Мазурка
Мазурка
Мазурка – это польский народный танец, характеризующийся быстрым темпом и трёхдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях.
Мазурка закрепилась в крестьянском быту Мазовии, в 17 в. вошла в цикл польских крестьянских танцев. Позже мазурка постепенно слилась с обереком (танцем менее подвижным и наделённым лирическими чертами, проникшими и в музыку мазурок). Во время утверждения самобытности польской музыкальной культуры народным танцам, в частности мазуркам принадлежала огромная роль. В период времени до появления шопеновских мазурок особое место занимали мазурки Эльснера, который уже в 1803 году ввёл несколько мазурок в народные сцены патриотической оперы “Ячелло в Тенчине” (1819).
Мазурки сочиненные Шопеном основаны на художественном претворении ритма трёх разнохарактерных польских народных танцев: мазура, оберека и вальсообразного куявяка. Во многих мазурках Шопен очень свободно развивает особенности народных танцевальных форм, создавая весьма различные по содержанию поэтические произведения. Лишь в сравнительно немногочисленных мазурках Шопен ограничивается этим танцевальным жанром. Обычно в пределах одной пьесы, он сопоставляет с мазуром куявяк или оберек или оба эти танца. Шопеновские мазурки можно разделить на три группы. Некоторые кажутся бытовыми зарисовками, жанровыми картинками. Танцевальные незатейливо гармонизованные мелодии воспроизводят звучание народных инструментов (волынки, деревенского контрабаса). Эти мазурки проникнуты простодушным весельем и вызывают в воображении слушающего минорную картину деревенской жизни.
Другая разновидность мазурок тоже сохраняет очень ясные, прочные связи с танцевальной музыкой. Некоторые из этих мазурок переносят слушателя в обстановку блестящего бала. Острые акценты, как будто “притоптывания”, резкие скачки в мелодии явно рисуют порывистые движения танца. В таких мазурках царит торжественное приподнятое настроение, радостная атмосфера.
Танец господствует и в изящных, грациозных мазурках. Многие мазурки представляют собой произведения более сложные, замысловатые. В этих мазурках сохраняются и жанровые краски, встречаются и танцевальные эпизоды. Но по существу - это лирические, иногда драматические поэмы, выросшие из ритмов и интонаций народной танцевальной музыки. В некоторых мазурках Шопена и его современников этот жанр насыщается героическими. В дальнейшем С. Монюшко, Г. Венявский, В. Желеньский и многие другие польские композиторы обращались к жанру мазурки.
Не только инструментальные произведения создавались в ритме мазурки, но и вокальные произведения. Широко известны песни Шопена и С. Монюшко. В конце XVIII века песня в ритме мазурки “Ещё Польша не погибла” возникшая в польских легионах, становится своего рода польским национальным гимном. Она получила название “Мазурки Домбровского” в честь Генрика Домбровского - героя польского освободительного движения.
Специфическая польская основа мазурки настолько ярка, ритмически рельефна и своеобразна, что уже в начале прошлого века этот танец нередко использовался композиторами в качестве национальной характеристики. Например, такие композиторы как Глинка, Дворжак, Мусоргский использовали мазурку в своих произведениях.