Ссылка на архив

Древнескандинавская мифология и история Рун

Древнескандинавская мифология и история Рун

Священная драма, которая лежала в основе мистерий Одина, такова: Верховный невидимый Творец всех вещей назывался Все-Отцом. Его регентом в Природе был Один, одноглазый бог. Подобно Кецалькоатлю, Один был поднят до уровня Верховного Божества. Согласно Дроттарам, вселенная была образована из тела Имира, ледяного гиганта. Имир получился из тумана, который пал из Гинунгагап, мировой бездны в хаосе, где обитали гиганты льда и огня. Три бога – Один, Вили и Ве – свергли Имира и из него образовали мир. Из различных частей Имира были созданы различные части Природы.

После того как Один установил порядок, он построил волшебный дворец, названный Асгард, который размещался на вершине горы, где 12 Эзиров (богов) обитали вместе и куда невозможно было ступить ноге человека. На этой горе было также место смерти, Валгалла, где умершие герои сражались и праздновали. Каждую ночь их раны залечивались, и кабан, плоть которого они поедали, тут же появлялся вновь.

Бальдер Прекрасный – был любимым сыном Одина. Бальдер не был воителем – его добрый и прекрасный дух приносил мир и радость сердцам богов, и они все, кроме одного, любили его. Среди двенадцати богов один был ложным. Это был Локи, персонификация зла. Локи подговорил Хеда, слепого бога судьбы, убить Бальдера стрелой из омелы. Со смертью Бальдера исчезли свет и радость из жизни богов. Потрясенные, боги собрались, чтобы открыть секрет оживления этого духа молодости и жизни, результатом чего и явились Мистерии.

Мы приводим здесь один из самых древних текстов «Эдды»: «Прорицание провидицы», в котором дается рассказ о сотворении мира, его грядущей гибели и возрождении.

Внимайте словам моим, боги и смертные,

Великие дети Геймдалльра и малые.

Ты, Один, желаешь, чтобы речь повела я

О судьбах предвечных всего, что живет.

Я знаю века исполинов древнейших,

Чей род моих предков на свет произвел;

Знаю девять миров я под Деревом вечным,

Чьи корни покоятся в недрах земных.

В начальное древнее время жил Имир.

Земли тогда не было; не было неба;

Ни морского песку, ни холодной волны;

Трава не росла: всюду бездна зияла.

От Бора рожденные подняли почву

И Вместе устроили Мидгард прекрасный;

Грел с полудня луч солнца соленые камни -

И травою зеленой земля поросла.

Солнце с месяцем вместе на небе стояло

И касалось десницею края небес.

Не знало оно, где чертог его в небе,

И месяц не знал, что за мощь он имеет;

И звезды не ведали, где их пути.

Сошлись совещаться великие боги -

Совет свой созвали святые властители.

Нарекли имена полнолунью и ночи,

Названия выбрали утру и вечеру,

И полдню, и среднему времени также.

Поселилися асы в полях Идавалльра,

Воздвигли чертоги, святилища светлые,

Горны растопляли и плавили золото,

Мастерили уборы, ковали орудия.

Во дворах веселились, играли в тавлеи;

Водилось всегда у них золота вдоволь;

Пока не явились три вещие Девы,

Из земли исполинов могучие гостьи.

Сошлись совещаться великие боги,

Совет свой созвали святые властители.

Обсуждали, кто должен был карлов создать

Из Бримира крови, из Блаина членов.

И самым сильнейшим Мотсогнир был создан

Из рода всех карлов; а Дуринн вторым.

Во множестве карлы в земле – как указывал

Им Дуринн, подобий людей понаделали.

…….

Однажды три аса благих и могучих

Шли вместе по берегу моря домой.

На прибрежьи нашли они чаявших жребия –

Бессильно лежавших там Аскра и Эмблу.

Души и дыханья у них еще не было,

Теплоты, и движенья, и жизненных красок.

Гонир душу им дал, дал им Один дыхание,

Дал Лодурр тепло и цветущие краски.

Зная я, что есть ясень по имени Иггдрасиль;

Окропляется белою влагою он.

От той влаги роса по долинам земли;

Зеленеет он вечно, ключ Урдр осеняя.

Воздвигнут чертог перед ясенем тем,

В чертоге три вещие Девы живут.

Кору они режут. (И Урдр – имя первой,

Ворланди – вторая, Скульд – третья сестра.)

Они положили всем жребий жизни,

Судили все доли, удел всех людей.

Я знаю, как в свете война была первая -

У богов, из-за Гулльвейг, заколотой копьями.

Сожгли ее после в жилище у Гара,

Три раза сожгли ее, трижды рожденную.

Часто жгут ее вновь, но не гибнет она.

Звалась она Гейдр, появляясь в жилищах,

Колдунья недобрая с даром провидицы;

Зло творила и зелья варила она -

Наслажденье всегдашнее жен нечестивых.

Сошлись совещаться великие боги,

Совет свой созвали святые властители.

Судили: платить ли противникам дань,

Иль признать своих богов за участников жертв?

Один бросил копье против вражеской рати;

То было во дни первой в мире войны –

Разрушился вал вокруг крепости асов,

Когда осаждали их ваны отважные.

Сошлись совещаться великие боги,

Совет свой созвали святые властители.

Кто пагубным ядом наполнил весь воздух,

Кто йотунам выдать мог Одра невесту?

Лишь Торр бой затеял, охваченный гневом;

Он редко в подобных делах терпелив, -

Поколеблены были обеты и клятвы,

И нарушена верность былым договорам.

Мне известно, что скрыт рог заветный Геймдалльра

Под святым, светлым воздухом дышащим Деревом

И влаги ручьи на него источает

Залог Властелина. – Поймете ль вы весть мою?

Одна я была, когда старый Властитель

Богов стал мне гостем и в очи взглянул мне.

«Что хочешь спросить ты? Для чего испытуешь?

Известно мне, Один, где око твое».

Я знаю, что Одина око сокрыто

В источники Мимира, мудростью славном.

И каждое утро пьет Мимир от ока

Властителя Ратей. – Поймете ль вы весть мою?

Дал мне Ратей Отец ожерелья из кольца

За пророческий разум, за вещие речи.

……

Все девять миров созерцает твой взор.

Валькирий я видела светлое воинство,

Готовых помчаться к бойцам ополченным.

Там Скульд со щитом была; Скогуль за нею,

Гудр, Гильдр, Гондуль и Гейрскогуль.

(Я назвала вам Гэрйана дев боевых,

Валькирий, готовых на землю лететь.)

Мне дано было видеть, как светлого Бальдра,

Сына Одина кроткого, участь решилась.

Красуясь, высоко возрос над землею

Прекрасный и стройный побег омелы;

На вид безобидный, побег этот был

Оружием гибельным; Годр его бросил.

(Но скоро родился брат Бальдра тогда;

Лишь ночь проживя, бился Одина сын.)

(Он кудрей не расчесывал, рук не омыл,

Пока не повержен был Бальдра убийца.

Тем временем плакала в Фэнсале Фригг

Над горем Валгаллы. – Поймете ль вы весть мою?)

В провале средь леса я видела связанным

Несчастий зачинщика, Локи проклятого.

Там Сигин сидит, убиваясь в страданьях

Над мукою мужа… – Поймете ль вы весть мою?

С востока поток льется с долов отравленных.

Слидр зовется, и мчит он мечи и ножи.

…….

Чертог золотой на полях Нидавеллир

У племени Синдри на севере есть.

Другой – на горе великанов Окольнир.

Владеет им Бримир, там брагу пьют йотуны.

Я видела жилище солнца вдали.

Стоит оно в Настранде, двери к полночи.

Там яд протекает по капле сквозь кровлю,

Оплетают там змеи все стены чертога.

Я видела, как грозные реки несли

Изменников мертвых, убийц и предателей,

(Тех также, что жен соблазняли чужих.)

Ниддгоггр глодал там тела охладелые,

Волк рвал погибших. – Поймете ль вы весть мою?

На востоке, средь леса Железного, Старая,

Сидела, и Фенрира чад породила.

Один из них некогда сделаться должен

В обличии зверя, губителем света.

Станет питаться он мясом умерших,

Кровью обрызжет престолы богов.

Померкнет свет солнца; и годы последуют

Злые для мира. – Поймете ль вы весть мою?

Сидел на холме, ударяя по струнам,

Хранитель жен йотунов, Эггтер веселый.

Крикнул Фйалар в листве над головой –

Красивый петух красноперый запел.

Закричал у богов Гуллинкамби в Валгалле,

Тот, что будит любимцев Властителя битв.

Но другой закричал, цветом черный, петух

Глубоко под землею в селениях Гэль.

Залаял пес Гармо у пещер Гнипагэллира;

Узы расторгнуты, вырвался Волк.

Много я знаю; вижу я, вещая,

Грозно грядущий жребий богов.

В распре кровавой брат губит брата;

Кровавые родичи режут друг друга:

Множится зло, полон мерзости мир.

Век секир, век мечей, век щитов рассеченных,

Вьюжный век, волчий век – пред кончиною мира…

Ни один из людей не щадит другого.

Дико мятутся рожденные Мимиром.

Рог Гйалларгорн возвещает погибель;

Громко трубит Геймдалльр, рог в куски разлетается.

Держит Один совет с головой мертвой Мимира.

Иггдрасиль дрогнул, Ясень огромный;

Шум в древнем Дереве – Враг на свободе!

Страх поразит всех в мире подземном

В час, когда выступит Суртра сородич.

Что теперь с асами? Что теперь с альфами?

Турсы в смятении; боги совет ведут.

Стонет род карлов у каменных врат,

Племя лесное. – Поймете ль вы весть мою?

Лает пес Гармр у пещер Гнипагэллира;

Узы расторгнуты, вырвался Волк!

Много я знаю; вижу я, вещая,

Грозно грядущий жребий богов.

Гримр со щитом наступает с востока;

В море вздымается Змей мировой

В ярости древней; над трупами клекчет

Серый Орел. И Нагльфар плывет.

С севера страшный корабль приближается -

Мретвых везет; правит Локи рулем.

С Волком несчетные мчатся чудовища;

Билейптра брат направляет их рать.

С юга несется Суртр с Истребителем –

Солнцем сражений меч его жжет.

Рушатся горы, мрут исполинши;

Гэль жрет людей; свод небес разрывается.

Близится новое горе для Глин,

В час, когда Один схватится с Волком,

С Суртром же – светлый Бэли губитель;

Гибель настанет всей радости Фригг.

Видарр придет, чтобы с Волком сразиться,

Доблестный сын Господина Побед.

Меч через пасть пожирателю трупов

Всадит он в сердце – отомстит за отца.

Торр в бой готовится, славный сын Глодин.

Змей, Окружитель земель, пасть разверзнул;

(Пасть от земли до небес зазияла) -

Но направляется к Змею Громовник.

Змей побеждает Хранителя Мидгарда,

Скоро селенья людей опустеют!

Торр в час кончины вспять отступить

Должен на девять шагов пред чудовищем.

Солнце черно; земли канули в море,

Звезды срываются вниз с вышины.

Пар всюду пышет, и, Жизни Питатель,

Лижет все небо жгучий огонь.

Лает пес Гармр у пещер Гнипагэллира;

Узы расторгнуты, вырвался Волк!..

Много я знаю; вижу я, вещая,

Грозно грядущий жребий богов.

Знаю я, вижу, как снова возникнет,

Вновь зеленея, из моря земля.

Бьют водопады; орлы за добычей

Станут к воде на лету припадать.

Жить будут асы в полях Идавалльра,

Часто в речах вспоминать им случится

Мидгара Змея, и судьбы минувшие,

И стародавние Одина руны.

В новых дворах своих асы под травами

Доски найдут золотые, чудесные,

В древние дни для игры им служившие.

…….

Станут хлеба вырастать без посевов

Горе забудется; Бальдр возвратится.

Годр вступит с Бальдром в победный чертог,

В Гроптра жилище. – Поймете ль вы весть мою?

Гонир найдет себе жезл для гадания.

……

Правят рожденные братьями Твэгги

Родиной ветра. – Поймете ль вы весть мою?

Виду чертог, затмевающий солнце,

Золотом крытый, украсил он Гимли.

Только достойные там обитают,

В вечном блаженстве жизнь проведя.

Сходит тогда для суда высочайшего

Мощный Властитель в мир с высоты.

…….

Темный дракон, чешуею сверкающий,

Снизу, с утесов полночных летит.

Наддгоггр умерших уносит под перьями:

Скрыться теперь ему время пришло…

Руны – это древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы. Самые ранние рунические формы встречаются вырезанными на костях и стенах доисторических пещер. Рунические символы использовали для предсказаний и магии нордические народы, верящие в контакт с природными силами через призывание соответствующих рун. Много позднее руны были поставлены в соответствие со звуками, и, фонетически представленным, рунический алфавит появился только во втором веке до нашей эры, вероятно, в связи с развитием торговли со средиземноморскими народами. Существовало несколько различных рунических алфавитов, но наиболее общий – германский, или Старший Футарк, получивший свое имя от шести первых букв: F.U.T.A.R.K. Футарк содержит 24 буквы и разделен на три группы рун: 8 рун Фреи, 8 Хагала и 8 Тира.

По преданию, руны являются даром Одина, который увидел их на 9-й день, пригвоздив себя копьем к Мировому Древу Иггдрасил (дерево, формирующее 9 миров древнескандинавской мифологии:

Асгард (мир богов – асов).

Ванагейм (мир светлых духов – ванов).

Альфгейм (мир светлых благожелательных духов – альфов).

Мидгард (средний мир людей).

Йотунтейм (мир йотунов – исполинов).

Муспелльсгейм (мир огня).

Свартальфагейм (мир темных эльфов).

Нифльгейм (подземный мир карлов).

Нифльгель, или Гель (Хель – мир смерти)).

Один, проявляющий себя как всепроникающая творящая и образующая сила, известен также как верховный бог скандинавской мифологии, наделенный чертами мудреца и могучего шамана, он властелин валькирий – воинствующих дев, дарующих победы и забирающих павших воинов в чертоги его дворца Вальхалу. У древних германцев Одину соответствовал Водан. «Отец всего сущего Один», – говорят древние скандинавские скальды, – «сидит среди своего Эзира в городе Асгарде, на своем высоком престоле Глидскиалфе, откуда он может видеть весь мир и наблюдать за действиями людей.» Он старец, закутанный в широкий плащ, и лицо его заслонено большой шляпой. У Одина только один глаз. В Валуспе описывается, как однажды он отправился к Мировому Дереву напиться из источника знания и мудрости, находящегося под одним из его корней. Этот источник охранялся великаном Мимиром. Один, чтобы добиться желаемого, оставил у него свой глаз. Найти это чудо нетрудно, в ясный день посмотрев на отражение в воде его другого глаза – солнца. Различные легенды и мифы по-разному рассказывают об Одине. Одни представляют Одина созвездием «Большой Медведицы» или называют «Дорогой Водана», «Млечный Путь», наряду с этим другие говорят о нем, как об историческом царе северных племен.

Все знания в те времена люди получали от шаманов – жрецов, бывших высшими священниками, учителями, врачами и магами. С помощью рун они способствовали выращиванию урожая, благословляли, лечили, предсказывали. Для людей руны были мистерией в каждом значении этого слова. Известная им связь символов с природными силами и энергиями вселенной, описываемыми мифами как боги, и многовековая вера, богослужения и ритуалы наделили руны огромной силой.

Руны, как и любые другие идеограммы, это, по крайней мере, замороженные символы настоящего состояния или концепции. Их цель – быть инструментом для открытия вашей тождественности с вашими личными, творческими, архетипическими символами. Им никогда не было позволено диктовать чьи-то действия. Способность увидеть ситуацию или предопределять будущее связана не только с символами, сколько с вашим умом. Знание о рунах имеет «открытый конец». Если вы позволите рунам быть, то увидите их повсюду, каждая руна станет раскрывать свое истинное значение, и вы сможете познавать мир и себя легко, как дети.

Описание Рун

FEHU

URUZ

THURISAZ

ANSUZ

RAIDO

KANO

GEBO

WUNJO

HAGALAZ

NAUTHIZ

ISA

JERA

EIHWAZ

PERTH

ALGIZ

SOWELU

TEIWAZ

BERKANA

EHWAZ

MANNAZ

BLAGUZ

INGUZ

DAGAZ

OTHILIA