Ссылка на архив

Управление дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.

Краткосрочные финансовые вложения – инвестиции предприятия в различные финансовые инструменты на период до одного года. Основными формами краткосрочных финансовых вложений являются: приобретение краткосрочных облигаций, краткосрочных сберегательных сертификатов, векселей, помещение средств на депозитный вклад (до одного года) и т.п.

Краткосрочные финансовые вложения представляют собой форму временного использования свободных денежных активов предприятия с целью защиты их от инфляции и получения дохода. В связи с высокой ликвидностью краткосрочных финансовых вложений они приравниваются к готовым средствам платежа и служат обеспечением неотложных финансовых обязательств предприятия.

По всем канонам финансовой науки, дебиторская задолженность относится к ликвидным (достаточно легко превращаемым в наличные деньги) активам и входит в состав оборотного капитала компании. Однако на практике «обналичить» долги контрагентов удается не всегда. Поскольку любую болезнь проще предупредить, нежели лечить, дебиторской задолженностью нужно целенаправленно управлять.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами, а также часть маркетинговой политики предприятия. С точки зрения эффективного управления оборотным капиталом важно не только в сжатые сроки «выбить» деньги из должников, но и не допустить последующего увеличения задолженности выше определенного предела. Иными словами, чем меньше дебиторская задолженность, чем скорее она погашается, тем меньше потребность в оборотном капитале и выше рентабельность собственного капитала.

Однако с точки зрения маркетинговой политики дебиторская задолженность рассматривается как побочный эффект сбытовой деятельности. Дабы не отпугнуть клиентов, работать с дебиторской задолженностью нужно чрезвычайно осторожно. Если клиент хочет получить товар как можно раньше, а заплатить за него как можно позже, речь должна идти не о ликвидации дебиторской задолженности как таковой, а о балансировании коммерческих и финансовых интересов компании. По сути, управляя задолженностью, приходится поступаться краткосрочными экономическими выгодами во имя достижения долгосрочных маркетинговых целей.

Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны: нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями – дебиторами; не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью; отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости; не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия. Актуальность проблемы обусловила выбор темы дипломной работы, цель которой – анализ и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия.

В соответствии с целью в дипломной работе решаются следующие задачи:

– рассматриваются сущность и классификация дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений;

– характеризуются методы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия;

– изучается методика анализа дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений предприятия;

– проводится анализ дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений предприятия;

– оценивается действующая система управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями;

– намечаются направления совершенствования управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, различные виды наблюдений, экономико-математические и статистические способы обработки экономической информации (сравнение, относительные и средние величины, метод балансовой увязки показателей и др.).

Объектом исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Машснаб».



1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами. (35, С. 29)

Дебиторская задолженность – относительно самостоятельная категория. Даже если она резервирована, нельзя быть уверенным в получении долга вовремя и в полном размере. Кроме того, денежное требование по взысканию дебиторской задолженности может быть уступлено третьему лицу посредством факторинговой операции.

Дебиторская задолженность – это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком велика. (27, С. 145)

Существует тенденция отождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).

Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.

Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. Если задолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.

Таким образом, дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги).

Суть отношения и работы с дебиторской задолженностью, уже во многом заложена самим его понятием. В словаре экономических терминов, она определяется как:

1. Сумма долгов, причитающихся предприятию и возникших в итоге хозяйственной деятельности. Часть оборотного капитала компании; причитающиеся компании, но еще не полученные ею средства. Такая формулировка сразу напоминает нам о проблеме вопроса и долговом аспекте. Это как раз то, чем, по сути, и является дебиторская задолженность без прикрас и маркетинговых объяснений.

2. Появление дебиторской задолженности – результат развития кредитной системы и, в частности, ее исходной формы – коммерческого кредита, предоставляемого в результате отсрочки платежа за приобретенные товары или оказанные услуги, или отсрочки оплаченных поставок товаров и оказания оплаченных услуг. А вот этот вариант, уже показывает другую сторону дебиторской задолженности. Это скорее сторона важная клиенту, а для нас является той красивой формулировкой, которая вносит более позитивный контекст обсуждения этого вопроса и работы с ним при взаимодействии с клиентом.

3. Дебиторская задолженность – это требования компании по отношению к другим компаниям, организациям или клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг. Здесь речь идет о процессной самой весомой части, которая и подразумевает всю очередность мероприятий по получению причитающихся компании денег. (7, С. 401 – 402)

Дебиторская задолженность делится на две группы:

1) дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

2) дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:

– ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

– сомнительная – текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги, в отношении которой существует неуверенность в ее погашении должником.

– безнадежная – текущая дебиторская задолженность, в отношении которой существует уверенность в ее непогашении должником или по которой истек срок исковой давности. (12, С. 268)

Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможна система мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей.

Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы: а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко; б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. (14, С. 249)

Эта группировка имеет значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и, соответственно, принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстро реализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).

ФункцииЗадачи
Организация1. Выбор модели управления дебиторской задолженностью по товарным операциям
2. Формирование структуры управления
3. Разработка методик по оценке рисков, формированию портфеля заказов, расчету сроков предоставления кредита, оценки надежности дебиторов
Планирование1. Установление стандартов по работе с дебиторами, определяющих единую политику в этой области на планируемый период
2. Разработка детальных графиков погашения дебиторской задолженности по товарным операциям в планируемом периоде
КоординацияРазработка графика документооборота по дебиторской задолженности
Мотивация1. Система стимулирования работников организации
2. Система поощрений и санкций для дебиторов
Контроль1. Регулярное отслеживание отклонений фактических параметров дебиторской задолженности от запланированной
2. Разработка системы мер и мероприятий по оптимизации параметров дебиторской задолженности