Ссылка на архив

Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1.1 История трудового обучения и воспитания в России

1.2 История появления гончарного ремесла

Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАМА ПО РАЗДЕЛУ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА

2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

2.2 УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.3 Тематическое планирование

2.4 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

3.1 ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ

3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

3.3 МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

ВЫВОД

Список литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством.

Общеобразовательное и воспитательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся.

Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся.

Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.
 Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.

Целью данной курсовой является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Задачи:

· Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.

·  Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.

·  Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.

·  Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

·  Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

·  Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

·  Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.


3.1 ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ

Керамическая мастерская должна состоять как минимум из двух изолированных помещений: комнаты для занятий и помещения с вытяжкой для муфельной печи и сушки изделий, оборудованного в соответствии с правилами пожарной безопасности. В комнате для обжига и сушки изделий помимо печки должны находиться специальные шкафы для сушки (если специальных шкафов нет, то работы можно сушить под целлофаном; место для сушки должно быть вдали от сквозняков и перепадов температуры).

В помещении для занятий должны быть:

1. Столы с рабочей площадью не менее 0,6 м на каждого ученика.

2. Освещение – большие окна и лампы дневного света

3. Стеллажи или полки для хранения инструментов, оборудования и незаконченных изделий, выставка лучших работ.

4. Доска для демонстрации наглядных пособий.

5. Вода в кабинете или рядом с кабинетом. Раковина со специальным отстойником (чтобы не засорить канализацию глиной).

6. Инструменты для работы с глиной: разделочные доски или куски линолеума, скалки, стеки, петли, турнетки, струна для резки глины, губки, куски грубой материи.

7. Материалы: глина гончарная, фаянс, шамот, шликер, бесцветная глазурь, гипс (для изготовления гипсовых форм).

8. Бочки и канистры для хранения глины, глазури, шликера.

9. Краски: ангобы, пигменты, глазури.

10. Кисти: щетинные, беличьи, колонок, ушной волос.

11. Материалы для создания фактуры: холст, тюль, портьерная ткань, тесьма, марля, сетки, наждачная бумага, щетки, ракушки, шишки и др.

12. Куски полиэтилена или клеенки для сушки готовых изделий.

13. Гипсовые формы.

14. Гончарный круг (ножной или с электроприводом) – желателен, но не обязателен.

15. Печь для обжига изделий всегда находится в отдельном помещении, куда доступ для учеников без учителя, строго воспрещен

1. Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».


Приложения

Проверка полученной формы способом катания по доске

Исходная форма – цилиндр

Ошибки формы