Ссылка на архив

Модульное задание

Министерство образования РФ

ОГПУ

Оренбург – 1998

Работа

по педагогике

Выполнила: студентка 25 группы МиИ

Проверила: Насырова М.Б.

  1. Анализ концепции школы №43.

Структура концепции:

  1. введение, посвященное анализу актуальных проблем школы;
  2. реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы; содержание среднего общего образования; педагогический процесс; проблемы воспитания;
  3. условия обновления школы: современный учитель, демократизация управления; педагогическая наука.

Во введении концепции дан анализ факторов, вызвавших обновление школы. Среди них - ускорение темпов научно-технической революции; радикальные изменения экономического механизма; демократизация общества; высокая степень информированности общества; необходимость формирования нового экономического мышления. Подчеркивается важность воспитания с производительным трудом на основе дифференцированного обучения. Дается критика негативных явлений в школе: командно-административные методы руководства, остаточное финансирование и слабая материально-техническая база.

В концепции осуществлен анализ противоречий: между потребностями общества в людях с развитыми способностями и отсутствием дифференциации в обучении. Формулируются основные принципы перестройки школьного дела: гуманизация, дифференциация, демократизация.

В этой концепции дается критическая оценка положения дел в школе и в принципах ее обновления. Она нацеливает на преемственность и взаимосвязь между общим обучения и специальным. Это объясняется тем, что в концепции подчеркивается значение для средней школы дифференцированного обучения.

Далее следует блок проблем перестройки педагогической системы школы. Просматриваются три момента. Во-первых - среднее образование призвано заложить основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее высоконравственной гражданской позиции. Во-вторых - идеал всестороннего развития на каждом этапе жизни общества обогащается. В-третьих - цели воспитания, обучения, развития конкретизируются на всех ступенях среднего общего образования. Также подчеркивается, что в средней общеобразовательной школе необходимо создать условия для всемерного развития творческих сил и способностей личности каждого ученика.

Рассматривая подход к целям и задачам в концепции можно заметить, что авторы опираются на идею всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Подчеркивается связь между развитием индивидуальных способностей, дарования личности и дифференцированного обучения.

Принципиальной важной особенностью подхода к структуре современного общего среднего образования является введение в ее состав звена дошкольного воспитания. Это объясняется тем, что дошкольный возраст имеет определенное значение для последующего развития человека.

Начало обучения в первой ступени предусматривается с 6 - 7 лет, в зависимости от состояния здоровья, желания родителей и т.п. Вторая ступень школы толкуется как основная, которая как бы завершает общеобразовательную подготовку, но не является полноценной общеобразовательной школой, поскольку не обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ.

Третья ступень средней школы рассматривается с позиции дифференцированного обучения на основе интересов, способностей и дарований школьников. Здесь рассматривается глубокая дифференциация. В ней подчеркивается большая доля учебного времени должна быть отдана изучению предметов по выбору. Меньшая доля - общеобразовательным интегрированным курсам, т.е. эти курсы имеют очень общий общекультурный и общеобразовательный характер. Происходит следующие: учащийся, избравший гуманитарный профиль больше уже никогда не встречается с математикой даже на уровне обыкновенной школы; а школьник, увлекшийся физико-математическими направлениями, навсегда расстается с более или менее глубоким освоением проблем современной биологии. Эту концепцию можно охарактеризовать как профильно-предпрофессиональную, а не общеобразовательную подготовку. Концепция удаляется от общеобразовательного характера.

Специально рассматривается проблемы содержания образования. Основой содержания среднего образования является фундаментальные знания о природе, обществе, технике, человеке. Следует заметить, что в концепции особо подчеркивается необходимость включения в содержания образования информатики и вычислительной техники, в связи с компьютеризацией современной жизни.

Что касается педагогического процесса, то в концепции делается акцент на гуманизацию отношений между учителем и школьниками; на необходимость творческого развития личности, формирования ее отношений к миру. Обращается внимание на необходимость в новых условиях всестороннего систематического и научно обоснованного изучения школьников, их склонностей, потребностей, способностей.

Заключительная часть блока проблем перестройки педагогической системы школы посвящена вопросам обновления воспитания. В концепции признается идеал всестороннего развития личности; воспитания в коллективе путем организации разнообразной деятельности; демократизации жизни школы; ее тесную связь с обновляющейся общественной жизнью. Авторы концепции в организации воспитания исходят из понятия "социального опыта учащихся", практически отождествляя его с непосредственным участием молодежи в жизни общества. Понятие "социальный опыт", приобретаемый за счет прямого включения учащихся в социальные преобразования. Это полное отождествление воспитания и жизни в известной мере растворяет педагогический процесс в социальном опыте, размывает понятие его целенаправленности, специфики организационных форм и методов взаимодействия.

Завершается концепция блоком проблем, касающихся основных условий обновления школы. Среди них на первом месте проблема учителя - его подготовки, духовного состояния и материального положения. В концепции не только признается ведущая роль учителя в обновлении школы, но и обрисовываются черты личности учителя. Среди них - идейная убежденность, образованность и культура. Широко поставлены вопросы улучшения условий труда и быта учителя, повышения его заработной платы.

Следующим решающим условием обновления жизни школы авторы считают перестройку управления народным образованием. Описывается необходимость перехода от государственного к государственно-общественному управлению, создания в этих целях демократических институтов и утверждения децентрализации. В концепции подчеркивается, что перестройка работы средней, специальной школы невозможна без опоры на педагогическую науку.

  1. Анализ стиля общения учителя.

Существуют наиболее распространенные стили педагогического общения:

  1. На основе увлеченности совместной творческой деятельностью
  2. На основе дружеского расположения
  3. Общение - дистанция
  4. Общение - устрашение
  5. Общение - заигрывание

Проанализируем стиль общения учителя физики школы №43, который вошел в число Соросовских учителей 1995 г.

Система общения складывается следующим образом:

Учитель интересуется личностью школьника. Взаимодействие происходит не только на уроках, но и вне их. Вне урока учитель ведет разговоры не только о предмете, школе, но и на отвлеченные темы, интересуясь жизнью школьников. Поэтому существует контакт между педагогом и детьми.

На уроках преобладает стремление обучить, а не передать информацию. Учитель строит взаимоотношения с детьми не избирательно. Старается включить в работу весь класс. Преобладает индивидуальный подход к каждому ученику: не требует от данного ученика больше чем он может, чувствуя настроение школьника. Вначале урока старается включить в работу эмоциональных лидеров класса. После этого к общению на уроке подключаются и остальные.

Учитель на уроках не когда не отвлекается, все время находится в общении и взаимодействии с классом. Очень четко чувствует партнеров по общению. Тонко воспринимает психологическую атмосферу в классе.

Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированного плана, но обращает внимание на изменяющиеся обстоятельства. Учитель не придерживается строго стандартного содержания темы. Находит более интересные и нужные для данного класса интерпретации. Учитель не делает себя главным и единственным инициатором педагогического процесса. Все исходит не только от педагога: вопросы, задачи, суждения и т.п., но и от учащихся. Очень часто на уроках ученики начинают спорить и доказывать свои идеи и предположения, а учитель ненавязчиво направляет. Иногда после таких уроков ученики еще несколько дней самостоятельно ищут решение заинтересовавшей их проблемы: остаются в лаборатории, подходят с вопросами к учителю и т.п.

Ученики воспринимают педагога как учителя, а не как равного себе, которым можно пренебрегать. Учитель не позволяет себе проявление эмоционального отношения к тому или иному ученику, будь то неприязнь, злость, обида или же восхищение, любовь.

Вывод: На основе выше описанного можно сделать вывод, что преобладает общение на основе дружеского расположения с элементами общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности.

Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно.

  1. Программа эксперимента по теме: "возбуждение интереса школьника к информатике".

Цель: выявить и теоретически обосновать условия возбуждения интереса ученика к информатике в школе.

Задачи:

  1. Изучить социологическую, психолого-педагогическую литературу, опыт учебных заведений по решению данной проблемы.
  2. определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся.
  3. разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса школьника с помощью "ТРИЗ"

Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.

Гипотеза: возбуждение интереса школьника в условиях школы будет успешным, если:

  1. поддерживать в ученическом коллективе необходимую для творчества атмосферу;
  2. избегать неодобрительной оценки творческих попыток;
  3. поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею;
  4. формировать изобретательскую деятельность учеников;
  5. формировать потребность в изобретательской деятельности.

Программа содержит только теоретическую часть.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Рассмотрим наиболее ценные идеи и методы "ТРИЗ". Метод активизации творчества - метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки выбранных объектов переносят на данный объект, в результате чего получаются необычные сочетания. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Также можно предложить пятиуровневую шкалу решения изобретательских задач. В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (лишь усиливаются какие-либо функции). На втором уровне объект изменяется, но не сильно. На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входил объект.

При разработке методов и приемов решения изобретательских задач проанализировано большое число реально существующих патентов и изобретений, что делает технологию "ТРИЗ" достаточно практичной и эффективной для обучения.

Некоторые приемы устранения технических противоречий:

  1. принцип дробления объекта на части;
  2. принцип универсальности, совмещения функций (например, ручка от портфеля одновременно служит эспандером);
  3. принцип матрешки (один объект размещен внутри другого);
  4. принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы);
  5. принцип замены электронной системы на механическую, акустическую, оптическую или другую.

Задача заключается не в подготовке школьника для выполнения стандартных операций, а в воспитании творческих личностей.

  1. Проект учебного плана.

Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:

  1. продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
  2. полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
  3. распределение предметов по годам обучения;
  4. количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
  5. количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

Опишем проект учебного плана класса с уклоном на изучение математики и информатики (с 4 класса по 11 класс).

  1. пусть продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул соответствует общепринятым;
  2. основные: русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика, астрономия, информатика, труд, история, биология, химия, география, МХК (музыкальная и художественная культура), рисование, черчение, физкультура, английский язык (именно английский, потому что в информатике используется только английский язык).

  1. Технология анализа урока.

Деятельность учителя

Деятельность

организаторская

обучающая

воспитательная

ученика

    Выполнение намеченного плана урока

    Реализация принципа научности

    Нравственная и мировоззренческая направленность

    Уровень познавательной активности

      Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО

      Четкость осуществления принципа наглядности

      Формирование общеучебных навыков

      Наличие интереса к уроку, предмету

        Реализация основных психологических и гигиенических требований

        Реализация принципа прочности, осознанности, системности ЗУНа

        Работа над культурой речевого поведения

        Степень самостоятельности

          Наличие эффективной обратной связи с учащимися

          Соблюдение принципов прочности, осознанности, посильности

          Влияние урока на интелектуальное развитие ученика

          Умение вычленять ведущие цели в учебном материале

            Уровень педагогического и методического мастерства

            Реализация принципа проблемности

            Соблюдение физических и гигиенических требований

            Уровень аналитических умений и навыков

              Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока)

              Осуществления принципа связи теории с практикой

              Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью

              Развитие навыков коллективной работы

                Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность правильность и т.д.)

                Оптимальность выбора и степень достижения главной цели

                Эстетическое воздействие урока на учащихся

                Развитие речевых орфографических и др. навыков

                  Рациональное использование времени урока

                  Правильность выбора методов и форм обучения

                  Использование воспитательных возможностей оценок

                  Умение работать на доске

                    Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя

                    Контроль за ЗУНом

                    Стиль руководства учениками

                    Организованность и дисциплинированность

                      Соблюдение правил охраны труда

                      Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся

                      Воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке

                      Внешний вид учащихся

                      Если эффективность урока 75-80%, то проведен он отлично, если – 65-75%, то урок проведен хорошо, если ниже 65% то урок проведен удовлетворительно.

                      Самоанализ урока

                      Рассмотреть:

                      1. Цель урока, поставленную учителем (триединая цель: воспитывающая, обучающая, развивающая).
                      2. Реальность ее выполнения в границах данного урока, ее связи с целями предыдущих уроков.
                      3. Определить тип урока, его соответствие содержанию, влияние этого соответствия на формирование конечного результата.

                      I этап урока: ­– (приветствие учителя, общее состояние класса, проверка отсутствующих, установка внимания). Соответствие приемов воздействия на класс дидактической задаче.

                      II этап – фронт. Проверка домашнего задания, соответствуют ли методы проверки содержанию домашнего задания, качество выполнения.

                      III этап – индивидуального учета знаний (уровень развития мышления, технические навыки, вплоть до умения ребят вести себя у доски).

                      Рассмотреть:

                      1. структуру вопросов учителя и его влияние на структуру учащегося;
                      2. соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания, возможности учеников;
                      3. связь между ответами ученика и объективностью оценки;
                      4. связь между ответами учителя стимулировать ответ ученика и качеством этого ответа;
                      5. способствует ли форма организации деятельности всех учащихся класса индивидуальной работе с вызванным к доске учеником и насколько эффективное влияние оказывает индивидуальная работа с учеником на групповую или фронтальную.
                      6. отношение учителя к ошибкам ученика.

                      Вывод:

                      Как такая работа позволяет сделать вывод о том, насколько реальный результат данного типа соответствует эталонной дидактической задаче и влияет на следующий этап урока.

                      IY этап – подготовка к восприятию нового материала.

                      Критерии этапа:

                      1. интерес учащихся;
                      2. организационная четкость познавательной деятельности, ее целенаправленность;
                      3. практическая значимость материала и учебной проблемы.

                      Y этап – усвоение новых знаний.

                      Критерии:

                      1. соответствие содержания требованиям государственных программ;
                      2. умение учителя выделить наиболее важное;
                      3. научность, доступность, обоснованность;
                      4. связь учебного материала с жизнью;
                      5. плотность урока, познавательная активность;
                      6. воспитывающая, развивающая ценность учебного материала.

                      Методы:

                      1. соответствуют активации мыслительной деятельности учащихся.

                      Реальный результат

                      1. понимание нового материала учащимися;
                      2. речь учащихся, умение анализировать и синтезировать, самостоятельно применять знания;

                      YI этап - анализ этапа информации учащихся о домашнем задании, подведение итогового урока.

                      1. объем домашнего задания;
                      2. соответствие;
                      3. дифференцированный подход;
                      4. психологический настрой учащихся.

                      4 правила задавания на дом:

                      1. отводить определенное время;
                      2. задавать при полном внимании учащихся;
                      3. содержание должно быть понятным всем;
                      4. разъяснять так, что бы было понятно, что нужно сделать и как сделать.

                      Общие выводы по уроку:

                      1. качество знаний;
                      2. уровень воспитанности и развитости учеников, связь с триединой дидактической целью;
                      3. умение идти от части к целому или наоборот;
                      4. от свойства к самому предмету;
                      5. от процесса к причине и наоборот.

                      Дать общую оценку урока, сформировать предложения обусловленные сроками исполнения.