агриппу, который должен был наследовать Августу как зять. Но умер и Агриппа. После этого Август усыновил сыновей Юлии Луция и Гая, которых, несмотря на их юный возраст, сделал «руководителями молодежи». Когда умерли один за другим и они, он назначил наследником своего пасынка Тиберия, которого никогда не любил и называл «медленно жующими челюстями».

Говорят, что незадолго до смерти Август обратился к вошедшим в комнату друзьям с вопросом, хорошо ли сыграна им комедия жизни… Может быть переход власти к подозрительному и не скрывавшему своей жестокости Тиберию, словно подчеркивающему всем своим обликом контракт с благочестием и милосердием Августа, был последним актом этой комедии, длившейся 44 года.


3.МЕЦЕНАТ И АГРИППА

3.1 Меценат

Вместе с Августом вступил в историю Рима и Гай Цильний Меценат. Август увековечен названием самого благодатного месяца года, Меценат – безупречным вкусом в поэзии и щедростью к людям искусства – меценатством.

Выходец из этрусского аристократического рода, потомок лукумонов, Меценат был другом Августа и его добрым гением. Только он мог подсказать императору выход из политической ситуации, запутанной, как мифический лабиринт. Покидая столицу империи, Август оставлял Рим на этого человека, не занимавшего никогда никакой выборной должности. Меценату подчинялись консулы и сенат. И это лишний раз характеризует принципат не как «восстановленную республику», как официально объявил Август, а как режим личной власти. Никто не знает о чем совещались Август и Меценат за толстыми стенами дворца на Палатине. Обнародована лишь одна их беседа, состоявшаяся в повозке на пути в амфитеатр. Ее свидетелем оказался поэт Гораций. Предвкушая предстоящее зрелище, Август и Меценат спорили, кто победит, Галл или Самнит? Кто кого? И к тому же, Горацию удалось увидеть, как десятки тысяч зрителей в том же амфитеатре на правом берегу Тибра, на Ватикане, стоя приветствовали простого римского всадника Мецената, впервые после выздоровления показавшегося римскому народу.

В историческом труде Диона Кассия (конец II – начало III века н.э.) описана беседа Октавиана с его советниками Агриппой и Меценатом. Агриппа предлагает победителю в гражданских войнах восстановить республику. Меценат же советует установить монархический способ правления, доказывая его преимущество. Октавиан, как известно, принял сторону Мецената, хотя внешне сохранил форму республики и царем себя не объявил.

Трудно было найти в Риме двух столь различных по характеру людей, как Август и Меценат. Первый из них - сдержанный, с непроницаемым взглядом, осторожный, в начале своего пути выбравший маску и носивший ее всю жизнь. Второй – шумный, оживленный, всегда окруженный людьми и выделяющийся среди них. Столь же разительно они отличались внешне. Август – в трех туниках даже летом, «чтобы не продуло», с тогой старинного покроя поверх них. Меценат – в одной «распущенной» (т.е. неподпоясанной) тунике даже на форуме, но чаще в пурпурной тоге, как в царской мантии. И всегда в сандалиях с серебряными пряжками, с золотыми кольцами на многих пальцах. Можно было даже принять Мецената за царя, а его спутника, величайшего из земных владык, за секретаря или слугу. Дом Августа на Палатине, не выделявшейся размерами, был декорацией строго продуманного политического зрелища. Меценат занимал дворец на Эсквилине, откуда открывался вид на весь город и на Альбанские холмы, виднеющиеся на горизонте.

3.2 Агриппа

Мецената, умершего в 9 г. до н.э., можно было бы назвать головой Августа, правой же его могучей рукой был римский всадник Марк Випсаний Агриппа, соученик Октавия сначала по школе риторов в Аполлонии, а затем его спутник в Испании. Когда в Аполлонии достигла весть о гибели Цезаря и назначении Гая Октавия его главным наследником, мать будущего Августа (племянница Цезаря) и отчим юноши были единодушны в том, что Октавию в Риме делать нечего. Но юный Агриппа думал иначе, и Октавий, прислушавшись к совету друга, от наследства отказываться не стал. Сопровождаемый Агриппой и набранным им небольшим воинским отрядом, Октавий отправился в Рим, чтобы стать там Октавианом, а затем Августом. И именно с этого времени Агриппе поручалось руководство всеми военными операциями, а плодами его побед пользовался Август.

Август доверил Агриппе и то, что может быть названо «монументальной пропагандой». Агриппа воздвиг в Риме первые публичные термы. Они были сооружены за три года до битвы при Акции, как своего рода предвестие будущей политики «хлеба и зрелищ». Плебеям, мужчинам и женщинам, раздавались тессеры на посещение терм и банные принадлежности. Агриппа также воздвиг «храм всех богов» - Пантеон, впоследствии перестроенный Адрианом, но сохранивший имя первого строителя.

Агриппе Август доверял, как самому себе. Во время тяжкой болезни в 23 года он передал ему свое кольцо с печатью, чем оскорбил родного племянника Клавдия Марцелла. После этого Агриппа вынужден был отправиться на Восток в качестве наместника. В 21 год Агриппа получает высшую военную власть в империи и командование над войсками западных провинций. Одновременно Август вводит Агриппу в свою семью, отдав ему в жены дочь Юлию. Сыновья Агриппы должны были наследовать Августу, если бы не их странная гибель.


4.РИМ И ИМПЕРИЯ ПРИ БЛИЖАЙШИХ ПРЕЕМНИКАХ АВГУСТА

4.1 Наследники

Более полувека после Августа во главе Рима и империи стояли его преемники, вначале еще пытавшиеся следовать «заветам» принцепса. Но вскоре в ходе нараставших в обществе противоречий спали те завесы, которыми Август искусно скрывал сущность своей власти, и она пристала тем, чем была с самого начала, - монархией, опирающейся на легионы и преториальную гвардию. И не только проницательным умом, но и мало-мальски разбиравшимся в политике людям стало ясно, что, отказываясь от титула и атрибутов царской власти, Август заложил в Риме основы единоличного режима. Наследниками Августа стали те, кто был предназначен быть ими в силу родства, а не каких либо заслуг или талантов. Они выросли в обстановке лжи и нескончаемых интриг при дворе монарха, видя как их мать и бабка Ливия, одна из самых страшных женщин в мировой истории, с которой даже Август разговаривал по заранее заготовленному конспекту, пробивала им дорогу к власти. Они официально назывались Юлиями-Клавдиями и «Цезарями», а фактически были потомками и наследниками Ливии.

4.2 Лицемер. Безумец. Антикварий. Кровавый фигляр

Время в Риме отмерялось по правлениям консулов; но фактически судьба города на семи холмах и огромной империи была в руках сменявших друг друга принцепсов. Монеты с портретными изображениями расходились по всему кругу земель и как бы становились его лицом.

Тиберия назначил своим преемником умирающий Август. И еще не дождавшись его кончины, наследник выделил преторианцам места для охраны порядка и назвал пароль. Но в сенате в полном соответствии с усвоенными со временем Августа правилами игры, была разыграна постыдная комедия отказа от власти. Сенаторы умоляли Тиберия принять бразды правления, а он отказывался, пока кто-то не выдержав, не воскликнул: «Пусть правит или уходит!» И тогда тот «словно против воли с горькими жалобами на возлагаемое на себя тягостное бремя, но принял власть».

В первые годы правления он демонстрировал полное почтение к отцам-сенаторам, а перед назначаемыми им самим консулами вставал с места и уступал им дорогу. Он любил повторять, что хороший принцепс должен быть «слугой сенату, порой всему народу, а подчас – и отдельным гражданам», но отменил народные собрания за ненадобностью. Когда сенаторы в порыве преданности предложили переименовать сентябрь в «тиберий», он тотчас отверг этот почет. Не посчитался он и с их готовностью карать проявления непочтительности и злословия в его адрес, заявив, что «в свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык», но в первый же год правления возобновил действие вышедшего из употребления закона об оскорблении величия римского народа, превратив его в закон об оскорблении собственной персоны и членов его семьи, в инструмент террора. По мере усиления власти Тиберия закон об оскорблении величия стал применяться все шире и шире, карая не только за какую-либо неуместную шутку, но и за порку раба вблизи статуи императора или уплату монетой с его изображением в каком-либо отхожем месте.

Тиберия еще в какой-то мере сдерживал страх перед местью со стороны родственников казненных, пока он находился в Риме, но после его бегства в 26 г. на остров Капри опасность нависла едва ли не над каждым, кто выделялся умом или богатством. После попытки префекта преторианцев Сеяна захватить власть Тиберий вообще никому не доверял и в течение 9 месяцев не решался покинуть свою крепость, откуда он руководил расправой.

Смерть Тиберия встречена в Риме ликованием. Город наполнился толпами, орущими: «Тиберия в Тибр!» - это было связано не с гонениями на сенаторов, а с его скаредностью, с прекращением хлебных раздач и устройства зрелищ. Появившийся в Риме вместе с телом принцепса юный Гай Цезарь, назначенный на Капри наследником совместно с несовершеннолетним внуком Тиберия, был по настоянию ворвавшейся в сенат возбужденной толпы утвержден единоличным принцепсом.

Новый владыка Рима, внук Августа Гай Цезарь, выросший в лагере своего отца Германика, еще ребенком приучился к солдатской службе и носил миниатюрную солдатскую обувь, давшую ему прозвище «Калигула». Он правил с 37 по 41 г., запомнился римлянам своим произволом, разорительными для казны излишествами, поведением, обладающим внешними симптомами психического заболевания. Но болезнь, которой страдал сын Германика, была не шизофренией, а эпидемией, порождаемой вседозволенностью, атмосферой сервилизма. Жертвой Калигулы стали те, по чьим спинам он, как по лестнице, пробрался к власти, кто помнил его еще младенцем, кто видел в нем бога. Подсчитано, что за первых неполных месяца после его прихода к власти от радости римляне закололи 160 тысяч жертвенных животных, а когда Калигула простудился, ночами скорбные толпы окружали Палатин, в готовности отдать себя в жертву за его выздоровление. Так, очень скоро, по словам его биографа, «Калигула убедился, что он превыше и принцепсов и царей, и распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, снять их головы и заменить своими».

Снятие голов стало с тех пор любимым времяпрепровождением императора. Он приказывал обезглавливать прямо во дворце. Тестю Силану была оказана милость перерезать себе горло самому бритвой. На пирах он долго вглядывался в своих гостей, а затем внезапно начинал хохотать, и на вопрос о причинах хохота отвечал: «Стоит мне кивнуть – и тебе отрубят голову».

Сенаторов в соответствующем их достоинству облачении, он заставлял нестись за своей колесницей, как не приходилось бегать даже рядовым клиентам за носилками подкармливающего их патрона. Часто после казни отдельных сенаторов он, будто бы по забывчивости, продолжал издевательски посылать им на дом приглашения к обеду. Среди ночи он нередко вызывал сенатора во дворец, и никто не ведал, чем кончится ночной вызов – приказом вскрыть вены или приглашением разделить с императором удовольствие от дополнявшей ночной пир схватки гладиаторов.

Калигула погиб в результате заговора, организованного преторианцами. Сенаторы попытались восстановить республику. Но хозяевами положения были уже не они.

Когда в день убийства Калигулы возбужденные кровью преторианцы ворвались во дворец, чтобы подыскать там преемника убитому, кроме перепуганных до смерти женщин, там оказался единственный мужчина, спрятавшийся за занавеской. Преторианцы вытащили его и, подняв на плечи, понесли в свой лагерь. Это был дядюшка Калигулы Клавдий. После трехдневных торгов преторианцев с сенатом он был провозглашен императором.

Клавдий был учеником Тита Ливия и вслед за ним посвятил себя истории, но не современной, а древней истории Этрурии и Карфагена. И это спасло ему жизнь, ибо человек, занятый отдаленным прошлым в политизированном семействе Августа виделся круглым идиотом. Калигула, устранивший всех потенциальных претендентов на власть не тронул Клавдия и как-то в порыве благодушия даже назначил его консулом.

К обязанностям главы государства Клавдий отнесся с присущей ему серьезностью и не подписывал ни одного распоряжения, тщательно не изучив всех обстоятельств. Но поскольку времени для огромного множества дел не хватало, а сенаторам, за короткий срок организовавшим несколько заговоров, Клавдий не доверял, ему пришлось окружить себя вольноотпущенниками. Одних он назначил на прием жалоб и ответов на них, другим поручил переписку, третьим – управление имуществом.

Научных занятий Клавдий не оставлял, используя для этого каждое свободное мгновение. Он первым из римлян стал пользоваться крытыми носилками, в которых, согласно распоряжению Августа, подтвержденному Тиберием, дозволялось носить лишь женщин. Носилки же имели еще и ту выгоду, что можно было не видеть рабских изъявлений покорности. Отказался Клавдий и от подарков, которые принимал не только Калигула, но и Август, зато использовал свою власть для того, чтобы ввести в латинский алфавит две этрусские буквы (после его гибели они были немедленно отменены), и распорядился, чтобы его труд об этрусках и карфагенянах – дело его жизни – читался публично в Александрийском мусейоне.

Увлеченность Клавдия древностями, а затем занятость государственными делами пагубно сказались на его семейной жизни. О любовных приключениях его жены Мессалины полнился слухами весь Рим. Но сам Клавдий не обращал внимания на слухи и развелся с ней лишь тогда, когда ему сообщили, что она отпраздновала бракосочетание с молодым сенатором. Холостяка-императора прибрала к рукам племянница Агриппина, добившаяся, чтобы он, имя родного сына Британика, усыновил сына от ее последнего брака. После этого Клавдий был отравлен.

Имя отравительницы носит и поныне один из крупнейших европейских городов – Кельн: она родилась здесь на земле одного из германских племен, в римском лагере, на месте которого возник город, получивший название Колония Агриппина. Сын ее Нерон, ради которого Агриппина совершила преступление, не оставил следа на карте Европы, но своей геростратовой славой превзошел всех.

Первые годы правления Нерона принято называть «золотым пятилетием» - ибо находившийся под неусыпным контролем своей матери и строгих воспитателей он только постигал азы науки о власти и лишь изредка появлялся перед народом. Но эта идиллия завершилась бунтом: Сенека был изгнан, а мать сначала лишена всех почестей и власти и удалена из дворца, а затем и убита после ряда покушений. Именно тогда Нерон открылся римлянам во всем разнообразии своих талантов: декламатора, певца, артиста, кулачного бойца и циркового возницы. В театре Нерон выступал в масках богов, героев и даже богинь в пьесах на мифологические сюжеты. Не было ни одних цирковых игр, которые бы он пропустил. Совершив поездку в Олимпию, он правил упряжкой из десяти лошадей. И хотя он коней сдержать не смог, судьи назначили ему победу и наградили венком. В благодарность он даровал судьям римское гражданство, а всех греков освободил от податей. Величие Рима было его манией. Поэтому, может быть, не было бы случайностью, что в его правление произошел величайший из римских пожаров. Из 14-ти районов пламя полностью поглотило 10.

Кто был виновником пожара так до сих пор никто не выяснил. Утверждают, что во время пожара, находясь на башне дворца Мецената, Нерон, облаченный в театральный костюм, встав на котурны, декламировал стихи о гибели Трои. Молва о причастности Нерона к пожару в Риме стала распространяться еще тогда, когда дымились развалины. Желая погасить опасные для его репутации, а возможно и власти, слухи, Нерон объявил в поджоге Рима «врагов рода человеческого» - христиан. Их, обмотанных в просмоленные шкуры, привязывали к высоким столбам и под ликование толпы поджигали.

Среди сенаторов назревало недовольство, вылившееся в заговор с целью замены Нерона неким Кальпурнием Пизоном, за которым никто не стоял, кроме длинного ряда аристократических предков. Участники заговора, среди которых были сенаторы, военные и одна женщина, были казнены. Вынужден был вскрыть себе вены и воспитатель Нерона Сенека, обвиненный в сочувствии к заговорщикам (65 г. н.э.).

В самом Риме вскоре против Нерона поднялись преторианцы. Сенат низложил Нерона и объявил его вне закона. Вынужденный покинуть столицу, он вскоре кончил жизнь самоубийством. Последние его слова: «Какой артист погибает!»

Ни один из императоров не был так любим, как Нерон. Его могилу украшали цветами, выставляли его бюсты. Распространялись слухи, что Нерон жив и вскоре вернется. Хорошую память о нем сохранили не только греки, но и главные враги Рима парфяне. На Востоке трижды появлялись под его именем самозванцы, привлекая множество сторонников.


5. КРИЗИС

5.1 Домициан

Каждой провинцией должен был управлять наместник, легионом командовать легат, порядок в Риме обеспечивать магистрат. Все они по традиции избирались из числа сенаторов. Но сенат был древним республиканским учреждением, а императорам нужна была единодержавная власть. Поэтому любая власть и любой почет, принадлежавшие сенату, воспринимались как отнятые у государя. Большинство императоров I века, постоянно стараясь изменить соотношение в свою пользу, в общем, мирились с тем, что какая-то часть власти оставалась и у сената. Домициан чем дальше, тем меньше был склонен следовать их примеру. Осенью 88 г. против него восстали 4 легиона Верхней Германии во главе с наместником провинции. Домициан счел, что за наместником маячил сенатский заговор, и, когда восстание было подавлено, казни, неслыханные по размаху и жестокости, обрушили