Ссылка на архив

Дипломатия Московского царства 13-17 вв.

Актуальность.

Исследование моей темы является важным и необходимым т.к. изучая дипломатические аспекты в новое или новейшее время мы не можем судить объективно о тех или иных международных ситуациях в полном объеме т.к прежде всего незнаем предысторию этих ситуаций, выбранная мной тема в полном объеме раскрывает всю международную обстановку относительно Московского государства в исследуемый мной период. Выбор данной темы обусловлен прежде всего ее важностью по отношению ко всей исторической науки в целом и к конкретно изучающей международные отношения, и также лично для меня как гражданина изучаемой мной страны. Взятая мной тема играла и играет немаловажную роль как в международных отношениях в целом, так и во внешней политике разных государств в отдельности, а в частности конкретно изучаемого мной государства России.

Цель работы: проанализировать теоретические аспекты, а именно: понятие дипломатии и виды дипломатических методов государства, рассмотреть вышеперечисленное на примере развития внешнеполитических связей Московского царства с13в по17в и выяснить, что представляла собой дипломатия этого государства в указанный период, и как это отразилось на дипломатию Московского государства в дальнейшем.

Исследовательские задачи:

Во-первых, проанализировать понятие дипломатии.

Во-вторых, исследовать виды дипломатических методов государства.

В-третьих, выявить особенности формирования органов властных скоплений Московской Руси.

В-четвертых, исследовать дипломатию в отношении стран Востока.

В-пятых, выявить специфику в дипломатических отношениях с Европой.

Объект исследования – дипломатия.

Предмет исследования – Дипломатия Московской Руси.

Анализ литературы:

Всю использованную литературу можно проклассифицировать следующим образом:

монографии, освещающие теоретические аспекты дипломатии, литература выявляющая особенности дипломатии Московского царства, последствии чего делаем заключение.

· Ожегов С.И. Словарь русского языка

· Попов В. И.: Современная дипломатия: теория и практика.

· Кузьмин. Э.Л.: Дипломатическое и деловое общение.

· Лактионов А.: История дипломатии: правила игры.

· Сатоу Э.: руководство по дипломатической практике.

Из данной литературы мы выясняем ряд важных для исследования вещей, таких как понятие дипломатии – различные подходы к его истолкованию, и виды дипломатических методов государства.

Монографии, книги, освещающие особенности внешней политики Московского царства в разные периоды его существования:

· Вернадский Г.В. Московское царство. Автор данной книги дает нам очень много информации касающейся непосредственно внутренних сношений Московского царства и характеристику внутренней политики в период раздробленности.

· Базилевич Е.Н. Внешняя политика Русского централизованного государства. Мы пользовались этой книгой на протяжении всей исследовательской работы и получили из нее всю интересующую нас информацию по поводу внешних сношений относительно Европы и Востока а также относительно внутригосударственного дипломатического аппарата.

· Иванова И.И.: История международных отношений. Автор данного источника проводит анализ внешней политики и дипломатии Московского царства в период с тринадцатого до семнадцатого века нашей эры.

· Скрынников Р.Г На страже Московских рубежей. В этой книге автор описывает события такие как: войны, перемирия, различного рода договора и т.п. давая им оценку с точки зрения выгодности и других преимуществ для Московского царства. Помимо нашего периода исследования в книге описаны и другие времена.

· Дмитриенко В.П., Есаков В.Д, Шестаков В.А.,: История России. Эти три автора классифицировали и упорядочили ход событий во всей истории России. В этой книге отсутствуют не мнения авторов, а превалируют мнения ученых, исследователей и других не мнение уважаемых людей. Минус данной литературы в том что она не дает комплексного анализа того или иного события.

· Преснеков А.Е.: Образование великорусского государства в XII-XVв. Этот интересующий нас экземпляр дает нам наиболее полною и четкую картину и представления на тот период когда княжества только думали о создании единого централизованного государства, дает оценку и анализ их действиям, имевшим место на тот период.

· Греков И.Б.: Восточная Европа и упадок Золотой Орды. Данная литература освещает основные узлы противоречий с точки зрения выгодности со стороны Европы и Золотой Орды, что дает нам повод дать полный а самое главное объективный анализ событий имевших место в на этих международных аренах.

· Бердяев Н.И.: Судьба России. Автора данной книги интересует весь исторический процесс становления и развития России как сильного централизованного государства. В конкретно интересующий нас период автор дает наиболее полную характеристику отношениям Золотой Орды и Московского царства.

· Соловьев С.М. :История России с древнейших времен. Эта книга информирует нас с точки зрения истории относительно внутреннего устройства и политических процессов протекающих внутри государства изредка касающихся внешней обстановки.

· Камбон Ж.Г.: Дипломат. Автор дает характеристику дипломату с точки зрения нравственности, искусства ведения дипломатии, и прочих критериев профессиональной оценки дипломата. Особенность данной книги в том что автор выделяет особенность русского дипломата.

Также в работе использованы сайты:

·  http//www.yandex.ru

·  http//www.moscowworld.ru

·  http//www.aport.ru

Из данных сайтов мы получаем некоторую историческую справку по интересующим нас частным вопросам о характере взаимосвязей Московского царства с соседними странами Востока и Европы.

Методы исследования: анализ всей литературы, которая может иметь отношение к дипломатии Московского царства в исследуемый период, будь то учебники по истории либо учебники по дипломатии, их классификация и выбор необходимой информации.


Глава 1. Дипломатия теоретические аспекты

§1. Понятие дипломатии

Для того чтоб понять сущность дипломатии мы должны знать ее предысторию тем самым мы сможем дать более четкую и углубленную характеристику нашего рассматриваемого вопроса. Дипломатия, как и всякий другой политический феномен, являясь продуктом общественного развития, не стоит на месте, видоизменяется в полном соответствии с особенностями восхождения общества по ступеням истории. В условиях рабовладения, например, не существовало каких-то единообразных форм организации дипломатической деятельности; соответствующие отношения складывались и развивались преимущественно в отдельных географических районах и в сравнительно ограниченном круге государств, а международные связи и контакты поддерживались лишь с помощью эпизодических посольств и иных миссий, направлявшихся в другие страны с определенной целью. Причем купцы и банкиры нередко оказывались впереди официальных представите лей своих государей, а договоры о торговых сношениях с «заморскими» странами назывались дипломатическими документами.

Есть, очевидно, своя логика в том, что, согласно мнению специалистов по древнегреческой мифологии, бог купцов и торговли Гермес считался одновременно покровителем глашатаев, послов, хранителем неприкосновенности самих посланцев или, выражаясь современным языком, дипломатического иммунитета.

Ну перейдем непосредственно к объекту нашего исследования, слово «дипломатия» происходит от греческого «диплома» — так на земле древней Эллады называли сдвоенные дощечки с нанесенными на них текстами, выдававшиеся посланцам за рубеж в целях особого подтверждения их полномочий. И хотя дипломатия как специфическая сфера общественной жизни существует с незапамятных времен, для обозначения государственной деятельности в области внешних сношений это слово начинает применяться и прочно входит в обиход в Западной Европе лишь с конца XVIII в. В процессе исследования данной главы мы углубимся в понятие определения дипломатии и постараемся из частных определений выявить наиболее общее и распространенное как в период нашего исследования так и в наши дни. Если синтезировать многочисленные определения, содержащиеся в современных пособиях, то под дипломатией принято понимать официальную деятельность глав государств, правительств, специальных органов внешних сношений и их зарубежных представительств по осуществлению переговоров, переписки, невоенных практических мероприятий в целях реализации внешнеполитических задач, защиты прав и интересов государства, его учреждений и граждан за пределами своей страны.

Начнем с изучения определений у людей которые имеют к нашему объекту исследования самое непосредственное отношение. Так, например по мнению

Ривье(1) словом дипломатия пользуются в трояком смысле:

1. Наука и искусство представлять свое государство и вести переговоры.

2. То же самое слово употребляют, чтобы выразить сложное понятие, охватывающее либо все органы, осуществляющие представительство какого-либо государства, в том числе и министерство иностранных дел, либо всех внешнеполитических агентов. Именно в этом смысле говорят о заслугах французской дипломатии в те или другие периоды.

3. Наконец, под дипломатией понимают карьеру или профессию дипломата.

Ж. Камбон(2), выдающийся французский дипломат, в своей книге «Дипломат» не дает прямого, конкретизированного определения дипломатии, но в ремарках склоняется к определению дипломатической деятельности как искусства ведения переговоров, заключения соглашений, направленных на поиск способов, которые позволили бы в отношениях между народами не прибегать к применению крайнего средства – силы.

Попов, выдающийся российский дипломат дает свою специфическую интерпретацию такого понятия как дипломатия - в понимании Попова(3) дипломатия- это наука международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений: министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведении в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача - защита интересов государства и его граждан.

Известный российский юрист-международник Ф. Мартенс(4) дает нам свое определение: дипломатия - это совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами.

Г. Моргентау(5), отмечал что искусство ведения дипломатии состоит в том, чтобы сделать правильный акцент в каждый конкретный момент на одном из трех средств (убеждение, компромисс и угроза силой), имеющихся в ее распоряжении. Дипломатия может потерпеть неудачу при защите своих национальных интересов и в сохранении мира, если будет делать упор на убеждение в то время, когда обстоятельства прежде всего требуют компромисса. Дипломатия, которая делает ставку на компромисс в то время, когда необходимо прежде всего демонстрировать военную мощь государства, или же подчеркивает военную мощь в условиях, когда политическая ситуация требует убеждения и компромисса, также потерпит неудачу.

Помимо работ и мыслей людей которые так или иначе заинтересованы в сфере нашего исследования, также мы подвергли анализу и словари которые дают специфичное определение нашего объекта исследования. Начнем со словаря В.Даля(6) в нем говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств, тогда возникает ряд вопросов. Ну а международная торговля относится к дипломатии, ведь это тоже «взаимное сношение»? А кто в государстве определяет понятие и содержание этой науки? Понятие «дипломат», по словам Даля, означает служащего по дипломатической части. Административные сотрудники посольства служат по какой части? Они - дипломаты? Слово «дипломатический» приравнивается в его словаре к понятию «неискренний», а дипломат характеризуется как человек ловкий, тонкий, скрытный, изворотливый.

С.И. Ожегов(7) в своем словаре указывает, что дипломатия - это «деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства» и в переносном значении - ухищрения, уклончивость в действиях.

Таким образом получив, информацию из разных источников касаемо нашего объекта исследования мы можем, их объединить и дать наиболее общее и полное определение. Дипломатия – это наука международных отношений и искусство ведения переговоров людьми специализирующимися в этой сфере, правительств и специальных органов внешних сношений государства: министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведении в жизнь именно мирными средствами. Главная ее цель и задача - защита интересов государства и его граждан, ибо у государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы.


§2. Виды Дипломатических методов государства

Зная определение дипломатии, и ее непосредственную суть мы можем дать небольшую характеристику методам ее осуществления. Все методы можно классифицировать следующим образом:

Классические:

1. Периодически проводимые встречи глав государства и их специально уполномоченных представителей (дипломатические конгрессы, конференции и др.).Этот метод является своего рода практикой как для глав государств так и для и представителей в мировом сообществе, в решении различных вопросов.

2. Дипломатическую переписку посредством обмена нотами, меморандумами, личными письмами и т. п. По средствам этого метода дипломаты обмениваются опытом в решении различных похожих межгосударственных вопросов, что дает невероятно великолепные экспериментальные знания примером такой переписки может послужить переписка Елизаветы 2 и французского просветителя Вольтера. Такой дипломатический метод применялся в основном в средние века и в эпоху просвещения.

3. Подготовку и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих широкий круг вопросов межгосударственных отношений;

Современные:

4. Постоянное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и иными миссиями: поддержание через них на регулярной основе контактов с дипломатическим ведомством соответствующей страны. Этот метод ведения дипломатии используется в каждой стране которая не проводит политику изоляции так как нужда в помощи туристам и просто гражданам других стран возрастает с каждым годом.

5. Участие представителей государства в работе международных организаций, в первую очередь ООН — универсального форума, дающего возможность обсуждать на равноправной основе проблемы, интересующие народы мира;

6. Изложение в средствах массовой информации официальных позиций государства по тем или иным внешнеполитическим вопросам; периодические публикации, официальной информации о важнейших международных событиях; официальное от имени правительства издание международных документов, что существенно влияет на определение дипломатического курса государства.

Вот основные методы ведения дипломатической деятельностью с помощью которых и осуществляется дипломатия государства в целом. Подводя итог первой главы хотелось бы отметить что дипломатия это не просто отношения между государствами и способы их ведения, это целая совокупность людей, действий государств которые реально тем или иным образом задействованы в дипломатической сфере, причем этот сложный механизм все время в действии.


Глава2 Особенности дипломатии России с начала13 по конец 17веков

§1. Органы властных структур Московской Руси

Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства, шел процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Стоит отметить, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастает объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече — древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства.  В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы. Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников — феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя.

Вследствие политической зависимости русских земель от Золотой Орды объединительный процесс протекал в экстремальных условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений складывающихся в Российском государстве, Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве-объединителе.(8) Феодалы присоединенных территорий становились слугами Московского правителя(9). И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных. Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до татаро-монгольского ига, уступают отношениям подданничества.

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 года.

По этой грамоте все сословия были уравнены перед лицом государственной власти.

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский,(10) царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него — это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума.

Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя, а это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков-дворян под неограниченной властью царя-самодержца. Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова «опричнина» и «опричник» стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.

В результате опричнины общество подчинилось неограниченной власти единоличного правителя — Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники которые могли послужить основой формирования гражданского общества.

Помимо государственной собственности в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, то есть коллективная собственность. Коллективными собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская Дума(11), земское самоуправление и Земские соборы. Боярская Дума как совещательный орган управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская Дума превращается в высший государственный орган страны. В состав Боярской Думы помимо государя входили бывшие удельные князья и их бояре. В ее руках практически сосредоточиваются наиболее важные властные функции. Боярская Дума является законодательным органом государства. Без ее «приговоров» законодательные акты не могли вступать в силу. Ей принадлежала законотворческая инициатива в принятии новых «уставов», налогов и знаменитых Судебников (1497,1550 гг.), являвшихся сводами юридических норм и законов, действовавших на всей территории единого государства. Одновременно Боярская дума была и высшим исполнительным органом. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии и земельным делам.

С 1530-1540 гг. Боярская Дума становится государственным бюрократическим учреждением.

С середины XVI века из Боярской Думы выделилась так называемая «Ближняя дума», а при Иване Грозном — «Избранная рада»(12) (1547-1560 гг.), состоявшая из узкого круга приближенных царя. Решения «Избранной рады» шли от имени царя и проводились в жизнь думскими чинами, среди которых все больше было его любимцев и родственников. Однако с годами Боярская Дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям государя. Иван Грозный оттесняет, ее от законодательной и исполнительной власти. Значение Боярской Думы ненадолго возрастет после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена.

В период складывания единого российского государства шел процесс формирования центральных органов исполнительной власти. Уже в начале XVI в.в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Во главе приказа обычно стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, вербовавшиеся из среды служилого дворянства. Приказы — это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, выполняли многие функции, иногда носили временный характер. Всеми финансами государства ведала казна. Но в определенное время приказ казны занимается также курированием южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский —осуществлял полицейские функции; ямской (почтовый) — отвечал за бесперебойные связи Москвы с внутренними районами страны; разбойный -занимался разбором уголовных дел; разрядный — ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный — заведовал государственными землями и т.д. Существовало множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и т.п.) и целая сеть финансовых приказов(13). Именно на приказы Иван Грозный и его правительство возложили обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенный штат, бюджет и на территории Кремля построены специальные здания.  К середине XVII в. общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тысячи человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников.

На этом аспекте мы остановимся более подробно так как внешними сношениями занимался именно посольский приказ. Сложные задачи, стоявшие перед Московским государством в области внешней политики, требовали создания особого учреждения для руководства дипломатическими сношениями.

При Иване III такого учреждения еще не существовало. Вопросы внешней политики обсуждались и решались самим великим князем совместно с Боярской думой. Техническая сторона приема послов возлагалась на великокняжеских казначеев, которые играли в то время роль министров финансов. В качестве послов первое время выступали находившиеся на службе у великого князя греки и итальянцы. Таковы греки Юрий Траханиот, Дмитрий Ралов, итальянцы Вольпе, Джисларди. Более культурные, чем природные москвичи, ловкие, оборотистые, знающие европейские порядки и политическую обстановку на Западе, они казались незаменимыми как дипломаты. Но среди них были типичные авантюристы, для которых дипломатическая служба московскому государю была только средством обогащения. С такими чертами, например, выступает Антонио Вольпе, денежный мастер, он служил одновременно и Ивану III, и Венецианской республике, и римскому престолу, и Золотой Орде и всех их обманывал. Однако очень скоро рядом с иностранными специалистами на дипломатической службе появляются и русские. В княжение Василия III иностранные источники с уважением говорят о великокняжеском дьяке Дмитрии Герасимове, который неоднократно ездил с дипломатическими поручениями в Рим, к цесарю, в Данию, в Пруссию. Довольно образованный, он владел латинским и немецким языками, участвовал в работах известного греческого ученого монаха Максима Грека по переводу священных книг на русский язык, интересовался богословскими вопросами, ценил итальянскую музыку и знакомился за границей с памятниками старины.

Организация особого учреждения, которое ведало международными сношениями, падает на XVI в. Постепенно из числа влиятельных великокняжеских дьяков выделяются те, которые специализируются на переговорах с иностранными послами. В 1549г. «посольское дело» было «приказано» дьяку Ивану Михайловичу Висковатому(14) (в то время он «был еще в подьячих»). Этим назначением и положено было начало Посольскому приказу как особому учреждению. В 1561 г. Висковатый получил звание «печатника», т. е. канцлера. Назначение лица неродовитого на столь ответственную должность объясняется, по-видимому, тем, что руководство внешней политикой царь оставлял за собой и по-прежнему решал связанные с нею вопросы сообща с Боярской думой, а «печатник» заведовал только канцелярией. Очень скоро, однако, скромный начальник посольской канцелярии стянул в свои руки всю текущую дипломатическую работу и сделался очень важным звеном во всей внешнеполитической деятельности правительства.

Как учреждение Посольский приказ еще в начале XVII в. не был велик; в нем в 1594-1601 гг. числилось, кроме «посольского думного дьяка» и его товарища, тоже дьяка, всего 15-17 подьячих не считая переводчиков и низшего персонала. В XVII в. Посольский приказ значительно разросся. Кроме руководства внешней политикой, он занимался делами иностранных купцов и всех приезжих иноземцев (кроме военных). Приказ управлял вновь присоединенными территориями в первое время после их завоевания (например, Сибирью, Смоленской областью, Украиной и т. д.) и ведал сбором денег на выкуп пленных. Наконец, Посольскому приказу были подчинены некоторые второстепенные приказы (четверти Новгородская, Галицкая, Устюжская и Владимирская и Печатный приказ). Смешение функций крайне затрудняло правильное течение дел в Посольском приказе, разнообразие и обширность функций Посольского приказа в XVII в. потребовали значительного расширения его штатов. В 1689 г. в Посольском приказе было 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей. Крупное значение, которое приобрели международные отношения в жизни Московского государства, нашло себе выражение и в том, что начиная с 1667 г. во главе приказа стояли уже не дьяки, а бояре, иногда с титулом канцлера. Одно время самому приказу присваивалось наименование «Государственный приказ посольской печати». Все это свидетельствовало о возросшем значении внешнеполитической деятельности правительства. Таким образом, в течение XVII в. Посольский приказ вполне оформился как учреждение. Но царь сохранил за собой бдительный контроль за деятельностью своих дипломатов.

ХVI-ХVII вв. в истории России были переломным временем, когда окончательно определилось развитие феодализма по пути усиления крепостничества и самодержавия. Таким образом мы расставили все акценты на органах занимающихся контролем и руководящими государством в частности именно в той области которая нас интересует, это такие части власти как: князь, боярская дума, посольский приказ, которые и занимались непосредственно ведением дипломатии. Именно с этого этапа берет свое начало разделение ветвей власти, и организация государства с позиций укрепления ее централизации, направленной на усиления княжеской власти.

§2. Междукняжеская дипломатия на Руси ХII-ХIII вв.

При политической раздробленности Русской земли дипломатические сношения не могли ограничиться только теми или иными отношениями с соседними государствами. Особое значение приобретали дипломатические отношения между отдельными княжествами, на которые распалось Киевское государство. Урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками составляет главное содержание этой дипломатии. Лишь временами князья объединяются перед лицом общей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах(15) (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заинтересованные князья и в общем шатре, «сидя с братьями своими на одном ковре», совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие военные предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде(16) Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в которых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах же принимались и общеобязательные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыновья Ярослава утвердили дополнения к «Правде» их отца.

Таким образом, на съездах устанавливались принципы общей политики, обязательной для всех князей. На Любечском съезде, который попытался разрешить споры из-за волостей, было провозглашено прекращение феодальных усобиц. Тогда же, по-видимому, было принято решение, что князь, нарушивший это постановление, лишается волости (княженья), а боярин — головы.

Решения съездов, подобно международным постановлениям, скреплялись крестным целованием. Участники соглашения брали на себя обязанность силой проводить его в жизнь. Действительно, когда после Любечского съезда один из его участников, князь волынский Давид Игоревич, вероломно захватил и ослепил галицкого князя Василька, то прочие князья, участвовавшие на съезде во главе с Владимиром Мономахом, выступили против него и его соумышленника князя киевского Святополка Изяславича. Со Святополком они вскоре помирились, потребовав, чтобы он принял участие в карательной экспедиции против Давида, а самого Давида заставили явиться на новый снем. Здесь было решено отнять у него Владимир-Волынский.

Наряду со снемами в силе были и соглашения между отдельными князьями. Характерно, что и в таких случаях к дипломатическим переговорам привлекались третьи лица — союзные князья и их дружинники. Иногда посредниками выступали женщины из княжеской семьи. Так, в 1097 г. мачеха Владимира Мономаха, вдова его отца Всеволода, по просьбе киевлян, примирила своего пасынка с киевским князем Святополком. Владимир «преклонился на мольбу княгини, потому что чтил ее, как мать, отца ради своего».

Очень крупную роль играли при переговорах церковные феодалы — епископы и настоятели монастырей. Епископы постоянно выступали в качестве послов. Среди них были выдающиеся дипломаты. Такие черты наблюдаются, например, у черниговского епископа Порфирия, который в 1187 г. был посредником между рязанскими князьями и владимирским великим князем Всеволодом Большое Гнездо, «милость прося у него, дабы умирить его с рязанцами». При содействии обманутого им владимирского епископа Луки это ему удалось, и он сам, по просьбе Всеволода, поехал с его дружинниками в Рязань «с миром». Но в Рязани он повел свою линию, «утаився от Всеволодовых дружинников», так как его симпатии лежали всецело на стороне Рязани, которая входила в состав его епархии. Он действовал, по словам владимиро-суздальского летописца, «не по-святительски, но как переветник и лжец» и «инако изворотил речь», т. е. проявил те свойства, которые в последующие века долгое время считались основными качествами настоящего дипломата. Договоры между князьями нередко заключались непосредственно в присутствии епископов или в стенах почитаемых монастырей. Все это открывало широкую возможность духовенству вмешиваться в международную политику. Что также привело к делению власти на светскую и духовную, где доминирующее положние занимала светская власть.

Порядок заключения договоров:

Тексты междукняжеских договоров Х1-ХШ вв. не сохранились, но содержание их может быть в известной мере восстановлено. Это, во-первых, договоры о союзе, которые заключались на взаимовыгодных условиях, и основной целью которых была взаимовыручка и преданность друг другу в любой ситуации. Договоры, как международные, так и междукняжеские, утверждались, как сказано, целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот». Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал. Естественно, что гарантия крестного целования была лишь условной, поскольку вся она держалась только на уважении к предмету культа и имела исключительно моральный характер.

Таким образом, одного крестного целования было недостаточно. Для большего впечатления клятву приносили на «раке», т. е. у гробницы того или иного почитаемого святого, например, у раки патронов княжеской династии святых Бориса и Глеба. Наконец, прибегали к требованию заложников, или «талей». Обычно выдачей заложников с обеих сторон обеспечивалось соблюдение договора половцами, которых русские всегда подозревали в коварстве. Заложниками же обеспечивался правильный ход предварительн