Ссылка на архив

Учет расходов по реализации

Бухгалтерский учет на хозяйствующих субъектах в условиях рыночных отношений приобретает особое значение. Он строится на основе общих принципов и положений, закрепленных в Стандартах бухгалтерского учета, Типовом плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, изданных в соответствии с Законами Республики Казахстан «О бухгалтерском учете», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», а также инструкций, положений и рекомендаций, изданных компетентными органами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет в торговле ведется таким образом, чтобы в максимальной степени удовлетворять потребности управления в  информации. Являясь одной из функций управления хозяйственной деятельностью, он обеспечивает правильное, полное и своевременное документирование хозяйственных операций; контроль за сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов; состояние сметной, финансовой и платежной дисциплины; выявление бесхозяйственности и расточительства; контроль за мерой труда и мерой потребления; внедрение и углубление хозяйственного расчета и контроля тенге; выявление  резервов  повышения эффективности производства и качества работы; определение финансовых результатов и их использование; своевременное и  достоверное составление отчетности предприятий торговли и ее использование в управлении; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями и кредиторами; использование компьютеров для обработки учетной информации; выявление внутренних резервов, их мобилизация и эффективное использование.

Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц и подразделений, а так же систем торговли обуславливает особенности бухгалтерского учета. В основе работы торговых предприятий лежит торгово-финансовый план, в котором находят отражение следующие показатели: оптовый товарооборот, розничный товарооборот, доход от реализации и другие.

Товарооборот и доход от реализации являются основными показателями  торговых предприятий и непосредственно связаны между собой при учете товарных операций.

От степени выполнения этих показателей зависит состояние финансовой  деятельности торговых предприятий. Контроль за выполнением планов торгово-финансовой деятельности в первую очередь необходимо начинать с контроля товарооборота и дохода от реализации.

Реализация товаров – завершающая фаза товарооборота. Бухгалтерский учет должен вести контроль за выполнением плана реализации товаров в целом по предприятию, складам, магазинам, по ассортименту товаров, формам реализации, по видам покупателей, а также контроль за выполнением договоров с покупателями и за правильностью отпуска товаров.

Большое значение имеют при этом расходы, связанные с реализацией товаров. Поскольку данные расходы не находят отражение в себестоимости, то они учитываются на предприятиях отдельно и включаются в состав затрат периода.

Перечень статей, относимых в расходы, связанных с реализацией очень многогранен, имеет свои специфические особенности. Многие статьи перекликаются с элементами затрат, включаемых в себестоимость продукцию, поэтому необходимо четко различать и даже предусмотреть в учетной политике состав расходов по реализации.

 Целью исследования данной дипломной работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета и аудита расходов по реализации. В качестве объекта исследования выбрано ТОО «Фалькон».

Задачами написания дипломной работы является:

1. Изучить теоретические основы организации учета и аудита расходов по реализации,

2. Дать финансово-экономическую характеристику объекта исследования,

3. Изучить сложившуюся практику ведения учета расходов по реализации на предприятии,

4. Изучить мнение аудиторов по поводу учета затрат по реализации продукции,

5. Выявить недостатки в учете и анализе и предложить конкретные мероприятия по их устранению.

В процессе написания работы использовались учебники и учебные пособия по учету отечественных и зарубежных авторов, нормативно-законодательная база Республики Казахстан, издания периодической  печати, финансовая отчетность и документация объекта исследования.


Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА  РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

1.1 Международные и казахстанские стандарты оценки товаров

В международной и казахстанской практике оценка товаров производится  одним из следующих методов:

- средневзвешенной стоимости;

-ФИФО;

-ЛИФО;

- специфической идентификации.

Метод «ФИФО» заключается в том, что стоимость первых по времени закупленных или произведенных товарно-материальных запасов подлежит первоочередному включению на затраты в себестоимость реализованных товаров.

Метод «ЛИФО» заключается в том, что стоимость последних по времени закупленных или произведенных товарно-материальных запасов подлежит первоочередному включению на затраты в себестоимость реализованных товаров в торговле.

Метод «средневзвешенной стоимости» заключается в том, что стоимость товарно-материальных запасов, подлежащая включению на затраты по переработке или в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), а также в себестоимость реализованных товаров, определяется исходя из средневзвешенной стоимости одинаковых или однородных товарно-материальных запасов.

Метод специфической идентификации предполагает, что стоимость товарно-материальных запасов, подлежащая включению на затраты в себестоимость реализованных товаров, определяется исходя из стоимости конкретной единицы или конкретной партии однородных товарно-материальных запасов.

Особенностью методов «ФИФО», «ЛИФО» и «средневзвешенной стоимости» является тот факт, что движение стоимости в бухгалтерском учете не означает адекватного движения товарно-материальных запасов в натурально-вещественной форме в складском учете. Следовательно, включение стоимости первой партии на затраты не означает, что товарно-материальные запасы, отпущенные в производство или реализованные покупателям, принадлежали первой партии в складском учете. Применение данных методов оценки товарно-материальных запасов не требует организации складского учета по партиям.

По методу «специфической идентификации» движение стоимости товарно-материальных запасов в бухгалтерском учете неразрывно связано с их движением в натурально-вещественной форме в складском учете. Следовательно, включение стоимости первой партии на затраты означает, что данные товарно-материальные запасы принадлежали первой партии, размещенной на складе. Применение метода специфической идентификации требует организации партионного учета на складе.

Необходимость применения одного из рекомендуемых методов оценки вызывается изменениями сумм затрат по приобретению и затрат по переработке   однородных   товарно-материальных   запасов, приобретенных или произведенных в разное время.

По методу специфической идентификации - себестоимость реализованных товаров определяется исходя, из какой конкретной партии товары были отпущены.

Товарно- материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации используется, когда себестоимость не может быть восстановлена по причине: данные товарно-материальные запасы были повреждены или они частично, или полностью устарели, или их продажная цена снизилась.

Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов равна предполагаемой продажной цене в ходе обычной хозяйственной деятельности минус издержки на комплектацию и организацию их продажи. При оценке товарно-материальных запасов в условиях неопределенности руководствуются принципом осмотрительности.

Осмотрительность - соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.

В соответствии с данным принципом товарно-материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации. Например, устаревшие, поврежденные товары часто имеют чистую стоимость реализации гораздо ниже себестоимости. Товары могут быть не только повреждены, но и частично или полностью устареть. Развитие и совершенствование технологии производства, использование более современных материалов способствуют быстрому моральному устареванию товарно-материальных запасов. Устаревшие, поврежденные товары должны быть оценены по чистой стоимости реализации. Товарно-материальные запасы оцениваются по чистой стоимости реализации только в том случае, когда она ниже себестоимости.

Чистая стоимость реализации, т.е. продажная цена минус издержки по организации их продажи, будет ниже первоначальных затрат по приобретению данных товарно-материальных запасов. И поскольку принцип осторожности или осмотрительности требует при вынесении оценки в условиях неопределенности исходить из того, что активы не должны быть переоценены, то следует принять наименьшую оценку из чистой стоимости реализации и себестоимости.

1.2 Теоретические основы  учета расходов по реализации

Для учета расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Этот счет применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг).

Предприятия, как правило, на счете 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» учитывают следующие виды расходов (Таблица 1.)

Таблица 1.

Статьи расходов периода

1Заработная плата работников отдела сбыта (торговли) предприятия
2Отчисления от заработной платы работников отдела сбыта (торговли) по установленным законодательством нормам.
3Расходы по страхованию имущества предприятия, обслуживающего процесс сбыта товаров и самих товаров
4Расходы по командировкам работников отдела сбыта (торговли)
5Амортизация основных средств, обслуживающих процесс реализации товаров
6Расходы по содержанию основных средств, используемых при обслуживании процесса реализации
7Транспортировка грузов до пункта, обусловленного договором
8Погрузочно-разгрузочные работы
9Расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товара на рынок (затраты на маркетинг)
10Расходы по рекламе (расходы на разработку и издание рекламных изданий, участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов-товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные расходы).
11Затраты на тару и упаковку продукции на складах предприятия (за исключением случаев, когда условиями договора предусмотрен отпуск продукции без затаривания и упаковки или стоимость тары включают в состав себестоимости продукции, оприходованной на склад. Если затаривание осуществляют в соответствии с технологией производства до передачи продукции на склад, стоимость тары включают в производственную себестоимость продукции)
12Комиссионные сборы или отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям за реализацию продукции по установленным договорам
13Биологические потери при хранении и транспортировке продукции в пределах норм естественной убыли, относящиеся к реализованной в течение года продукции
14Прочие расходы, связанные со сбытом товаров приобретенных. (3. 247.)