Ссылка на архив

Конкуренция и корпорации в современной экономике Республики Беларусь

Реформирование экономических отношений ставит проблемы монополизации и демонополизации, антимонопольного регулирования в число ведущих проблем, определяющих будущее экономики, обеспечивающих сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

В западной экономической теории монополизм рассматривался и рассматривается с позиции функционального подхода к монополии. Монополия, как экономическое явление в условиях управления, положительные функции монополии и конкуренции, проблемы антимонопольного законодательства вообще не рассматривались. В советской экономической литературе трактовка монополии и конкуренции основывались на формационном подходе и рассматривались как типичные и существенные признаки монополистической системы. Причем подчеркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. Существование монополий в советской экономике вовсе отрицалось, а конкуренция была заменена термином соц. соревнование.

В республике Беларусь проблема монополизации является относительно новой и малоисследованной. Разработка этой темы получила свое начало в работах Воробьевой В.А., Санько Г.Г. и т.д.

В республике в нерыночной среде возник и существует монополизм особого рода, значительно отличающийся от рыночного. За годы перестройки здесь не преодолена тотальная монопольная зависимость хозяйствующих субъектов от государства и не устранено отрицательное влияние государственного монополизма на экономику, не созданы механизмы возникающих противоречий.

Сохранение монополизированной экономики, создание псевдопредпринимательских монопольных структур в виде акционерных обществ, концернов, корпораций затрудняют становление и развитие в республике многообразных социально-экономических форм предпринимательства и конкуренции.

В работе были использованы актуальные материалы из монографии Санько Г.Г., а также таких известных авторов как Фишер, Макконнелл и Портер. Для отражение современных тенденций в развитии монополизма были проанализированы статьи Санько Г.Г. и Гольденберга. Для получения сведений также были использованы материалы сайтов.


1. Конкуренция и монополия

1.1 Конкуренция. Ее виды и функции

В 1776 году Адам Смит, один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо для общества (9 c. 314).

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства (9). Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. А. Маршалл понимал конкуренцию так: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо».

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

o состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

o соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

o соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей; и т.д.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования». Отсюда конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка (6 c.7).

1.1.1 Функции конкуренции

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” (7 c.530).

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка (7 с.528).

1.1.2 Виды конкуренции

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.

· Функциональная конкуренция

Данный тип возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

· Видовая конкуренция

Возникает вследствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

· Предметная конкуренция

Является результатом того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

· Эффективная конкуренция.

По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации (10 с.91).

В экономике также принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). А также в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная) (10 с.89-91).

Экономисты выделяют четыре основные рыночные структуры (модели). Эти модели различаются по числу фирм в отрасли, по типу продукции и входным барьерам. Основные характеристики этих структур вкратце можно описать следующим образом:

1) Совершенная конкуренция. К данному типу рынка относятся многие рынки сельскохозяйственной продукции, рынки валют и т.д. Чистая конкуренция служит отправной точкой для изучения остальных типов рынков, своеобразный стандарт оценки с которым можно сравнивать функционирование экономики. Характерными чертами чистой конкуренции являются следующие признаки.

a. большое число фирм,

b. стандартизированный продукт,

c. невозможность влиять на цену,

d. свободное вступление в отрасль и выход из нее (7 с.525).

2) Несовершенная конкуренция. Это рынки, на которых либо покупатель, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Тремя основными типами рынков несовершенной конкуренции являются:

a. Монополия. Этот тип характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке.

b. Монополистическая конкуренция. Данный тип рынка характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

c. Олигополия. Это ситуация на рынке при которой при которой большая часть выпускаемой продукции производиться горсткой крупных фирм (8 с.315).

1.2 Монополия. Виды монопольной власти. Функции и значения монополий

Впервые термин монополия появился в Римском праве и английском законодательстве, где выделялись такие признаки, как обладание властью, исключительным правом, преимуществом, привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль. Так, в Кодексе Наполеона монополия определена как право на преимущество, поскольку единоличное обладание исключительным преимуществом или привилегией возникало в любой сфере деятельности, чаще всего - в торговле (6.с.12).

В английском законодательстве понятие "монополия" применялось только в тех случаях, когда имели место королевские привилегии, предоставляемые отдельным лицам на осуществление сделок или на продажу определенного вида товара (услуги).

В Римском праве монополия (от гр. monopolium – (один продаю), единственный продавец) трактуется как исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству. В данном случае монополия как привилегия выступает в виде закона, поскольку различные преимущества обусловлены либо абсолютным преобладанием субъекта (группы субъектов) в производстве, либо уникальностью продукта, либо особыми привилегиями, предоставленными государством (там же).

Подходы ученых к определению самого понятия "монополия" весьма разнообразны. Они базируются на выделении ее различных признаков:

· Эксклюзивное право на какой-то вид деятельности

· Обладание преимуществами и привилегиями

· Наличие возможности контролировать определенный вид деятельности и т.д.

Большинство западных экономистов определяют монополию как правовое понятие и как модель рынка: “Монополия характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного товара или услуги на рынке”, - С. Фишер.

Отечественные в свою очередь - как форму организации производства:

“Под термином монополия понимается исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству”. (9)

Если обратиться к причинам возникновения монополии, то можно заметить, что даже здесь ученые не пришли к общему мнению. Первоначально "монополия" и "монополизм" считались чисто рыночными категориями, а их проявление представлялось как рыночные отношения, присущие только сфере обращения. Позднее классики марксизма обосновали идею о том, что "отношения в производстве составляют глубинную основу господства монополии и в рыночной сфере, где монополизм принимает свое окончательное завершение". Так, причиной (предпосылкой) монополизации называли субъективную психологическую склонность к объединению (наличие гильдейского духа), контроль над сырьем и др. По мнению Э. Чемберлина, основой, или причиной монополии, являлась дифференциация продукта, которой он отводил решающую роль в возникновении монополии. Под "дифференциацией продукта" Э. Чемберлин понимал любые индивидуальные особенности, как самого товара, так и продавца (вплоть до его личных достоинств и репутации). Однако на ряду с политическими, географическими причинами существовали также социально-экономические, которые были исследованы учеными марксистко-ленинского направления. Они доказали, что накопление капитала в условиях рыночной экономики являлось исходным мотивом образования крупномасштабного производства. Конкуренция порождала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, а концентрация на определенной ступени развития вела к монополии. К. Маркс доказал, что предпосылками процесса возникновения монополии явились: во-первых, конкуренция (взаимосвязана с монополией), во-вторых, концентрация производства, так как свободная конкуренция порождает стремление капитала концентрироваться в руках немногих. "В практической жизни, отмечал он, - мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез. Монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами" (6. с 14).


1.2.1 Виды монополий

Процесс формирования монополий прошел огромный период времени, так временные спекулятивные соглашение во времена античности не идут ни в какое сравнение с картелями в XX веке. На данном этапе формирования можно выделить следующие виды монополий:

Закрытую монополию (Устойчивая монополия) – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. Такие как патенты, лицензии и т.д.

Естественную монополию — естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Открытую монополию (Случайную монополию) — Монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Данный тип часто называют “Детищем кризиса”.

Административную монополию — Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина ”монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова ”моно’’- один, “полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более “чистая’’ монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: “несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне).

В теории принято выделять три основных способа монополизации рынка:

1) монополия отдельного предприятия; Этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами одной фирмой.

2) монополия как соглашение; Этот метод дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта

1.2.2 Способы определения степени монополизации рынков

Монополистические злоупотребления рыночной властью - не выдумка критиков крупных компаний. История знает много примеров того, как компании-гиганты завышали цены, сознательно

ухудшали качество, тормозили внедрение новинок и т.д. Хотя, повторим еще раз, в сравнении с преобладающим типом поведения гигантов, когда компании-виоленты предпочитают воздерживаться от монополистических злоупотреблений, эти случаи представляются опасной, но далеко не господствующей, тенденцией. Государство для того, что бы избежать отрицательного влияния на экономику вводит ряд мер для воздействия на такие фирмы. Р. Лифман в свое время считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства. Однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%.В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти, так называемый коэффициент (индекс степени монополизации) Лернера, рассчитывался по следующей формуле:

где Р - монопольная цена, МС - предельные издержки.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше этот коэффициент, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

К концу 60-х гг. XX в. в мировой практике сложилась система показателей концентрации рыночной власти. Сегодня в оценке уровня монополизации широко используется так называемый коэффициент концентрации - CR (Concentration Ratios), обозначающий долю фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определенного числа фирм, и характеризует не всю совокупность предприятий, а лишь крупнейшие, существенно влияющие на рынок и регулирующие его в своих интересах. В США и во Франции эта доля рассчитывается по данным о 4, 8,20,50 и 100 крупнейших компаниях, в Германии и Канаде - о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или на рынке. В Англии рассчитывают долю 3 крупнейших фирм в отрасли. Это, однако, не исключает наличие в отрасли и 6 фирм, владеющих всем производством. Такую отрасль принято относить к олигополистической даже при наличии хотя бы двух крупнейших продавцов, каждый из которых владеет достаточно большой долей рынка. Хотя показатели CR дают представление о степени монополизации различных отраслей, они все же не лишены некоторых недостатков. В частности, с их помощью степень концентрации определяется без учета различий между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, где четыре или несколько крупных фирм делят его. (71, с.217).

Сегодня широко используется индекс Харфиндела—Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:

где X - доля i-й фирмы на рынке (в %); i = 1,2,3,...; п - общее число фирм на рынке. Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Его величина зависит от числа предприятий и доли каждого из них в обще» объеме изучаемого признака. Для расчета этого показателя определяется доля каждого предприятия в суммарном объеме изучаемого признака, которая затем возводится в квадрат, а полученные результаты суммируются. Согласно данным табл. 1.1, безопасным с точки зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм.

Табл.2 Соотношение ИХХ и долей фиксированного числа фирм

ИХХМинимальное число фирм на рынкеМаксимально возможная доля (в %) крупнейших производителей при неограниченном числе фирм
одногодвухтрехчетырех
5002022313944
10001031445463
1800642607285
30004547595100
5000270100100100

По степени монополизации условно выделяют три различных состояния рынка.

1. Немонополизированный рынок - характеризуется большим числом продавцов в отрасли, каждый из которых имеет относительно небольшую долю в общем, объеме продаж определенного вида продукции;

2. Абсолютно монополизированный рынок, где один производитель сосредоточивает 100% реализуемой продукции;

3. Рынок с олигополистической структурой, характеризующийся наличием нескольких крупных монополистических предприятий в отрасли. На современном этапе этот тип рынка является господствующим. На его долю приходится значительная часть реализуемой продукции. Доля фирмы на рынке определяется величиной ежегодных поставок (в %). Чем она выше, тем больше потенциальные возможности фирмы для обладания монопольной властью. Чем меньше число продавцов, тем больше монопольная власть у каждого производителя-конкурента.

1.2.3 Регулирование монополий

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия, которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества

1.2.4 Монополизация за и против

Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном рынке издержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.

Кроме выгодности для потребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторами минимизации транзакционных издержек и т.п.

Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольную конкуренцию и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.

В силу этого западные государства уже с 30-х годов начали вводить элементы государственного регулирования в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии, частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.

Азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально строили свои промышленные системы в рамках государственного патернализма.К положительным можно отнести следующие роли монополии:

o Эффективность производства.

Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

o Сдерживание спада и безработицы

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым, сдерживая спад производства и безработицу.

o Обострение конкуренции

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

o Снижение цен.

Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

o Развитие малого и среднего бизнеса.

В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

Что касается отрицательных сторон монополизации, то к ним относятся:

o Влияние на рыночные отношения

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаемые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

o Монопольная цена

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.

Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.

Таким образом, существует множество определений конкуренции и монополии, выдвинутые различными учеными в различное время. Что свидетельствует о неоднозначности понятий монополии и конкуренции. Однако достижение чистой конкуренции в глазах многих ученых является неоспоримым благом. Для этого проводится антимонопольная политика государства. Подходы к ее реализации неоднозначны, существует две крупные модели регулирования американская и европейская. Они отличаются отношением к монополиям: американская модель не допускает присутствия монополий на своем рынке, когда европейская ограничивает их деятельность только в случае нанесения вреда экономике. Их успешная реализация зависит от степени точности определения влияния конкретного производителя на рынок для чего применяются индексы Лернера и Харфиндела-Хиршмана. Ввиду неоднозначности данного понятия индексы могут быть не редко завышены, однако проведения антимонопольной политики может быть не желательным, так как многие функции монополии являются позитивными для государства такие как,

Обострение конкуренции, сдерживание безработицы и др.


2. Анализ тенденций развития монополизма в Великобритании

Предпосылки формирования Великобритании были обусловлены ее особым положением на мировой арене вплоть до конца первой мировой войны. Ведущая мировая колониальная держава, с огромным количеством государственных монополий начала п