Ссылка на архив

Конфликт между ИРА и правительством Великобритании

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Работа по политологии на тему: “Анализ конфликта между Ирландской Республиканской армией и правительством Великобритании”.

Студент группы №219факультета ГПНЛевашов Ильяс.Преподаватель

Ильина Н.Б.

Москва 1997.

Мало на свете таких внутренних конфликтов, о которых было бы написано больше, чем о противостоянии между католиками и протестантами в Ирландии. Из-за своей многолетней истории это противостояние заслуживает тщательного разбора. К тому же международные террористические организации, ярким представителем которых является ВИРА1, обладают широкими возможностями для влияния на мировую политическую ситуацию.

Есть мнение, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.

Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом тер акте; усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники (простите за банальность), породившее новые мобильные образцы оружия.

Террористические организации действуют как в странах с низкой политической культурой, так и в странах с давними парламентскими традициями. Наш век можно назвать “веком терроризма”, поэтому актуальность конфликта, взятого мною для разбора, налицо.

Причины и участники конфликта.

Чтобы найти первопричины конфликта ВИРА и Лондона необходимо совершить краткий экскурс в историю. (Английская интервенция в Ирландию датируется 1169 годом.)

Непосредственно колонизация Северной Ирландии началась в 1609 году. Переселялись на “Ольстерскую плантацию” преимущественно шотландцы. К 1692 году в Ольстере, протестантском уголке на католическом острове, была образована администрация. В последующем был осуществлён ряд “принудительных актов”, чтобы защитить права поселенцев. К 1703 году всего 5% земли в Ольстере оставалось в руках ирландцев (а всего в Ирландии – 14%). Тем самым был легализован раздел между протестантским и католическим населением.

Экономическая реальность вскоре сломала этот раздел. В ходе индустриализации, сопровождавшейся существенными миграциями населения, протестанты и католики оказались плечом к плечу в сельских районах, где они конкурировали между собой за рабочие места и жильё. В 1835 году произошли первые серьёзные столкновения между двумя религиозными коммунами, несмотря на то, что лица разных вероисповеданий в практической жизни всё более перемешивались. Надвигавшейся гражданской войны – из-за того, что протестанты выступали за самоуправление, а католики за независимость – удалось избежать благодаря началу первой мировой войны.

Две проблемы занимали Великобританию после окончания первой мировой войны: противодействующие требования самоуправления и требование независимости. Борьбе за независимость было придано второе дыхание после грубого подавления пасхального восстания 1916 года. Лондон, опасавшийся удара немцев в своё мягкое ирландское подбрюшье (это оправдывает действия центральной власти), отреагировал на волнения в графстве Кистоун-Коп тем, что повесил их зачинщиков и интернировал тысячи участников. Разумеется, это усилило борьбу ирландцев за независимость.

Великобритания решила создать два самостоятельных государства (нынешние Северную Ирландию и Ирландскую Республику) со своими правительствами, которые решали бы внутренние вопросы. Совет Ирландии должен был заниматься урегулированием проблем, касавшихся обоих государств, и оба государства должны были иметь своих представителей в Лондоне, который должен был по-прежнему управлять иностранными делами и обороной. Для того чтобы гарантировать живучесть Северу, три из традиционных девяти графств Ольстера были упразднены, в результате чего в оставшихся (на территории нынешней Северной Ирландии) графствах две трети населения стали составлять протестанты.

Совет Ирландии так и не стал реальностью. Вопрос независимости был “решён”, когда Дублин пошёл дальше своим путём, но в новом государстве Ольстер (ныне Северной Ирландии, входящей в состав Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии) возникли сектантские проблемы. Отказываясь участвовать в местном правительстве, которое они считали нелегитимным, католики только усугубляли вопрос, поскольку правительство обходилось без них. Воинствующее протестантское правительство пошло на принятие законодательных актов, которые препятствовали католикам заниматься в провинции политикой и тем самым предопределили возникновение в 60-х годах нашего столетия движения за гражданские права.

Поскольку до 1969 года для избирателей Ольстера существовал имущественный ценз, а католики, даже имевшие право голоса, бойкотировали выборы, в государственном управлении Ольстера преобладали протестанты. В результате католиков притесняли. Вдохновлённые аналогичными событиями в Америке, радикальные элементы католической коммуны Ирландии начали борьбу за свои гражданские права. Агрессивная тактика вызвала отпор, и протестантские полувоенные формирования атаковали рабочие районы, где проживало католическое население, а католики обратились за защитой к своему традиционному знаменосцу – ИРА.

Сейчас конфликт между католиками и протестантами в Ирландии постепенно сходит на нет, говоря точнее, он вступил в свою следующую фазу – конфликт между ИРА и Лондоном. Причины конфликта на религиозной почве были устранены: Великобритания стала светским государством с развитой демократией, острой конкуренции (такой как при индустриализации) между католиками и протестантами уже нет, Ирландия получила относительную независимость. Но ирландские военизированные формирования не прекратили своего существования и не желают мириться с подобным решением вопроса. Любая ошибка властей служит поводом для террористического акта. ИРА и отколовшаяся от неё ВИРА уже не защищают интересы католиков, их конечная цель – добиться образования независимого государства, где они будут сидеть в правительстве.

Новая тактика ВИРА и действия Лондона по разрешению конфликта.

Соперники на втором этапе конфликта ясны: в одном углу – правительство демократического государства, в другом – бойцы ВИРА.

За годы борьбы возможности бойцов ВИРА по нанесению ущерба противнику увеличились, как возросла и компетентность сотрудников сил безопасности – и вот сегодня мы имеем новую политическую реальность.

Учась на собственных ошибках, Лондон последовательно создавал механизмы укрепления своего владычества в этом регионе и обеспечения местной безопасности, внедряя прямое правление, чтобы избежать законных претензий со стороны тех, кто пока что придерживается нейтралитета в этой борьбе, но в то же время является потенциальным источником поддержки для ВИРА и базой для вербовки в неё новых кадров.

Однако никакие реформы не воспринимались ВИРА, которая настроилась на долгую войну. Её подход характеризовался последовательностью: причинять максимальную боль Великобритании. Стратегия ВИРА остаётся неизменной, но её тактика со временем совершенствуется и всё более приспосабливается к новым контрмерам противника. Эволюция ВИРА была обусловлена попытками сбалансировать вооружённую борьбу с другими формами борьбы, учитывая, что политическая борьба начинает приобретать всё возрастающее значение. По существу, решение уделять в будущем равноценное внимание, как вооружённой борьбе, так и политической было провозглашено в 1982 году Дэнни Моррисоном, который являлся в то время заведующим отделом распространения газеты “Шин Фейн”; он писал, что свобода для Ирландии будет завоёвана “с избирательным бюллетенем в одной руке и винтовкой – в другой”.

Это был подход, который затрагивал сущность борьбы за освобождение и отражал собственно понятие ирландского республиканизма. Вооружённое сопротивление всегда являлось неотъемлемой частью движения. Отыскание подходящих средств для достижения поставленных средств не особенно заботило прежнюю Ирландскую Республиканскую армию. Руководству ИРА претила идея опускаться до приземлённой политики, а романтика жертвенности до определённого времени способствовала притоку новых членов в ряды ИРА.

Однако впоследствии политическая деятельность была признана целесообразной. Случившийся в 1969 году раскол в рядах ИРА не решил возникших противоречий, а в дальнейшем и сама ВИРА также раскололась на фракции. Молодой тогда Джерри Адамс, который ныне известен как ветеран, стоящий во главе политической организации “Шин Фейн”, примкнул к той фракции ВИРА, которая симпатизировала новому подходу и полагала, что старое руководство ВИРА, в котором преобладали выходцы с Юга Ирландии, утратило реальное понимание обстановки на земле Ольстера. ВИРА в то время не контролировала Ольстер, но на её стороне были симпатии большинства боевых отрядов ИРА (9-и из 13-и) в Белфасте, где происходили основные схватки. Вскоре руководимая местными уроженцами фракция, к которой примкнул Адамс, выросла в самую заметную составную часть новой ВИРА, выступая в роли “защитников” католического населения Севера. Когда в июле 1973 года Адамса арестовали, он уже являлся старшим военным начальником ВИРА в Белфасте.

Выйдя из тюрьмы, Адамс стал сторонником распространения борьбы на социально-экономическую сферу и превращения её в народную войну. “Политический подход” доказал свою значимость в период голодовок 1980-1981 годов. Голодовки позволили организовать широкую вербовку сторонников движения, как дома, так и за рубежом. Помимо этого, захваченные повстанцами документы свидетельствовали, что британская армия в сражениях 1982 года за Фолклендские острова продемонстрировала свою устрашающую силу, когда получила возможность драться без правил. Растущая эффективность усилий Лондона, направленных на решение ирландской проблемы, наиболее проявлявшаяся в военном аспекте, послужила дополнительным стимулом к тому, чтобы ВИРА переместила фокус своего внимания в область политики. Это кончилось тем, что 31 августа 1994 года руководство ВИРА объявило о прекращении огня, за этим 13 октября последовало решение о временной демобилизации и протестантских полувоенных формирований.

С переменой тактики ВИРА у Лондона появилась масса возможностей, чтобы уладить конфликт с максимальной выгодой для себя. Большинство ирландцев хотят, чтобы военных действий не было. Исторически ВИРА поддерживают на выборах 11% всех избирателей Ольстера. Поэтому, в интересах правительства не допустить общеирландские выборы (там у ВИРА есть шанс).

Не так давно (1996 год) год Лондон ухватился за идею поэтапного роспуска вооружённых формирований, по мере достижения прогресса на выборах. 110 представителей населения должны были собраться для обсуждения деталей заключения мира. ВИРА выступила с резкими возражениями, что в конечном итоге привело к возобновлению террористической деятельности. Таким образом компромисс, предлагаемый англичанами не получил одобрения у ВИРА.

Нельзя не упомянуть международную окраску данного конфликта. Главенствующим принципом концепции политического соперничества, как её понимает ВИРА, является расширение конфликта. С этой целью ВИРА уже давно стремится подтолкнуть союзников Великобритании к оказанию давления на Лондон, чтобы англичане ушли из Ольстера. Точкой приложения усилий служат США, где имеется самая крупная ирландская диаспора. На протяжении многих десятилетий американцы ирландского происхождения регулярно жертвуют деньги ИРА, а позднее – ВИРА. Таким образом, главным рычагом влияния является многочисленное и имеющее значительный политический вес в стране ирландское население в США, особенно так называемое “крыло Кеннеди” в демократической партии.

Последние действия Лондона направлены на сужение сферы конфликта, недопущение его в международную сферу, что удаётся довольно успешно. Силовые методы применяются с большей осторожностью: практика оцепления и прочёсывания жилых кварталов в поисках оружия и боевиков была сменена проверкой автомобилей на дорогах. (Прочёсывание жилых кварталов способствовало массовому притоку новых кадров в ИРА, так как нарушался один из главных демократических принципов – неприкосновенность жилища). Сейчас англичане придерживаются выжидательной позиции. ВИРА не может отказаться от террора, так как ей удавалось господствовать в политике, только держа аудиторию под дулом пистолета. Всё больше и больше мирных инициатив исходит от центрального правительства, большинство из которых отвергаются ВИРА, что дискредитирует её в глазах общественности. Разумеется, подобная тактика кажется слишком пассивной, однако малейшие попытки форсировать решение этой проблемы могут привести к увеличению числа террористических актов.

Прогноз.

Конфликт на религиозной почве, который стал “прародителем” противостояния ВИРА и британского правительства, утратил свою остроту. Неравенство католиков и протестантов ушло в прошлое. Осталось желание ВИРА, утверждающей, что она борется за права католиков, достичь своих политических целей и сделать это не только парламентским путём.

Как показывает практика, достичь компромисса с террористами удаётся очень редко и длится он недолго. Поэтому, в случае с ВИРА, надо устранить причины, по которым ВИРА совершает террористические акты. Мирные инициативы должны чаще исходить из центра, а те, что идут от сепаратистов, всегда должны находить поддержку в Лондоне. В конце концов, будучи неспособной к эффективной политической борьбе без применения силы, ВИРА потеряет сторонников.

При выдвижении мирных инициатив не надо забывать и о превентивных мерах. Необходимо продумать новые методы полицейской борьбы с терроризмом: перекрыть каналы поставки оружия для ВИРА.

Всё же главная проблема в том, что террористы никогда не откажутся от террора ради переговоров. Главное условие для решения конфликта на данном этапе – ликвидировать причины, по которым ирландцы становятся сторонниками ВИРА, то есть предоставить им право на самоопределение. Однако сепаратисты будут бойкотировать все правительственные мирные предложения, чтобы не потерять своего влияния, так как не смогут выдержать конкуренции на выборах.

Большинство населения Ирландии выражает стремление сохранять спокойствие, ибо после возобновления насильственных акций от ВИРА отшатнулись почти все её сторонники, исключая самых твердолобых. Разумеется, велика вероятность срыва последующих мирных инициатив, но в этом случае может повториться испанский сценарий.

Баскские сепаратисты в Испании совершали (и сейчас совершают) необоснованные тер акты и окончательно восстановили против себя общественное мнение (начались массовые демонстрации и т. п.).

При развитии событий по испанскому сценарию Лондон получит своего рода “лицензию на убийство” ВИРА, которой, разумеется, воспользуется. Скорее всего, это выразится в массированной кампании в СМИ, ряде разоблачений лидеров “Шин Фейн”, и, что маловероятно, полицейских мероприятиях по обезвреживанию террористических групп.


** ВИРА – Временная ирландская республиканская армия. В российской прессе её иногда именуют Ирландской народно-освободительной армией. В 1969 году оппозиция вышла из состава Ирландской Республиканской армии (ИРА) и образовала ВИРА,