Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 История трудового обучения и воспитания в России
1.2 История появления гончарного ремесла
Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАМА ПО РАЗДЕЛУ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
2.2 УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.3 Тематическое планирование
2.4 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
3.1 ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
3.3 МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
ВЫВОД
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством.
Общеобразовательное и воспитательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся.
Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся.
Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Целью данной курсовой является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Задачи:
· Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
· Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
· Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.
· Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
· Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
· Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.
· Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
3.1 ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
Керамическая мастерская должна состоять как минимум из двух изолированных помещений: комнаты для занятий и помещения с вытяжкой для муфельной печи и сушки изделий, оборудованного в соответствии с правилами пожарной безопасности. В комнате для обжига и сушки изделий помимо печки должны находиться специальные шкафы для сушки (если специальных шкафов нет, то работы можно сушить под целлофаном; место для сушки должно быть вдали от сквозняков и перепадов температуры).
В помещении для занятий должны быть:
1. Столы с рабочей площадью не менее 0,6 м на каждого ученика.
2. Освещение – большие окна и лампы дневного света
3. Стеллажи или полки для хранения инструментов, оборудования и незаконченных изделий, выставка лучших работ.
4. Доска для демонстрации наглядных пособий.
5. Вода в кабинете или рядом с кабинетом. Раковина со специальным отстойником (чтобы не засорить канализацию глиной).
6. Инструменты для работы с глиной: разделочные доски или куски линолеума, скалки, стеки, петли, турнетки, струна для резки глины, губки, куски грубой материи.
7. Материалы: глина гончарная, фаянс, шамот, шликер, бесцветная глазурь, гипс (для изготовления гипсовых форм).
8. Бочки и канистры для хранения глины, глазури, шликера.
9. Краски: ангобы, пигменты, глазури.
10. Кисти: щетинные, беличьи, колонок, ушной волос.
11. Материалы для создания фактуры: холст, тюль, портьерная ткань, тесьма, марля, сетки, наждачная бумага, щетки, ракушки, шишки и др.
12. Куски полиэтилена или клеенки для сушки готовых изделий.
13. Гипсовые формы.
14. Гончарный круг (ножной или с электроприводом) – желателен, но не обязателен.
15. Печь для обжига изделий всегда находится в отдельном помещении, куда доступ для учеников без учителя, строго воспрещен
1. Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Приложения
Проверка полученной формы способом катания по доске
Исходная форма – цилиндр
Ошибки формы