Ссылка на архив

Культура Беларуси во второй половине XIX начале ХХ века

1. Научные исследования

2. Развитие народного образования

3. Книжная и периодическая печать

4. Искусство

4.1 Развитие белоруской литературы

4.2 Устно-поэтическое народное творчество

4.3 Формирование профессионального театра

4.4 Музыкальная жизнь

4.5 Изобразительное искусство

5. Архитектура

6. Бытовой уклад и материальная культура населения

Заключение

Список литературы


Введение

История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.

Во второй половине ХIХ века Белоруссия вступила на путь капиталистического развития и стадию формирования новой исторической общности людей. В результате промышленной революции произошли коренные изменения в технике и организации производства. Быстрыми темпами шло развитие товарно-денежных отношений, формирование единого рынка. Это приводило к тому, что экономические отношения пронизывали все сферы жизни человеческого общества. Происходило объединение людей для усиления борьбы за общие цели.

Важным показателем исторической общности людей является уровень развития ее культуры. На основе этих изменений она сделала значительный шаг вперед в своем развитии.


) В своей газете «Мужицкая правда» он правдиво рассказывал о тяжелом положении крестьянства, раскрывал грабительский характер реформы 1861 года, показывал паразитизм помещиков и политику царизма в Белоруссии. В своих публицистических произведениях К. Калиновский призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь, к народной революции.

После подавления восстания в 1863 году в вихре репрессий народ потерял лучших представителей своей интеллигенции, что привело к временному снижению развития литературы. Но идейные принципы К. Калиновского не были потеряны, позже их развивали в своем творчестве Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.

Ф. Богушевич ((2)) являлся участником восстания 1863 года. Гонимый царскими властями он свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» смог опубликовать только в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник – «Смычок белорусский» – в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова. К сборнику «Дудка белорусская» Ф. Богушевич писал предисловие, где старался пробудить национальную сознательность белорусского народа: ”Можа хто спытае: дзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, дзе наша мова жывець: яна ад Вільні да Мазыра, ад Віцебска за малым не да Чарнігава, дзе Гродна, Мінск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчак і вёсак” (4. С. 17)

Он первый из белорусских писателей оповестил о существование белорусского этноса и выделил самостоятельность белорусского языка. Поэт предупреждал: ”Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым і зусім замерлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі” (4. С. 17)

Поэт был уверен, что настанет день, когда «перестанем мы плакать над своей долей». Он горячо желал народу:

Вадзіцы хоць каплю,

Ды такой вадзіцы,

Ды з такой крыніцы,

Што, як хто нап'ецца,

Дык вольным стаецца. (4. С.19)

В своих произведениях Я. Лучина((3)) правдиво показывал угнетенное положение белорусского народа, выражал их ненависть к самодержавию и стремление к свободе. Лирическое стихотворение на белорусском языке являются основным жанром его творчества. В них отражается любовь к крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Стихи Я. Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903 году.

Литературных произведений А.Гуриновича) сохранилось очень мало. За революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. Его произведения распространялись в рукописях и были изданы только после Великой Октябрьской Социалистической революции. Литературное наследие поэта состоит из стихотворений, в которых он основное внимание уделял жизни белорусского крестьянства, призывал его к борьбе.

В белорусской демократической литературе второй половины ХIХ века, широко отражался духовный рост белорусского народа, лучшие черты его национального характера. На традициях, заложенных К. Калиновским, Ф. Богушевичем, Я. Лучиной, А. Гуриновичем, опиралась новая белорусская литература начала ХХ века. Развивалась она также и под влиянием русской, польской и украинской литературы и приобрела черты развитой литературы с разнообразными жанрами, стилями и направлениями. Яркими представителями этого времени считаются Тетка, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович.

Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка.((4)) Её книги революционных стихов «Скрипка белорусская» и «Крест на свободу» стали первыми оригинальными сборниками белорусской поэзии ХХ века. Она написала первый учебник на белорусском языке «Першае чытанне для дзетак беларусау», выступала как публицист.

Я.Купала((5)) поднял белорусскую литературу на сравнительно высокий уровень. Его пьесы “Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое достижение славянских литератур. Первое стихотворение “Мужик” было опубликовано в мае 1905 году, а первый сборник стихов “Путем жизни” был выпущен в 1913 году. Он перевел на белорусский язык произведения Н. Некрасова, И. Крылова, А. Мицкевича, Т. Шевченки, а своим творчеством и общественной деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного языка. (5. С. 302)

Первое стихотворение Я.Коласа((6)) “Песни-жалобы” было опубликовано в 1910 году. В своей общественной лирике Я.Колас часто возвращается к крестьянину, стараясь пробудить его сознание. В 1912 году вышел первый сборник его прозаических произведений “Рассказы”, а в 1914 году – “Родные явления”. Дореволюционное творчество поэта – настоящая художественная летопись жизни белорусского народа.

М. Богдановичу ((7)) принадлежит единственный поэтический сборник “Венок”, однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе. Своим творчеством поэт обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами. Кроме стихов, он писал прозаические произведения, литературоведческие и публицистические статьи.

В белорусской литературе ХХ века раскрылись творческие способности М. Горецкого, З. Бедули, Т. Гартного, К. Каганца и др. Новая белорусская литература начала находить признание в соседних славянских народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный процесс.

4.2 Устно-поэтическое народное творчество

Богатейшим источником белорусской литературы во второй половине ХIХ – начале ХХ веков было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, мысли, устремления. Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе.

После отмены крепостного права возникло множество устно-поэтических произведений, особенно рассказов-воспоминаний и эпических песен, повествующих о мрачном периоде крепостного права, о рабском труде и ряд новых сатирических произведений, едко высмеивающих помещиков.

Капиталистическое развитие деревни, вызвало к жизни новые темы фольклора. Возникли сказки, песни, пословицы «о батраке и попе», «о батраке и кулаке», такие, как песня «А кто у батрака не служил, тот лиха не знает», сказки – «Кулак и батрак», пословицы – «Нанялся-продался».

В последние десятилетия ХIХ века широкое распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями в общественно-политической жизни. Частушка благодаря свойственной ей краткости и динамичности, оказалась в новых условиях наиболее гибкой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события и отдельные факты классовой борьбы.

В это же время в устно–поэтическом народном творчестве появилось новое направление – рабочий городской и городской фольклор. Во многих произведениях белорусский народ создал правдивые картины каторжного труда на капиталистических фабриках и заводах, строительстве железных дорог. В Белоруссии широко бытовали припевки о шахтерах Донбасса.

В начале ХХ века интенсивно развивался фольклор рабочих и революционеров. Получили распространение революционная поэзия и песни российского пролетариата, в которых прямо говорилось о борьбе против буржуазии. Белорусский фольклор обогатился лучшими произведениями русского и украинского народа.

)Он участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии. Им были написаны много жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них являются «Дети во дворе», «В школу», «Девочка». Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой.

В жанре пейзажа работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П. Горавский.((9)) Он много путешествовал по Белоруссии и создал ряд пейзажей: «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Пинске болота».

Свою лепту в развитие живописи Белоруссии второй половины ХIХ века внесли также В.В. Грязнов, Д.Н. Струков. Путешествуя, они зарисовали много памятников белорусской архитектуры, народного творчества, вышивки, тем самым сохранили и донесли до нас величайшие творения.

И.Т. Хруцкий((10)) вошел в историю белорусской живописи как выдающийся портретист и натюрмортист. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Цветы и плоды», Портрет сына», «В комнатах».

Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX – начала XX веков является пейзаж. Он был широко представлен почти на всех выставках в Минске и др. городах Беларуси. Появились новые имена пейзажистов – Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского, В. Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нередко известность художника вне Белоруссии была значительно больше, чем у себя на родине.


5. Архитектура

Значительные изменения во второй половине ХIХ – начале ХХ веков произошли и в архитектуре Белоруссии. Общественное строительство приобрело главное значение. Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов и их благоустройства. Но основная масса зданий строилась еще в традиционном духе белорусской деревенской архитектуры.

В культовом строительстве сохранилось архитектура предшествующих эпох: в костельном - готика, в церковном - византийский стиль.

Во второй половине ХIХ века наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Белоруссии.

После подавления восстания 1863 года русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. (3. С. 186)

Наиболее значимыми постройками этого направления можно считать: мемориальный комплекс в деревне Лесная(11) и часовня князей Паскевичей в Гомеле.(12)

В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль.Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, является Красный костел (костел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908 году.

Так же происходило становление нового стиля – модерна. Применялся он для новых типов построек, таких как: железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные сооружения. Однако широкого распространения не получил. Примером архитектуры модерна является храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Использовались новые строительные материалы и конструкции: цемент, металлическая арматура, фабричная крыша. Широко использовалось стекло, из которого делали даже крыши.


6. Бытовой уклад и материальная культура населения

С изменением социально–экономических и культурных условий жизни менялись бытовой уклад и материальная культура населения. Много нового появилось в крестьянском быту. Улучшилось строительство и конструкция крестьянских изб, появились застекленные окна, каменные фундаменты, вместо курной печи печь с трубой, керосиновые лампы и так далее. В деревню начали проникать фабричные ткани, кожаная обувь.

В крестьянских хозяйствах сохранялась домашняя промышленность, вырабатывалось льняное полотно, сукно разных сортов, овчины, лыковые и пеньковые лапти, войлок, утварь и так далее.

Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба и квадрата. Великолепные узоры белорусского художественного ткачества преимущественно представляли пояса.

В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки.


Заключение

Вторая половина ХIХ– начала ХХ веков является важнейшим этапом развития белорусской культуры.

Росло самосознание белорусов, расширялась национальное движение за самовыражение, развития языка и культуры. В области образования происходили основные изменения: росло количество школ, средних учебных заведений, увеличивалось количество учащихся. Изменения происходили и в подготовке педагогических кадров, организации женского обучения, расширения образования среди рабочей молодежи. Дальнейшее развитие получил профессиональный театр, музыка, живопись, архитектура. Росло количество профессиональных театральных объединений, любительских сообществ, разнообразных товариществ. Расширялись их творческие связи с мастерами и обществами других регионов Российской империи, зарубежных держав.

Основные направления развития Белорусской культуры во второй половине ХIХ– начале ХХ века являются неотъемлемой частью как общероссийской, так и мировой культуры.


Список литературы

1. “История Беларуси”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.

2. “История беларуского театра” Том 1, Мн. 1983г.

3. История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени/ И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. 2-е изд., доп.-Мн.: «Аверсев», 2002г.

4. Багушэвіч Ф. Творы. Мн.1991г.

5. Очерки истории Беларуси: учебное пособие/ П.Г. Чигринов.- 3-е изд., испр.- Минск: Высш. шк., 2007г.