Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт
Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 г. до н. э.. Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мокшане и эрзяне испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян. Согласно археологических данных, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне - бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселилась уже в позднейшее время, главным образом отступая перед русскими. Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года, когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «…бился Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден был Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «пургасскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода.
К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226—1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол, и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу. В 1237 эрзянская земля была полностью разорена Батыем.
В 1377 году эрзяне под начальством ордынского царевича Арапши, разбила нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне. Этот погром не остановил русской колонизации, и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV века.
В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мокшан и эрзян во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Стеньки Разина, а позже, как мокшане так и эрзяне - в восстании Емельяна Пугачёва.
Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в первой половине XVIII в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению. Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в. («Кузьма Алексеев»). Тем не менее, мокшане и эрзяне всё более подвергались обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских. Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы.
К началу XX века общая численность мокшан и эрзян насчитывала более 1 млн. человек и они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. их численность оценивалась в 1200 тыс. чел., по переписи 1926 г. на территории Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян — 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, так же 5,2 тыс. обрусевших мокшан и эрзян назвались этнонимом «мордва».
Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.
Регион | Численность мордвы | Процент от населения региона |
Пензенская губерния | 376.983 | 17,1% |
Самарская губерния | 251.374 | 10,4% |
Ульяновская губерния | 178.988 | 12,9% |
Саратовская губерния | 154.874 | 5,3% |
Сибирский край | 107.794 | 1,2% |
Северо-Кавказский край | 88.535 | 0,3% |
Уральская область | 88.484 | 0,3% |
Нижегородская губерния | 84.920 | 3,1% |
Башкирская АССР | 49.813 | 1,9% |
Татарская АССР | 35.084 | 1,4% |
Казакская АССР | 27.244 | 0,4% |
Чувашская АССР | 23.958 | 2,7% |
Оренбургская губерния | 23.602 | 3,1% |