Ссылка на архив

Методы обучения и их назначение (таблица)

Метод и его назначениеФункции учителяФункции ученикаСредства обученияУсловия успешного исполнения
12345

РАССКАЗ - монологическое изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в основном фактологический материал- вступление, повествование, заключение.


Привлечение внимания, мнемонические приемы, логическое сравнение, сопоставление, резюмирование, учит грамотно выражать свои мысли, логичной, убедительной речи.Внимательно слушать, чтобы уметь связно, логично выражать свои мысли.Речь, иллюстрации, методические и мнемонические приемы, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования.

Зависит от сочетания с другими методами.

Положительно-эмоциональное восприятие.

Зависит от условий (время, место),неперегруженность фактами.

От умения учителя рассказывать.



БЕСЕДА - метод дидактической работы, ее сущность состоит в том, чтобы побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных фактов, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений. Беседа не является универсальным методом, не дает практических навыков.

Вводная беседа

Беседа - сообщение

Закрепляющая беседа.


Задать целенаправленные, умело поставленные вопросы, педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план - конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику ее организации и проведения. Сделать обобщение и выводы.Должен следить за мыслями учителя, в результате чего учащиеся продвигаются в освоении новых знаний. Внимательно выслушивать вопросы, отвечать на вопросы, анализировать ответы своих товарищей, высказывать собственное мнение.Речь, вопросы, понятия, наглядные пособияЗависит от контакта с аудиторией, нужно, чтобы все принимали участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы товарищей, высказывали собственное мнение
ЛЕКЦИЯ характеризуется более строгой структурой, логикой изложения, обилием информации, системным характером освещения.Составление детального плана, логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана, обобщающие выводы.Составление конспектаОзнакомление учащихся с темой, использование живого, языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео)

Составление учителем детального плана, логически стройное и последовательное изложение изучаемого материала, эмоциональность изложения, краткие выводы, задиктовка, живой язык, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности, сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями.



УЧЕБНАЯ ДИСКУС­СИЯ - обмен взглядами по конкретной теме; помогает упорядочить и узучить уже известный материал, приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы ученики учились ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д..


Приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать

Речь, вопросы, спор.


Предварительная и основательная подготовка к учебной дискуссии учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.









РАБОТА С КНИГОЙ. Возможность ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном темпе и в удобное время. Функции: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционнаяОбязан ознакомить учащихся с правилами заучивания различной информации, постонно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать, сочетать данный метод с другими методами.Чтение, понимание, запись, анализ, синтезирование учебного материала (урок+учебник)Книга, тетрадьУмение свободно читать и понимать прочитанное, выделать главное, записывать, составлять схемы, конспекты

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним видом предмета, его внутреннем устройством

Педагог должен направлять внимание учеников на существенные стороны демонстрируемых явлений, правильно сочетать различные методыЗарисовка, наблюдение, исследование, осмысление, обнаружение связей.Исследуемые объекты (в натуральном виде) искусственные заменители натуральных объектов.Активное участие учеников, правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учеников на существенные стороны явлений, сочетание с другими методами.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д. Они существенно облегчают процесс формирования понятий.Определить оптимальный объем иллюстрируемого материала, подготовить заранее иллюстрации, правильно использовать методику показа.Осмысление, восприятие, сделать выводы

Диаграммы, графики, схемы. Таблицы, карты, плакаты и т.д.


Методика показа, сочетание с другими методами, использование раздаточного материала
ВИДЕОМЕТОД- экранное преподнесение информации, которое служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции.

Подбор нужного материала, умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.


Осмысление, восприятие, делать выводы, выделение необходимой информации, самостоятельное исследование.проектор, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрывателя, видеомагнитофон, а также компьютер с дисплейным отражением информации.Наличие видеотеки, учебный процесс должен отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью

УПРАЖНЕНИЯ - это метод обучения, представляющий собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Виды:

Специальные, производные, комментированные, устные, письменные, графические, лаборатоно-практические, производственно-трудовые

Учитель должен заботиться о достаточном количестве и разнообразии упражнений, проверять правильность выполнения упражнений, помощь в выполнении.Четкое выполнение заданий в зависимости от типа упражнений.Тетради, книги, приборы и т.д.Сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий; результативность.
СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД - скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях, он признается не всеми педагогами, это творческий, не стандартный методИндивидуальность в подходе к обучению, научно-исследовательские работыОсмысление и выполнение задания, предлагаемого учителемКарта творческого роста учеников, диагностические карты.

Подготовка учеников, наличие современных наглядных средств. Активное участие учеников, сочетание с другими методами, умение педагога направить внимание на существенные стороны изучаемого материала, контакт с аудиторией, положительное восприятие.



ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕ­ТОД - самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися, дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием обеспечивает превосходные условия для формирования практических умений.Тщательная подготовка учителя.Ученик должен тщательно подготовиться, активно исследовать, самостоятельно работать, подбирать необходимые материалы и приборы.Наличие лаборатории, наличие специального оборудования.Тщательная подготовка учителя и ученика, наличие дорогостоящего оборудования, творческих подход к решению задач
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕ­ТОД - применение полученных знаний к решению практических задач, умение использовать теорию на практике.Объяснение, показ, руководство, работа со слабыми учениками, контрольОсмысление сказанного и показанного учителем, участие в процессе, самостоятельное выполнение задания, умение делать выводыДемонстрационный материал, тетради, книги.Сформированность привычки организации трудового процесса (осознание цели и условий ее решения и т.д.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход

Назначение: стимулирование познавательного процесса

Симуляционные игры

Метод инсценизации

Метод генерации идей

Подготовка плана и содержания, определение темы и цели, распределение ролей, наблюдение, руководство, подведение итоговПонимание, мотивация, принятие ролей, участие, пониманиеКомплект игры, оборудование, оснащениеТщательная подготовка, положительное восприятие, поощрение
МЕТОД ПРОГРАММИ­РОВАННОГО ОБУЧЕ­НИЯ- эффективное управление учебным процессом, значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемое в индивидуальном темпе и под контролем специальных средствОбъяснение материала, практические занятия, контрольУсвоение учебного материала, выполнение тренировочных упражнений и контрольных заданийПерфокарта, планшеты, технические средства, ЭВМ, ПК.Тщательная подготовка учащихся, сочетание с различными методами обучения, контакт учителя и ученика, положительное восприятие

ОБУЧАЮЩИЙ КОН­ТРОЛЬ: важно обеспечить его включение в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль не стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции

Виды контроля: устный, письменный, лабораторный, программированный, тестовый, самоконтроль

Подготовка контрольных работ (тестов), определение вида контроляВыполнение контрольных работ, самоконтрольКонтрольные тетради, контурные карты, тесты, индивидуальные карточки и т.д.Правильность выбора формы контроля







RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>