Ссылка на архив

Коммерческая деятельность в потребительской кооперации

Содержание

коммерческий потребительский кооперация торговля

Введение

Глава 1. Коммерческая деятельность в розничной торговле потребительской кооперации.

1.1. Сущность и содержание потребительской кооперации

1.2. Организация торгового обслуживания сельского населения

1.3. Состояние и развитие розничной торговли потребительской кооперации

1.4. Современные функции магазина потребительской кооперации

1.5. Организация коммерческой деятельности в сфере потребительской кооперации

Глава 2. Анализ организации коммерческой деятельности Алтайского краевого Союза потребительских обществ.

2.1. Общая характеристика Алтайского крайпотребсоюза

2.2. Анализ хозяйственной деятельности за 2006 год

2.3. Разработка стандарта магазина потребительской кооперации

2.4. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности Алтайского краевого Союза потребительских обществ

Глава 3. Оценка эффективности коммерческой деятельности магазинов Панкрушихинского РПС.

3.1. Краткая характеристика предприятия Панкрушихинского РПС

3.2. Расчет суммы дохода от торговли и от прочих видов деятельности

3.3. Расчет суммы текущих затрат магазина

3.4. Расчет суммы полученной прибыли и суммы средств на оплату труда

3.5. Анализ эффективности продажи отдельных видов товаров и товарных групп

3.6. Рекомендации по безубыточной работе магазинов на основании расчетов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Коммерческая деятельность - это выполнение субъектами рынка операций, связанных с куплей - продажей товаров и оказанием услуг, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение прибыли. Коммерческая деятельность появилась с началом обменных операций, развивалась в условиях товарно-денежных отношений и достигла своего апогея в условиях рыночной экономики. Она стала вездесущей, ее функции частично или полностью выполняют все субъекты общественной жизни, обменивая деньги на товар или товар на деньги.

Потребительская кооперация, являясь общественной организацией, не относится к коммерческим структурам, так как ее основная миссия заключается в удовлетворении потребностей членов - пайщиков. Однако без товарно-денежных отношений эту миссию выполнить невозможно. Обменные операции присутствуют во всех отраслях ее деятельности: оптовой и розничной торговле, закупках и переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, предоставление различного рода услуг населению.

Коммерческая деятельность в потребительской кооперации направлена на выполнение социальной миссии, а получение прибыли рассматривается как результат ее хозяйственной деятельности и используется для улучшения торгового, бытового, нравственно - духовного обслуживания сельского населения.

Объединяясь в потребительские кооперативы, сельское население получает выгоды в удовлетворении своих потребностей в товарах и услугах. Концентрация потребностей позволяет закупать товары оптовыми партиями по ценам ниже, чем мелких и единичных количествах.

Особенности формирования и развития потребительского рынка в сельской местности, обусловленные специфическими условиями, влияют на организацию розничной торговли потребительской кооперации. Емкость сельского рынка небольшая и рассредоточена по многочисленным населенным пунктам.

Повышению эффективности розничной торговли будет способствовать принятие коммерческих решений по ритмичному завозу товаров малыми партиями в соответствии с заказами покупателей. В розничных предприятиях следует иметь запасы товаров для текущей реализации, а страховые запасы эффективнее хранить на оптовых складах. На них же целесообразно формировать ассортимент товаров, чтобы любая поступившая заявка от розничного предприятия была бы удовлетворена.

Развитие деятельности магазина в рыночных условиях вне зависимости от его роли, масштаба, типа непосредственно зависит от эффективности и качества работы.

В условиях формирования рыночных отношений для реализации задач, стоящих перед некоммерческими кооперативными организациями, важнейшей проблемой является повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций в целом и всех структурных подразделений, входящих в их состав.

Главное средство создания и поддержания образа фирмы фирменный стиль: компоненты фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации, вызывают у него подсознательное положительное отношение к вашей фирме. Грамотно разработанный фирменный стиль косвенно гарантирует качество товаров, служит свидетельством того, что фирма работает образцово, поддерживая порядок во всем.

Узнаваемость марки, привлечения внимания покупателей требует определенного стандарта оформления магазина сети,на основе которого происходит привязка к конкретному месту, помещению, разным по конфигурации и площади, магазинам в разных районах края. Такая стратегия способна укрепить лояльность к марке и повысить число покупателей, поэтому в дипломной работе проведена разработка стандарта магазинов потребительской кооперации.

Целью данной дипломной работы является исследование, анализ и пути к совершенствованию коммерческой деятельности предприятий потребительской кооперации.

Основными задачами являются:

1. Анализ развития розничной торговли в потребительской кооперации.

2. Изучение современных функций магазина потребительской кооперации.

3. Анализ эффективности продажи отдельных товаров и товарных групп.

4. Исследование эффективности коммерческой деятельности магазинов.

5. Анализ доходности от торговли и прочих видов деятельности.

Объектом данной дипломной работы является Алтайский крайпотребсоюз и входящий в его состав Панкрушихинский районный потребительский союз (РПС).

Предметом – коммерческая деятельность Алтайского крайпотребсоюза и входящего в его состав Панкрушихинского РПС.

Дипломная работа была написана на основе учебно-методических пособий, научной литературы, материалов периодической печати, научно-практических конференций, нормативных актов.


Глава 1.КОМЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

1.1 Сущность и содержание потребительской кооперации

Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительские общества образуют потребительские союзы всех уровней – районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских обществ в союзы – одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих потребительской кооперации динамично развиваться.

Основное назначение образования и функционирования потребительских кооперативов — удовлетворение потребностей членов-пайщиков в материальных благах. Большинство материальных потребностей обеспечивается через розничные торговые предприятия.

В законе Российской Федерации «О потребительской кооперации» сформулировано понятие потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Отличительной особенностью потребительской кооперации (в сравнении с другими коммерческими структурами) является ее самобытность, которую характеризуют следующие черты (9):

· Общность интересов пайщиков;

· Статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы;

· Сочетание общественной и хозяйственной системы;

· Принципы и ценности кооперации (идеология и культура);

· Нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях

· Коммуникационная роль в сельской местности (магазин потребительской кооперации является местом общения сельских жителей, центром кооперативного участка).

Обобщая теоретические исследования о роли кооперации в социализации рыночной экономики, профессор Т. Г. Храмцова делает следующие выводы (33):

· ее деятельность обладает социальной полезностью для всего общества и направлена на поддержание социального равновесия в сельской местности;

· потребительский кооператив позволяет реализовать единство экономического и социального аспектов деятельности по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятий;

· обеспечивая наибольшую степень благосостояния членов— пайщиков, кооперативы вносят вклад в достижение цели социальной рыночной экономики;

· осуществляя деятельность в условиях конкуренции, организации потребительской кооперации ориентированы на наиболее эффективное функционирование рыночного механизма способствуют ограничению роста цен и обеспечению доступности товаров и услуг для основной массы населения;

· кооператив — это свободный хозяйственный и общественный союз людей, основанный на принципах демократического управления, позволяющий накапливать демократический опыт, способствующий повышению социальной активности населения;

·  кооперативная идеология исповедует социальную справедливость, взаимопомощь, социальную ответственность перед обществом, справедливое распределение привилегий;

· потребительская кооперация преследует цели социальной защищенности населения на основе реализации социальной миссии;

· потребительская кооперация выступает формой самоорганизации населения, способствующей самореализации населения, приобщению широких слоев населения к экономической деятельности, проявлению общинности, коллективизма, с одной стороны, и приобретению рыночных навыков и рыночного духа — с другой;

· деятельность организации потребительской кооперации служит важнейшим фактором жизнеобеспечения сельского населения, поддержания уровня жизни на основе повышения занятости, активизации самозанятости, привлечения к сотрудничеству социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, многодетных семей;

· потребительская кооперация поддерживает отечественных и местных производителей, отдавая приоритет их продукции в составе торгового оборота, оказывает благотворное влияние на развитие местных рынков;

· организации потребительской кооперации подают пример социального партнерства, когда рыночные отношения перерастают собственно экономические границы и выходят в сферу социальных;

· кооперативы, осуществляя деятельность в соответствии с принципами образования, повышения квалификации и информации, а также заботы об обществе, вносят вклад в укрепление социальной сферы, оказывающей значительное влияние на темпы экономического роста;

· потребительская кооперация укрепляет социальный статус семьи;

· характерной чертой кооперации является социальная ответственность, вытекающая из выполняемой миссии;

· просветительная миссия кооперации способствует распространению идеалов нравственности, человечности, гуманизма в экономических отношениях.

Таким образом, потребительская кооперация играет важную роль в жизнеобеспечении села, выступая составной частью народнохозяйственного комплекса страны.

1.2 Организация коммерческой деятельности в сфере потребительской кооперации

С переходом на рыночную экономику видоизменяется основной принцип коммерческой деятельности: она основывается на маркетинговых исследованиях, изучении потребностей населения и максимальной степени их удовлетворения. Один из принципов маркетинга — «производить то, что продается, а не продавать то, что производится» (3). Во взаимоотношениях торговли с производственными предприятиями приоритет должен отдаваться потребителям. От принципа «бери, что даю» сделан переход к принципу «давай то, что требуется потребителю» (32). Человек с его потребностями становится главной фигурой в коммерческой деятельности. Маркетинг можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится потребитель, а что ниже зависит от его желаний и взаимоотношений.

По мере перехода на рыночные отношения усиливается внимание к следующим элементам коммерческой работы:

1. Возрастает значение изучения спроса и рынка товаров. Материалы изучения спроса становятся основой для принятия коммерческих решений по объему, ассортименту и срокам закупок и поставок товаров. Потребности в товарах должны быть экономически обоснованы. Для успешной работы промышленности необходима подробная информация о состоянии товарного рынка, спроса населения по объему и потребительским свойствам товаров, о тенденциях, намеченных в изменении спроса, его прогнозировании. На основе этой информации разрабатываются новые модели, подготавливается сырьевая база, подбираются оборудование для выпуска новых товаров и соответствующие технологии, ведутся конструирование и оформление изделий.

2. Возрастает степень коммерческого риска. Задача заключается в том, чтобы не допускать образования неходовых и залежалых товаров, в которые на длительный период времени отвлекаются денежные средства. Товары морально стареют, и уменьшается вероятность их реализации, увеличиваются издержки обращения и товарные потери, требуется изыскание средств на уценку товаров. Поэтому не зря у купцов была поговорка: «Не тот товар, что лежит, а тот товар, что бежит» (3).

В условиях деятельности потребительской кооперации важно, чтобы товары длительное время не залеживались в розничной сети, перемещались между магазинами, возвращались на склады оптовых предприятий.

Степень коммерческого риска возрастает в связи с инфляционными процессами. Цена достигает такого уровня, что вызывает сомнение в реализации товара. Поэтому торговые организации стараются избегать закупки товаров крупными партиями, а договариваются на небольшие, опытные (пробные).

З. Ограничивается финансовыми возможностями коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий. Собственные оборотные средства обесцениваются, а кредитные неэффективны из-за высокой оплаты процентных ставок. Поэтому торговые предприятия ограничивают закупки товаров и охотно принимают товары на реализацию с последующей оплатой. Сдерживает объемы коммерческой деятельности несвоевременная оплата за поставленные товары (неплатежи).

4. Усиливается роль договора поставки, в который включаются все условия, могущие проявиться при его исполнении, в том числе и в случае войны и стихийных бедствий (форс-мажор). Со стороны торговых организаций и предприятий необходимо максимально включать требования, способствующие улучшению торговли (повышение качества, обновление ассортимента, поставка товаров в таре-оборудовании, в расфасованном виде, рекламное оформление, централизованная доставка по утвержденному графику, равномерность поставок, частичная уценка товаров за счет поставщика и т.п.). Если сейчас, по сложившейся традиции, поставщики навязывают свои условия торговым предприятиям, то в дальнейшем произойдет обратное: поставщики будут уговаривать торговых работников закупить их продукцию и пойдут на уступки, то есть диктат производителя преобразуется в диктат потребителя, интересы которого будет отстаивать торговля.

Все чаще в договорах поставки предусматривается порядок расчетов с полной и частичной предоплатой или по мере реализации. Должна укрепляться дисциплина поставок. Неисполнительные поставщики могут лишиться рынков сбыта и обанкротиться.

5.Повышается ответственность за исполнение договорных обязательств. Размер санкции должен возрастать и полностью покрывать убытки торговых организаций и предприятий, понесенные в результате невыполнения условий поставки.

6. Для качественного принятия коммерческих решений от специалистов требуется широкий кругозор и постоянное пополнение информации от потребителей и изготовителей о товарах и потребностях, о возможностях установления равновесия между спросом и предложением. Развиваются такие средства информации, как периодическая печать, бюллетени, каталоги, телерадиообъявления, реклама на ярмарках, выставках, просмотрах, демонстрациях и т.п. Необходимо непосредственно повышать свою квалификацию в области современного маркетинга и менеджмента.

7. Повышается уровень коммерческой работы, что требует постоянного совершенствования ее технологии и использования вычислителя техники (ЭВМ), автоматизированных рабочих мест коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими операциями.

В настоящее время Россия находится на стадии становления рыночной экономики, которая полностью проявится тогда, когда предложение будет опережать спрос, будет создана конкурентная среда и интересы потребителя станут в рыночных отношениях.

Коммерческую деятельность в системе потребительской кооперации осуществляют все звенья, участвующие в товародвижении и в управлении торговыми процессами. Первичной ячейкой являются розничные предприятия. В потребительской кооперации основной тип представлен магазином по торговле товарами повседневного спроса. Такой магазин сравнительно невелик по размерам, находится в небольших по численности населенных пунктах, и работает в нем, как правило, один продавец, магазин реализует ограниченный ассортимент товаров, И остальные магазины типа «Продукты», «Промышленные товары» не имеют специальных работников, выполняющих весь комплекс коммерческих функций. Коммерческая деятельность работников небольших розничных предприятий ограничена торговым обслуживанием населения, изучением спроса покупателей составлением заявок на завоз товаров. Обычно такие магазины входят в состав розничного торгового предприятия, которое не всегда является юридическим лицом, но в штате своем имеет должность товароведа. На него возлагаются координирующие, контролирующие и консультирующие функции по отношению к магазинам и функции организации взаимоотношения с поставщиками (если розничное торговое предприятие — юридическое лицо).

Основная коммерческая работа в системе потребительской кооперации сосредоточена в районных кооперативных организациях на предприятиях оптовой торговли, в управлениях торговли обл (край, респ.) потребсоюзов. В них имеются торговые или товарные отделы, в штаты которых входят специалисты с товароведным и коммерческим образованием. Если отдел единственный, то он называется торговым. Если специализированных отделов несколько, то они называются товарными. Товарные отделы имеются в крупных организациях (крайпотребсоюзы, торговые компании и т.п.) или на крупных оптовых предприятиях. Кроме товарных отделов коммерческой деятельностью занимаются отделы юридический, внешнеэкономических связей, лаборатории по изучению спроса и конъюнктуры торговли. Последние ликвидированы во всех организациях, но переход на рыночную экономику с ориентацией на маркетинговые принципы возродит их в будущем.

В райпотребсоюзах и райпо преобладают торговые отделы, в составе которых товароведы (коммерсанты, маркетологи) специализируются по товарным группам. Коммерческую работу в организации возглавляет директор (председатель, начальник) или его заместитель по торговле или маркетингу (коммерческий директор).

На оптовых базах потребительской кооперации коммерческая деятельность сосредоточена в залах (павильонах) товарных образцов, где размещены места товароведов-реализаторов, ведется работа с представителями розничных предприятий по всем вопросам коммерческой работы.

В связи с переходом на рыночную экономику изменяется организация коммерческой деятельности в торговле. Ориентация на маркетинг ведет к пересмотру взаимоотношений между функциональными подразделениями, перепрофилированию их и созданию новых, нацеленных на рынок и потребителя.

Изменения, происходящие в коммерческой деятельности, предполагают становление новой организационной структуры в три этапа:

• На первом этапе в обязанности штатных работников действующих традиционных структурных подразделений необходимо вменить соответствующие маркетинговые функции. То есть задача данного этапа сводится к тому, чтобы распределить выполнение элементов маркетинговой деятельности, еще не нашедших применения, между действующими структурными подразделениями и начать их практическую реализацию. Общее руководство маркетинговой деятельностью на данном этапе возлагается на заместителя директора по коммерческой работе (маркетингу).

• На втором этапе в структуру управления коммерческой деятельностью следует ввести новое подразделение — отдел (службу) маркетинга, создав его на базе существующего отдела (группы) конъюнктуры и спроса. Начальником этого отдела должен стать заместитель директора по коммерческой работе (маркетингу).

Отдел маркетинга становится ведущим отделом, на который возлагается разработка всех маркетинговых программ (планов) ответственность за их исполнение и за достижение целей в области маркетинга.

• На третьем этапе завершается становление новой организационной структуры ориентированной на маркетинг. Новая схема, в отличие от действующей, не содержит традиционных функциональных подразделений: отделов кадров, планово-экономического, бухгалтерии, организации торговли, юридического, торгового. Все они реорганизуются в отдельные службы входящие в состав соответствующих отделов блока основных подразделении, находящихся в непосредственном подчинении заместителя управляющего по маркетингу. Кроме того, упраздняется должность главного товароведа и заместителя управляющего по кадрам, поскольку руководство всей маркетинговой деятельностью должно осуществляться одним руководителем.

В блок основных подразделений вводятся отделы, которые создаются по функциональному принципу. Каждый отдел объединяет работников, выполняющих взаимосвязанные виды деятельности по функциям маркетинга. Это отдел сбыта и распределения отдел рекламы и стимулирования сбыта, внешнеторгового маркетинга информации и маркетинговых исследований.

Такое организационное построение устраняет существующую разобщенность в коммерческой работе дублирование отдельных функций, позволяет нацелить деятельность всех функциональных подразделений на максимальный учет потребностей населения.


1.3 Состояние и развитие розничной торговли в потребительской кооперации

По состоянию на 2006 год в потребительской кооперации России имелось около 100 тыс., розничных предприятий, через которые было реализовано товаров на сумму 70 млрд.р., что составило по отношению к общему товарообороту страны 5% (11).

За годы реформ значительно снизилась доля товарооборота потребительской кооперации. В 1990 году она составляла 27 %. Это произошло за счет сокращения числа розничных предприятий (на 01.01.1991 г. их было 155тыс., единиц) (24), создания новых коммерческих структур в крупных селах и районных центрах, снижения покупательной способности сельского населения, увеличения нетоварного потребления. Спад в розничной торговле продолжался до 1998 года, когда была принята Программа стабилизации и развития потребительской кооперации, в которой критически оценено состояние розничной торговли и определены перспективные направления ее развития. В ней, в частности, сказано: «Потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах, уступки самого выгодного сегмента сельского рынка частным предприятиям. Повсеместно уменьшается количество магазинов по торговле непродовольственными товарами. Розничная торговля в большинстве потребсоюзов убыточна. Затяжной, хронический характер убыточности свидетельствует о серьезных и общих для потребительской кооперации России ошибках, незнании законов рынка, отсутствии действенных стратегий рынка» (24).

Перед организациями потребительской кооперации поставлена
цель — увеличение удельного веса в розничном товарообороте страны. Для ее достижения предложены следующие направления:

— развитие торговой сети,

— ассортиментная политика,

— культура обслуживания и имидж кооператива,

— планирование деятельности розничных предприятий,

— стимулирование сбыта,

 — маркетинг.

В развитии розничной сети основным направлением признано не новое строительство, а реконструкция, восстановление деятельности ранее закрытых магазинов, возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду. В сельской местности будет совершенствоваться сеть торговых центров, минимаркетов, специализированных магазинов по торговле товарами смешанного ассортимента. Формирование и развитие розничной сети должно обеспечивать полноценное торговое обслуживание всех жителей района. Каждый населенный пункт следует рассмотреть с точки зрения целесообразности применения той или иной формы торгового обслуживания и типа розничного предприятия.

В концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года определены основные положения по размещению розничной торговой сети, главное условие которых заключается в том, чтобы каждый житель любого сельского населенного пункта имел возможность совершить покупку товаров первой необходимости (основных продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса) в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам.

Товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте (широта и глубина которого определяются особенностями обслуживаемого сегмента рынка), как минимум, одного магазина в рядовом пункте и нескольких — в более крупном.

Продажу товаров редкого и эпизодического спроса целесообразнее осуществлять в крупных населенных пунктах, райцентрах, а также, при наличии стационарной сети, — в городах, в любых населенных пунктах — по заказам.

Развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое разнообразие типов розничных торговых предприятий.

Мини-маркеты могут стать распространенным типом магазина в рядовом сельском населенном пункте. Универсальный ассортимент мини-маркета и технология самообслуживания позволят минимизировать издержки обращения.

Необходимо повсеместное открытие магазинов на дому. Ассортимент продовольственных и непродовольственных социально значимых товаров, гибкий график работы, максимальная приближенность к покупателям обеспечивают особую их привлекательность для сельского населения.

Жители села нуждаются в магазинах непродовольственных товаров частого спроса, ассортимент которых адаптируется к конкретной зоне торгового обслуживания.

В крупных селах и райцентрах целесообразно развитие супермаркетов на базе действующих крупных продовольственных магазинов, магазинов продуктов питания со специализацией на продаже отдельных групп, подгрупп, видов товаров, а также торговых центров и специализированных непродовольственных магазинов. Особое внимание необходимо уделять развитию магазинов строительных материалов, бытовой техники и мебели, реализующих товары в кредит и по заказам покупателей. Центром общественной жизни райцентра должны стать универмаг или (и) торговый дом (комплекс, центр) с секциями, отделами различной специализации, мини-барами, кафе, кафетериями, закусочными и т.п (20).

Предприятия розничной торговли целесообразно располагать в местах концентрации потенциальных покупателей (на автотрассах, рядом с крупными учреждениями, в зонах отдыха и т.п.). Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в пригородах крупных городов для розничной продажи товаров повседневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания.

Режим работы торговых предприятий должен быть гибким, в райцентрах и больших населенных пунктах целесообразней круглосуточный и удлиненный график работы.

Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года определены следующие задачи в развитии розничной торговли (11):

— охват товарооборотом не менее 50 % денежных доходов сельского населения, направляемых на покупку товаров;

— формирование спроса, увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте;

— проникновение на рынки в городах;

— внедрение электронной торговли;

— расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли;

— возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду;

— эффективное использование предприятий розничной торговли путем преобразования их в магазины — приемозаготовительные пункты - центры кооперативных участков, занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и промышленными товарами продажей лекарственных средств, приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих, изделий народных промыслов, приемом денежных средств в качестве заемных и т.д.;

— реконструкция и техническое перевооружение предприятий розничной торговли с целью создания условий для закупки от населения сельхозпродуктов (дробление зерна и сепарирование молока), реализации продукции предприятий общественного питания, аптечной торговли, оказания населению парикмахерских, ремонтных, ритуальных и других бытовых услуг;

— использование свободных площадей в магазинах для размещения предприятий бытового обслуживания, кооперативных центров по работе с пайщиками, установления сепараторов, зернодробилок и т.д.;

— изучение и прогнозирование спроса населения на товары и услуги, разработка и утверждение для каждого типа торгового предприятия обязательного ассортиментного перечня товаров, согласованного с органами местного самоуправления, осуществление контроля за соблюдением торговыми предприятиями утвержденных ассортиментных перечней товаров;

— улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;

— расширение товарного ассортимента, включая предложение товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и отделочных материалов, в том числе по предварительным заказам населения;

— организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;

— установление удобных для покупателей режимов торговли (круглосуточного, с продленным рабочим днем, без перерыва) (11).

Предстоит увеличить долю оборота розничной торговли путем проникновения на рынки в городах. Учитывая сложность конъюнктуры городских рынков продовольствия, надо активно формировать спрос на собственную продукцию как продукцию экологически чистую.

Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий. В мировой практике сложились две модели развития электронной коммерции: электронная торговая компания с потребителями — физическими лицами («бизнес-потребитель») и электронная торговля между бизнес-партнерами («бизнес-бизнес»). В потребительской кооперации имеются предпосылки для реализации этих двух моделей электронной торговли (12). Однако приоритетным направлением на первом этапе может быть признана торговля между бизнес-партнерами: организациями потребительской кооперации, в частности крупными оптовыми базами и внесистемными оптовыми покупателями. Организовав представительство в сети, любой потребсоюз регионального уровня способен обеспечить быструю доставку товаров, закупленных в виртуальном магазине-складе, своему партнеру (внесистемному покупателю). Следует возрождать мелкооптовую посылочную торговлю и модифицировать ее в электронную.

Потребсоюзам, имеющим розничную торговую сеть в городах, целесообразно развивать электронную коммерцию с потребителями-пользователями глобальной сети. Доставка товаров может осуществляться покупателям, как из магазинов, так и с оптовых складов, размещенных в черте города.

Рынок ставит на первое место завоевание покупателя, привлечь которого можно, лишь предложив ему соответствующий ассортимент товаров. Максимально расширять и постоянно обновлять ассортимент на каждом торговом предприятии кооперативные организации не могут. Ассортиментная политика должна быть дифференцированной. Основное внимание уделяется предметам первой необходимости и социально значимым. Расширение ассортимента должно обосновываться расчетами издержкоемкости и рентабельности. Для каждого магазина следует разработать обязательные ассортиментные перечни и осуществлять контроль за их соблюдением. Эти перечни разрабатываются с учетом сложившегося спроса, источников поступления товаров, жизненного уровня покупателей, их социального статуса, миграции населения, объемов строительства и других факторов (20).

В программах развития потребительской кооперации обращается внимание на необходимость восстановления и укрепления доверия покупателей к кооперативным торговым предприятиям. Они должны стать более привлекательными: внешний вид, интерьер, техническая оснащенность, опрятность продавцов, форменная одежда, консультации по эксплуатации и показ товаров в действии, благожелательность и радушие при общении с покупателями. Целесообразно расширить перечень услуг, оказываемых населению.

Для повышения конкурентоспособности особое внимание следует уделять рекламному оформлению магазина. Эффективным средством служит устная реклама, проводимая продавцами и не требующая материальных затрат. Целесообразно использовать местную печать и телевидение, рекламные щиты, транспортную рекламу, прямую почтовую рекламу. Стратегия сбыта включает также проведение ярмарок, выставок-продаж, дегустаций, организацию выездной торговли и т.п. Необходимо внедрять в практику работы учет личной продажи, продажу с зачетом, премии, подарки покупателям, систему скидок, торговлю в кредит, проведение конкурсов и других рекламно-пропагандистских мероприятий.

Важным условием развития торговли в потребительской кооперации является стимулирование труда коммерческих работников по результатам работы торговых предприятий (21). Например, в Альменевском райпо Курганской области продавцам определены два показателя на месяц: план и задание. За выполнение плана к должностному окладу доплачивается 20 %, а за выполнение задания – 30%. Кроме того, за ускорение оборачиваемости товаров на один день доплачивается пять процентов (26). Заработная плата в потребительской кооперации в 2,5раза ниже, чем в целом по стране. Социальная защищенность ее работников возможна только с повышением экономической эффективности деятельности всех отраслей.

Заведующий магазином и продавец становятся не просто работниками прилавка, а руководителями, так как магазин в ХХI веке преобразуется в центр общения людей.


1.4 Современные функции магазина потребительской кооперации

Центральное место в стабилизации и развитии потребительской кооперации отводится сельским магазинам. Через их обширную сеть ведется каждодневное общение с пайщиками, удовлетворение интересов и запросов сельских жителей. Потребительская кооперация начинается с сельского магазина. Не случайно 2006 год был объявлен Годом магазинов потребительской кооперации.

Сельский магазин — основное звено в решении социальных и хозяйственных задач потребительской кооперации. В современных условиях меняется содержание работы сельских магазинов. Они становятся одновремен 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>