Ссылка на архив

Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

По ходу своей профессиональной деятельности социальным работникам приходится сталкиваться с проблемами представителей самых различных субкультур, в том числе и с представителями молодёжных субкультур. Для оказания наиболее существенной помощи клиенту, специалисту необходимо, прежде всего, наладить контакт со своим подопечным по средством общения, которое в свою очередь будет наиболее продуктивным и поможет установить взаимопонимание между социальным работником и представителем субкультуры, если в данном контакте социальный работник будет опираться на свои знания о языке и символике той субкультуры к которой принадлежит его клиент. Исходя из сказанного, можно говорить о том, что изучать язык и символику различных субкультур социальному работнику необходимо для более успешной реализации своей деятельности среди людей различного возраста, различной внешности, различного уровня образованности, общения, различным самовыражением, а также для повышения уровня культурной компетентности, напрямую связанного с профессионализмом специалиста по социальной работе.

В данной работе речь будет вестись о языке и символах именно молодёжной субкультуры, т. к. последняя отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. Однако поле молодежных субкультур не однородно, оно состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопределения и самореализации молодых людей.

Цель работы: выявление особенностей языка и символов молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов.

Задачи исследования:

1) определить понятия: «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»;

2) выявить различные типологии молодёжных субкультур;

3) выявить особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи;

4) определить содержание понятий: «знак», «символ», «язык», «код»;

5) выявить особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов.

Объект работы: язык и символика молодёжных субкультур.

Предмет работы: культурная компетентность социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур (хиппи, байкеров, растаманов).

Трактовкой определений «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура» занимались Анцупов А.Я., Гуревич П.С., Кравченко А.И., Левикова С.И., Лисовский В.Т., Филиппов Ф.Р., Чупров В.И., Щепанская Т.Б. Типологии молодёжных субкультур разрабатывали Брейк М., Левикова С.И., Сергеев С.А., Толстых А.В., Фролов С.С. Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи определяли Казарян М.Ю., Ярская В.Н. Определяющее содержание понятиям «знак», «символ», «язык», «код» давали авторы Бирюков Б.В., Джери Д., Лотмана Ю.М. Ожегов С.И., Шейкин А.Г. Вопросами семиотического подхода занимались исследователи Лотман Ю.М., Ф. де Соссюр, Степанов Ю.С., Финн В.К. Сведения об особенностях языка и символов субкультуры хиппи содержались в работах Ларина С., Лопухиной А. Мазуровой А., Радзиховского Л., Рожанского Ф.И., Хоревой Н., языка и символов субкультуры байкеров в работах Морозовой Н., Новикова О.Г., Сергеева С.А., языка и символов субкультуры растаманов в работах Косарецкой С.В., Ровинской О. Проблематика культурной компетентности рассматривалась в работе А. Флиера.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении определены: актуальность темы, цель и задачи работы, объект и предмет работы. Первая глава посвящена определению понятий «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура», рассмотрению некоторых типологий молодёжных субкультур, выявлению особенностей взаимодействия социального работника с представителями молодёжи. Во второй главе раскрыто содержание понятий «знак», «символ», «язык», «код», выявлены особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов хиппи, байкеров, растаманов. В заключении содержатся выводы по результатам теоретического исследования.


1. Взаимодействие социальных работников с представителями молодёжи

1.1 Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура

Понятие молодёжь определяли Лисовский В.Т., Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Понятие субкультура содержалось в работах Гуревича П.С., Щепанской Т.Б. Молодёжную субкультуру определяли Анцупов А.Я., Кравченко А.И., Левикова С.И.

Филиппов Ф.Р. определяет молодёжь как большую общественную группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. В статистике и в социологии к молодёжи обычно относят людей в возрасте 16–30 лет. Однако социальная неопределённость молодёжи побуждает некоторых исследователей определять «верхнюю» возрастную границу молодёжи в зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных её групп. Так, социальное и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого учёного к 35. Возрастные границы молодёжи зависят также от особенностей конкретно-исторической ситуации в той или иной стране, её общественного строя. Например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвинуло «нижнюю» возрастную границу молодёжи к более ранним годам.

Общность социальных и психологических черт молодёжи, интересов многих входящих в неё групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) – основа массовых выступлений, совместных действий молодёжи не только в рамках одной страны, но и в международном масштабе. Сложность и противоречивость процесса вступления молодёжи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодёжного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания и т.п.), специфическую молодёжную субкультуру. Молодёжь наиболее мобильная часть данного конкретного общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Относительно наиболее однородную – и по возрасту, и по социальным характеристикам – часть молодёжи составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учёба, подготовка к будущей трудовой жизни.

Молодёжь по Чупрову В.И. – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Понятие молодёжь имеет несколько значений. Во-первых, молодёжь – это определённый этап жизненного цикла, хотя более употребимо в этом смысле понятие «молодость». В демографии, психологии и педагогике используются близкие по значению термины – «молодое поколение», «молодёжная возрастная когорта», «подростковый возраст», «школьный возраст». В разные исторические эпохи границы молодости и критерии её возрастной периодизации существенно менялись. В отечественной социологии и статистике наиболее, часто возрастные границы молодёжи определяются периодом 15–29 лет. Во-вторых, под термином молодёжь понимается социальный статус, определяемый возрастом (в отличие от биологического состояния молодого возраста). Социальный статус молодёжи неоднороден и непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учёбой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. В-третьих, понятие молодёжь используется в значении молодёжной субкультуры как автономного целостного образования внутри господствующей культуры. Имеется в виду особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими нормами, ценностями и образцами поведения её носителей. Молодёжные субкультуры, как правило, характеризуются стремлением к формированию собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрению старших поколений, а также своеобразными манерами поведения, внешним видом и формами проведения досуга. В определённых условиях социально-культурные установки молодых людей могут принять форму неприятия и даже отрицания господствующей в обществе культуры, приобретая контркулътурную и криминальную направленность. Это происходит с группами молодёжи, поставленными в невыгодное, неравное положение в обществе, лишёнными по разным причинам доступа к культурному наследию, развивающими негативно интерпретированные нормы и ценности, в той или иной степени противостоящие традиционной культуре. Многообразие молодёжных субкультур объясняется как особенностями сознания и образа жизни подростков и юношества, так и степенью влияния на них средств массовой информации и рекламы. К значимым социальным факторам молодёжной субкультуры относятся – индустриализация, урбанизация, информатизация, а также уровень развития господствующей культуры.

Как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодёжь и её социальные проблемы изучаются социологией молодёжи. Молодёжные проблемы, являющиеся предметом научного анализа в социологии, подразделяются на две группы. К первой относят изучение специфических молодёжных социальных проблем: определение сущности молодёжи как общественной группы, особенностей её социального положения (статуса), роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение потребностей, интересов, ценностей и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей и анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодёжных объединений и движений. Вторую группу составляют проблемы, которые, являясь общесоциологическими, в то же время касаются и молодёжи: проблемы образования, семьи, брака; особенности воспитания; развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти; специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.

Лисовский В.Т. характеризует молодость как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возраст, связано это с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Гуревич П.С. даёт определяющее содержание понятию субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей. На основе той или иной субкультурной традиции – ее знаков и норм – может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп). Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции.

Во многих источниках даны определения молодёжной субкультуры. Так, в словаре культуры и культурологии Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Формирование молодёжной субкультуры происходит на стыке массовой культуры, основным субъектом и потребителем которой и является молодёжь, и популярной культуры, формирующейся в среде повседневной культуры. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Левикова С.И. трактует молодёжную субкультуру как эзотерическую, эскапистскую, урбанистическую культуру, созданную молодыми людьми для себя; это – «элитарная» (т.е. не для всех) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри системы официальной, материнской, базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие) её носителей.

Субкультура молодёжи – часть культуры общества, часто как контркультура современной молодёжи. Функционирование молодежной субкультуры в нашей стране связано с колоссальной дифференциацией населения, прежде всего, по имущественному, но часто и по возрастному признаку. Изменились возможности получения образования и его приоритеты. Современные молодые люди раньше профессионализируются, имеют больше знаний по своей специальности, но уступают поколению родителей в широте кругозора и общем образовании. Субкультура молодёжи в России характеризуется деполитизацией, подавляющая её часть не хочет участвовать в политических акциях.

Таким образом, в дальнейшем, для исследования в работе будут использованы трактовки следующих определений: понятие молодёжь Чупрова В.И. – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности; понятие субкультуры Щепанской Т.Б. – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры; понятие молодёжной субкультуры по Кравченко А.И. – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше.

1.2 Типологии молодёжных субкультур

Признав молодёжную субкультуру как объективно-обусловленную часть социальной реальности обществ многих стран, целый ряд исследователей сделали попытку её типологизации. В данной работе будут приведены типологии молодёжных субкультур следующих авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С.

Одной из известных является концепция российского учёного С.А. Сергеева, который в качестве критериев своей типологии молодежных субкультур определил характер деятельности, ценностную систему данной субкультуры, а также время ее возникновения. По критерию ценностных ориентаций Сергеев выделяет следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию автор выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).

Если говорить об отечественных молодёжных субкультурах, то в истории их формирования выделяется несколько этапов. Отрезок времени с конца 60-х по 1982 год отмечается как первый период в формировании и распространении молодежных субкультур в СССР, первыми представителями которых являлись хиппи. Приблизительно в 1976–1977 года в СССР появились и первые панки. Второй период (1983–1987 года) характеризуется спадом их активности и общей кризисной ситуацией. Дело в том, что хиппи были рассчитаны на студенческую аудиторию, то есть на молодежь 17-ти-20-ти лет, имеющую определенный интеллектуальный уровень, в 1982 году к хиппизму пришли «пионеры» (ученики ПТУ, средних классов школы), которые в силу объективных причин не могли усвоить философские и эстетические концепции хипповских кругов. В связи с отсутствием новых форм деятельности переживали кризис и панки, их тусовки были автономными, система коммуникации и обмена информацией развита слабо. Третий периодразвития молодежных субкультур приходится на 1987–1992 года, это время постоянных конфликтов между консервативно настроенной частью молодежи и «продвинутыми неформалами». Неоднородная как в социальном, так и в интеллектуальном плане молодежная среда не понимала и отрицала идеи неформалов. Четвертый период (1992–1995 года) – отличается спадом активности контркультурой среды. Для молодежных субкультур того периода характерен значительный пессимизм, омоложение состава. Тусовки покидает значительная часть «олдовых» (старших). В этот период бурно развивается романтико-эскапистская молодежная субкультура, в первую очередь группы толкинистов. В 1996 году начинается пятый периодразвития молодежных субкультур, который продолжается до нашего времени. В нём с одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня контркультурой среды; с другой – прогрессирующее омоложение околоандеграундной среды и полный отказ от интеллектуального роста. Одновременно идет значительный рост гедонистично-развлекательных (прежде всего музыкальных) молодежных субкультур, которые состоят в основном из подростков. Особую популярность приобретают рэперы.

Необходимо отметить, что на формировавшиеся отечественные молодёжные субкультуры оказывали существенное влияние западные. Часто представители хиппи, панков, рэйверов или стиляг просто копировали западные образцы. Однако особенность отечественных молодёжных субкультур теперь состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на Западе альтернативное движение выросшее из молодёжных субкультур 60–70 годов, активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Причина такого различия может быть тесно связана с российской спецификой, а также местом и ролью нашего государства, которое долгое время отлучало граждан от самодеятельности и спонтанной активности.

Типология молодёжных субкультур, предложенная известным отечественным социологом и философом С.С. Фроловым отражает особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале 21 века. Автор выделяет группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, к которым молодой человек ощущает свою принадлежность, идентифицируя себя с другими её членами, таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Молодёжь в данных группах разделяет определённые чувства и мнения, цели жизни; аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает значения «не мы», «другие». По взаимоотношениям выделяются: первичные группы, в которых каждый её член видит в другом индивида и личность, у молодых людей общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении; вторичные группы, контакты в которых носят безличный и односторонний характер, а дружеские личностные контакты с другими членами необязательны. При этом Фролов отмечает, что в первичных группах личность формируется и социализируется. В этих группах молодые люди находят интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов, здесь удовлетворяется их потребность в самореализации и самовыражении. В то же время члены вторичных групп достигают определённых целей, ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях, хотя это довольно часто компенсируется присутствием во вторичных группах некоторого числа первичных. Наконец выделяются группы по степени общения: малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия. Групповое мнение здесь выступает в качестве постоянного фактора социального контроля; большие группы, где непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы нет. Им присущи рационально целенаправленные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, групповое же мнение учитывается редко.

Анализируя долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, С.И. Левикова разделяет молодёжные субкультуры на группы: «чистые» («регулярные»), становящиеся самоцелью для молодых людей. Эти группы как правило закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще; «смешанные» или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.

А.В. Толстых типологизировал молодёжные субкультуры по направлениям деятельности, выделив группы: общественно-политические, пропагандирующие определённые общественно-политические взгляды; радикалов; эколого-этические; образа жизни, или собственно неформальные молодёжные объединения (панки, хиппи, и др.); нетрадиционно-религиозные (сатанисты, культовые группы); по интересам (например, фанаты).

Классификация молодёжных субкультур английскими социологами представляет собой деление последних на два основных типа: прошкольные, ориентированные на интенсивную учёбу и конформность и антишкольные, представленные двумя разновидностями: так называемыми уличной и поп-медиа. Типичными ценностями уличной культуры являются интерес к спорту (футболу, бейсболу, единоборствам), танцы, посещение кафе, пивных баров, просто проведение времени в компании. Субкультуры поп-медиаосновываются на ценностях, ролях и видах деятельности, предлагаемых для молодёжного потребления средствами массовой информации. Главными объектами потребления при этом оказываются музыка, мода, молодёжная пресса, телевидение и кино. В субкультуры подобного типа вовлечены, как правило, подростки из среды среднего класса, не имеющие доступа к уличнойкультуре.

М. Брейк различает молодёжные субкультуры на два типа по классовому признаку – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости. Автор полагает, что эти субкультуры различаются как по своей структуре, так и по организации. Молодежные субкультуры рабочего классабазируются на культуре ближайшего окружения и кратковременны.Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультурыболее разнообразны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу.

М. Брейк также, предлагает разделить изучение молодежи на четыре главные области, представителями которых являются: респектабельная молодежь, деликвентная молодежь, культурные бунтари и политически активная молодежь. Респектабельная молодежь принадлежит к среднему классу и может использовать некоторые атирбуты стилей других субкультурных групп (но не стиль жизни). Деликвентная молодежь принадлежит чаще всего к рабочему классу и находится под влиянием молодых взрослых. Характерологические особенности этой группы − воровство, насилие, вандализм. Культурные бунтари входят в субкультуры с богемными традициями на периферии литературно-артистического мира и принадлежат в основном к среднему классу.

Политически активная молодёжь – группа, типологически объединяющая различные группы с радикальными политическими традициями, охватывающая широкую сферу деятельности. К ним относятся различные молодёжные движения: за мир, за гражданские права, экологические и им подобные.

Далее в работе будут выявлены особенности языка и символов хиппи, и байкеров, которые в соответствии с типологией С.А. Сергеева относятся к романтико-эскапистскому типу молодёжной субкультуры, а также растаманов примыкающим к гедонистическо-развлекательному типу молодёжных субкультур.

субкультура молодежь язык символ


1.3 Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. Вопросами социальной работы с молодёжью занимались Казарян М.Ю., Ярская В.Н.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа с подростками и молодёжью организуется целым рядом социальных институтов – образования (профтехобразование, школа, ВУЗ), семьи, МВД, а также учреждениями опеки и попечительства, негосударственными организациями и фондами, социальными ведомствами. Это всё выступает совокупностью социальных субъектов, осуществляющих социальное действие, направленное на социальную защиту объекта социальной работы – клиента (в данном случае молодого человека, подростка). При организации деятельности социальных служб для подростков и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных психолого-педагогических, медико-социальных, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В работе с представителями молодёжи социальным работникам необходимы знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей молодых людей, особенностей образа жизни, формирования жизненных планов и ценностных ориентаций молодёжи.

Основой и инструментом социальной работы с представителями молодёжи является коммуникация как вид взаимодействия, поскольку взаимоотношения клиентства (между социальным работником и молодым человеком, подростком) будут определяться первично во время обращения за помощью и первого контакта.

Важность взаимодействия посредством коммуникации в процессе решения социальных проблем молодого человека требует от специалиста серьезного отношения к его рассказу и выражению собственных мыслей. Различие и несоответствие жизненной ситуации и опыта приводят к возможности разных ошибок. Социальный работник может изъясниться так, что молодой человек не поймет его или поймет неправильно. Точно также специалист может неверно понять какие-то моменты или обойти их вниманием как малозначительные, тогда как для молодого человека они представляются очень важными. Межличностная коммуникация в данном случае требует понимания источников ошибок и точности восприятия и передачи информации.

В социальной работе с молодёжью необходимо помнить, что в процессе общения молодой человек раскрывает социальному работнику свои чувства и тайны и, возможно, делится с ним своим прошлым. Взаимное доверие здесь непременное условие. Для формирования доверительного коммуникационного общения социальный работник должен показать, что он уважает молодого человека и поддерживает его в возникшей трудной ситуации. Одобрение и доброжелательность можно продемонстрировать разными способами. С помощью зрительного контакта, положительного реагирования и эмпатии (умения почувствовать другого человека) социальный работник покажет, что он принимает молодого человека таким, какой он есть. Непринужденное общение и позитивность специалиста придадут уверенность молодому человеку и покажут, что специалист слушает и слышит его.

Коммуникация между социальным работником и молодым человеком может улучшиться благодаря внимательному выслушиванию и передаче информации, а также пониманию специфики коммуникационной ситуации. Важно осознавать такие моменты как: различие жизненной ситуации социального работника и оказавшегося перед ним молодого человека; отличие опыта социального работника или специфику общего опыта; факторы, мешающие общению, например, шум, посторонние люди и создаваемые ими помехи, а также эмоциональное состояние социального работника и молодого человека в общении, усталость и другие аналогичные факторы, эмоциональные чувства и взаимоотношения представителя молодёжи и социального работника. Важно помнить о том, что условием успешного взаимодействия и сотрудничества социального работника и молодого человека является коммуникация, не обремененная никакими помехами.

При взаимодействии с молодым человеком социальный работник имеет дело и с невербальной формой общения. Жесты и мимика молодого человека предоставляют социальному работнику много информации. Через них специалист может узнать о психическом и эмоциональном состоянии молодого человека, поэтому, контактируя с подростком социальный работник должен быть предельно внимательным. Символическую информацию могут нести поведение, причёска, одежда молодого человека, его микросреда и жилье. Невербальная и символическая коммуникация может усиливать смысловое содержание рассказа молодого человека, обогащать его такими нюансами, которые он не желает или не умеет облекать в слова. Упомянутые коммуникативные формы могут раскрыть то, о чём молодой человек хотел бы умолчать или излагает неточно. Невербальная и символическая коммуникация помогает социальному работнику контролировать и регулировать процесс взаимодействия с представителем молодёжи и улавливать важные моменты в рассказах молодых людей. Невербальная коммуникация помогает также в уточнении ситуации и в контекстуальном понимании проблемы.

Итак, во взаимодействии социального работника с молодым человеком (подростком) можно выделить ряд особенностей: молодой человек нуждается в сохранении или восстановлении чувства собственной полноценности, самоутверждения, в реализации сильнейшей потребности в регулярных контактах, беседах, также молодой человек нуждается в правильной оценке его потребностей и желаний и проявлении эмпатии со стороны социального работника, причем речь идет не о простом сочувствии и сопереживании, а скорее даже вживании в его ситуацию. Наконец, он надеется на близкое содействие социального работника его проблемам, умение решать их шаг за шагом, действуя в команде с социальным работником. Социальный работник должен понимать и осознавать, что молодым людям нужна не тотальная опека, а поддержка их самостоятельности, творческой жизненной стратегии, несмотря на то, что молодёжная субкультура часто оказывается в оппозиции к социальному прототипу, доминантной культуре, стандартным нормам, общественному мнению взрослых, традиции ведомой силы.

Выявленные особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи доказывают актуальность знания социальным работником особенностей языка и символов различных молодёжных субкультур.


2. Язык и символы молодёжных субкультур

2.1 Содержание понятий: знак, символ, язык, код

Определяющее содержание понятия знак прорабатывалось следующими авторами Бирюков Б.В., Шейкин А.Г. Понятия символ, код определяли Джери Д., Ожегов С.И. В работах Лотмана Ю.М., Ожегова С.И., Шейкина А.Г. содержалось определение понятия язык.

Наука «семиотика» находит свои объекты повсюду – в языке, математике, социологии, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного. Но везде её непосредственным предметом является информационная система, т.е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы – знаковая система (совокупность знаков, устроенная определённым образом). Каковы бы ни были такие системы – действуют ли они в обществе, в природе или в организме, мышлении и психике человека – они предмет семиотики. Вообще же, семиотика – (от греческого semeiotike – учение о знаках), наука, изучающая свойства знаковых систем. Из вышесказанного следует то, что понятие знака – минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущего информацию, которое лежит в основе семиотики, требует отдельного рассмотрения. Целесообразно также определение содержания понятий символа и кода.

По А.Г. Шейкину, знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3 нак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение. 3 нак тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации, как символ, художественный образ, культурный код. Б.В. Бирюков трактует знак, как материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки. Среди последних можно выделить знаки – копии, знаки – признаки, знаки – символы. Знаки – копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев). Знаки – признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе называется симптомами, приметами и т.п.). Знаки – символы – знаки, которые в силу заключённого в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания (например, изображение древне-греческой театральной маски как символ современного театра и театрального искусства). В соответствии со способом восприятия, знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации используются в основном первые три типа. Так, языковые знаки относятся к первому или ко второму типу (письменная и устная формы). К зрительным знакам относятся также сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, мимика, жесты, 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>