Ссылка на архив

Криминальное право

I. Система наказаний. Основные и дополнительные наказания.

II. Смертная казнь в Англии и США. Основания назначения и условия наказания. Возможность применения смертной казни к несовершеннолетним лицам. Замена смертной казни пожизненным тюремным заключением или на срок.

III. Новые формы лишения свободы во Франции – режим полусвободы.

IV. Штраф и его виды.

V. Система и виды наказаний для юридических лиц во Франции.

VI. Литература.

I. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ. ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ.

Если взять за пример Англию, то в ней основными источниками права, в том числе и уголовного, являются статуты (парламентское законодательство) и судебные прецеденты. Отсутствие в Англии уголовного кодекса является специфической особенностью уголовного права, вытекающей из всего хода исторического развития английского права.

И сегодня ответственность за некоторые преступления устанавливается по общему праву. Существуют основные и дополнительные виды наказаний такие как:

Основные:

1) Смертная казнь;

2) Тюремное заключение;

3) Штрафы;

4) Принудительные работы без лишения свободы;

5) Дневные центры воспитания.

Дополнительные:

1) Компенсация жертве преступления осужденным преступником;

2) Конфискация имущества;

3) Уголовное банкротство;

4) Дисквалификация.

Смертная казнь.

«Основное наказание» английской карательной системы все еще стоят первым в списке уголовных репрессий. Применение смертной казни резко сократилось с принятием в 1957 г. Закона об убийстве и прекратилось 7 лет спустя. В последний раз смертный приговор был приведен в исполнение 13 августа 1964 г. в ливерпульской тюрьме.

В Англии зачастую говорят об отмене смертной казни в стране. Речь, однако, может идти об ограничении применения «основного наказания», поскольку уголовные статуты предусматривают смертную казнь в качестве чрезвычайного наказания в мирное время за такие серьезные преступления, как государственная измена, а также морской разбой (пиратство), соединенный с насилием или намерением совершить убийство.

Тюремное заключение.

Наказание в виде тюремного заключения может быть наложено любым английским судом, начиная с низшего суда магистратов, за совершение почти всех преступлений. Исключением являются незначительные автотранспортные преступления и мелкие правонарушения. Некоторые незначительные преступления могут быть наказаны тюремным заключением лишь в случае, если лицо уже осуждалось за такое действие в прошлом, например, при неоднократном привлечении к уголовной ответственности за управление автотранспортом без должного внимания и осмотрительности.

Тюремное заключение может быть срочным или пожизненным. Минимальным сроком тюремного заключения является один день.

Штрафы.

Денежные наказания, являясь наиболее давними санкциями английского уголовного права, широко используются и ныне. Взрослый правонарушитель (в английском праве старше 21 года) может быть приговорен к уплате штрафа за любое преступление, за исключением случаев, когда закон предусматривает определенное безальтернативное наказание в виде смертной казни, пожизненного или длительного тюремного заключения за наиболее тяжкие преступления.

Дневные центры воспитания.

Они введены в систему наказаний статьями 20 и 21 закона «Об отправлении правосудия по уголовным делам» 1972 г. и такие должны послужить заменой лишению свободы. Направление в такие учреждения преследует цель «социального воспитания лица, соединенного с интенсивным надзором службы пробации». Элемент активного принуждения, свойственный данной мере, позволяет рассматривать ее скорее одной из превентивных мер английской карательной системы.

В Англии дневные центры носят экспериментальный характер и их действие распространяется лишь на несколько городских зон. Такие центры рассчитаны на лиц «неоднократно представших перед судом и уже отбывших, по крайней мере, одно кратко срочное тюремное заключение» в возрасте от 21 до 40 лет. К ним присоединены некоторые другие категории правонарушителей, например хулиганствующие футбольные болельщики и водители автомашин, «неоднократно и злостно» нарушавшие дорожные предписания, которые уже привлекались к уголовной ответственности.

Дополнительныенаказания – наказания, которые будут применяться в дополнение к основным, также являются нововведением английской системы наказания, призванным ограничить преступные возможности правонарушителя, защитить, а в а в ряде случаев и удовлетворить интересы тех, против кого направлена его преступная деятельность.

Компенсация жертве преступления осужденным преступником.

Компенсация жертве преступления осужденным преступником занимает центральное место в новой системе дополнительных наказаний. Закон 1972 г. подвел итоги длительной дискуссии английских пенологов в вопросе о компенсации жертве преступления за ущерб, причиненный преступными действиями: «Суд вправе потребовать от обвиняемого уплатить компенсацию в соответствии с телесным повреждением, нанесенным жертве, а также с размерами убытков и ущерба, понесенными последней от преступления, в котором обвиняется данное лицо» (ст.I).

Именно такая компенсация дает возможность сделать то, чего не могут добиться полиция, суд и тюремные власти: примирить с создавшимся положением тех, кто ежегодно подвергается насилию со стороны преступников либо живет в постоянном страхе перед возможностью такого насилия.

Конфискация имущества.

Согласно ст.28 Закона 1972 г., вступившей в силу 1 января 1973 г., суд получил право вынести постановление о конфискации имущества, которое использовалось либо могло быть использовано осужденным в преступных целях. Полномочия суда ограничены такими условиями:

1) Лицо, в отношении которого сделано постановление о конфискации, должно быть осуждено к 2 и более годам тюремного заключения;

2) Суд должен получить «заслуживающее доверие» подтверждение о том, что конфискованное имущество действительно было использовано в преступных целях либо что преступник намеревался так поступить.

Уголовное банкротство.

Эта статья дает возможность суду объявить осужденного несостоятельным в распоряжении своим имуществом и денежными средствами, если понесенные убытки или вред, причиненный преступлением, были значительными. Такая мера призвана содействовать покрытию понесенного государством и частными лицами ущерба из доходов и собственности осужденного.

Дисквалификация.

По ст.24 Закона 1972 г. суд в праве лишить осужденного к 2 и более годам тюремного заключения права управления после отбытия наказания транспортным средством, если последнее было использовано при совершении преступления этим лицом.

II. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В АНГЛИИ И США. ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И УСЛОВИЯ НАКАЗАНИЯ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЛИЦАМ. ЗАМЕНА СМЕРТНОЙ КАЗНИ ПОЖИЗНЕННЫМ ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ИЛИ НА СРОК.

АНГЛИЯ.

Англия еще в начале XIX столетия занимала первое место по количеству преступлений, караемых смертной казнью. По свидетельству Блэкстона, в его время английские законы знали до 160 преступлений, обложенных смертной казнью, а по счету других, даже в первой четверти XIX столетия, их число доходило до 240, причем наравне с государственными преступлениями, с тяжкими посягательствами на личность, как убийство, изнасилование, такой же мерой наказания угрожал закон за угрозу на письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу из лавок на сумму свыше 5 шиллингов, кражу в церкви, на ярмарке на сумму свыше 1 шиллинга, кражу животных и т.д. Но, начиная с 30-х годов, в особенности в силу статутов королевы Виктории 1837 и 1841 гг., число преступлений, караемых смертью, стало значительно уменьшаться, а после консолидированных статутов 1861 года к этой группе относятся лишь: посягательство на особу королевы и членов царствующего дома; бунт, сопровождающийся насилием и т.п.; убийство (murder), злоумышленное нанесение ран, окончившееся смертью; морской разбой и поджог доков и арсеналов.

Анализ современного английского законодательства позволяет выделить среди обширного перечня различных видов наказания смертную казнь.

Английское законодательство не определяет целей наказания. Как считают юристы, основными целями наказания являются: воздаяние (карательный элемент), торжество справедливости, устрашение, исправление преступника и защита общества. По их мнению, современная уголовно-правовая политика отражает сочетание всех этих целей, но не каждый вид наказания должен быть направлен на решение этих пяти поставленных задач. Прежде всего это касается смертной казни. В данном случае могут быть достигнуты только четыре цели: карательный элемент, который предназначен для того, чтобы высказать отвращение общества к преступлению и наказать нарушителя; концепция торжества справедливости, которая означает, с одной стороны, что наказание должно соответствовать преступлению, а с другой - что аналогичные преступления должны наказываться аналогично; устрашение, которое предназначено для того чтобы остановить потенциальных преступников; главной же целью наказания считается защита общества (применительно к смертной казни последнюю цель наказания английские юристы иногда заменяют на физическое уничтожение, что само по себе подразумевает защиту общества, но исключает возможность исправления преступника). Необходимо отметить, что даже эти теоретически достижимые цели не всегда можно достигнуть на практике, например, возмездие иногда не носит характер отвращения по отношению к преступнику, а, наоборот, к осужденному к смерти люди испытывают жалость и сочувствие, за которыми уже не видно отношения к самому преступному деянию.

Следует отметить, что смертная казнь, как и все остальные виды наказания в английском уголовном праве, носит альтернативный характер: она может заменяться на другие наказания. Что касается назначения кары, судья в данном случае не наделен правом широкого усмотрения (сюда же относятся убийства, за которые полагается пожизненное лишение свободы и преступления, санкции за которые строго определены в законе).

Согласно закону об ответственности за убийство от 21 марта 1957 года, смертная казнь предусматривалась за следующие виды тяжкого убийства: посредством выстрела или путем взрыва; при совершении или для совершения таких действий, как сопротивление законному аресту, побег или содействие побегу из-под стражи или содействие насильственному освобождению из-под стражи; убийство должностного лица полиции при исполнении им своих служебных обязанностей; убийство тюремного служащего при исполнении им своих служебных обязанностей; убийство, учиненное при совершении или для совершения ограбления.

Актом парламента, принятым 8 ноября 1965 года, применение закона о смертной казни за умышленное убийство было приостановлено сроком на пять лет, а в результате решения обеих палат парламента 19 декабря 1969 года этот закон с 31 июля 1970 года стал постоянно действующим (закон не распространяется на Северную Ирландию).

Лица, совершившие упомянутые виды тяжких убийств, приговариваются к пожизненному тюремному заключению. При вынесении приговора о пожизненном тюремном заключении суд может оговорить срок, который должен отбыть заключенный до рассмотрения вопроса о его досрочном освобождении. Минимальным таким сроком должно быть 15 лет. Лицо, осужденное за убийство и не достигшее 18 лет к моменту совершения преступления, не может приговариваться к пожизненному тюремному заключению, а подлежит по приговору суда лишению свободы на срок, устанавливаемый усмотрением королевы. Место и срок содержания такого осужденного устанавливаются министром внутренних дел. В законе предусматривается возможность досрочного освобождения осужденных по специальному разрешению министра внутренних дел. Однако такое освобождение возможно лишь после консультации с Верховным судьей Палаты Лордов.

В настоящее время в Великобритании смертная казнь назначается за:

1) "великую измену" - измену суверену или государству и оказание помощи врагу;

2) пиратство, сопряженное с насилием, по Закону о пиратстве 1837 года;

3) за ряд тяжких воинских преступлений. При этом смертная казнь не может применяться к лицам моложе 18 лет и беременным женщинам.

В первом случае она заменяется лишением свободы на неопределенный срок, но не пожизненным; во втором случае - пожизненным сроком. В течение последних двадцати лет смертная казнь за измену и пиратство фактически не применялась. Как показал недавний опрос членов парламента Великобритании, нет никаких оснований считать, что эта мера будет применяться в будущем.

В Англии согласно законодательству и общему праву на дела о преступлениях, караемых смертной казнью, распространяются общие процессуальные положения, установленные по делам о тяжких преступных деяниях. К их числу, в частности, относятся: участие одного или двух защитников, начиная со стадии предварительного расследования; составление обвинительного заключения; обязательное рассмотрение дела судом присяжных, причем вопрос о виновности решается квалифицированным большинством; предоставление апеллянту права присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы.

Вместе с тем при рассмотрении дел о преступлениях, караемых смертной казнью, применяются некоторые специальные процессуальные положения.

Уголовное преследование по делам о тяжких преступлениях осуществляется директором публичных преследований под руководством генерал-атторнея. Возможность освобождения обвиняемого под залог ограничивается. При рассмотрении дел о государственной измене по усмотрению суда состав присяжных может быть увеличен, при этом защита пользуется правом безусловного отвода (т.е. отвода без указаний мотивов) 20 присяжных.

Для подачи заявления об апелляции на приговор о смертной казни установлен общий срок в 10 дней, который в отличие от других приговоров не может быть увеличен. При этом просьба о разрешении на апелляцию и сама апелляция на приговор о смертной казни должны рассматриваться в возможно более короткие сроки. Копия апелляционной жалобы на приговор о смертной казни должна быть направлена чиновником-регистратором при Уголовном апелляционном суде государственному секретарю. После приведения приговора в исполнение секретарь обязан распорядиться об опубликовании соответствующего сообщения в газете, издаваемой в Лондоне.

Этот порядок расследования и рассмотрения дел, влекущих применение смертной казни, не касается чрезвычайных обстоятельств. При таких обстоятельствах законодательство Англии предусматривает возможность создания военно-полевых судов. Лицо, осужденное к смертной казни военно-полевым судом, вправе подать апелляцию на приговор лишь при наличии разрешения военно-апелляционного суда, причем просьба осужденного на разрешение апелляции и сама апелляция рассматриваются одновременно и в кратчайший срок.

Приговор о смертной казни вступает в силу после утверждения его военачальником, по приказу которого был созван военно-полевой суд. Кроме того, приговор должен быть одобрен командующим воинским соединением, где проходил службу осужденный до вынесения приговора. В условиях боевой обстановки такого одобрения не требуется.

В Англии хотя юридически помилование является прерогативой короля, однако существует несколько актов, ограничивающих это право. Так, согласно закону 1701 года не допускается помилование высших должностных лиц, осужденных судом Палаты Лордов за государственные преступления. Помилование может осуществляться и на основании акта парламента. Фактически же оно осуществляется правительством, а именно министром внутренних дел. При этом лицо, осужденное к смертной казни, может быть помиловано с полным освобождением от наказания или с условием отбыть определенный срок тюремного заключения; в последнем случае осужденный рассматривается как лицо, в отношении которого вынесен приговор о тюремном заключении на указанный в акте помилования срок.

В отличие от большинства современных государств в Англии применяется до сих пор повешение. Но в отличие от обычного повешения, когда смерть наступает от асфиксии в результате сдавливания петлей дыхательных путей, в этой стране этот акт осуществляется при помощи "долгой петли" - способа, изобретенного дублинским профессором Хотоном. У повешенного с помощью "долгой петли" происходит смещение, разрыв позвонков, в результате чего наступает немедленная и безболезненная смерть. Недостатком этого вида казни является то, что она совершается непосредственно человеком - палачом, - что носит характер мести, которая учинена одним лицом над другим. Это в современный период развития общества абсолютно неприемлемо, так как смертная казнь является прежде всего физическим уничтожением, гарантом того, что человек более не сможет совершить тяжкое преступное деяние, а не расправой над преступником.

США.

Уголовное законодательство США не дает дефиницию наказания, отдавая этот вопрос "на откуп" практике и доктрине. Но и там данное понятие обнаруживается далеко не всегда. Наиболее общо оно сформулировано в словаре юридических терминов: "Наказание в уголовном праве - это любая боль, страдание, кара, ограничение, налагаемое на лицо в соответствии с нормами права и по решению или приговору суда за преступление или уголовное правонарушение, совершенное им, или за невыполнение обязанности, предписываемой законом"

По мнению Пэккера, наказание:

1) представляет собой страдание или иные неблагоприятные последствия;

2) налагается за нарушение норм права;

3) является следствием правонарушения (преступления);

4) применяется лицами, которые сами не привлекаются к ответственности;

5) назначается и применяется "учреждаемой правовой системой, против которой совершено преступление".

Другие авторы более лаконичны: санкция, применяемая в случае, если установлена виновность лица в совершенном им деянии.

Однако гораздо больше внимания американские правоведы уделяют целям наказания. Несмотря на самые различные термины, в основном имеются в виду три классические теории: кара или возмездие, превенция или устрашение и исправление.

Кара - наиболее традиционная цель. Это подразумевает, что наказание - это причинение боли уполномоченной на то властью, так как лицо виновно в совершении преступления. Сейчас эта цель наказания считается наиболее устаревшей даже применительно к смертной казни.

Устрашение, как известно, может быть общим или специальным. Первое "должно вселять страх в потенциально опасных лиц и, таким образом, поддерживать социальный порядок"; "наказание имеет целью устрашение других лиц". Второе - "причинить боль лицу с тем, чтобы удержать его от повторных преступлений". Сейчас многие американские юристы считают, что специальное устрашение не имеет важного значения для практического применения. Особенно это актуально для объяснения целей такого вида наказания как смертная казнь, так как она вообще не стремится к достижению специального устрашения.

Исправление - новейшая из этих трех теорий. Ее разновидность - реабилитация личности - до последнего времени была наиболее распространенной в США. Рич определяет ее как "совокупность" терапевтических мер, необходимых для того, чтобы вернуть осужденного в общество". Исправительное воздействие связано с концепцией "обращения" и системой неопределенных приговоров. Известны два способа такого воздействия (реабилитации): психологический, подобно тому, как врач лечит больных, и социальный. Однако по общепризнанному мнению цели реабилитации оказались недостижимыми: уровень рецидивной преступности не понизился, а скорее наоборот. Кроме того, что следует подчеркнуть особо, реализация этой цели обернулась самым настоящим произволом. Вот что в связи с этим пишет в докладе "Осуществление правосудия" американский Комитет по изучению тюремного заключения: "Реабилитационная модель, несмотря на то, что она ориентирована на понимание заключенного и заботу о нем, оказалась более жестокой и карательной, чем откровенно карательная модель... Приговаривать людей, виновных в одинаковых преступлениях, к различным мерам воздействия во имя их реабилитации, наказывать не за деяние, а в связи с условиями его совершения - значит нарушать фундаментальные принципы равенства и справедливости.

В середине 70-х и начале 80-х годов вновь стали обращаться к возмездию как основной цели, чему способствует и общественное мнение некоторых штатов. В одном из своих выступлений заместитель директора Калифорнийского департамента по исправлению Диппл сказал: "Калифорнийские избиратели просто хотят, чтобы преступники были удалены из их жизни."

Следует отметить, что приоритеты изменились не только в доктрине, но и в законодательстве: ряд штатов ввел систему определенных приговоров (вместо ранее действовавшей системы неопределенных приговоров).

Есть и другие, менее популярные теории. Так, цель "лишения дееспособности" означает, что преступник должен быть изолирован от окружающих, например, казнен, т.е. более не сможет нарушить закон. Однако эту цель нельзя назвать самостоятельной, так как она весьма сходна со специальной превенцией.

В ряде основных наказаний, общими как для штатов, так и на федеральном уровне, выделяют смертную казнь, для развития которой, как мы видим из определения целей наказания в американской доктрине, в теоретическом аспекте и в законодательстве имеется весьма плодородная почва.

Смертная казнь как вид наказания предусматривается федеральным законодательством и УК 36 штатов. Причем, если в штате Нью-Йорк она была отменена, то в Нью-Джерси и Огайо - восстановлена.

Условия, в силу которых преступление может повлечь смертную казнь, в разных штатах разные. Например, Южной Каролине - за тяжкое убийство в тюрьме, а в Неваде - за любое тяжкое убийство I степени. По законодательству Техаса суд может приговорить лицо к смертной казни, если есть вероятность того, что оно будет и в дальнейшем совершать насильственные преступления. По федеральному законодательству по состоянию на 1985 год (только на основании разд. 18 Свода законов) смертный приговор может выноситься примерно в 15 случаях (за совершение тяжкого убийства - § 1111, изнасилование - § 2031, измену - § 2381, воздушное пиратство со смертельным исходом - § 34 и другие преступления). Смертная казнь может применяться в силу других федеральных законоположений, например, за совершение некоторых воинских преступлений (дезертирство, нападение на вышестоящего начальника или неподчинение ему, ненадлежащее использование пароля и т.д.). Сейчас речь идет не об отмене смертной казни, а о расширении ее применения. На данный момент уже предусмотрено 70 видов преступлений, попадающих под наказание смертной казнью.

Вопрос о целесообразности смертной казни и пределах ее применения с различной степенью активности дискутируется в США на протяжении многих лет.

В начале 70-х годов эта дискуссия затронула Верховный суд страны. В 1972 году, рассматривая апелляцию по делу Фурмэна и еще двух лиц, осужденных к смертной казни, Верховный суд пятью голосами против четырех постановил, что "смертный приговор по этим делам представляет собой жестокое и необычное наказание, противоречит восьмой и четырнадцатой поправкам к Конституции". Надо отметить что, первоначально один из апеллянтов был приговорен к смертной казни за совершение тяжкого убийства, двое других - за изнасилование без причинения телесных повреждений.

Решение Верховного суда было небесспорным, так как сравнительный анализ трех (V, VIII и XIV) поправок к конституции показывает, что ее создатели ставили перед собой цель упразднить не смертную казнь, а только квалифицированные ее виды. Осознавая это, законодатели штатов тем не менее вынуждены были отреагировать. Более чем в 30 штатах были приняты законы, где четче определялись факторы, которые должны были учитываться при вынесении смертного приговора. Тем самым были несколько ограничены пределы судейского усмотрения. Например, закон штата Флорида дал перечень как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств и указал, что "смертный приговор может быть вынесен при отягчающем, если только не установлено "перевешивающее" смягчающее обстоятельство". Ясно, что подобные новации мало способствовали решению проблемы четкой регламентации.

Ситуация еще более усугубилась последующими решениями Верховного суда. Так, в 1976 году он по делу Грегга постановил, что смертная казнь сама по себе не нарушает Конституции, а по делу Вудсона указал, что она как обязательное наказание противоречит Конституции; в 1977 году - по делу Кокера он посчитал неправомерной смертную казнь за изнасилование без убийства потерпевшей, по делу Эберхита - за похищение человека, по делу Робертса - за убийство полицейского, даже если смертная казнь - обязательное наказание.

Кроме того, на позицию судей, законодателей и политических деятелей влияет общественное мнение. Оно же, по данным опросов, свидетельствует о том, что с 1972 года большинство, а в последние годы - подавляющее большинство американцев являются сторонниками смертной казни.

Способ и порядок исполнения смертных приговоров решается законодательством штатов. Наиболее распространена казнь на электрическом стуле - в 17 штатах. В некоторых штатах применяют газовые камеры; в четырех, а также за воинские преступления по федеральному закону - повешение; в штате Юта - расстрел и в остальных - смертельные инъекции. В некоторых штатах используется несколько видов смертной казни. Например, в штате Арканзас преступник может быть расстрелян, казнен на электрическом стуле или с помощью смертельной инъекции. В отдельных штатах преступникам предоставляется возможность выбирать форму своей смерти, а также по их желанию им могут быть сделаны инъекции психотропных препаратов. Приговоры, вынесенные гражданским лицам по федеральным законом, исполняются способом, определенным в том штате, где совершается казнь.

Особенностью американского законодательства является то, что оно нередко позволяет подвергать смертной казни несовершеннолетних. Например, в Миссисипи - с 13 лет, Миссури и Юта - с 14, Арканзас - с 15 лет. В 13 штатах возраст в законе вообще не указан, т.е. вопрос, по существу, решается судом. В связи с недавним расширением применения смертной казни предлагается распространить ее на несовершеннолетних, совершивших не только убийства, но и грабежи и изнасилования при отягчающих обстоятельствах.

Хотелось бы отметить, что возможность произвольных (т.е. зависящих от усмотрения суда) смертных приговоров, хотя и ограниченная решением по делу Вудсона, является одним из самых серьезных недостатков уголовного правосудия США.

В федеральном законодательстве США имеются специальные положения, регламентирующие судопроизводство о преступлениях, караемых смертной казнью.

Так, федеральными правилами уголовной процедуры установлено, что уголовное преследование за преступления, наказуемые смертной казнью, должно обязательно осуществляться на основании обвинительного акта, утвержденного не единолично прокурором, а Большим жюри присяжных. Это правило воплощает в себе норму, содержащуюся в V поправке к Конституции, в которой говорится: "Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение преступления, караемого смертной казнью, или иного позорящего преступления, кроме как на основе постановления или обвинения, вынесенного присяжными". Обязанность возбуждать уголовное преследование по указанной категории дел только на основе обвинительного акта, составленного Большим жюри, рассматривается в качестве важной гарантии гражданина, привлеченного к уголовной ответственности.

В случае совершения преступления, караемого смертной казнью, вводятся ограничения освобождения обвиняемого до суда и на поруки.

В США, как в стране с федеративным устройством, установлен необычный порядок помилования. Согласно Конституции президент имеет право отсрочки исполнения приговоров, а также помилования лишь за преступления, совершенные против федеральных законов. Помилование осужденных за преступления, совершенные против законов отдельных штатов, входит в компетенцию этих штатов и осуществляется их губернаторами.

Президент принимает решение о помиловании единолично. Он и его советники могут истребовать новые материалы, помимо имеющихся в деле, назначить новую проверку старых материалов.

Приговор к смертной казни может быть смягчен путем замены его любым другим наказанием. Обычно смертная казнь заменяется пожизненным заключением, значительно реже - заключением на срок.

В заключение хотелось бы отметить, что США - одно из немногих государств, где смертная казнь носит действительно легитимный характер, что выражается в соответствии регламентации этого наказания в законодательстве и практики применения смертной казни с общественным мнением. Это является следствием хорошо разработанной законодателем модели такого вида наказания, хотя, необходимо помнить, что эта модель является далеко не идеальной и имеет множество недостатков.

III. НОВЫЕ ФОРМЫ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ВО ФРАНЦИИ – РЕЖИМ ПОЛУСВОБОДЫ.

С 1 марта 1994 г. во Франции действует новый Уголовный кодекс, принятый в 1992 г. Он сменил «классический» кодекс Наполеона 1810 г., просуществовавший во Франции более 180 лет. Принятие нового Уголовного кодекса ознаменовало переход Франции на качественно новый уровень развития уголовного права, для которого приоритетом становятся общечеловеческие ценности, примат международного права над внутригосударственным, строгое следование принципу законности, адекватность мер борьбы с наиболее опасными преступлениями сегодняшнего дня.

Согласно статьи 132-25. – При назначении тюремного заключения равного или ниже одного года суд, правомочный рассматривать дела по существу, может вынести решение об исполнении тюремного заключения в режиме полусвободы для осужденного, приводящего в качестве доводов либо осуществление профессиональной деятельности, необходимость получения образования или профессионального обучения, стажа, временной работы с целью ресоциализации, либо участие существенным образом в жизни своей семьи, либо необходимость медицинского ухода.

Статья 132-26. гласит – Осужденный, которому предоставлен режим полусвободы, подлежит направлению в уголовно-исправительное учреждение в соответствии со способами исполнения этого режима, определенными судьей по применению наказаний, с учетом времени, необходимого для профессиональной деятельности, получения образования, профессионального обучения, стажа, участия в жизни семьи или лечения, в связи с которыми ему было разрешено пользоваться режимом полусвободы. Он подлежит оставлению в учреждении в течении дней, когда по какой-либо причине его внешние обязанности оказались прерванными.

IV. ШТРАФ И ЕГО ВИДЫ.

Согласно Уголовному праву США параграф № 3571 «Приговор к уплате штрафа»: «Подсудимый, признанный виновным в совершении посягательства, может быть приговорен к уплате штрафа».

Существуют в уголовном праве США три раздела штрафов:

Штрафы для физических лиц(b).

За исключением предусмотренного в пункте (е) данного параграфа индивидуум, признанный виновным в посягательстве, может быть подвергнут штрафу в размере не более;

1) Суммы, установленной в законе, предусматривающем преступление;

2) Суммы согласно пункту (d) данного параграфа;

3) За фелонию – не более 250000 долл.;

4) За мисдиминор, повлекший смерть – не более 250000 долл.;

5) За мисдиминор класса А, не повлекшей смерть – не более 100000 долл.;

6) За мисдиминор класса В или С, не повлекший смерть – не более 5000 долл.;

7) За нарушение – не более 5000 долл.

Штрафы для организаций(с).

За исключением предусмотренного в пункте (е) организация, признанная виновной в посягательстве, может быть подвергнута штрафу в размере не более:

1) Суммы, указанной в законе, предусматривающем это преступление;

2) Суммы, согласно пункту (d) данного параграфа;

3) За мисдиминор, повлекший смерть, - не более 500000 долл.;

4) За мисдиминор класса А, не повлекший смерть – не более 200000 долл.;

5) За мисдиминор класса В или С, не повлекший смерть – не более 10000 долл.

Альтернативный штраф(d).

Альтернативный штраф, основанный на доходе или убытке, - если лицо извлекло выгоду из преступления или преступление повлекло убытки для другого лица, кроме обвиняемого, обвиняемый может быть подвергнут штрафу не более размера суммы выгоды или убытка…

Согласно ст.80 параграфа №80 Уголовного кодекса штата Нью-Йорк «Штраф за фелонию»: Приговор к уплате штрафа за совершение фелонии должен быть приговором к уплате суммы, установленной судом, не превышающей 5000 долл. или двукратной выгоды, полученной обвиняемым от совершения преступления. Назначая штраф в соответствии с положениями этого подпункта, суд должен учитывать размер выгоды, полученной в результате незаконного поведения обвиняемого, суд должен учитывать, соответствует ли размер штрафа характеру поведения, в которое был вовлечен осужденный, его последствиям для потерпевших, а также материальному состоянию осужденного, включая способность осужденного оплатить последствия такого штрафа для прямых членов его семьи или любого другого лица, которого осужденный обязан содержать.

В Англии штрафы считаются сравнительно эффективными мерами воздействия потому, что они дают более низкий уровень повторного осуждения, чем другие репрессии, накладываемые судом на преступника, принимая во внимание и его возраст, и число предыдущих преступных действий.

Однако когда сумма штрафа определяется судом безотносительно к доходам правонарушителя, тяжесть наказания как никогда зависит от финансового благополучия оштрафованного.

Суд вправе, не давая отсрочки, применить альтернативное наказание в виде тюремного заключения в таких случаях:

1) Если лицо, осужденное к наказанию в виде штрафа, отказывается платить, а суд обладает сведениями, что осужденный располагает средствами, необходимыми для уплаты штрафа;

2) Если у суда есть разумное опасение, что лицо, осужденное к уплате штрафа, скроется, чтобы избегнуть наказания;

3) Если лицо, осужденное к уплате штрафа, раннее отбывало заключение в тюрьме либо в иных местах лишения свободы;

4) Если лицо, осужденное по совокупности преступлений, приговорено также и к тюремному заключению предусматривает возможность в ряде перечисленных случаев осудить неплательщика к выполнению принудительных работ: «Если правонарушитель уплатит штраф, постановление суда о применении к нему денежного наказания теряет свою силу, а в случае уплаты части штрафа пропорционально снижается общее количество часов, которые необходимо отработать».

Во всех иных случаях суд обязан предоставить время для уплаты штрафа (от 9 до 90 дней), зависящее от суммы налагаемого штрафа, с целью взыскания достаточных средств для его уплаты.

V. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВО ФРАНЦИИ.

В Уголовном кодексе Франции определяются такие уголовные и исправительные наказания, которым подвергаются юридические лица (ст.131-37):

1) Штраф;

2) В случаях, предусмотренных законом, наказания перечисленные в ст.131-39.

Максимальный размер штрафа, применяемый к юридическим лицам, равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физических лиц законом, наказывающим преступное деяние.

Статья 131-39. – Если это предусмотрено законом в отношении юридического лица, преступление или проступок могут быть наказаны одним или несколькими следующими наказаниями:

1) Прекращение деятельности в случае, когда юридическое лицо было создано или отошло от цели своего создания для совершения вменяемых в вину действий, если речь идет о совершении преступления или проступка, который подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок выше 5 лет для физическ