Управление грузовой и коммерческой работой
Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта
Красноярский Институт Железнодорожного Транспорта Филиал ГОУВПО «ИрГУПС» в г.Красноярске.
(КрИЖТ ИрГУПС)
Практическая работа
По дисциплине: Управление грузовой и коммерческой работой
Студентка 4 курса,
шифр 0622038 «Д»
Портнягина Е.П.
Руководитель
Жильцова Н.В.
Красноярск 2010
Практическая работа №1. Вагонные листы
На каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции (далее - станцией) погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной (далее накладной) составляется вагонный лист:
· формы ГУ-38а (ГУ-38а ВЦ) - на повагонную отправку;
· формы ГУ-38б (ГУ-38б ВЦ) - на группу вагонов (повагонная сцеп, маршрутная или групповая отправки);
· формы ГУ-38в (ГУ-38в ВЦ) - на контейнерные отправки;
· формы ГУ-38г (ГУ-38г ВЦ) - на мелкие отправки.
При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении вагонный лист составляется:
· станцией погрузки - при приеме груза к перевозке от грузоотправителей;
· станцией в пункте перевалки - при приеме груза к перевозке железной дорогой с водного (морского, речного), воздушного или автомобильного транспорта;
· станцией в первом пункте перевалки - при перевозке груза транзитом по железной дороге.
При перевозке грузов в прямом международном железнодорожном сообщении:
· станцией погрузки - при перевозке груза на экспорт;
· пограничной станцией - при перевозке импортного груза из третьих стран за пределами государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
Вагонные листы форм ГУ-38(а, б, в, г) заполняются разборчиво от руки чернилами или шариковой ручкой, либо на пишущей машинке, либо на ЭВМ. Формы ГУ-38(а, б, в, г) ВЦ формируются и печатаются на ЭВМ.
В пути следования вагонный лист пересоставляется при перегрузке груза в другой вагон, при частичной выгрузке груза из вагона.
Первоначальный вагонный лист остается для хранения в делах станции, где был составлен новый вагонный лист. При составлении коммерческого акта первоначальный вагонный лист прилагается к первому экземпляру коммерческого акта, а копия вагонного листа остается на хранении в делах станции.
Если накладная- это договор перевозки, а дорожная ведомость-документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим для внутристанционной работы. Эти документы- первичные носители кодированной информации. Вагонный лист содержит сведения, необходимые для информации грузополучателей, организации выгрузки и сортировки груза, а также для составления первичного документа на состав поезда- натурного листа.
Вагонные листы составляют в одном экземпляре, а при погрузке сборных вагонов- в двух или трех экземплярах в зависимости от груза. На станциях и сортировочных платформах по вагонным листам выгружают и сортируют грузы. По окончании выгрузки вагонные листы хранят подобранными и сшитыми по дням выгрузки (сортировки).
А) Форма ГУ-38а "Вагонный лист на повагонную отправку"
1. При погрузке повагонных отправок вагонный лист составляется в одном экземпляре и прилагается к перевозочным документам (накладной и дорожной ведомости). При перегрузке груза из вагона одной колеи в вагон другой колеи вагонный лист составляется в двух экземплярах, из которых второй остается на станции перегрузки.
На вагоны, в которые перегружены импортные или транзитные грузы, вагонные листы составляются в трех экземплярах, один из которых следует с вагоном, второй прикладывается к отчету формы ГУ-3, а третий остается в делах станции перегрузки.
2. В вагонном листе:
В графе "Вагон N ..." указывается номер вагона в соответствии с восьмизначной системой нумерации, и после номера вагона - цифровой код железнодорожной администрации - собственницы вагона (2 знака).
Для вагона в составе рефрижераторной секции под номером вагона указывается инвентарный номер секции, например, "РС N ____________". Инвентарный номер рефрижераторной секции нанесен на кузове вагона в круге знаменателем дроби.
Для цистерн под номером вагона указывается тип цистерны, например, "Тип цист. ________".
2.2. В верхней левой части вагонного листа в разделе "Сведения о вагоне" указываются данные о количестве осей и грузоподъемности вагона в тоннах.
2.3. Раздел "Коды для натурного листа" заполняется в соответствии с пунктом 5 раздела "Общие положения". При этом графа "Контейнеры, числитель - груженые, знаменатель - порожние" заполняется только для скоропортящихся грузов. В графе указывается предельный срок доставки груза (срок транспортабельности): в числителе - число, в знаменателе - месяц, например 02/08 - второе августа.
2.4. В графе "Место для отметок" проставляются штемпеля и делаются отметки, установленные Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей. При недостатке места в графе штемпеля проставляются на свободном месте в верхней части вагонного листа.
2.5. В строке "Станция _____________ ж.д. __________ число _______ месяц _________ 20____ г." указываются полное наименование станции и железной дороги и дата составления вагонного листа. Наименование станции указывается строчным штемпелем.
2.6. В разделе "Сведения о запорно-пломбировочных устройствах (пломбах)" указываются сведения о ЗПУ (пломбах): количество установленных на вагоне ЗПУ (пломб). По каждому ЗПУ указывается его тип, контрольные знаки нанесенные на ЗПУ и кем установлено ЗПУ (перевозчиком, грузоотправителем или таможенным органом).
При перевозке груза в международном сообщении в вагоне, опломбированном свинцовыми, свинцово-ленточными или другими пломбами, в этом разделе указывается количество пломб, в графе "Тип" указывается слово "пломба", по каждой пломбе - контрольный знак (при его наличии) и кто опломбировал вагон (наименование грузоотправителя или сокращенное наименование железной дороги, или наименование страны принадлежности таможенного органа).
В случаях, когда груз перевозится без ЗПУ (или пломб) в соответствии с нормативными документами, имеющими силу для всех железных дорог, участвующих в перевозке, в этом разделе делается отметка "Без ЗПУ (или пломб)".
При смене по какой-либо причине ЗПУ (или пломбы) сведения о первоначально установленном ЗПУ (или пломбе) зачеркиваются (так чтобы их можно было прочитать) и в первой свободной строке указываются сведения о новом установленном ЗПУ (или пломбе). При отсутствии свободных строк сведения о новом ЗПУ (или пломбе) указываются над зачеркнутыми. Внесенные изменения заверяются строчным штемпелем станции.
2.7. Графа "Каким способом определена масса груза согласно накладной" заполняется по данным накладной.
2.8. В графе "Пункт выгрузки" указываются:
место выгрузки груза - склад N...., секция, станционный путь, наименование подъездного пути, прирельсового арендованного склада или земельного участка и др.);
отметка при расхождении сведений о ЗПУ (или пломбе) в вагонном листе и установленных на вагоне.
2.9. Раздел со сведениями о выходных пограничных станциях заполняется в порядке, установленном в пункте 7 "Общих положений".
2.10. Далее в соответствии с данными накладной указываются:
2.10.1. номер отправки (заполняется агентом АФТО) при окончательном оформлении перевозочных документов); наименование станции отправления груза; наименование станции назначения груза; масса груза в кг; наименование груза; сведения о грузополучателе (наименование и код по ОКПО); число мест; род упаковки.
2.10.2. При наличии в накладной сведений о подаче вагонов на станции назначения на подъездной путь, в графе "Наименование станции назначения груза" вагонного листа под наименованием станции указывается наименование владельца подъездного пути согласно накладной.
2.10.3. Если в отправку входят грузы различных наименований или одного наименования, но в разной упаковке, то по каждому наименованию груза и каждому виду упаковки в вагоне сведения о таких грузах (масса, наименование, число мест, род упаковки) указываются отдельными строками. Затем показывается общий итог количества мест и массы погруженных в вагон грузов.
2.10.4. При определении массы груза на вагонных весах указываются масса груза нетто ("Нетто), масса тары вагона с кузова ("Тара"), общая масса вагона с грузом ("Брутто");
2.10.5. При перегрузке груза в другой вагон номер этого вагона указывается в графе "Номер вагона, в который перегружен груз".
2.11. На грузы, перевозимые воинскими транспортами с сопровождением и охраной грузоотправителя, вагонные листы не составляются, если погрузка и выгрузка производятся на подъездных путях отправителя и получателя.
На станциях выгрузки при необходимости могут выписываться вагонные листы с указанием в них только номеров вагонов и условного наименования грузополучателя.
Б) Форма ГУ-38б "Вагонный лист на группу вагонов (повагонная сцеп, маршрутная или групповая отправки)"
1. При перевозке грузов повагонной отправкой на сцепах вагонов, маршрутной или групповой отправками составляется вагонный лист формы ГУ-38б. Вагонный лист составляется в одном экземпляре и прилагается к перевозочным документам.
2. В вагонном листе:
2.1. В графе "Отправка N...." указывается номер отправки, взятый с дорожной ведомости формы ГУ-29б (заполняется агентом АФТО) при окончательном оформлении перевозочных документов).
2.2. В разделе "Коды для натурного листа" проставляются цифровые коды:
2.2.1. в графе "Станция назначения - сетевая разметка" - в соответствии с пунктом 5.3 раздела "Основные положения";
2.2.2. в графе "Код груза" - в соответствии с пунктом 5.3 раздела "Основные положения";
2.2.3. в графе "Код получателя" - в соответствии с пунктом 5.4 раздела "Основные положения";
2.3.В разделе "Сведения о маршруте" - проставляются цифровые коды:
2.3.1. в графе "Масса груза в тоннах" - указывается суммарная масса груза по вагонам отправки;
2.3.2.в графе "Количество осей" указывается суммарное количество осей по вагонам отправки;
2.3.3.в графе "Тара вагона в тоннах" указывается четырьмя знаками суммарная масса тары вагонов отправки из накладной, переведенной в тонны. При этом количество тонн указывается целым числом со следующим порядком округления: 500 кг и более округляется до целой тонны, менее 500 кг отбрасываются;
2.3.4. в графе "Код прикрытия" - проставляется код по наиболее опасной схеме прикрытия по вагонам отправки. Приоритетность кодов прикрытия следующая: 9, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 1, 2;
2.3.5. в графе "Максимальная негабаритность" проставляется код негабаритности по отправке (в каждой позиции код максимальной негабаритности по вагонам отправки);
2.3.6. в графе "Код маршрута" проставляется: для отправительского прямого маршрута код "1", для кольцевого маршрута код "4";
2.3.7 в графе "Номер маршрута" проставляется номер маршрута со штемпеля в накладной.
2.4. В строке "Станция отправления _____________ ж.д. __________ число _______ месяц _________ 20____ г." указываются полное наименование станции и дороги, а также дата составления вагонного листа. Наименование станции указывается строчным штемпелем.
2.5. В строке "Станция назначения _____________ ж.д. __________" указываются полное наименование станции и дороги назначения отправки.
2.6. В строке "Для подачи вагонов на подъездной путь" указывается наименование владельца подъездного пути, при наличии в накладной сведений о подаче вагонов на станции назначения под выгрузку на подъездной путь. При отсутствии сведений в накладной строка не заполняется.
2.7. В строке "Получатель" указывается наименование получателя отправки и его код по ОКПО.
2.8. В строке "Наименование груза" указывается наименование груза из накладной и код груза и код груза в соответствии с действующей номенклатурой грузов.
2.9. Графа "Место для отметок" заполняется в порядке, установленном в пункте 6 "Общих положений".
2.10. Раздел со сведениями о выходных пограничных станциях заполняется в соответствии с пунктом 7 раздела "Общие положения" настоящих инструктивных указаний.
2.11. Графа "Каким способом определена масса груза согласно накладной" заполняется по данным накладной.
2.12. В средней части вагонного листа указываются по порядку номера всех вагонов, включенных в отправку кроме того, по каждому вагону указывается:
2.12.1. цифровой код железнодорожной администрации - собственницы вагона (2 знака);
2.12.2. масса груза в тоннах - тремя цифрами масса груза, погруженного в вагон, в тоннах. При этом количество тонн указывается целым числом со следующим порядком округления: 500 кг и более округляется до целой тонны, менее 500 кг отбрасываются. Если получившееся после округления число является двузначным или однозначным, то перед ним соответственно ставится один или два нуля.
При следовании груза на вагонах сцепа или на сцепном транспортере масса перевозимого груза указывается в графе "Масса груза в тоннах" против первого вагона сцепа или первой концевой платформы транспортера. Против последнего вагона сцепа или сцепного транспортера в этой графе проставляется код "000".Для промежуточных вагонов сцепа или сцепного транспортера эта графа не заполняется и прочеркивается вертикальной волнистой линией. При следовании сцепа или сцепного транспортера в порожнем состоянии код "000" проставляется против первого и последнего вагона сцепа или сцепного транспортера.
При перевозке людей в грузовых вагонах по перевозочным документам, а также при проезде проводников в отдельном вагоне, масса условно принимается из расчета 33т на вагон. По вагонам, занятым бригадами машинистов, сопровождающими вертушки хоппер-дозаторов, а также по порожним вагонам, следующим с проводником в пункт приписки, для учета их в числе груженых вагонов в графе "Масса груза в тоннах" проставляется код 001.
Порожние вагоны в этой графе обозначаются тремя нулями (000).
При наличии порожних вагонов в маршрутной или групповой отправке в графе "Масса груза в тоннах" против этих вагонов проставляется код "000", в графе "Примечание" буквенные обозначения: "ПОР" - порожний вагон; "ПВМ" - прикрытие вагонов с взрывчатыми материалами.
При следовании маршрутной или групповой отправки в порожнем состоянии код "000" проставляется против первого и последнего вагонов. Для остальных вагонов эта графа прочеркивается вертикальной волнистой линией.
2.12.3. код прикрытия - в соответствии с пунктом 5.6 раздела "Общие положения" настоящего раздела;
2.12.4. негаб. Живн. ДБ.НГ - в соответствии с пунктом 5.7 раздела "Общие положения" настоящих инструктивных указаний;
2.12.5. кол-во ЗПУ (пломб)- в соответствии с пунктом 5.8 раздела "Общие положения" настоящих инструктивных указаний;
2.12.6. тара вагона - в соответствии с пунктом 5.11 раздела "Общие положения" настоящих инструктивных указаний;
2.12.7. примечание - в соответствии с пунктом 5.13 раздела "Общие положения" настоящего раздела. Кроме того, при наличии в накладной сведений о количестве мест, погруженных в вагон, они указываются в графе "Примечание" вагонного листа.
2.13. Сведения о ЗПУ (пломбах), установленных на вагонах маршрутной или групповой отправок указываются в дополнительном листе к вагонному листу формы ГУ-38б.
2.14. В остальном вагонный лист формы ГУ-386 заполняется в соответствии с общими положениями о составлении вагонного листа.
В) Форма ГУ-38в "Вагонный лист на контейнерные отправки"
1. Вагонный лист формы ГУ-З8в составляется:
при загрузке вагона контейнерами своего приема совместно с транзитными на 50% и более в трех экземплярах, один из которых прилагается к перевозочным документам и следует до станции назначения (сортировки), другой прилагается к отчету по форме ГУ-3, а третий остается на станции погрузки;
при загрузке вагона контейнерами своего приема менее 50% в двух экземплярах, один из которых прилагается к перевозочным документам, а другой остается на станции.
2. В вагонном листе:
2.1. В графе "Вагон N ..." указывается номер вагона, в который погружены контейнеры, и после номера вагона - цифровой код железнодорожной администрации - собственницы вагона (2 знака).
2.2. Раздел "Коды для натурного листа" заполняется в соответствии с пунктом 5 раздела "Общие положения" со следующими особенностями:
2.2.1 графа "Масса груза в тоннах" формируется как сумма массы груза нетто итоговой строки раздела со сведениями о контейнерных отправках, указанной в тоннах, и суммарной массы тары контейнеров (подсчитывается на основании сведений о массе тары контейнера в накладных);
2.2.2. в графе "Станция назначения - сетевая разметка" указывается код станции выгрузки или сортировки контейнеров, состоящий из четырехзначного кода единой сетевой разметки и цифры контрольного знака;
2.2.3. в графе ""Код груза" проставляется для вагона, загруженного среднетоннажными контейнерами код "00200", крупнотоннажными контейнерами - код "00300";
2.2.4. в графе "Код получателя" проставляется для вагонов с контейнерами под:
выгрузку................................................. 0012
сортировку............................................... 0022
выгрузку и сортировку.................................... 0032
В случаях, когда контейнеры, погруженные в один вагон, следуют в адрес одного грузополучателя, в графе указывается четырехзначный код грузополучателя, указанный в накладной под наименованием груза;
2.2.5. графа "Кол-во ЗПУ (пломб)" заполняется только в случае перевозки на вагоне контейнеров дверями наружу. В этом случае в графе указывается количество ЗПУ (пломб), установленных на этих дверях. В остальных случаях графа прочеркивается;
2.2.6. в графе "Контейнеры, числитель - груженые, знаменатель - порожние" указывается количество перевозимых контейнеров в физических единицах: в числителе груженых, в знаменателе - порожних.
2.3. В разделе "Сведения о вагоне" в графе "Кол-во осей" - указывается количество осей, в графе "Грузоподъемность" - проставляется грузоподъемность вагона в тоннах.
2.4. В графе "Место для отметок" проставляются штемпеля и делаются отметки, установленные Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей. При недостатке места в графе штемпеля проставляются на свободном месте в верхней части вагонного листа.
2.5. В строке "Станция погрузки (формирования) _____________ ж.д. __________ число _______ месяц _________ 20___ г." указываются полное наименование станции и железной дороги погрузки (формирования) вагона и дата составления вагонного листа. Наименование станции указывается строчным штемпелем.
2.6. В строке "Станция выгрузки (сортировки) _____________ ж.д." указываются полное наименование станции и железной дороги выгрузки или сортировки вагона с контейнерами.
2.7. В строке "Для подачи вагонов на подъездной путь" указывается наименование владельца подъездного пути, при следовании вагона с контейнерами в адрес одного грузополучателя с подачей на станции назначения под выгрузку на подъездной путь. В остальных случаях строка не заполняется.
2.8. Раздел со сведениями о выходных пограничных станциях заполняется в порядке, установленном в пункте 7 "Общих положений".
2.9. В разделе со сведениями о контейнерах:
2.9.1. графы "Номер контейнера", "Типоразмер (длина, грузоподъемность)", "Номер отправки", "Станция и дорога отправления контейнера", "Станция и дорога назначения контейнера", "Масса брутто груженого контейнера, в кг", "Получатель" заполняются согласно их наименованию на основании данных накладной. При этом:
в графе "Типоразмер" указывается типоразмер контейнера "3, 5, 3/5, 10, 20, 20/24, 24, 30";
при погрузке в вагон порожних контейнеров, перевозимых по перевозочным документам, в графе "Масса брутто груженого контейнера в кг" не заполняется, а в графе "Примечание" указывается "Порожний";
в графе "Получатель" указывается его наименование и код по ОКПО;
при оформлении дорожной ведомости формы ГУ-29а графа "Станция и дорога отправления контейнера" не заполняется;
при записи в вагонный лист формы ГУ-38в сведений о сборном контейнере, загруженном мелкими отправками, в графе "Номер отправки" указывается количество отправок, загруженных в контейнер, в графе "Масса брутто груженого контейнера в кг" - масса брутто контейнера, в графе "Станция и дорога назначения контейнера" - "разные", если контейнер загружен мелкими отправками назначением на разные станции, в графе "Получатель" - "разные", в графе "Примечание" - "сборный".
2.9.2. графа "N вагона, в который перегружен при сортировке" может заполняться на контейнерном пункте при сортировке контейнеров.
2.9.3. После сведений о контейнерах указывается суммарная масса груза нетто всех контейнеров в килограммах.
3. Для контроля за продвижением иностранных контейнеров, возвращаемых на дороги-собственницы, в верхней части вагонного листа проставляется красный штемпель или пишут чернилами "Иностранные контейнеры".
4. В остальном вагонный лист формы ГУ-38в заполняется в соответствии с общими положениями о составлении вагонного листа.
Г) Правила пломбирования вагонов и контейнеров
Запорно-пломбировочные устройства (контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами) (далее - ЗПУ), не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения целостности ЗПУ.
1. Установка ЗПУ осуществляется на исправные запорные устройства (далее - узлы) вагонов, контейнеров.
2 В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями.
3. Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном сообщении в вагонах, контейнерах без ЗПУ не допускается.
4. На территории Российской Федерации допускается перевозка перечисленных в приложении к настоящим Правилам грузов без ЗПУ, но с обязательным наложением установленного перевозчиком типа закрутки для запирания дверей, люков.
Не пломбируются нижние сливные приборы цистерн, если конструкция этих цистерн не допускает открытия нижнего сливного прибора без вскрытия верхнего загрузочного люка.
В случаях, определенных соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, порожние вагоны и контейнеры после выгрузки из них грузов пломбируются ЗПУ или запираются закрутками в порядке, установленном для загруженных вагонов. После выгрузки грузов из вагонов, контейнеров пломбирование ЗПУ и запирание закрутками вагонов, контейнеров осуществляется:
перевозчиком, если выгрузка грузов обеспечивается перевозчиком;
грузополучателем, если выгрузка обеспечивается грузополучателем.
При подаче под погрузку порожних вагонов, контейнеров, опломбированных в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, снятие ЗПУ или закруток с вагонов, контейнеров, подаваемых под погрузку, осуществляется:
перевозчиком, если погрузка грузов будет обеспечиваться перевозчиком;
грузоотправителем, если погрузка грузов будет обеспечиваться грузоотправителем.
5. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя за счет грузоотправителя.
6. В соответствии со статьей 28 Устава в случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра либо других видов государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагоны, контейнеры должны быть опломбированы указанными органами новыми ЗПУ.
Об установке ЗПУ таможенным органом или иным органом государственного контроля (надзора) делается соответствующая отметка в графе 3 оригинала транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) внутреннего сообщения или в графе "отметки железной дороги" накладной для соответствующего международного сообщения с указанием контрольных знаков ЗПУ.
Расходы перевозчика на предоставление ЗПУ таможенным органам или другим органам государственного контроля (надзора) возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Наличие на вагоне, контейнере ЗПУ таможенного или иного органа государственного контроля (надзора) не является основанием для проверки перевозчиком при выдаче груза его состояния, массы и количества мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 Устава.
7. При вскрытии вагона, контейнера для проведения таможенного досмотра или другого вида государственного контроля (надзора) составляется акт вскрытия вагона, контейнера в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
8. В случаях проверки состояния груза в пути следования, а также для таможенного досмотра, либо другого вида государственного контроля (надзора) допускается не производить полную замену всех ЗПУ, а ограничиться заменой только того ЗПУ, снятие которого было произведено для осуществления проверки.
При обнаружении на станции отправления на вагоне, контейнере ЗПУ, не снятых после выполнения предыдущих перевозок, они должны быть сняты грузоотправителем или перевозчиком, в зависимости от того, кем обеспечивается погрузка груза.
9. В случае обнаружения вагона, контейнера в пути следования без ЗПУ или с поврежденным ЗПУ, или с ЗПУ, не соответствующим сведениям, указанным в накладной, на вагон, контейнер накладывается новое ЗПУ с предварительным снятием поврежденного ЗПУ или ЗПУ, не соответствующего сведениям, указанным в накладной.
10. Пломбирование вагонов, контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась возможность беспрепятственного визуального считывания нанесенной на ЗПУ информации.
11. В случае оформления перевозчиком коммерческого акта порядок приложения к нему ЗПУ устанавливается правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
12. Применение для пломбирования вагонов, контейнеров ЗПУ и закруток, изготовленных без учета требований, установленных МПС России, не допускается.
13. ЗПУ, использованные перевозчиком, грузоотправителем, подлежат погашению и утилизации в порядке, установленном перевозчиком.
14. Типы применяемых при пломбировании вагонов и контейнеров ЗПУ и закруток, порядок учета, хранения и утилизации ЗПУ устанавливаются перевозчиком.
Порядок обеспечения грузоотправителей, грузополучателей ЗПУ и закрутками определяется по соглашению между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем.
Д) Места установки ЗПУ и закруток на вагонах и контейнерах
ЗПУ устанавливаются:
на универсальном крытом вагоне - на накладках дверей с каждой стороны вагона - по одному ЗПУ;
на специализированном изотермическом вагоне (рефрижераторном или вагоне-термосе):
постройки Германии (завод Дессау) - на дверях, оборудованных нажимной плитой и рычагом запорного устройства, с каждой стороны вагона - по одному ЗПУ;
постройки Брянского машиностроительного завода - на дверях, оборудованных нижними ушками для пломбирования с каждой стороны вагона, по одному ЗПУ;
на цистерне - на крышке верхнего загрузочного люка - по одному ЗПУ, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или установлен федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
на крытом вагоне-хоппере для зерна - на узел каждого штурвала разгрузочного люка и штанги, фиксирующей загрузочные люки - по одному ЗПУ;
на крытом вагоне-хоппере для минеральных удобрений - на узел каждого разгрузочного устройства и штанги, фиксирующей загрузочные люки - по одному ЗПУ;
на крытом вагоне-хоппере для цемента - на узел каждого штурвала разгрузочного люка и на каждый загрузочный люк - по одному ЗПУ;
на крытом вагоне для перевозки легковых автомобилей - на узлах дверей каждой торцевой площадки и переездной площадки - по одному ЗПУ;
на контейнерах - по одному ЗПУ на рукоятку, расположенную слева на правой створке двери, закрывающейся последней.
1. На вагонах других типов установка ЗПУ производится на места или узлы, специально предусмотренные для их пломбирования.
2. Места и схемы установки ЗПУ и закруток на вагоны и контейнеры устанавливаются перевозчиком.
3. Установка закруток на вагоны и контейнеры осуществляется в порядке, аналогичном настоящих Правил.
III. Знаки, наносимые на ЗПУ
3.1. ЗПУ должны иметь следующие знаки:
буквенное сокращенное наименование перевозчика;
индивидуальный контрольный знак из семи цифр;
товарный знак предприятия-изготовителя;
последнюю цифру года выпуска ЗПУ,
название ЗПУ.
Необходимость нанесения дополнительной информации на ЗПУ определяется перевозчиком.
Применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками не допускается.
3.2. ЗПУ, с нанесенными на них контрольными знаками, подлежат строгому учету изготовителем, перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем.
Пломбирование вагонов пломбами дороги обязательно, если погрузка выполнялась ее средствами, пломбами грузоотправителя- при погрузке груза его средствами. Контейнеры пломбируют пломбами отправителя, за исключением предъявляемых гражданами контейнеров с сельскохозяйственной продукцией и домашними вещами, которые пломбируют пломбами железной дороги в присутствии отправителя.
Пломба представляет собой охранный знак, подтверждающий то, что в процессе перевозки доступа к грузу не было. Исправные пломбы (при исправности вагона) свидетельствуют о том, что в вагон никто не входил и что груз в нем находится в том виде и количестве, в каком он был на станции, наложившей пломбы. Поэтому наложение пломб на вагоны- одно из основных средств борьбы за сохранность груза при перевозке.
Порядок пломбирования вагонов и контейнеров установлен Правилами.
Правилами определено, что отправление со станции погрузки вагонов и контейнеров с неясными оттисками знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.
На станции отправления груза приемосдатчик груза и багажа заносит номера запломбированных вагонов и контрольные знаки пломб в «Книгу пломбировки» (форма ГУ-37). Эти сведения заверяют подписью.
4.2.4. Проверка правильности и места установки ЗПУ на вагонах проводится на основании требований Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте и нормативных документов ОАО "РЖД" о применении ЗПУ.
При приеме контейнеров в местах общего пользования приемосдатчик при наружном осмотре проверяет:
номер и код владельца контейнера, указанные в транспортной железнодорожной накладной и на борту контейнера;
массу контейнера брутто, указанную в транспортной железнодорожной накладной и на его борту. При этом сумма массы тары контейнера и массы нетто груза, указанных в транспортной железнодорожной накладной, не должна превышать массу контейнера брутто;
массу тары контейнера, указанную в транспортной железнодорожной накладной и на его борту;
наличие и сведения о ЗПУ, указанных в транспортной железнодорожной накладной и установленных на контейнере. Место установки ЗПУ: у крупнотоннажных контейнеров - на рукоятке двери, расположенной слева по правой створке двери, закрывающейся последней; у среднетоннажных контейнеров - на рукоятке правой створки двери, закрывающейся последней;
для специализированных контейнеров, отгружаемых с мест необщего пользования, когда ТУ размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах не предусмотрен способ размещения и крепления специализированных контейнеров данного типа и массы брутто, в транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-29к в графе 3 (графа 93, лист 5, бланк СМГС) - наличие отметки в транспортной железнодорожной накладной "Контейнер размещен и укреплен согласно утвержденному чертежу _________ от ___________";
наличие отметки о пригодности контейнера в приемо-сдаточном акте формы КЭУ-16;
дату завоза на соответствие указанной дате в транспортной железнодорожной накладной. При досрочном завозе контейнера проверяется наличие разрешения начальника железнодорожной станции (далее - начальник станции) на досрочный завоз;
подготовку контейнеров для перевозки опасных грузов и оформление транспортной железнодорожной накладной в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
При приеме мелких отправок на местах общего пользования приемосдатчик при наружном осмотре проверяет:
соответствие числа принятых мест числу мест, указанных в транспортной железнодорожной накладной;
соответствие вида упаковки принимаемого к перевозке груза виду упаковки, указанному в транспортной железнодорожной накладной. При возникновении разногласий с грузоотправителем по вопросам, связанным с упаковкой, приемосдатчик в соответствии со статьей 18 Устава имеет право потребовать от грузоотправителя предъявления установленного стандарта или технических условий на продукцию;
правильность указания в транспортной железнодорожной накладной массы отправки следующим расчетом. Масса отправки определяется как сумма масс брутто одного грузового места, указанного на трафарете, или как произведение массы брутто одного грузового места на число мест; количество пакетов (без проверки количества мест в пакете);
наличие и правильность маркировки, нанесенной на грузовых местах, в соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом;
соответствие даты завоза дате, указанной в транспортной железнодорожной накладной. При досрочном завозе груза проверяется наличие разрешения начальника станции на досрочный завоз.
При приеме к перевозке грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, приемосдатчик проверяет: количество мест по описи формы ГУ-112;
5.3.3. Установка ЗПУ.
Кроме случаев, предусмотренных технологическим процессом работы пункта коммерческого осмотра вагонов в поездах и при перегрузе вагона, следовавшего с ЗПУ, в пути следования замена ЗПУ производится в случаях, установленных в Правилах пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте:
проверки состояния груза в пути следования;
вскрытия вагона для проведения таможенного досмотра.
При проведении проверки состояния груза в пути следования допускается не производить полную замену ЗПУ, а ограничиться заменой только того ЗПУ, снятие которого было произведено для получения доступа к грузу. О замене ЗПУ составляется акт общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) и делается отметка (графа 93, лист 5, бланк СМГС), которая заверяется штемпелем станции.
При вскрытии вагонов и контейнеров для таможенного досмотра установку новых ЗПУ производят таможенные органы, о чем делается отметка в перевозочных документах.
О вскрытии таможенными органами вагона, контейнера для проведения досмотра составляется акт вскрытия в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
О факте вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра и установки таможенным органом новых ЗПУ делается отметка (графа 93, лист 5, бланк СМГС) для импортных грузов, (графа 92, дополнительная дорожка ведомости) для экспортных и транзитных грузов с указанием стоимости ЗПУ для последующего ее возмещения.
Е) Опломбирование дверей, контейнеров, жд-вагонов (пломба номерная)
Традиционный способ пломбирования – установка ЗПУ (Запорно-пломбировочное устройство). ЗПУ, к примеру, устанавливается на запорные узлы дверей, контейнеров, фургонов, цистерн, жд-вагонов. Пломбировочные материалы: пломбы пластиковые или классические свинцовые пломбы,