Учётная политика организации и её формирование на ОАО "Каустик"
Актуальность учётной политики в настоящее время велика, так как сложившаяся экономическая ситуация в России (общий спад производства, кризис неплатежей, неплатежеспособность должников) непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий, поэтому в зависимости от выбранной учётной политикой складывается экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне и имеет научно- практическую значимость.
В федеральном Законе "О бухгалтерском учете", который является правовой основой создания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, сформулированы основные задачи бухгалтерского учета, приоритетной среди которых является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей-руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п.
Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Одной из отличительных черт новой системы бухгалтерского учета является изменение соотношения между централизованно устанавливаемыми и самостоятельно вырабатываемыми элементами ее. Централизованно устанавливаются общие правила бухгалтерского учета; их конкретизация и механизм выполнения разрабатывается на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей(по сравнению с общей моделью), квалификации персонала, наличной технической базы управления и др. Речь идет о разработке учетной политики предприятия.
Термин "учетная политика предприятия" вошел в употребление в конце восмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык из стандартов, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
В начале 1992 г. этот термин бал закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в настоящее время получил широкое распространение в учетной литературе и практике. В 1994 году опубликовано, разработанное в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (утверждено приказом Минфина России №100 от 28 июля 1994 года), представляющее собой первый национальный стандарт по бухгалтерскому учету. Данный нормативный акт является основополагающим в раскрытии содержания проблемы по учетной политике предприятия.
Принятый в ноябре 1996 года закон о бухгалтерском учете определяет перечень нормативных документов, которые утверждают руководители, ответственные за организацию и состояние бухгалтерского учета, вместе с документом об учетной политике. Одновременно с учетной политикой должны быть утверждены рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов и внутренней бухгалтерской отчетности, порядок проведения инвентаризации, правила документооборота, обработки и регистрации учетной информации; согласно стандарта ПВУ 1/98 под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета- первичного наблюдения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В указанном Положении по учетной политике установлены допущения и требования, которые являются отправными моментами для организации при формировании учетной политики.
Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило меня выбрать данную тему выпускной квалификационной работы. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления рыночной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время разработаны и приняты четыре национальных стандарта, в том числе "Учетная политика предприятия". Изучение литературы позволило выявить некоторые проблемные вопросы и которые постараюсь раскрыть в выпускной работе: показать сущность, понятие учетной политики и подходы к ее формированию, рассмотреть содержание учетной политики, в том числе организационную, техническую и методическую, организацию бухгалтерской службы и ее связь с другими функциональными подразделениями изучаемого мною предприятия.
Основной целью дипломной работы является – показать в рамках Открытого Акционерного Общества «Каустик» разработку и применение учётной политики для решения поставленных перед организацией задач. Задачами будут являться: разработка и раскрытие особенности учётной политики на примере данной организации. Охарактеризовать и проанализировать экономическую деятельность, найти упущения, если таковые существуют, изучить их причины, выяснить влияние учётной политики на финансовый результат. На основании, проведенных расчётов и анализов сформулировать выводы и предложения.
Особое внимание будет уделено методической стороне учетной политики, выбору способов ведения учета, вариантам оценки имущества и обязательств, как в теоретическом аспекте, так и применительно к объекту - ОАО "Каустик", на примере которого выполняется дипломная работа.
В сентябре 1992 года в соответствии с Указом Президента РФ №721 от 01.07.92 г. проведена приватизация завода по первому варианту. Коллектив завода в результате приватизации приобрел 90% акций. В настоящее время ОАО "Каустик" является производственным предприятием.
Основными видами деятельности являются:
-производство и реализация ядохимикатов;
-производство и реализация гранулированного каустика и хлора;
-производство и реализация товаров бытовой химии и лакокрасочной продукции;
-выращивание, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
Наряду с промышленным производством на заводе существует
1. подсобное хозяйство, которое занимается:
-свиноводством, имеется маточник и свиноферма на 300 голов;
-растениеводством, на 1000 га. земли, выращиваются зерновые культуры;
2. торговая фирма в состав которой входит магазин №6, столовая;
3. центральная котельная, которая покрывает не только потребность производства в тепле и горячей воде но и отапливает ЖКХ завода;
4. ЖКХ завода включает в себя 17 двух-пяти этажных жилых домов в которых проживает более двух тысяч человек.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что данная тема актуальна не только на сегодняшний день, но и в будущем при полном переходе бухгалтерского учёта на международный стандарт.
Глава 1: Формирование и раскрытие учётной политики организации.
1.1. Понятие учётной политики и принципы её формирования.
В настоящее время можно говорить уже о некоторой динамике, истории вопроса, связанного с учётной политикой организации, с точки зрения его отражения и раскрытия в нормативных актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации.
Термин «Учётная политика» впервые упомянут в Положении о бухгалтерском учёте и отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 года.
Основными правилами ведения бухгалтерского учёта было предусмотрено, что приведении бухгалтерского учёта организацией должно быть обеспечено соблюдение отчётного года принятой учётной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценке имущества, определенной исходя из правил, приведенных в настоящем Приложении, и условий хозяйствования. Изменение учётной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчётности.
В соответствии с переходом нашей экономики на новые формы экономических отношений, а также существования различных форм собственности, возникла необходимость перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.
Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия - это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностей предприятия. То есть учетная политика отражает технологию ведения бухгалтерского учета на предприятии или дает ответ на вопрос: «Как вести бухгалтерский учет?»
В Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ «Учетная политика предприятия» 1/98) разъясняется, что относится к способам ведения бухгалтерского учета следующие методы, приемы и способы:
Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.
Учетная политика составляется в начале года и действует в течение всего года. Предприятие не имеет права менять учетную политику. В случае острой необходимости нужно разрешение Минфина.
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности предприятия.
Для чего нужна учетная политика.
Бухгалтерский учет, с точки зрения системы, отличается от любых технических систем наличием обширной законодательной базы. Бухгалтерский учет – это не только учет конкретных финансовых и материальных показателей деятельности предприятия, а учет, регламентированный законами, положениями и инструкциями.
Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др.. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
С другой стороны, недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались по-разному на предприятии и налоговыми органами в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем – других. В зависимости от принятия в учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления износа и т.д. по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.
Итак, учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на конкретном предприятии.
Формирование учётной политики осуществляется на основании положения по бухгалтерскому учёту 1/98, не зависимо от организационно – правовых форм.
Под формированием учётной политики понимается, согласно Положению, её выбор и обоснование.
При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учёта, то при формировании учётной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту. Таким образом, чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошее знание действующей нормативной базы как с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства предприятия, так и стой точки зрения какие вопросы ещё остаются неотрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учёту
Пунктом 5 Положения право формирования учётной политики предоставляется главному бухгалтеру (бухгалтеру) организации, а утверждает её руководитель (ранее, согласно п. 2.1. ПБУ 1/94, право формирования учётной политики предоставлялось только руководителю). Учётная политика, а также вносимые в неё изменения оформляются организационно- распорядительной документацией организации.
Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующим за годом утверждения соответствующего организационно- распорядительного документа.
Вновь созданная организация оформляет избранную учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учётная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
При формировании учётной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации(включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Данное требование прямо связано с пунктом 33 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, в соответствии с которым бухгалтерская отчётность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Норма законодательства об учётной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обуславливает необходимость хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учёта, налогообложения, финансов и других вопросов.
Согласно ПБУ 1/98 существует норма, относительно перечня вопросов, утверждаемых при формировании учётной политики. К ним относятся:
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
- формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
-правила документооборота и технология обработки учётной информации;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
Таким образом, можно сказать, что вся совокупность решаемых методом учётной политики вопросов делится на методологические и организационно- технические.
Методологические аспекты – это те аспекты учётной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.
Организационно- технические аспекты- приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско- финансовой службы организации, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.
Кто выбирает и обосновывает учетную политику.
Учетная политика должна быть разработана на каждом самостоятельном предприятии независимо от формы собственности. Вид деятельности и форма собственности предприятия существенно влияет на положения учетной политики.
Учетная политика предприятия выбирается и обосновывается экономическими, юридическими и бухгалтерскими службами предприятия и утверждается руководителем, она должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию (приложение № 1).
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно - распорядительного документа (приказа на учетную политику). Они применяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения.
Все способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав годового отчета. Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности.
Основные допущения при разработке учетной политики.
Положением по учетной политике установлены следующие допущения – имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
1. Допущения имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учёта» Федерального Закона «О бухгалтерском учёте».
Данное допущение означает, что на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. То есть, прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов, амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих права данной организации на имущество (материалы, основные средства, нематериальные активы).
Очень распространенным нарушением допущения имущественной обособленности предприятия, выявляемым в ходе аудиторских проверок, является также включение в себестоимость так называемых неоплаченных материалов. Речь идёт не о ситуации, когда у предприятия возникает нормальная непогашенная кредиторская задолженность за материальные ресурсы, уже перешедшие в его собственность, а о ситуации, когда неверно отражены в бухгалтерском учёте особые условия договора поставки при переходе права собственности «по оплате»: если к предприятию право собственности переходит после оплаты, то оно не вправе приходовать их на баланс в качестве тех или иных товарно-материальных ценностей и использовать в своей производственно- хозяйственной деятельности.
Допущение имущественной обособленности, закрепленное в качестве одного из основных принципов в российском бухгалтерском законодательстве, прямо связано с гражданско-правовым понятием «обособленное имущество».
Кроме того, отметим, что допущение имущественной обособленности вступает в противоречие с требованием приоритета содержания перед формой, закрепленным в п.7 ПБУ 1/98 «Учётная политика организации», согласно которому учётная политика организации должна обеспечивать, в том числе, отражение в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Указанный факт свидетельствует о недостаточной проработанности основ построения российской системы регулирования бухгалтерского учёта в России.
2. Допущение непрерывности деятельности, означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельность, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
Если при подготовке бухгалтерской отчётности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут продлить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана (п. 14 ПБУ 1/98).
Заметим, что требование ПБУ 1/98 «Учётная политика организаций» относительно предприятий, прекращающих свою деятельность, касается раскрытия информации, а не оценки показателей, представленных в бухгалтерской отчётности.
Между тем именно должная оценка активов и обязательств и соответствующее раскрытие информации может способствовать урегулированию конфликта между предприятием и его кредиторами, акционерами и иными заинтересованными лицами.
В российских нормативных актах сущность «допущения непрерывности деятельности» не раскрывается в должной мере. Поэтому возникает вопрос: какие цели преследует законодатель, устанавливая указанное допущение в качестве одного из основных положений системы ведения бухгалтерского учёта.
3. Допущение последовательности применения учётной политики означает, что выбранная предприятием учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому. При реализации данного допущения имеет большое значение определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешанный анализ действующего законодательства.
Учетная политика является инструментом обеспечения достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, которая необходима для анализа и принятия решений.
Анализировать динамику хозяйственной деятельности организации возможно только в условиях сопоставимой финансовой информации, что и обеспечивает, в том числе применением данного допущения. Однако данное допущение не означает принципиальную возможность изменения учётной политики в строго определенных случаях, когда измененные правила, регулирующие бухгалтерский учёт позволят организации более достоверно отразить тот или иной факт хозяйственной деятельности.
4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Это допущение называется по другому принципом начисления применялся отечественной теории и практике учета в отношении, главным образом, признания расходов.
Учётная политики должна обеспечивать:
А. Полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).
Б. Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчётности (требование своевременности введено ПБУ 1/98). Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее умеренности.
В. Большую готовность к бухгалтерскому учёту расходов и обязательств, чем возможных доход и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
Г. Отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требовагние приоритета содержания перед формой).
Д. Тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
Е. Рациональное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
1.2. Формирование содержания учётной политики и её изменение.
Порядок оформления и изменения содержания учётной политики рассмотрен в Положении по бухгалтерскому учёту «Учетная политика» (ПБУ 1/98).
Согласно Положения содержание учётной политики должно состоять из четырех разделов:
1. Общие положения.
2. Формирование учётной политики.
3. Раскрытие учётной политики.
4. Изменение учётной политики
В соответствии с ПБУ 1/98 первый раздел “Общие положения” включает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики организации, способы ведения бухгалтерского учёта и раскрытия информации.
В разделе «Формирование учётной политики» указываются рабочие бухгалтерские документы (план счетов бухгалтерского учёта, формы первичных документов, порядок проведения инвентаризации, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта). Так же содержатся некоторые допущения при формировании учётной политик и требования к её содержанию.
«Раскрытие учётной политики» – это сведения и информация, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности.
Изменение учетной политики
«Изменение учётной политики» могут существовать в связи с определенными случаями, они должны быть обоснованными и отражаться в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 1/98
Особо внимательно необходимо остановиться на вопросах изменения учётной политики. О том, насколько важное значение они приобретают в настоящее время свидетельствует и то обстоятельство, что в ПБУ 1/98 указанным вопросам посвящен самостоятельный раздел в отличие от предыдущего документа, где они рассматривались вместе с другими аспектами учётной политики.
В ПБУ 1/98 (п.16), по сравнению с ПБУ 1/94, претерпел изменения перечень случаев, когда возможно изменение учётной политики. Этот перечень конкретизирует норму п.4 ст6 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и предусматривает следующие случаи, в которых может быть изменена учётная политика организации:
- изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоемкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенное изменение условий деятельности может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.
Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учётной политики производятся на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учёта.
При изменении учётной политики требуется соответствующий пересчёт данных бухгалтерской отчётности за все предыдущие отчётные периоды.
Изменение учётной политики на год, следующий за отчётным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Принятие изменения к учётной политике подлежат оформлению соответствующей организационно- распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации.
1.3. Раскрытие учётной политики.
По раскрытием учётной политики, понимается придание ее гласности. В части раскрытия учётной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте» обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня года, следующего за отчётным.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учётной политики способы ведения бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учёта, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности предприятия за отчётный год. К способам, подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчётности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг. К существенным способам бухгалтерского учёта относятся методические вопросы учётной политики.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчётности информации об учётной политики организации по конкретным вопросам бухгалтерского учёта устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учёту.
Глава 2: Учётная политик ОАО "Каустик".
2.1. Экономическая характеристика Открытого Акционерного Общества «Каустик».
Шел 1974 год. На южной окраине Сталинграда, в районе нынешнего поселка Светлый Яр, были обнаружены богатейшие залежи поваренной соли. Они составляли миллиарды тонн и простирались сплошной километровой стеной едва ли не до самой Астрахани.
Уже в 1950 году совместная комиссия Министерства химической промышленности, Министерства нефтяной промышленности и Сталинградского горисполкома забронировала территорию под строительство нынешнего завода. Конец 50-х годов стал в нашей стране началом курса на химизацию народного хозяйства. Майский, 1958 года, Пленум ЦК КПСС, вошедший в историю как «пленум по химии», дал толчок к окончательному и более интенсивному решению вопроса о строительстве предприятия, которое теперь называется открытым акционерным обществом «Каустик».
По распоряжению Совета Министров РСФСР под строительство акционерного общества было отведено 572 гектара земли. В январе 1961 года на предприятие потупила первая техническая документация: чертежи на строительство южного водопровода, комплекса очистных сооружений, внутренних промышленных объектов- корпусов 13-1, 13-5 и 14-2, а в декабре того же года механизаторы уже приступи к рытью катлавана. Постепенно продолжалось строительство грандиозного химического предприятия, а тем временем в 1963 году государственная комиссия подписала акт о приёмке автодороги, хозпитьевого водопровода, трамвайных путёй, но это была капля в море по сравнению с тем, что предстояло сделать.
В декабре 1965 года вступил в эксплуатацию Волгоградский Химический Комбинат, который в дальнейшем был переименован в Открытое Акционерное Общество «Каустик».
На сегодняшний день «Каустик» можно считать подлинным гигантом химического производства с крупнотоннажным и многоплановым химическим производством, с развитой системой соцкультбыта, что и определило специфику его организационных структур. Создание такого многоцелевого крупнотоннажного производства диктовалось прежде всего потребностями народного хозяйства и наличием местных сырьевых ресурсов. Не меньше, чем химические средства защиты растений или хлор и каустик на сегодняшний день требуются смола, полимерные материалы, плёнка для упаковки продуктов питания, товары бытовой химии.
Многоплановый характер выпуска продукции выгоден тем, что практически все ресурсы местные: соль, газ, продукты нефтепереработки и это даёт возможность мгновенно сменить профилирующую продукцию, увеличить или снизить объемы выпуска того или иного товара, варьировать ситуацией и выбирать приоритеты. При одноцелевом производстве сразу возникает проблема, при излишне выработанном продукте, например хлоре, а вот при многоплановом- гораздо больше возможностей использовать данный продукт внутри предприятия, иметь резерв хлорпотребления. Это и стало оптимальным вариантом развития акционерного общества, о чём свидетельствует победное десятилетие, начавшиеся с выпуском первых тонн хлорофоса в июле 1967 года.
Кроме хлорофоса, коллектив ОАО «Каустик» осваивал производство жидкого хлора, каустической соды, синтетической соляной кислоты, долгое время готовились к пуску полихлорвиниловых смол.
Сразу же после пуска первых промышленных объектов на «Каустике» самое серьёзное внимание уделяли производству товаров бытовой химии. Выпуск этих товаров начался в 1967 году и продолжается на сегодняшний день. В производстве уже были ковры на латексной основе , водоэмульсионная краса, таблеточные изделия «Трихлофос», «Антимоль», «Флора» и другие.
Н а сегодняшний день ассортимент товаров бытовой химии насчитывает более 40 наименований товаров, они разделены на группы и подгруппы.
Со временем наличие разнообразных направлений в развитии производства практически привело к созданию внутри ОАО "Каустик" отдельных микрозаводов со своим управлением, технологическими, энергетическими, механическими, киповскими службами, но без финансовой самостоятельности.
Уставный капитал ОАО "Каустик" составляет 493 тысячи рублей. Акционерное общество осуществляет следующие виды деятельности:
- промышленный выпуск и реализация химической продукции, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, стройматериалов;
- переработку и утилизацию промышленных и бытовых отходов;
- оказание услуг промышленного и непромышленного характера.
Основные средства на конец отчетного периода составили 1 248 186 тысяч рублей, незавершенного строительства на сумму 90 711 тысяч рублей, долгосрочные финансовые вложения 25 326 тысяч рублей, запасы составили 159 943 тысячи рублей,
Основные технико-экономические показатели деятельности за 2003 год составили:
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Каустик»
Наименование показателей | 2003г. тыс.руб. | 2002г. тыс.руб. | 2001 г. тыс.руб. |
Объем товарной продукции в действующих ценах | 987884 | 573653 | 615447 |
Объем реализованной продукции в действующих ценах | 909159 | 523144 | 568919 |
Себестоимость продукции | 957530 | 579404 | 611071 |
В том числе амортизация | 62771 | 60066 | 65054 |
Объем товарной продукции в сопоставимых ценах | 985481 | 793305 | 632479 |
Численность ППП (чел.) | 5911 | 5634 | 5650 |
Выработка на 1 работающего в сопоставимых ценах | 166720 | 140629 | 111,9 |
Среднемесячный доход на 1 чел. ППП с учётом социальных выплат | 2245 | 1356 | 1218 |
Как видно из таблицы 1 объем товарной продукции в действующих ценах в отчетном периоде составил 987884 тыс. рублей, что больше на 58, 1% чем в предыдущем году и на 62,3% больше чем в предшествующим предыдущего. С этой позиции можно охарактеризовать ОАО "Каустик" как экономически развивающиеся предприятие, с такой тенденцией развития можно сделать положительный прогноз и на будущие года относительно выпуска готовой прод