Ссылка на архив

Методика обучения технологии машинной вышивки

1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ

1.1 Методика обучения технологии

1.2 Методика обучения школьников технологии машинной вышивки

1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения

2. Методика проведения занятий по технологии машинной вышивки в XI классе

2.1 Перспективно-тематический план

2.2 Развернутые сценарии уроков технологии

2.3 План-конспект уроков технологии

Заключение

Литература


Введение

В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином «трудовое обучение», понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли «профессионально-техническим обучением», относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей – теоретического и производственного обучения.

Под базовым содержанием «Технологии» понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени, отводимого по учебному плану.

К общеобразовательной школе применяется термин «система трудового обучения». Под словом «система» при этом понимается дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру и последовательность изучения учебного материала. При этом, естественно, подразумевается и развитие, и воспитание обучаемых. Тем самым мы подчеркиваем актуальность курсовой работы.

Объект исследования – процесс трудового обучения.

Предмет исследования – применение методов и приемов обучения учащихся технологии по машинной вышивке.

Цель работы: изучить методику преподавания темы «Машинная вышивка» в 11 классе.

Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по машинной вышивке будет эффективным если:

– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся.

– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.

– труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить методику обучения технологии;

2. Изучить методику обучения школьников машинной вышивке;

3. Проанализировать учебную программу;

4. Разработать перспективно-тематический план;

5. Проанализировать методическую литературу;

6. Составить план-конспект и сценарий уроков.

Методы исследования:

– анализ теоретических источников по теме исследования;

– наблюдение, беседа;

– анализ работы учащихся.

Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики технологии по машинной вышивке, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: разработанная методика технологии, перспективно-тематический план и развернутые сценарии и план – конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.


1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ

1.1 Методика обучения технологии в школе

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей, средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимается система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культуры заключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов, характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура является господствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всех сторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.

В обобщённом виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно – технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять технологическую деятельность по законам красоты. Технологическая культура оказывает своё влияние на задачи и содержание подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Общими задачами технологического образования: вооружение учащихся технологическими знаниями, формирование технологических умений и навыков, воспитание технологически важных качеств личности.

Технологические знания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия: технология, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательской деятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных технологиях материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний. К ним относятся умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты и эффективность самостоятельно добывать необходимые знания, выполнять графические работы, определять свою профессиональную пригодность.

Технологические важные качества – это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести такие качества, как высокий профессионализм, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании своих профессионально – технологических знаний и умений.

Таким образом, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.

Объективность необходимость технологического образования обусловливается тем, что сложившаяся практика политехнической трудовой и профессиональной подготовки школьников, бессменно распределённый по учебным предметам практический материал в виде примеров из жизни не позволяют в полной реализовать принципы системности и целостности образования. Общеобразовательные предметы имеют слабую технологическую направленность.

А теперь покажем некоторые черты технологического образования. В современном производстве быстро меняются технологии. Поэтому человеку нужно постоянно повышать свою общую и технологическую подготовку. Прежний лозунг «Знания на всю жизнь» – заменяется установкой «Знания через всю жизнь». Следовательно, акцент в образовании должен переместиться с вооружения знаниями, умениями навыками на формирование потребности в знаниях и навыках самообразования.

Разрозненные школьные предметы не могут в полной мере обеспечить развитие у учащихся технологического мировоззрения и мышления, сформировать у них представления о технологических процессах на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, показать всеобщность технологии. Поэтому технологическое образование предполагает переход от предметного к проблемно ориентированному обучению. В школах необходимы интегрированные области знаний, построенные на стыке различных наук. Например, такой областью является сейчас «Технология», которая синтезирует научные знания из многих учебных предметов и показывает пути их использования в различных направлениях преобразовательной деятельности человека и общества. В этой связи в школе возможно появление таких областей знаний, как эргономика, генная инженерия, психоаналитика и др.

Одним из основных недостатков современного образования в школах России является засилий информационно-репродуктивных, пассивных методов обучения, что приводит УК тому, что знания учащихся являются неглубокими, формальными, т.е. «непознанными». В технологическом образовании, чтобы сформировать творческого «технолога», необходимо использование творческих, активных методов обучения: деловых игр, проектов, учебных экспериментов, индивидуальных консультаций. Эти методы способны обеспечивать как опредмечивание, так и распредмечивание знаний.

В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.

Изменяются и критерии эффективности образования. Ими становятся уровень технологической культуры, адекватное самоопределение выпускников школы, а не просто успеваемость и качество знаний по учебным предметам.

Итак, основными чертами технологического образования школьников является культуросообразность, целостность и системность, интегративность, проектность и вариативность. А важным условием развития технологического образования школьников является повышение технологической культуры учителей и родителей.

Таким образом, мы выяснили, что предмет «Трудовое обучение», а впоследствии «Технология», претерпевали различные изменения. В разное время к этому предмету относились по-разному. Этой дисциплине то уделялось большое значение, то наоборот, ее не воспринимали как серьезный предмет.

Между тем технологическое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Само понятие «технология», введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде Современное применение этого понятия охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи, энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего материала.

В свою очередь учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда. Немаловажную помощь при разработке урока учителю дает методическая литература. Школа должна идти в ногу со временем, с развитием общества. Учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики технологии, должен изучать и делать анализ методической литературы. Результаты трудового обучения достигаются лишь при совместной деятельности учителя и ученика. Поэтому учителю необходимо планировать и тщательно продумывать каждый шаг занятия, должна быть продумана и спланирована деятельность учащегося.


1.2 Методика обучения школьников машинной вышивке

Машинная вышивка изучается в 11 классе в разделе «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ» и на изучение отводится 10 часов по программе общеобразовательных учреждений «Технология 1–4, 5–11 классы» и по учебнику для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений «Технология», Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Терентьева Т.И.

Цели и задачи изучения данного раздела:

· ознакомление с машинной вышивкой, инструментами, приспособлениями и материалами машинной вышивки;

· совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении машинной вышивкой;

· развитие художественной инициативы;

· воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил в быту и на производстве;

· воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями вышивальщицы и профессией дизайнера.

Основная цель раздела – формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.

В содержании этого раздела программы информационные технологии занимают прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе вычислительной техники создаёт дополнительные возможности для накопления информации, ускоряет её поиск, способствует интеллектуальному развитию учащихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчёт количества материалов и стоимости изделия, поиск нужного материала и модели изделия, составление технологической карты и его изготовление, а также информация по различным стандартам на швейные изделия, ткани, размерным признакам фигур т.д.

Другим аспектом применения ЭВМ в курсе «Технология» есть система автоматического проектирования, использующая графические дисплеи и планшетные графопостроители, что, наряду со значительной экономией учебного времени на конструирование и моделирование швейных изделий за счёт устранения непроизводительного ручного труда по вычерчиванию выкроек, значительно повышает интерес школьников к предмету.

В ходе изучения предмета «Технология» у учащегося работает самостоятельная мысль, у него есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организовать свой труд, проверить, оценить его в свете своих собственных взглядов, знаний. Только такая активность и самостоятельность характерна для сознательности усвоения учебного материала. Примером тому служит тема» Вышивки гладьевым валиком». На этом уроке учащиеся делают практическую работу, что обеспечивает хорошую усвояемость нового материала.

В школьном курсе «Технология» наглядность обучения лежит в основе реализации дидактических принципов. В ходе реализации этого принципа происходит ориентация учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, возможность показа предмета в его развитии и изменении, появление учащимися максимум активности и самостоятельности, не допуская перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращая наглядность в самоцель. Плакат о безопасности работы наглядно демонстрирует о технике безопасности при работе с швейной машиной, иглами, ножницами и другими колющими предметами.

Принцип прочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки.

Самостоятельность мысли при повторении находит свое выражение в создании новых способов доказательств, решения познавательной задачи. В условиях практического применения знаний на этом предмете создаются весьма благоприятные условия для самоконтроля. На каждом уроке учитель в первую очередь должен закреплять пройденный материал, т.е. проверять прочность знаний. Этот подход к проверке знаний ведёт, прежде всего, к успешному результату и к хорошим оценкам.

Для того чтобы учащиеся сознательно овладевали знаниями, чтобы обучение действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитывать особенности каждого ученика.

Индивидуальный подход к учащимся в «Технологии» позволяет учителю, прежде всего, сделать обучение более доступным для каждого из них, умение применять знания на практике, самостоятельно мыслить, способность преодолевать помехи и трудности. Правильный учет этих особенностей помогает учителю лучше организовать самостоятельную работу учащихся. На уроке «Вышивка несложного рисунка для салфетки» учащиеся могут полностью раскрыть или открыть свои таланты. Здесь требуется фантазия, чувство стиля, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Экология – помогает определять экологически чистые материалы и знать их предназначение.

Охрана труда – несет важное значение на предмете «Технология». Это безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.

Экономика – расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.

ИЗО – красиво изображать различные виды вышивки.

Черчение – конструирование и моделирование чертежей одежды и вышивки.

Химия – химический состав тканей и нитей.

Биология – где и из чего получают различные виды тканей и нитей.

Эргономика – удобство человеческой жизни.

Информатика – удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа для вышивания.

При изучении раздела учитель постоянно уделяет внимание экологическим вопросам, формирует у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Воспитывает у учащихся привычку экологически целесообразного поведения, стремления к активной практической деятельности в систему жизненных мотивов, потребностей, идеалов каждого школьника, развивает практические умения по изучению, анализу, оценке и способам улучшения состояния окружающей среды своего края, области, города, села. В содержании экологического образования учитываются состояние окружающей среды, традиции и экологическая культура населения данной местности.

Практические работы учащихся:

1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна с нанесенным простейшим рисунком.

Выработка навыка правильного положения рук.

2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.

3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направлениях, ломаная или кривая с ритмично повторяющейся конфигурацией.

4 Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротника, рукавов, карманов, по низу платья.

5. Заполнение контура рисунка простой строчкой.

6. Изготовление образца вышивки гладьевым валиком.

7. Вышивка несложного рисунка для салфетки, скатерти, воротничка и т.д.

8. Показ правил безопасной работы при выполнении машинных работ;

9. Подготовка рабочего места;

10. Образцы вышивки;

11. Проведение контроля качества выполненной работы;

12. Исправление дефектов.

Основной формой обучающего процесса в школе является комбинированный урок.

Эвристическая беседа – учитель путём совместных с учащимися логических рассуждений подводит их к определенному выводу, при этом учитель побуждает учащихся активно использовать ранее полученные знания, жизненный и трудовой опыт, сравнивать, анализировать, сопоставлять. Это проблемный метод обучения – в основе учебная проблема.

Метод учебной демонстрации – является одним из самых распространённых методов. Демонстрации могут быть динамическими – показ приёмов подвижных натуральных объектов, действующих моделей. Статическая демонстрация – показ неподвижных натуральных объектов, недействительных объектов, макеты, схемы, таблицы.

Методы контроля – устный опрос, выполнение практических работ, проверка домашнего задания, текущее наблюдение.

Таким образом, после изучения раздела «Машинная вышивка» у учащихся формируется знания и умения:

1) Учащиеся должны знать:

· возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды;

· инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;

· правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки

· натяжения нити;

· способы закрепления ткани в пяльцах;

· способы перевода рисунка на ткань;

· приемы вышивания на машине;

· техника выполнения простых и сложных швов;

· приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;

· правила обработки изделий после вышивки.

2) Учащиеся должны уметь:

· переоборудовать и налаживать, швейную машину для выполнения машинной вышивки;

· заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;

· выполнять различные швы и применять их для художественного оформления

· швейных изделий;

· выполнять окончательную обработку швейных изделий после

· вышивки.

На основе приведенного выше материала относительно методики обучения учащихся технологии машинной вышивки можно сформулировать вывод о том, что учащиеся в совершенстве овладеют техникой машинной вышивки, если прежде всего изучать швейную машину и порядок работы на ней.

1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения при изучении машинной вышивки

Уроки технологии девочки при изучении машинной вышивки должны проводиться в кабинетах обслуживающего труда, где они приобретают навыки швейного дела. Кабинет должен быть оборудован швейными машинами и всеми необходимыми для урока вышивания – как в настоящей профессиональной мастерской.

Наиболее удобными швейными машинами для выполнения вышивки являются ножные с центральной шпулькой. В принципе, вышивать можно как на ножных, так и на ручных машинах любой марки, но не с качающимся челноком.

Швейные машины для уроков труда в школах выбирается исходя из наличия в них всех основных функций, повышенной надёжности и простоты обслуживания и ремонта.

Инструменты и принадлежности для вышивания на швейной машинке

1. Пяльцы с винтом. Они должны быть деревянные или пластмассовые, круглой формы, диаметром не больше 18–20 см и высотой около 8–10 мм. Большего размера пяльцы ограничивают место работы, их трудно вынимать из-под иглы и можно порвать ткань.

2. Отвертка большая.

3. Отвертка малая.

4. Масленка.

5. Машинные иглы от №65 до №100.

6. Нитки х/б от №60 до №100, №10 или «кроше», ирис, шелк

7. Маленькие ножницы с изогнутыми концами.

8. Прозрачная бумага и копирка.

9. Колышек для дырочек.

10. Простой карандаш «М».


2. Методика проведения занятий по технологии машинной вышивки в XI классе

2.1 Перспективно-тематический план

Образовательные программы включают в себя элементы планирования. Для учета новых требований к подготовке специалиста планирование образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях должно быть перспективным. Это позволит отразить в программах учебных дисциплин и ввести в конкретные темы занятий не только содержание, соответствующее современному состоянию производства, но и материал, ориентированный на перспективу развития производства.

Перспективно-тематическое планирование способствует формированию профессиональных и надпрофессиональных качеств будущих специалистов. Методика перспективно-тематического планирования становится особенно актуальной в связи с повышением требований к качеству подготовки специалистов.

В структуру перспективно-тематического планирования заложены методы, формы, приемы и способы обучения, учитывающие поэтапное и параллельное формирование профессиональной компетентности специалиста через реализацию содержания специальных дисциплин. Одновременное формирование профессиональных и надпрофессиональных качеств способствует повышению интереса обучаемых к учебному процессу и саморазвитию личности.

Разнообразие тем и видов труда, предусмотренных программой трудового обучения, требует от учителя особого внимания к тематическому и перспективному планированию уроков.

Как известно, нельзя определить цели, задачи и содержание отдельно взятого урока, не связав его с предыдущими и предвидя будущих. «Урок – это ступенька лестницы, ведущей к более широким педагогическим целям и задачам целостной темы программы.