Механизм прогнозирования как инструмент управления устойчивым развитием
ВведениеПереход российских предприятий к рыночным отношениям был связан с их попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Получив право на самостоятельное заключение сделок, промышленные предприятия впервые столкнулись с проблемой оценки эффективности принимаемых управленческих решений и, что так же важно, с необходимостью оценки перспектив своего хозяйственного развития. В этих условиях на первый план выходит потребность в прогнозировании результатов деятельности, а также факторов внешней и внутренней среды.
Конечно, в России накоплен значительный опыт в области теории и практики прогнозирования экономического развития, результаты которого применялись в системе плановой экономики. Однако в большей степени этот опыт имеет отношение к макро-прогнозированию, в то время как в рыночных условиях предприятия нуждаются в методах стратегической диагностики.
В странах с развитой рыночной экономикой прогнозирование хозяйственной деятельности предприятий является предметом огромного числа исследований на протяжении более 40 лет. Сегодня зарубежные модели прогнозирования, особенно модели прогнозирования банкротств, широко применяются российскими экономистами. Однако прямое использование данных моделей для разработки стратегии российского предприятия может привести к существенным ошибкам. Поэтому для России крайне необходим механизм прогнозирования, который был бы разработан на базе российских предприятий и учитывал бы специфику российских условий хозяйствования.
Российские предприятия, и не только находящиеся в группе риска несостоятельности, объективно нуждаются в особом механизме, который бы, с одной стороны, давал точную оценку текущего состояния и с определенной долей точности предсказывал будущее, а с другой стороны, обосновывал конкретные направления экономической политики и давал количественную оценку ее эффективности. Таким механизмом может и должно стать прогнозирование состояния хозяйствующей субъекта, которое должно быть воплощено в простой по интерпретации модели, а эта модель в свою очередь должна являться инструментом принятия эффективных управленческих решений.
Формирование рыночных механизмов в России в последнее время связано с целым рядом трудностей. Меняются организационные формы функционирования предприятий различных отраслей, усложняются экономические и социальные связи и отношения. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность достаточно оперативно и правильно изменять хозяйственную ситуацию и искать подход, являющийся оптимальным в конкретных условиях.
Основой для такого подхода в принятии управленческих решений является экономическое прогнозирование, призванное выявить общие перспективы и эволюции, тенденции организационно-структурного развития, обеспечить сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ. При этом важно суметь обнаружить всю совокупность факторов и причин, определяющих функционирование и развитие исследуемой хозяйственной структуры.
Трансформация системы экономического прогнозирования является одним из важных элементов преобразований, способствующих нормальному функционированию предприятий в изменяющихся организационно-экономических условиях. Она должна быть направлена на коренные преобразования в прогностике, заключающиеся в развитии способностей решения самых разнообразных задач управления в условиях неустойчивости внешней среды с помощью адекватного инструментария, требующего обоснования и установления сферы его использования.
Однако в условиях усложнения объектов прогнозирования и динамичности внешней среды разработка такого инструментария практически невозможна без освоения теоретических основ прогнозирования, которое, принимая в переходный период беспрецедентные масштабы, является первоосновой всех процессов управления.
Таким образом, в настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития производственного потенциала предприятия.
Поэтому выбранная тема квалификационной работы является весьма актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ механизма прогнозирования как инструмента управления устойчивым развитием на примере ОАО «Спецстрой».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение основных аспектов выбора предприятием стратегии своего развития и определение сущности и роли прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия в системе планирования;
- выявление классификации методов прогнозирования в общем механизме стратегического планирования и анализ практического использования на конкретном предприятии качественных методов прогнозирования в принятии управленческих решений на примере метода «дерева» решений;
- проведение сравнительной характеристики количественного и качественного методов прогнозирования на примере осуществления риск-анализа одного из проектов конкретного предприятия;
- исследование правил и схем оптимизации принятия управленческих решений.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс принятия управленческих решений.
Предметом выпускной квалификационной работы является реализация качественных методов прогнозирования в стратегическом менеджменте.
При написании данной работы использовались следующие методы исследования: сравнение; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; математические (эконометрические) методы исследования экономических явлений.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формулируются цели, задачи, объект, предмет, характеризуются методы исследования.
Первый раздел содержит теоретические основы процессов прогнозирования в управленческой деятельности предприятия, проводится анализ различных подходов и методов, формулируется собственный взгляд на проблему.
Во втором разделе квалификационной работы на примере конкретного предприятия проводится анализ применения методов качественного прогнозирования на практике.
В третьем разделе представлены рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием путем оптимизации механизмов прогнозирования.
В заключении работы кратко сообщаются теоретические положения, приводятся выводы по результатам исследования.
1.Теоретические основы прогнозирования экономического развития на предприятии
1.1 Роль прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия в системе планирования
Прогнозирование – наиболее сложный вид деятельности в системе экономической деятельности. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование – на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций – на основе краткосрочных прогнозов.
Оба этих направления как составная часть экономической системы предприятия тесно взаимодействуют между собой, увязывая стратегию с оперативной деятельностью. Стратегическое планирование выполняет функции связующего звена между рынком и производством, между прогнозированием будущих условий хозяйствования и поисками путей достижения намеченных стратегических целей. В этом смысле прогнозирование условий хозяйствования подразумевает оценку будущих состояний внешней среды, в первую очередь рыночной, в которой предстоит действовать товаропроизводителю (44, c. 83). Одновременно прогнозируются внутренняя среда предприятия, ее вероятные изменения.
Разработка прогнозов будущего состояния условий хозяйствования включает оценку предстоящей конъюнктуры рынка (для краткосрочных прогнозов) и тенденций изменения рынка и его «смежников» (для средне- и долгосрочных прогнозов). В методическом плане важно обеспечить сопряжение звеньев цепи «прогноз–план» за счет установления периодов прогнозирования в соответствии с задачами планирования (11, c. 154). В процессе разработки стратегии действий следует уделять достаточное внимание и долгосрочным, и краткосрочным аспектам с целью исключения доминирования каких-либо аспектов. По этой причине прогнозы проводятся как с краткосрочными, так и с долгосрочными периодами упреждения.
Методологически при средне- и долгосрочном прогнозировании не учитываются частные и случайные факторы развития рынка; чем длительнее прогнозный период, тем более обобщенным становится прогноз, а факторы воздействия на конъюнктуру рынка уступают место факторам, формирующим длительные, существенные тенденции рынка.
Прогнозирование тесно связано с другими функциями управления. Данный цикл является ничем иным, как движением информации, где переход от одной функции к другой есть передача потока информации, а сами функции – это обработка информации с помощью различных способов и методов; документирование; принятие функциональных решений; возникновение новой информации. При этом поток информации, идущий от таких функций, как прогнозирование (планирование), организация, мотивация, координация и регулирование, несет в себе воздействие управляющей системы на управляемую, то есть аппарата управления на производственные и функциональные подразделения предприятия. Информация, обрабатываемая на стадиях учета, контроля и анализа, дает аппарату управления сведения о результативности этих воздействий.
В условиях относительно стабильной внешней среды может использоваться стандартная система прогнозов и планов предприятия.
Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.
Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов (35, c. 145):
– план маркетинга,
– производственная программа (один из ключевых моментов прогнозирования),
– техническое развитие и организация производства,
– повышение экономической эффективности производства,
– нормы и нормативы,
– капитальные вложения и капитальное строительство,
– материально-техническое обеспечение,
– труд и кадры,
– себестоимость, прибыль и рентабельность производства,
– фонды экономического стимулирования,
– финансовый план,
– план охраны природы и рационального использования природных ресурсов,
– социальное развитие коллектива.
Как и планирование, прогнозирование – это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия,
Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание (20, c. 74).
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие – это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств,
В широком плане, как научное прогнозирование, так и предчувствие, и предугадывание входят в понятие «прогнозирование деятельности фирмы».
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы – целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего (39, c. 120).
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой – является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию (14, c. 37):
1. применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);
2. осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.
При всем принципиальном отличии направлений прогнозирование объединяет единая цель: определение характера протекания процесса в будущем. Множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну общую идею: обнаружение связей между прошлым и будущим, между информацией о процессе в контролируемый период времени и характером протекания процесса в дальнейшем. От того, насколько точно описаны исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования.
Типы прогнозирования
Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования (1, c. 22).
1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого рода имеют формы «утопий» или «антиутопий» – литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому, количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии.
Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих результатов ее деятельности.
2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее. Поисковое прогнозирование может быть двух видов (38, c. 91):
– традиционным, или экстраполятивным;
– новаторским – альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Это означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:
1) развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;
2) существует определенное число вариантов будущего развития фирмы. Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития – гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего;
4. Нормативное прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей. Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для нормативного подхода характерно, поэтому преимущественное применение качественных методов исследования
Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам (46. С. 37).
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Существуют прогнозы на очень короткий период времени – сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности. Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов. Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные. Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов. Активный прогноз предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду
В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий. Если вероятность прогнозируемых событий велика, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции. Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно – наличии нескольких вероятных вариантов развития.
В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные. Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%, Интервальный прогноз – это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10–15%.
Наконец, процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. Качественные, не требуют математического оперирования данными. Используется только «оценка», предоставляемая составителем прогноза. Конечно, даже в этом случае «оценка» составителя прогноза в действительности является результатом мысленного анализа данных. Количественные, не требуют никакой дополнительной оценки. Это чисто механические процедуры, которые на выходе дают количественные результаты.
Этапы прогнозирования
Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования.
Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования (24. С. 142).
Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.
Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования.
Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются.
Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.
Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.
Успешность прогнозирования зависит от таких условий (9.С. 55): объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Из-за отсутствия этих условий прогнозирование может стать невозможным. Важнейшее из них – формулирование задачи, поскольку она определяет требования к объему и качеству информации, математический аппарат и точность прогноза. Информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, статистики. Принципы организации работ по прогнозированию представлены в Приложении Г.
Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических теорий (29. С. 67): функциональный анализ, теория рядов, теория экстраполяции и интерполяции, теория вероятности, математическая статистика, теория случайных функций и случайных процессов, корреляционный анализ, теория распознавания образов. Чтобы обосновать выбор того или иного средства прогнозирования, необходимо иметь возможность количественно оценить его качество.
1.2 Классификация методов прогнозирования в общем механизме стратегического планирования
Существует широкий круг методик и методических подходов к прогнозированию (Формы экономического прогноза представлены в приложении 4). Выбор прогностического аппарата и умелое его использование в целях прогнозирования – это довольно сложная проблема, в частности и в методолого-методическом плане, о чем свидетельствует отсутствие единого общепризнанного набора конкретных методик и процедур прогнозирования. Нельзя, однако, не отметить, что имеется существенное сходство методов прогнозирования, используемых зарубежными и российскими специалистами.
Все более обогащаемый опыт прогнозной работы дал возможность выявить достоинства и недостатки каждого метода. Фактически все эти методы являются взаимодополняющими, и эффективная прогнозная система может обеспечить возможность использования любого этого метода.
В условиях быстро меняющейся среды интуиция и воображение могут стать важным средством восприятия реальности, дополняя количественные подходы, основывающиеся только на фактах. Понятно, однако, что чисто качественным методам также присущи определенные недостатки, в силу чего интуиция должна проверяться с помощью фактов и знаний. Иначе говоря, все сильнее назревает потребность в сопоставлении этих двух методов и их интегрировании.
Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных задач прогнозирования.
Для выбора наиболее подходящего метода прогнозирования на предпрогнозном этапе необходимо структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее (оценить полноту, непротиворечивость, сопоставимость и соизмеримость данных, точность и достоверность информации).
Условно все существующие методы прогнозирования можно разбить на две большие группы (рис. 1.1) (8, С. 93):
– фактографические (формализованные), которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом;
– экспертные (интуитивные) методы используют мнения специалистов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.
Обоснованность прогноза в значительной мере зависит от выбора метода прогнозирования.
Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы прогнозирования. Использование комбинированных методов особенно актуально для сложных социально-экономических систем, когда при разработке прогноза показателей каждого элемента системы могут быть использованы различные сочетания методов прогнозирования. Разновидностью комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирование (47, С. 86).
Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, сложность и структура системы, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста (34. С. 66). В таблице 1.1 приведена характеристика различных методов прогнозирования экономических систем и область их применения.
Таблица 1.1. Краткая характеристика методов прогнозирования и область их применения
Метод | Основные условия применения | Особенности применения | Область применения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Сценарный (функционально-логическое прогнозирование) | Наличие определенного количества вариантов развития системы | Подчинение стратегической функции развития системы, выбор оптимальной альтернативы управления. Установление логической последовательности | Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития технологии, рыночных сегментов, стран и регионов и т.д. Долгосрочный прогноз, практически неограничен |
2. Экстраполяция | Количественное определение важнейших параметров поведения объекта не менее чем за 5 периодов | Прогнозирование на основе предположения о неизменности тенденций в будущем | Прогнозирование показателей по предприятию, прогноз потребностей в ресурсах, прогнозирование спроса, финансовое прогнозирование. Краткосрочный прогноз |
3. Регрессионный анализ | Используется для объектов, имеющих сложную, многофакторную природу. Предполагает наличие выборки. | Исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких величин | Прогнозирование объема инвестиций, уровня затрат, финансовых результатов, объемов продаж и т.п. Используется в среднесрочном прогнозировании |
4. Экспертный | Создание экспертной группы из высококвалифицированных специалистов в данной области | Прогнозирование развития объектов по экспертным оценкам | Прогнозирование рынков сбыта, сроков обновления выпускаемой продукции, прогноз технического уровня продукции. Срок прогнозирования не ограничен |
5. Структурное прогнозирование | Возможности решения проблемы при сохранении функций, но изменении структуры. | Построение прогнозных графов и «дерева целей» | Прогноз развития объекта в целом, формулировка сценария достижения прогнозируемой цели. Срок прогнозирования не ограничен |
6. Прогнозирование по аналогии | Используется при схожести объектов прогнозирования, их целей, последствий прогноза | Применяется только для доказанной аналогии между объектами, нельзя применять для новых объектов, процессов, ситуаций, т.е. не имеющих аналогов | Может применяться для установления качественной и количественной аналогии с целью изучения опыта, результатов и т.п. Краткосрочное и среднесрочное прогнозирование |
7. Комплексные системы прогнозирования (комбинированный метод) | Условия определенные для конкретных методов прогнозирования (п.п. 1–6) | Возможность рационального сочетания методов с целью повышения точности прогнозирования, снижения затрат на прогнозировании | Для всех видов прогнозирования. Срок не ограничен |