Ссылка на архив

Методологические предпосылки микро- и макроэкономического анализа


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



1. Предмет и метод «экономикс»

Экономикс – современное направление в экономической науке. Термин «Экономикс» впервые появился у Уильяма Стенли Джевонса (1835–1882) в работе «Принципы «Экономикс», в широкий научный оборот введен А. Маршаллом.

Экономикс – это наука, исследующая поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов; проблемы эффективного их использования, управления ими с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.

Экономикс – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.

В зависимости от уровня анализа «Экономикс» традиционно подразделяется на два больших раздела: макроэкономическую и микроэкономическую теорию или «Макроэкономику» и «Микроэкономику».

Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом: структуру экономики как единой интегрированной системы; производство, распределение и использование валового национального продукта, инфляцию, безработицу, финансовую систему и т.д.

Микроэкономика изучает поведение индивидуального экономического субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные экономические единицы: отрасли, фирмы, домохозяйства, отдельные рынки; охватывает анализ таких величин, как объем производства или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельного предприятия и т.д.

Индивидуальный экономический субъект – первичный, простой элемент хозяйственной системы, который невозможно разбить на составные части в рамках (терминах) этой системы, и который самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном считается: домашнее хозяйство, потребитель, производитель, инвестор, собственник капитала, рабочей силы и т.д.

Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать, как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы и средства с наибольшей для него пользой и выгодой.

Выгода – сбережение личных сил и времени для достижения желаемого уровня собственного благосостояния. Обеспечение выгоды в экономической жизни позволяет получить больше свободного времени для реализации потребностей. Микроэкономика исходит из того, что индивидуальному экономическому субъекту присуще рациональное поведение.

Рациональное поведение – поведение, направленное на достижение максимума результата при имеющихся ограниченных ресурсах. Основным мотивом деятельности является максимизация непосредственной материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе (для фирмы – прибыль, покупателя – потребительский излишек, инвестора – отдача от вложений и т.д.). Рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат или увеличению выгоды. Люди индивидуально или коллективно в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды, используя экономическое восприятие.

Экономическое восприятие – восприятие с позиции соотношения «издержки-выгоды». Когда размеры издержек или выгод изменяются, экономический субъект изменяет свое поведение.

Экономикс–это наука об эффективном использовании редких ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Эффективность предполагает экономическую рациональность.

Экономическая рациональность – способ выбора решений, основанный на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Специфические подходы к анализу экономических явлений определяют существование различных типов экономической теории.

Различают нормативную и позитивную экономикс.

Позитивная экономике имеет дело с фактами уже отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. интересуется собственно содержанием экономических явлений, выявляет экономические категории, отвечает на вопрос «Что это?»; свободна от субъективных оценочных суждений, исследует фактическое состояние экономики, не оценивая важности и значения данного явления.

Нормативная экономике – характеризует экономические явления с точки зрения, какими они должны быть; включает оценки и пожелания индивидов, их предпочтения.

Экономикс использует различные методы познания действительности: статистические исследования, экономико-математическое моделирование процессов, абстрагирование и др.

Абстрагирование – процесс формирования идеального, умозрительного, несовпадающего с реальным особого предмета теории.

Сущность научной абстракции состоит в том, что из всего многообразия окружающего мира выбираются лишь те элементы, свойства и взаимосвязи, которые представляются существенными с точки зрения данной теории, и формируется из них образ реального мира, который и подлежит исследованию. Позволяет привести факты в более пригодную, рациональную форму, обнаружить смысл явления за многообразием фактов.

Модель – сконструированный образ, описанный по определенным правилам и выраженный на определенном языке; упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного состояния экономики.

Предполагает что:

—все стороны (участники) изучаемого процесса действуют одинаково;

—вся экономика сведена к рассматриваемой модели, к представленной в ней зависимости.

По языку представления экономические модели подразделяются на: вербальные (словесно-описательные), математические и графические.

Графики представляют собой наглядное изображение зависимости между двумя переменными, служат удобным и информативным способом иллюстрации экономических зависимостей или принципов.

Принципы служат для установления взаимосвязи между фактами и выводами из них обобщений.

Обобщения – экономические принципы, которые содержат в себе несколько неточные количественные определения, формируются в виде средних данных или статистических вероятностей. Для их построения используется допущение «при прочих равных условиях». Это означает, что все факторы, за исключением изучаемых, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемого явления. Обобщения опираются на факты.

Экономические факты – реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг. Они отличаются разнообразием. Задача анализа заключается в том, чтобы их обобщить и привести в систему.

Экономикс применяет дедуктивный и индуктивный методы исследования как не противостоящие, а взаимодополняющие друг друга.

Экономикс характеризует реальную действительность через выработанные ею экономические гипотезы.

Гипотеза – логическое предположение, выдвигаемое для уяснения сути определенных явлений и взаимосвязей экономической действительности. Предварительный, непроверенный принцип, возникающий в результате случайного наблюдения, умозрительного заключения, логики или интуиции.

Существует три группы экономических гипотез:

Первая группа отражает экономические явления в их связи с потребительским поведением, позволяет построить модель поведения потребителя или фирмы;

Вторая – относится к социально-политическим и экономическим институтам (например, экономические теории Западной Европы основаны на трех предположениях: свободной рыночной экономике, стабильной политической системе, частной собственности на средства производства);

Третья – связана с состоянием технологии и ресурсов в экономике, которые рассматриваются в рамках определенного временного интервала и характеризуются понятием редкости.

Редкость ресурсов – ограниченность отдельных видов ресурсов, несоответствие их количества тому, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.

Экономикс имеет свою историю развития и условно делится на классическую, неоклассическую» кейнсианскую.

Классическая (Д. Рикардо, ДЖ. Милль, Ж. Сей). Разрабатывала количественную теорию денег, теорию экономического роста и циклических колебаний, доказывала, что рыночные силы позволяют обеспечить достижение полной занятости.

Неоклассики (А. Маршалл, Дж. Гобсон, Шумпетер) занимались анализом относительных цен товаров и распределения редких ресурсов, изучали связь между общим уровнем цен, количеством денег в обращении и наличных денег у населения.

Кейнсианская связана с именем Дж.М. Кейнса, который показал, что экономика автоматически не обеспечивает полной занятости; обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику; развил теорию процента и его воздействия на фискальную политику; рассмотрел предельную эффективность капитала и ее связь с деловым циклом; осуществил мультипликационный анализ.

Более детально отмеченные направления будут рассмотрены в процессе макроэкономического анализа.

Методология экономике основана на признании эволюционного развития экономической теории, не представляет единой, логически строгой системы принципов теоретического анализа общественной жизни для всех представителей этой науки. Общим для западных экономистов является:

1)разделение экономики на денежную сферу и производительную (реальную). Определяющее значение отводится сфере обращения;

2)исходным пунктом для теоретических построений служат субъективно-психологические факторы (желания, предпочтения, склонности, рациональное поведение, мотивы выбора хозяйственных решений и т.д.).

Экономикс использует свой метод исследования.

Метод экономике – выявление экономической закономерности посредством контролируемого эксперимента, в котором все явления, кроме изучаемого, принимаются за неизменные.

Изучая факты, выдвигая гипотезы, делая обобщения, экономисты раскрывают принципы (законы), на основе которых функционирует экономика.

Значение «Экономикс»: учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления.

Экономикс – практически полезная наука, служит для обоснования экономической политики.

Экономическая политика – проводимая государством, правительством генеральная линия действия; система мер в области управления экономикой; придание определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.

Включает: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, научно-техническую, налоговую, бюджетную, внешнеэкономическую политику.

Выработка экономической политики предполагает:

—четкое определение целей;

—анализ альтернативных экономических программ;

—изучение прошлого опыта реализации программ и оценка их эффективности.

Трудности изучения «Экономикс» связаны с: а) ошибочными и предвзятыми представлениями; б) терминологическими сложностями; в) логически неверными построениями; г) с выявлением недостаточно четких причинно-следственных связей.

2. Блага, полезность. Теория предельной полезности

Основу «Экономикс» образуют два фундаментальных фактора: материальные потребности и экономические ресурсы.

Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Они включают: предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда); предметы роскоши, услуги, потребности частных предприятий и ведомств, правительства.

Потребность – способность человека к потреблению, побудительный мотив действий людей с целью обеспечения необходимых условий жизни. Это требующая удовлетворения нужда в чем-либо.

Потребность – всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти или даже некоторое состояние удовлетворенности, которое человек хочет продлить.

Потребности вызываются физическими, физиологическими, психологическими, общественными чертами и свойствами человека, социальными и природными условиями его бытия. Они непрерывно растут, видоизменяются количественно и качественно.

Общественная потребность – потребительная стоимость в общественном масштабе, образующая количественную границу тех частей общественного рабочего времени, которые можно целесообразно затратить на различные особые сферы производства; выступает как совокупность материальных, духовных и социальных условий воспроизводства общества. Характеризуется определенным объемом и структурой.

Экономические потребности – часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного производства, включая производственную и непроизводственную сферы.

Абсолютные потребности – идеальные потребности, потребности как «желание обладать вещью», характеризуются безграничностью, возникают на базе последних достижений науки и в своем развитии не связаны функционально с реальными возможностями производства, с экономическими условиями их удовлетворения.

Действительные потребности представляют собой реальную, специфически историческую потребительную силу общества и выступают как рациональные потребности, которые общество на данном этапе имеет возможность удовлетворить.

Платежеспособные потребности – форма выражения действительных потребностей в условиях товарного производства.

Потребности многообразны, их классификация может быть представлена по следующим направлениям: первичные и вторичные, постоянные и временные, неотложные и несрочные, индивидуальные и коллективные.

Первичные и вторичные. К первичным относятся самые насущные для жизни потребности: в здоровье, труде, пище, одежде и т.д., их нельзя заменить, каждая требует своего определенного удовлетворения; ко вторичным - в предметах роскоши, развлечениях и прочие, их можно заменить одну другой.

Постоянные и временные. Постоянные – потребности в предметах и услугах каждодневного потребления (личного и производительного), приобщение к знаниям, культуре, соблюдении прав и свобод человека. Временные – потребности в предметах и услугах периодического пользования (отдыхе, любительских занятиях и т.п.).

Неотложные и несрочные. Неотложные – оздоровление, нормализация условий работы, воспитание детей и др. Несрочные – допускают перенос во времени, отсрочку: посещение увеселительных мероприятий, турпоездки и др.

Индивидуальные и коллективные. Удовлетворение первых возможно путем индивидуального потребления; вторые – предполагают совместное действие (игры, состязание и т.д.). «Пирамиду потребностей» предложил американский социолог Абрахам Маслоу.

«Пирамида потребностей» – включает: физиологические потребности (в еде, питье, одежде, жилье, воспроизведении рода); потребности в безопасности (защите от преступников и внешних врагов, от нищеты, в помощи при болезнях); социальные потребности (в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы); потребность в уважении (со стороны других людей и в самоуважении); потребность в самореализации (в развитии своих возможностей и способностей и их активном использовании).

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы и безграничны; находятся под влиянием тенденций в жизни общества, социального статуса потребителя. Потребность же в одном конкретном товаре может быть удовлетворена, насыщена в реальном, ограниченном отрезке времени. Одну и ту же потребность могут удовлетворять различные товары.

Различают товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплименты).

Субституты – товары, отличающиеся друг от друга, какими-либо отдельными качествами, ориентируясь на которые потребитель делает свой выбор (масло-маргарин, чай-кофе, и др.); они удовлетворяют одну потребность и способны заменить при этом друг друга.

Товары комплименты – товары, которые не заменяют, а с необходимостью дополняют друг друга и не могут использоваться один без другого, совместно удовлетворяют одну потребность (краски и кисть, магнитофон и кассеты, автомобиль и бензин и др.).

Конечная цель экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить многообразные потребности. Они удовлетворяются посредством благ.

Блага – это всевозможные вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Они подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные блага – состоят из полезных материальных вещей и из всех прав на владение ими; включают естественные дары природы (земля, воздух); продукты сельского хозяйства, здания, машины; пай в государственных и частных компаниях, авторское право и т.д.

Нематериальные блага – совокупность внутренних и внешних благ.

Внутренние блага – собственные качества и способности человека.

Внешние – все, что внешний мир представляет для удовлетворения потребностей человека. Блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми.

Передаваемые – блага, которые можно передать другому лицу.

Непередаваемые – блага, которые нельзя передать (личные качества и способности человека, благоприятные климатические условия, гражданские права и др.).

Существуют даровые блага, которые никем не присвоены и даются человеку природой (реки, моря, земля и т.д.). Но, если они перешли в чью-то собственность, то перестают быть даровыми.

Общественные благаи услуги – совокупность благ, которые не находятся в частной собственности и обеспечивают жизнедеятельность, безопасность общества (просвещение, образование, медицинское обслуживание, полицейская и пожарная охрана, содержание музеев, театров, библиотек т др.).

Общественные блага выступают как: чисто-общественные товары, смешанные общественные товары, «квазиобщественные» товары.

Чисто общественные блага – не предоставляемые через рынок, ими занимается государство непосредственно.

Смешанные общественные блага – реализуемые через рынок, но при посредстве государственного регулирования.

«Квазиобщественные» блага – товары и услуги, создаваемые естественными монополиями (добыча и использование полезных ископаемых и других природных ресурсов).

Общественные блага бывают неконкурентными и не исключаемыми.

Неконкурентные – те общественные блага, которые доступны каждому независимо от возможности оплатить их потребление (использование скоростных дорог, маяка, телевизионных сигналов и т.д.).

Не исключаемые – блага, которые человек не может исключить из сферы потребления (национальная оборона, окружающая среда и др.).

Характеризуются: отсутствием соперничества в потреблении (например, прослушивание радиопередачи одним человеком не лишает такой возможности других и не ухудшает качества передачи); невозможностью воспрепятствовать потреблению общественных благ (сигнал маяка, радиопередачи, телевидения и др.).

Материальные и нематериальные блага человека составляют его богатство.

Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Они подразделяются на следующие категории: 1) материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы и капитал; 2) людские ресурсы – труд и предпринимательская способность.

Земля – естественные ресурсы, используемые в производстве: посевные площади, леса, полезные ископаемые, водные ресурсы и др.

Капитал – все произведенные средства производства (фабрично-заводские здания, сооружения, оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства и др.). Процесс создания и накопления средств производства есть инвестирование, а капитал – инвестиционный ресурс. Деньги и финансовый капитал таким ресурсом не являются.

Труд – физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Включает предпринимательскую способность.

Предпринимательская способность – реализация инициативы соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг, принятие решений в процессе ведения бизнеса, введение на коммерческой основе новых продуктов, технологий, новых форм организации бизнеса. Рассматривается как самостоятельный фактор производства.

Предпринимательская способность характеризуется:

- поиском возможности и инициативностью;

- готовностью к риску;

- ориентацией на эффективность и качество;

- принятием личной ответственности;

- целеустремленностью;

- информированностью;

- способностью убеждать и устанавливать деловые и личные связи;

- независимостью и уверенностью в себе.

Реализация предпринимательской способности есть основная суть предпринимательства.

Предпринимательство – инициативная, связанная с риском деятельность экономического субъекта, осуществляющего новые комбинации с целью реализации своих идей и достижения социально-экономического эффекта; создание хозяйственных организаций за счет собственных или заемных средств, ради производства товаров или оказание услуг и получение на этой основе дохода. Предполагает имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Субъектами предпринимательства являются отдельные индивидуумы, различного рода ассоциации (коллективное предпринимательство, государство).

Характеризуется следующими признаками:

- самостоятельностью и независимостью хозяйствующих субъектов;

- экономической заинтересованностью;

- хозяйственным риском и ответственностью;

- коммерческим успехом;

- новаторством, творческим поиском.

Предпринимательству присущи три функции: ресурсная, организаторская, творческая.

Ресурсная – наличие факторов производства (средств производства и труда).

Организаторская – обеспечение соединения и комбинирование факторов производства, наилучшим образом способствующее поставленной цели.

Творческая – организационно-хозяйственное новаторство, приобретает особую значимость в условиях современной НТР.

Условно выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную. Первая – ориентирована на ресурсы, на максимальную их отдачу; вторая – на возможности. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.

По степени развития предпринимательство может быть' совершенным и несовершенным, стихийным и организованным.

Стихийное – развивается при условии отсутствия механизма государственного регулирования.

Все экономические ресурсы редки или имеются в ограниченном количестве.

Ограниченность или дефицитность ресурсов имеет относительный характер и означает:

1. принципиальную невозможность одновременного и полного удовлетворения потребностей всех людей;

2. необходимость заботиться о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов между различными целями;

3. повышение эффективности их использования.

Перед обществом и отдельным человеком стоит задача выбора способов использования ограниченных ресурсов.

В соответствии с классификацией ресурсов складывается плата за них, которая образует различные формы доходов: прибыль, процент, заработная плата и рента.

Следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование между альтернативными целями.

В процессе выбора, обусловленного ограниченностью ресурсов, экономическим субъектам приходится решать три фундаментальные задачи:

1. Что, т.е. какие товары и услуги, и в каком количестве производить?

2.       Как, т.е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производить нужные людям блага?

3.       Для кого производить эти жизненные блага?

Проблему выбора характеризует кривая производственных возможностей.

Средства У

производства

А

У

У

О Х Х D’

Предметы потребления