Ссылка на архив

Учет ценных бумаг

В данной курсовой работе были рассмотрены наиболее общие аспекты учёта ценных бумаг, а именно векселей, акций, облигаций, государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купонным доходом.

Облигация это некое обязательство гарантирующее возмещение держателю её номинальной стоимости с уплатой процента. Облигации могут быть как именными, так и на предъявителя, также процентными и беспроцентными и т.д.

Проценты (доходы) по облигациям выплачиваются либо периодически в течении срока действия, либо единовременно по истечении срока. Учёт облигаций происходит на счетах 06 и 58. При получении процента (дохода) учёт ведётся на по дебету счёта 51 и кредиту 76. При реализации облигаций используют счета 48 либо 46.

Акция это документ подтверждающий внесение денежных средств в фонд акционерного общества. Срок действия акции равен сроку существования акционерного общества. Акции подразделяются: на именные и на предъявителя, а также на простые и привилегированные. Учёт акций выкупленных у акционеров ведется при помощи счёта 56 и в последующем учитываются на забалансовом счёте 011.

Вексель это долговое обязательство векселедателя уплатить до истечения срока четко оговоренную сумму. Векселя подразделяют на простые и переводные.

Векселя полученные за поставленную продукцию отражаются на счёте 62.

А сумма полученная как разница между нормативной и фактической стоимостью векселя отражается сразу на счёте 80.

Из выше изложенного видно, наряду с тем, что развитие фондовых рынков идёт «семимильными» шагами всё же нет чётко отлаженной системы их функционирования. Это вытекает из того, что многие законы, положения, акты разных инстанций противоречат друг другу, данный фактор является существенным тормозом в развитии отношений на российском рынке ценных бумаг. Фондовый рынок ещё не достиг того уровня мирового стандарта, при котором курсы информируют о надёжности эмитентов.


27

ЛИТЕРАТУРА:


1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.:

ИНФРА-М, 1997.

2. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н.,. Галанина Е.Н.

Бухгалтерский учет. – 2-е изд., доп. – М.:

Финансы и статистика, 1997.

3. Журнал Главбух, июль 1997.

4. Журнал Финансы, № 12 декабрь 1996.

5. Журнал Деньги и кредиты, № 4 апрель 1997. .

6. Всемирная компьютерная сеть «ИНТЕРНЕТ»

7. Информационная сеть Консультант-Плюс.

8. Журнал Бухгалтерский вестник, № 6 июнь 1998.


2


Содержание.


    1. Формирование рынка ценных бумаг в России.


    1. Учёт облигаций.


    1. Учёт государственных краткосрочных облигаций.


      1. Учёт облигаций федерального займа с переменным купонным

доходом.


    1. Учёт акций.


    1. Учёт векселей.


3

1.1 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ.


Создание рынка ценных бумаг в России представляет сложный процесс, в котором отражаются как особенности отечественной переходной экономики, так и использование опыта других стран. Появление фондовых бирж России относится к началу 1991 г. К этому времени было создано более десяти специализированных фондовых бирж.

Для реализации подлинной фондовой деятельности отечественных бирж важное значение имело постановление Правительства РСФСР в декабре 1991г.-

-выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в России. В постановлении были учтены недостатки первых шагов отечественных фондовых бирж и отраженны их истинные функции, а также организационная оформленность, структура сделок, правовая база функционирования. В июле 1995 г. принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».

Фондовая биржа создаётся в форме зарытого акционерного общества и должна иметь не менее трёх человек. Членами фондовой биржи могут быть только её акционеры. Только члены биржи могут осуществлять операции на фондовой бирже. Фондовая биржа является не коммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Она работает от самоокупаемости и не выплачивает доходов своим членам. Тем самым подчеркивалось, что на бирже не могут покупаться и продаваться брокерские места.

Фондовая биржа является объектом государственного регулирования. Основополагающий принцип государственного законодательства – обеспечить полное, правдивое и понятное оглашение эмитентами всех факторов, касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу. Законы предусматривают для регистрирующих органов три функции:

а) регистрация тех, кто торгует ценными бумагами и консультирует инвесторов. Регистрацию проходит и сама фирма, и все её члены, в ходе которой выясняется профессиональная пригодность представляемого.

б) обеспечение гласности. Каждый, кто продаёт ценные бумаги, должны опубликовывать проспект, содержащий правдивую информацию о выпуске и эмитенте.

в) подержание правопорядка в отрасли.

Государство регулирует деятельность фондовых бирж через налоговую систему. Налог взимается по следующим ставкам: при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,5% номинальной суммы эмиссии ( в виде платы на регистрацию проспекта эмиссии); при покупке государственных ценных бумаг в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли -

-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере

1 руб. с каждой 1000 руб.

Были введены налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые выпускаемые акционерным обществом с момента его государственной регистрации; эмитент, осуществляющий первичную эмиссию ценных бумаг; юридические лица, осуществляющие посреднические операции с ценными бумагами за счет клиента.

4

Важнейшим направлением преобразования наших бирж является ориентация на фьючерсный рынок. Торговля срочными контрактами (фьючерсами) превращает биржу в организацию, в деятельности которой заинтересованы не только производители и посредники, но и всё народное хозяйство. Ведь только через фьючерс биржа становится тем ценовым барометром, на который ориентируются и предприниматели, и государственные органы. Фьючерсный рынок впервые появился на Московской товарной бирже.

Вместе с тем отечественная биржа в торговле ценными бумагами пока ещё не играет такой роли, какую она занимает в западных странах. В основном торговля ценными бумагами ведется банками и инвестиционными компаниями. Более того, многие банки используют некоторые ценные бумаги в качестве единого способа получения дохода, отказываясь от каких-либо рискованных операций.

Рынок акций в России сложился как внебиржевой рынок. На рынке акций продаются приватизированных предприятий. Акций как таковых нет, существует выписка из реестра акционеров, подтверждающая право собственности на акции.

С апреля 1995 г. началась широко масштабная продажа акций приватизированных предприятий на денежных аукционах и конкурсах. Торговля акциями производится фирмами, которые на этом специализируются. Как правило, фирмы покупают акции со спекулятивной целью или выполняя заказ клиента (чаще всего иностранного). Торговля осуществляется через торговые системы. Самая популярная сегодня – Российская Торговая Система (РТС). Такая форма торговли представляет шаг в сторону формирования цивилизованного рынка, так как котировки акций здесь твердые. В эту систему включены не все торгующие фирмы, а только те, которые отвечают определённым требованиям.

Акции, которые активно торгуются через торговые системы, делятся на три группы:

Первая – « Голубые фишки» (blue chips). Это – самые ликвидные акции, по каждой из которых заключается множество сделок в день. Главный показатель ликвидности акций этих предприятий – спрэд – относительная разница между котировками на продажу и покупку, в % от цены покупки. Акции с наименьшим спрэдом являются наиболее доходными. Другими параметрами ликвидности акций выступают доходность валютных инвестиций в акции (прирост курсовой стоимости акций в $ за период в %); уровень рыночной капитализации (произведение курса акций компании в $ на общее количество обыкновенных акций), характеризующий, с одной стороны, размер предприятия, с другой -

- активность эмитента в плане продвижения своих акций на вторичном рынке.

Вторая группа – акции «второго эшелона». Это акции достаточно известных на рынке компаний, но нерегулярно заключающих сделки. Причины такого поведения фирм могут быть различными: малое количество свободных акций, недостаточная информационная открытость фирмы, шаткое положение фирмы.

Третью группу составляют неликвиды. Сделки по таким акциям компании заключаются крайне редко.

Одним из основных показателей, характеризующих масштабы рынка корпоративных ценных бумаг, является капитализация.

Капитализация Российского рынка корпоративных ценных бумаг в современных условиях характеризуется двумя тенденциями. Во-первых, неуклонным возрастанием. Главным потенциальным фактором роста

5

капитализации является значительная недооценка активов предприятия. Для многих российских акционерных обществ отклонение капитализации от мировой нормы составляет 80-90%. Другими факторами, ускоряющими капитализацию рынка акций, являются: устранение политического риска, перекачка средств с рынка государственных ценных бумаг, рост вложений глобальных фондов, развитие системы коллективных инвесторов, снижение рисков связанных, с инфраструктурой рынка. Вторая, наметившаяся тенденция – уменьшение доли крупнейших предприятий в общей капитализации рынка корпоративных ценных бумаг.

В последнее время большое развитие получил рынок государственных ценных бумаг – облигаций, предназначенных для привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов.

Наличие развитого и хорошо организованного рынка государственных ценных бумаг даёт возможность инвесторам разместить средства в высоконадёжные и ликвидные государственные обязательства, а правительству дополнительный источник не инфляционного привлечения денег в бюджет. На Российском рынке государственных ценных бумаг велика роль банков, которые вложили значительные средства в государственные обязательства, став крупнейшими кредиторами государства на внутреннем рынке. На 1 января 1996 г. банковские инвестиции в государственные ценные бумаги составили примерно 9% от общей величины банковских активов. При этом банки являются не только основными игроками, но и часто выполняют функции уполномоченных агентов государства на этих рынках, обслуживая выпуск, обращение и погашение государственных ценных бумаг.

Наиболее значительным рынком государственных долговых обязательств является рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). На 1 апреля 1996 г. объем рынка ГКО/ОФЗ составил примерно 300 трлн. руб. При этом вложения банков обеспечили около 70% общего объёма рынка.

ГКО – это беспроцентные краткосрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной электронной форме с дисконтом, т.е. их доходность определяется как разница между ценой покупки и курсом продажи.

Объём первого выпуска облигаций ГКО составил 1 млрд. руб. Номинальная стоимость одной облигации первоначально составляла 100 тыс. руб.

Привлекательность ГКО состоит в следующем. Во - первых, рынок государственных краткосрочных облигаций является высоконадежным рынком, так как он обеспечивает погашение облигаций по стоимости по истечении срока, на который они выпущены. Во – вторых, рынок государственных краткосрочных обязательств – это доходный рынок. Он реализует возможность физических и юридических лиц выгодно разместить свои средства. Причем доходность этого рынка зачастую превышает доходность рынка кредитных и валютных операций. Рынок ГКО – фактически первый и классический фондовый рынок, где есть колебания курса, на которых можно «играть», т.е. извлекать денежный доход.

В – третьих, достоинство рынка ГКО заключается в том, что это совершенно открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нём контролируется представителями Минфина, Центрального банка и биржи.


6

Качественный скачок в развитии рынка государственных ценных бумаг связан с выпуском летом 1995 г. облигаций федерального займа (ОФЗ). ОФЗ – это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной (электронной) форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемом поквартально. Срок их обращения – более 1 года.

Облигации федерального займа, так же как и ГКО, продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, обеспечивая доход по этим облигациям. Но помимо этого дохода ОФЗ ещё имеют и купонный доход, выплачиваемый раз в квартал. Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Отличие ОФЗ от других государственных ценных бумаг состоит в том, что срок их обращения впервые превышает один год. Это обеспечивает инвесторам спокойствие на более длительный период, принося в тоже время каждые три месяца купонный доход. В результате ОФЗ становятся привлекательными не только для предприятий, но и для российских граждан. Не случайно, примерно 80% ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на деньги самих банков.

Другими государственными ценными бумагами на российском рынке облигации выступают:

- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре 1995 г. с целью привлечения денежных средств широких слоёв населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпущены небольшим номиналом (100 и 500 тысяч руб.), что позволяет вкладывать в них средства инвесторов различного достатка. Облигации выпускаются сроком на 1 год и 2 года и имеют 4 купона, выплата процентного дохода по которым осуществляется в конце соответствующего купонного периода. К началу 1997 г. на рынке ОГСЗ размещены 13 серий облигаций номинальной стоимостью в 100 и 150 тыс. руб. Характерной чертой рынка ОГСЗ является постоянное превышение спроса над предложением. Это объясняется тем, что сохраняя все основные свойства государственных ценных бумаг (надёжность, ликвидность, высокая доходность), ОГСЗ стали важным инструментом аккумуляции прежде всего сбережений населения, для которых прежде доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт.

Уполномоченными агентами по размещению ОГСЗ стали в основном крупные банки, активно работающие с населением. Платёжным агентом по выплате купонов и погашению облигаций был назначен Сбербанк РФ.

Казначейские обязательства ( КО ) активно выпускались Министерством финансов для расчётов по задолженности с предприятиями в 1994-1995 гг. Этот рынок закончил своё существование с погашением 28 марта 1996 г. последней серии КО.

Прекращение выпуска КО и фактическое закрытие этого сегмента рынка привело к переключению банковских специалистов и брокеров на другие ценные бумаги, например, на облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Данные бумаги представляют собой облигации на предъявителя, номиналом 1000, 10000 и 100000 долларов, сопровождаемые комплектом купонов, соответствующих 3% годовых в валюте. Это уникальный инструмент российского финансового рынка:

ОВВЗ котируются на мировых фондовых рынках.

Рынок ОВВЗ отличается от других рынков государственных ценных бумаг относительно узким кругом участников. Это – крупные банки, инвестиционные и

7

брокерские компании, имеющие тесные связи с иностранными инвесторами. Операции банков с ОВВЗ включают брокерские и посреднические услуги, а также собственные инвестиционные операции для получения разницы между ценной продажи и покупки облигаций и купонного дохода. Функции депозитария и платёжного агента по ОВВЗ выполняет Внешторгбанк РФ.

Облигации внутреннего валютного займа принося значительную по мировым меркам доходность в валютном выражении. Многие крупные банки постоянно держат часть активов в ОВВЗ, диверсифицируя таким образом свои инвестиции и уменьшая риски изменения валютных курсов и процентных ставок по рублёвым кредитам.

Помимо сделок купли-продажи облигаций на рынке ОВВЗ широко распространены более сложные операции: форвардные контракты на поставку облигаций, трастовые услуги управлению портфелем облигаций клиента и др.

Широкомасштабная приватизация в 1993 – 1995 гг. Привела к тому, что инвестиционная деятельность коммерческих банков началась с приобретения предприятий. Результатом залоговых аукционов явилось образование финансово-

- промышленных групп ( Менатеп, Российский кредит, ОНЭКСИМбанк, Империал). Следующим шагом стало привлечение капитала для приобретённых предприятий ( в целях проведения кардинальной финансовой реструктуризации).

Появилось новое направление в банковской деятельности – корпоративные финансы. Однако торговля корпоративными ценными бумагами не играет сегодня большой роли в банковской деятельности, что связано, во – первых, использования оптимального способа приобретения доли собственности предприятий через участие в первичном размещении акций (от ваучерных до залоговых аукционов). Во – вторых, в спекулятивном плане рынку корпоративных ценных бумаг, не смотря на капитализацию, трудно соперничать по доходности, риску и ликвидности с рынком государственных обязательств.

До 1996 г. все операции с ценными бумагами регулировались указами Президента России, постановлениями правительства, нормативными актами министерств и ведомств, которые нередко противоречили друг другу. Отсутствие федерального закона и системы государственного надзора за его исполнением усиливало криминогенность рынка ценных бумаг, незащищенность инвесторов.

Без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не мог выполнять своего основного назначения – быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса в хозяйственной жизни страны.


Принятый в апреле 1996 г. Закон « О рынке ценных бумаг» открыл новые возможности для долговременного и стабильного развития рынка ценных бумаг.

Для закона характерны: преемственность – учитывается практика российского рынка ценных бумаг 1990 – 1994 гг. и заданные за это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты; непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу; признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг); сочетание либеральных принципов организации рынка с усилием государственного надзора за ним; единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.

8

Закон «О рынке ценных бумаг» - комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты. Основными достоинствами закона являются:

во – первых, четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки;

во – вторых, информационное обслуживание рынка ценных бумаг: законодательно определены перечень раскрываемой информации и порядок её раскрытия для различных участников фондового рынка; введены ограничения по рекламе, запрещены сделки с использованием служебной информации. Важно отметить, что система раскрытия информации ориентирована на пользователя

( а не на других участников системы раскрытия ), выражающая возможности для любого пользователя нахождения конкретной информации и доступа к ней в регламентированное время. Раскрытие информации лежит в основе общественного и рыночного регулирования и обеспечивает общественную и рыночную стабильность;

в – третьих, разграничение сферы регулирования фондового рынка между различными регуляторами: Федеральная комиссия регулирует рынок корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и профессиональных участников фондового рынка; Министерство финансов РФ и Банк России регулируют рынок государственных ценных бумаг. Наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг важнейшую роль играет саморегулирование организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, что является новацией в условиях России.


9

1.2 УЧЁТ ОБЛИГАЦИЙ.


Облигация – ценная бумага, подтверждающая обязательство возместить её держателю номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента.

Обладатель облигации является кредитором акционерного общества или предприятия или государственных муниципальных органов, выпустивших облигацию.

Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя, процентными и беспроцентными, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения.

Акционерное общество выпускает облигации только после полной оплаты всех выпущенных акций на сумму не более 25% уставного капитала.

Предприятия любой формы собственности могут выпускать облигации; суммы, полученные от их реализации, используются только как средства в целях их развития.

Облигации внутренних государственных и местных займов распространяются учреждениями банков; средства, полученные от их реализации, направляются в соответствующие республиканские и местные бюджеты. Эти облигации выпускаются только на предъявителя.

Проценты по облигациям выплачиваются либо периодически в течении срока, на который они выпущены, либо единовременно по истечении срока по облигации.

Вложение средств в облигации предполагает получение фиксированного процента (дохода) в зависимости от номинальной стоимости облигации, а также получения номинальной стоимости облигации после погашения. В связи с этим разница в фактической и номинальной стоимости облигации должна быть самортизирована так, чтобы к моменту наступления срока погашения фактическая стоимость равнялась номинальной стоимости облигации. Возможны два варианта:

  • когда облигация приобретена по стоимости, большей, чем номинальная. В этом случае фактическая стоимость доводится до номинальной путём списания части разницы между стоимостями в момент получения процентов по облигациям за счёт полученного дохода;

  • когда облигация приобретена по стоимости, меньшей, чем номинальная, т.е. со скидкой. При таком варианте покупная ценна облигации доводится до номинальной до наступления срока погашения путём увеличения процентного дохода, получаемого от облигации, в течении срока владения облигацией.

Согласно Положению о бухгалтерском учёте и отчётности разница между суммой фактических затрат на приобретение облигаций и номинальной стоимостью в течении срока их обращения равномерно (ежемесячно) относится на результаты хозяйственной деятельности. Возможны два варианта:

  • облигация приобретена по стоимости, большей, чем номинальная. В этом случае фактическая стоимость доводится до номинальной путём ежемесячного списания части разницы между стоимостями на убытки;

  • когда облигация приобретена по стоимости, меньшей, чем номинальная, т.е. со скидкой. При таком варианте покупки стоимость доводится до номинальной до наступления срока погашения путём ежемесячного

10

начисления части разницы на прибыль фирмы. Таким образом, к моменту погашения фактическая стоимость облигации достигнет номинальной.

В отличии от ранее действующего порядка учёта процента (дохода) при приобретении облигаций по стоимости, включающей часть процента (дохода), начисленного с момента его последней выплаты, на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 121-ФЗ «О бухгалтерском учёте» облигации должны учитываться на счетах 06 «Долгосрочные финансовые вложения» или 58 «Краткосрочные финансовые вложения» в сумме фактических затрат на их приобретение.

В случае если в покупную стоимость облигации включается процент (доход)

(для облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, облигаций сберегательного займа Российской Федерации, облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг местных органов самоуправления применяется термин «накопленный купонный доход»), то к указанным счетам открываются субсчета «Средства полученные и затраты, произведённые по облигационным процентам (доходам)».

При приобретении облигаций без указанного процента (дохода) начисление процентов (доходов) по ним отражается по общему правилу:


Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».


Кредит 80 «Прибыли и убытки».

Получение процента (дохода):


Дебет 51 «Расчетный счёт».


Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».


При реализации (погашении) таких облигаций сумма процентов (доходов), начисленная с момента их последней выплаты до даты реализации (погашения) облигации, списываются:


Дебет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 48 «Реализация

прочих активов».


Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».


Если в покупную стоимость облигации включается процент (доход), то в дальнейшем при получении процентов (доходов) их сумма отражается следующей проводкой:


Дебет 51 «Расчетный счёт», 76 «Расчеты с разными дебиторами и

кредиторами».

Кредит 06 «Долгосрочные финансовые вложения»,58 «Краткосрочные

финансовые вложения», субсчёт «Средства полученные и затраты

произведённые по облигационным процентам (доходам)».

11

При реализации (погашении) таких облигаций сумма процентов (доходов), начисленная с момента их последней выдачи до даты реализации (погашения) облигации, отражается:


Дебет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 48 «Реализация

прочих активов».


Кредит 06 «Долгосрочные финансовые вложения», 58 «Краткосрочные

финансовые вложения», субсчёт «Средства полученные и затраты

произведённые по облигационным процентам (доходам)».


Разница между полученным и уплаченным процентом (доходом) по каждому отдельному выпуску облигаций подлежит списанию со счёта 58 «Краткосрочные финансовые вложения» или счёта 06 «Долгосрочные финансовые вложения», субсчёт «Средства полученные и затраты произведённые по облигационным процентам (доходам)» на счёт 80 «Прибыли и убытки» на дату выплаты процента

(дохода) или реализации (погашения) облигации.



12

1.3 УЧЁТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЛИГАЦИЙ.


Наибольшее распространение среди организаций- инвесторов, благодаря своей высокой надёжности, хорошей доходности и развитой системе торгов с ними, получили государственные краткосрочные облигации.

Государственные краткосрочные облигации являются дисконтными облигациями, по ним не выплачиваются купонный доход. То есть инвесторы приобретают государственные краткосрочные облигации по цене ниже номинала (с дисконтом ) и при погашении государственные краткосрочные облигации получают сумму полной стоимости облигаций по номиналу. Номинал каждой облигации установлен в один миллион рублей.

Погашение государственных краткосрочных облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости государственных краткосрочных бескупонных облигаций на момент их погашения .

Доходом по государственным краткосрочным облигациям считается разница между ценой реализации (ценой погашения) и ценой покупки – дисконт. В письме

Минфина России и Госналогслужбы России от 23 февраля, 9 марта 1993 г. № 5-1-

-04, ВГ-4-01/28н разъясняется, что дисконт по государственным бескупонным облигациям (разница между ценой реализации (погашения) и ценной покупки) является видом дохода (процента), полученного по государственным облигациям. Других видов дохода по государственным краткосрочным облигациям не предусмотрено.

Такой же порядок определения дохода применяется и для аналогичных облигаций субъектов Российской Федерации и органов местного

Самоуправления.

Вложения денежных средств предприятий в государственные краткосрочные облигации отражаются в бухгалтерском учёте на счёте 58 «Краткосрочные финансовые вложения»:


Дебет 08 «Вложения в ценные бумаги» Кредит 51,76

-НА СУММЫ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ, И ДРУГИХ ЗАТРАТ,

НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРИТЕНИЕМ ОБЛИГАЦИЙ;


Дебет 58 Кредит 08 субсчёт «Вложения в ценные бумаги»

-НА СУММЫ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ.


Согласно Положению об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утверждённому приказом Центрального банка Российской Федерации от 6 мая 1993г. № 02-78, государственные краткосрочные облигации подлежат периодической переоценке. Переоценка государственных краткосрочных облигаций предприятиями – инвесторами осуществляется только в день проведения ими операций по покупке или продаже данных облигаций – по «рыночной цене» этого дня. В этот день производится переоценка государственных краткосрочных облигаций всех выпусков, находящихся у предприятия – инвестора даже если операции проводились только с некоторыми выпусками. Переоценка производится на основании отчета дилера, в котором должна указываться «рыночная ценна» по всем выпускам, находящимся в портфеле у инвестора.

13

Банками и организациями, имеющими лицензии на проведение отдельных банковских операций, подобная переоценка в обязательном порядке отражается в учёте и отчётности с отнесением результатов переоценки на счета доходов и расходов. При этом дилерами переоценка производится на каждый день проведения торгов на вторичном рынке и в день проведения торгов на первичном рынке, независимо от того, проводил ли дилер операции с облигациями в этот день.

Здесь очень важным является вопрос, должны ли результаты этой переоценки отражаться в бухгалтерском учёте и отчётности предприятий – инвесторов.

В Положении об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утверждённым приказом Центрального бака Российской Федерации от 6 мая 1993 г. № 02-78, а также в приказе Центрального банка Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 02-78 сказано, что в результате переоценки предприятием – инвестором определяется балансовая стоимость облигации с отнесением изменения в балансовой стоимости облигаций на счета доходов и расходов.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» общее методическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а нормативные и методические указания по бухгалтерскому учёту не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России. До вступления в действие Федерального закона «О бухгалтерском учёте» методическим центром руководства бухгалтерским учётом и отчётностью является Минфин России. Это было записано ещё в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённом постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 984.

Поэтому, хотя вышеуказанные документы Центрального банка Российской Федерации были согласованны с Минфином, но они противоречат Порядку отражения в бухгалтерском учёте операций с ценными бумагами, утверждённому приказом Минфина России от 15 января 1997 г. № 2 ( зарегистрирован в Минюсте 10 июня 1997 г. № 1324 ) и Положению о бухгалтерском учёте о отчетности в Российской Федерации, утверждённому приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, которые устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета для всех небанковских организаций, где переоценка «по рыночной стоимости» не предусмотрена.

Следовательно, в бухгалтерском учёте и отчётности предприятий – инвесторов государственные краткосрочные облигации не переоцениваются. Такая позиция подтверждается также разъяснениями Минфина России на запросы отдельных предприятий (хотя эти разъяснения не являются нормативными документами).

По государственным ценным бумагам, в том числе и по государственным краткосрочным облигациям, разрешается (но не обязывается) разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течении срока их обращения ежемесячно равномерно относить на финансовые результаты.

Порядок введения бухгалтерского учёта имеет важное значение для порядка налогообложения доходов по государственным краткосрочным облигациям. Так, согласно Совместному письму владельцы государственных краткосрочных

14

облигаций, проводящие их переоценку и отражающие результаты переоценки в бухгалтерской отчётности (банковские организации), ежемесячно нарастающим итогом определяют налогооблагаемый оборот по государственным краткосрочным облигациям в виде положительного сальдо от переоценки данных ценных бумаг. Для них полученная в течение года сумма отрицательных разниц от переоценки отдельных выпусков государственных краткосрочных облигаций принимается в уменьшение дохода в размере, не превышающем положительные разницы от их переоценки.

Предприятия – инвесторы определяют прибыль от операций с государственными краткосрочными облигациями при их продаже или погашении. Предприятия, осуществляющие равномерное ежемесячное доведение учётной стоимости государственных краткосрочных облигаций до номинала (покупка ГКО всегда производится по цене ниже номинала) с использованием проводки:


Дебет 58 «Крткосрочные финансовые вложения».


Кредит 80 «Прибыли и убытки».


должны ежемесячно уплачивать налог по ставке 15 процентов с определённой таким образом прибыли. Поэтому для того, чтобы уплачивать налог только с фактически полученной в виде денег прибыли, предприятиям выгоднее не производить в бухгалтерском учёте подобного равномерного доначисления стоимости государственных ценных бумаг до номинала, а учитывать ГКО по стоимости фактических затрат по их приобретению до погашения или продажи.

Продажа или погашение государственных краткосрочных облигаций и других ценных бумаг отражается в бухгалтерском учёте предприятий – инвесторов на счёте 48 «Реализация прочих активов»:

Дебет 48 «Реализация прочих активов» Кредит 58 «Краткосрочные финансовые

вложения».

- НА СУММЫ СТОИМОСТИ ПРОДАВАЕММЫХ (ИЛИ ПОГАШЕМЫХ) ГКО, ПО КОТОРЫМ ОНИ

ЧИСЛЯТСЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ ПО СЧЁТУ 58;


Дебет 48 «Реализация прочих активов» Кредит 51 «Расчётный счёт»,

76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

- НА СУММЫ ЗАТРАТ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ПРОДАЖЕЙ (ИЛИ ПОГАШЕНИЕ) ГКО,

КОММИСИЯ БАНКА, БИРЖЫ; ДРУГИЕ РАСХОДЫ;


Дебет 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 48

«Реализация прочих активов»

- ОТРАЖЕННА СУММА, ПРИЧИТАЮЩАЯСЯ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРИ ПРОДАЖЕ (ПОГАШЕНИИ) ГКО;


Дебет 51 «Расчётный счёт» Кредит 76 «Расчёты с разными дебиторами и

и кредиторами».

- ПОЛУЧЕННЫ НА РАСЧЁТНЫЙ СЧЁТ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ПРОДАЖИ (ПОГАШЕНИЯ) ГКО;


Дебет 48 «Реализация прочих активов» (80 «Прибыли и убытки»)

Кредит 80 «Прибыли и убытки» (48 «Реализация прочих активов»).

- ПО ОКОНЧАНИИ ОТЧЁТНОГО ПЕРИОДА (МЕСЯЦА) ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИЯ (ПОГАШЕНИЯ)

ГКО ОТНОСИТСЯ НА СЧЁТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ.


15

При продаже или погашении государственных краткосрочных облигаций предприятие – инвестор (продавец) самостоятельно определяет полученный доход и рассчитывает сумму причитающегося к уплате налога.



16

1.3.1 УЧЁТ ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА С ПЕРЕМЕННЫМ

КУПОННЫМ ДОХ