Ссылка на архив

Аудит себестоимости продукции на ООО "Мособлтелефонстрой"

Введение

Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий снижает эффективность управления. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности предприятия и ее структурных подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами.

Система управления затратами позволяет получить точную и своевременную информацию о затратах с любой необходимой для управления степенью детализации, проводить обоснованную тарифную политику, выявлять и расширять высокорентабельные направления деятельности, и на этой основе повысить эффективность деятельности предприятия.

Особенность подхода зарубежных исследователей к проблеме управления затратами заключается в рассмотрении ее в рамках устойчиво функционирующей экономики со сформировавшимися рыночными институтами, традициями, что не дает возможности автоматического переноса западного опыта на российские предприятия, так как разрыв в развитии рыночных институтов достаточно велик.

Внимание российских ученых сосредотачивается, как правило, на отдельных элементах системы с заметным акцентом в сторону собственно учета и его информационной реализации. Таким образом, возникает необходимость адаптации зарубежного и отечественного опыта управления затратами для современного состояния экономики Российской Федерации и с учетом специфики конкретных предприятий.

Одним из путей решения этой задачи является разработка и внедрение в практику работы предприятий механизма управления затратами, что влечет за собой поиск научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства. Необходимость практической проработки вопросов создания механизма управления затратами на конкретном предприятии обусловили актуальность темы данной работы.

Основными задачами учета себестоимости продукции (работ, услуг) являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием осуществленных затрат нормативам, организация контроля за выполнением планов; выявление фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов. В современных условиях усиливается роль бухгалтерского учета и аудита в области себестоимости продукции (работ, услуг). Этим объясняется актуальность темы данной работы.

Целью данной работы является проведение аудита себестоимости продукции (работ, услуг) на ООО «Мособлтелефонстрой». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. рассмотрены теоретические основы учета затрат;

2. проведен анализ затрат на ООО «Мособлтелефонстрой»;

3. проведена аудиторская проверка затрат на производство продукции в ООО «Мособлтелефонстрой».

Таким образом, объектом данного исследования является ООО «Мособлтелефонстрой», являющееся предприятием по оказанию телекоммуникационных услуг со средней численностью персонала 215 человек, динамично развивающееся и прибыльное, предметом – себестоимость продукции (работ, услуг).


1. Теоретические основы и организация учета прямых затрат на производство продукции

1.1 Нормативные документы, регулирующие вопросы организации и ведения учета затрат на производство в Российской Федерации

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (2) (далее – Закон №58-ФЗ) изменил перечень прямых расходов, перечисленных в п. 1 ст. 318 НК РФ. В частности, в него были добавлены расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Согласно пп. 2 и 5 ст. 8 Закона №58-ФЗ изменения в ст. 318 НК РФ (1) вступают в силу 15 июля 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В такой ситуации налогоплательщик должен сделать выбор: следовать рекомендации Закона и закреплять в своей учетной политике перечень расходов согласно новой редакции ст. 318 НК РФ или воспользоваться правом, предоставленным ему этой же статьей, и не изменять состав прямых и косвенных расходов, закрепленных в учетной политике.

До вступления в силу Закона №58-ФЗ взносы на обязательное пенсионное страхование учитывались в составе косвенных расходов и списывались в текущем отчетном периоде, поскольку не соответствовали понятию налога. После принятия Закона состав прямых расходов дополнен расходами на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Также Закон №58-ФЗ (п. 41 ст. 1) предоставил налогоплательщикам право самостоятельно дополнять перечень прямых расходов с учетом отраслевой специфики.

Таким образом, изменился принцип распределения расходов. Согласно новой редакции ст. 318 НК РФ налогоплательщик вправе сам определять, какие расходы являются прямыми, а какие – косвенными. При этом приведенный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень расходов является примерным. Иными словами, налогоплательщик может учитывать в качестве прямых любые иные расходы при условии закрепления их в учетной политике в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 318 и абз. 6 ст. 313 НК РФ.

Такой же позиции придерживается и Минфин России в Письме от 17 ноября 2005 г. №03–03–04/1/377. В нем, в частности, указано: «перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом».

Исходя из указанных обстоятельств учет тех или иных расходов является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и он может не вносить изменения в свою учетную политику.

Письмом от 21 октября 2005 г. №03–03–02/177 Минфин России подтверждает, что «если налогоплательщик принимает решение о неизменности учетной политики для целей налогообложения прибыли в 2005 году, то, учитывая положения ст. 313 НК РФ, он имеет право внести в нее изменения и учесть изменения, внесенные Законом №58-ФЗ, начиная с налогового периода 2006 года». Следовательно, финансовое министерство прямо допускает возможность невнесения налогоплательщиком изменений в учетную политику за 2005 г.

Таким образом, указание п. 1 ст. 318 НК РФ на то, что взносы на пенсионное страхование могут быть отнесены к числу прямых расходов, не обязывает налогоплательщика пересматривать перечень прямых и косвенных расходов.

Кроме того, в абз. 6 ст. 313 НК РФ прописано требование об изменении налогоплательщиком порядка учета в целях налогообложения отдельных хозяйственных операций и (или) объектов при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о корректировке учетной политики в случае изменения методов учета принимается с начала нового налогового периода. При внесении поправок в законодательство о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих поправок.

Нормам Закона №58-ФЗ, касающимся изменения перечня прямых расходов, придана обратная сила, и они распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки и размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Введение нового вида прямых расходов, а именно расходов на обязательное страхование, ухудшает положение налогоплательщика. Ведь это не только оттягивает момент признания таких расходов по сравнению с ранее действовавшим порядком, но и вынуждает налогоплательщика произвести их перерасчет начиная с 2005 г. в связи с приданием обратной силы данному положению.

Даже если признать, что введение нового вида прямых расходов носит обязательный характер, эта норма не должна применяться, так как ст. 5 НК РФ содержит прямой запрет на ее введение.

Таким образом, налогоплательщик не обязан пересчитывать свои налоговые обязательства с 1 января 2005 г. из-за введения нового вида прямых расходов – на обязательное пенсионное страхование.


1.2 Затраты: их поведение и классификация

В бухгалтерском учете затраты определяются как совокупность ресурсов, использованных на достижение какой-либо цели. Обычно это сумма денежных средств, которую следует уплатить за приобретенные товары или услуги. Различают прогнозные, бюджетные и фактические затраты. Под фактическими (или, иначе, историческими) понимаются реально произведенные затраты.

Для принятия управленческих решений нужна информация о затратах на mo-либо» (продукция, оборудование, услуга, процесс и пр.). Мы называем это «что-либо» объектом учета затрат или объектом калькулирования себестоимости, по которому и производятся группировка и стоимостное измерение затрат (22, c. 87).

Калькуляционный процесс, как правило, включает две основные стадии – накопление затрат и их распределение. Накопление затрат – это определенным образом организованные сбор и систематизация затрат в бухгалтерском учете. Например, данные о затратах на закупку бумаги, используемой при производстве журналов, в течение месяца накапливаются, затем подсчитываются ежемесячные итоги. Для группировки информации по объектам учета затрат осуществляется распределение накопленных общих сумм. Понятие распределения затрат включает две составляющие: 1) прямое отнесение собранных затрат на определенный объект; 2) косвенное распределение затрат между различными объектами. Для чего распределяются затраты? Например, затраты могут быть отнесены на конкретный отдел или цех организации для оценки эффективности его деятельности за определенный период времени. Распределение затрат по видам продукции или клиентам используется для подсчета и анализа рентабельности продукции или покупателей. Ключевым моментом при распределении затрат является характер их отношения к калькуляционному объекту: они могут относиться на объект прямо или косвенно.

♦ Прямые затраты имеют непосредственное отношение к конкретному виду продукции (или другому объекту учета затрат), могут быть прямо на него отнесены, и их прямое отнесение экономически целесообразно (26, c. 134).

♦ Косвенные затраты имеют отношение к объекту учета затрат, но их невозможно или экономически нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретной продукции (или другой объект учета затрат) (31, c. 89).

В процессе отнесения затрат к прямым или косвенным учитывается ряд факторов:

1. Существенность доли затрат. Чем выше удельный вес конкретных затрат в общей себестоимости продукта, тем вероятнее, что экономически целесообразно отнести их к прямым. Рассмотрим компанию, осуществляющую продажу и доставку товаров по каталогам. Вероятно, экономически целесообразно прямо отнести на конкретного покупателя затраты, связанные с доставкой курьером заказанных товаров по определенному адресу. То есть данные затраты будут прямыми. Напротив, стоимость бумаги, расходуемой на изготовление квитанций, которые доставляются покупателю вместе с товаром, вероятнее всего, будет отнесена к косвенным затратам, так как сложные работы по прямому отнесению экономически нецелесообразны из-за незначительной доли затрат на квитанции в себестоимости заказа. Выгода от знания точной цифры (например, 0,5 центов на один заказ) не покроет затраченных средств и времени на установление прямой связи стоимости квитанций и заказов на доставку (19).

2. Уровень информационных технологий. Чем совершеннее технологии сбора и обработки информации, тем большая доля затрат может быть отнесена к прямым Система штрих-кодов, например, позволила многим предприятиям часть затрат, ранее относимых к косвенным, включить в категорию прямых затрат. Многие детали и компоненты, используемые в производстве продукции, теперь имеют определенные штрих-коды, информация с которых может считываться на любом этапе производства.

3. Характер бизнес-процессов. Отнесение затрат к группе прямых намного облегчено на тех предприятиях, где оборудование и другие мощности полностью или частично разграничены между процессами производства конкретной продукции или обслуживания конкретного покупателя.

4. Условия договоров. Например, если в договоре установлено, что определенный компонент может использоваться лишь при производстве конкретного вида продукции, это намного упрощает отнесение стоимости этого компонента к прямым затратам (23, c. 118).

Кроме того, необходимо отметить, что в ряде случаев одни и те же затраты могут быть как прямыми, так и косвенными. Классификация затрат на прямые и косвенные во многом зависит от выбранного объекта учета затрат. В качестве примера приведем следующий. Далее мы рассмотрим вопросы, касающиеся поведения затрат, и их разделение в соответствии с поведением на переменные и постоянные (29, c. 219).

На основе информации, созданной в калькуляционных системах, менеджеры могут определить поведение затрат. Рассмотрим два основных типа поведения затрат. Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Постоянные затраты, в свою очередь, остаются неизменными за рассматриваемый период времени вне зависимости от изменений объемов производства и продаж. Выделение переменных и постоянных затрат осуществляется по отношению к определенному объекту учета затрат и определенному периоду времени (15, c. 169).

Не думайте, однако, что определенный вид затрат относится либо только к переменным, либо только к постоянным затратам. Рассмотрим затраты, связанные с оплатой труда. Если, например, заработная плата рабочим начисляется на сдельной основе, т.е. в зависимости от количества единиц, которые они произведут, то заработная плата относится к переменным затратам.

Заработная плата будет отнесена к постоянным затратам в случае, если в трудовом соглашении установлен фиксированный годовой размер оплаты труда работника, оговорены условия невозможности увольнения и перевода на другой участок в случае остановки производства.

Драйверы (носители) затрат

Под драйвером (носителем) затрат понимается фактор оказывающий влияние на общую величину затрат в заданный период времени, например объем производства или продаж. В этом случае имеет место причинно-следственная связь, существующая между изменением уровня объема производства / продаж и общей суммой затрат.

Драйвером (носителем) переменных затрат является объем производства/ продаж, изменение которого приводит к прямо пропорциональному изменению общей величины переменных затрат. Например, количество собранных на заводе автомобилей является драйвером затрат на рулевые колеса для автомобилей (13, c. 91).

Для постоянных затрат, рассматриваемых в краткосрочном периоде, подобных носителей затрат не существует. Однако в долгосрочном периоде ситуация несколько иная. В долгосрочном периоде тем не менее предприятиеможет увеличить или уменьшить количество оборудования стратегией изменения объемов производства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что объем производства можно рассматривать как носитель затрат и для общей величины постоянных расходов, но только в долгосрочном периоде.

Диапазон релевантности

Диапазон релевантности (область релевантности) – это диапазон объемов произведенной или проданной продукции, работ, услуг, при котором сохраняется определенная зависимость между объемом производства / продаж и затратами. Например, постоянные расходы постоянны только в заданном диапазоне объема производства / продаж (обычно широком) и в заданном отрезке времени (обычно бюджетном периоде) (20, c. 13).

Сумма постоянных затрат может изменяться от одного года к последующему. Например, в случае увеличения размера регистрационного взноса возрастет и общая сумма постоянных затрат.

Взаимосвязи между разными группам затрат

Таким образом, в работе были представлены две основные классификационные группы затрат: прямые/ косвенные и переменные / постоянные. Одновременно затраты могут быть:

♦ прямыми и переменными;

♦ прямыми и постоянными;

♦ косвенными и переменными;

♦ косвенными и постоянными.

1.3 Себестоимость продукции, ее составные и виды, варианты исчисления

На рубеже XIX–XX вв. в условиях создания и функционирования транснациональных корпораций, усиления концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, кооперирования и комбинирования производства и ряда других процессов существенно изменились требования к ведению и организации бухгалтерского учета.

Особенно очевидными стали недостатки калькуляционного учета.

При изготовлении конечно продукта несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, продаже продукции в различные страны и регионы усредненные данные о себестоимости конечного продукта не позволяют эффективно управлять себестоимостью продукции.

С целью совершенствования калькуляционного учета в ряде передовых стран стали применять новые методы учета затрат на производство и калькулирование: учет затрат по центрам ответственности, калькулирование себестоимости по системам стандарт-кост и директ-костинг и другим, превратившим калькуляционный учет в систему производственного учета.

В процессе дальнейшего развития системы производственного учета стали применять помимо учетной другие функции управления – планирования, контроля, анализа, принятия решений. Применение основных функций управления в системе производственного учета превратило эту систему в систему управленческого учета.

В настоящее время управленческий учет применяется во многих крупных и средних фирмах во всех видах бизнеса – в промышленности, торговле, в сферах образования, медицины и т.д.

В управленческом учете используется в основном экономическая информация, состоящая из плановой, нормативной, учетной (данные финансового, статистического, налогового и управленческого учета) и прочей информации, к которой относятся материалы аудиторских проверок, объяснительные и докладные записки, комментарии специалистов по проблемам производства и сбыта соответствующих продуктов и др.

Основные задачи управленческого учета:

– учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и представление информации по ним менеджерам;

– учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

– исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и др.);

– определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;

– контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

– планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

– прогнозирование и оценка прогноза (представление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования);

– составление управленческой отчетности и ее представлении управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу (29, c. 249).

Одной из основных текущих целей функционирования каждого предприятия, конечно, является получение прибыли. Необходимое условие этого – определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции (товаров, услуг) над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.

Российская экономика на существующем этапе своего развития постепенно выходит из кризиса, следовательно, регулируя затраты, оптимизируя их объем и структуру, можно максимизировать отдачу от них и ускорить этот процесс.

Не должно иметь места нецелесообразное потребление материала и средств труда, потому что неразумно израсходованные материалы и средства труда не принимают участия в образовании стоимости продукта.

Управление издержками дает:

· знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

· наличие качественной и реальной информации о том, где и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;

· умение обеспечивать максимально высокий уровень отдачи от использованных ресурсов.

Управление затратами имеет преимущества:

· производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек, а следовательно, и цен;

· наличие качественной и реальной информации о себестоимости определенных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;

· возможность использования гибкого ценообразования;

· предоставление объективных данных о состоянии бюджета предприятия;

· возможность оценки деятельности каждого предприятия с финансовой точки зрения;

· принятие обоснованного и эффективного управленческого решения (31, c. 89).

На сегодняшний день в мировой теории и практике управления затратами получили распространение и развитие такие методы и подходы к управлению как

· Стандарт-кост. Система «стандарт-кост» – система учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат, основными целями которой являются управление и контроль затрат, установление реальных цен, подготовка бюджетов и различных прогнозов.

· Директ-кост – Метод учета в системе контроллинга, основанный на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов.

· Абзорпшн-кост – в калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные производственные накладные расходы (ПНР) включаются в себестоимость продукции.

· управление по центрам ответственности,

· кайзен-костинг – японский инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для достижения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.

· таргет-костинг,

· АВС,

· бенчмарктинг затрат,

· кост-киллинг,

· анализ точки безубыточности,

· управление цепочкой потребительской стоимости,

· анализ затратообразующих факторов и расчет затрат жизненного цикла продукции (30, c. 152).

Далее дадим краткую характеристику наиболее интересующих нас методов.

«Стандарт-кост» в полном смысле слова означает стандартные стоимости затрат. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов.

На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года.

Главное в «Стандарт-косте» – контроль за наиболее точным выявлением отклонений от установленных стандартов затрат, что способствует совершенствованию и самих стандартов затрат. При отсутствии же такого контроля применение «Стандарт-коста» будет иметь условный характер и не даст надлежащего эффекта.

Рыночные процессы, определяющие усложнения ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) – разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом – и дает система «директ – костинг» (12, c. 210).

Важно, что, применяя систему «директ – костинг» (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится так называемый график точки критического объема производства, то есть такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета:

К = Зпост / МДизд,

где Зпост – величина условно – постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода,

МДизд. – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно – переменным расходам) (29, c. 54).

Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

Система «директ – котинг» заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно – постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

С учетом по системе «директ – костинг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации (31, c. 120).

Кроме уже перечисленных методов управления затратами, изложенных Е.С. Стояновой, используется также функционально-стоимостной анализ (ФСА) – практический метод комплексного системного исследования объектов, направленный на обеспечение минимальных затрат на производство, реализацию или эксплуатацию при обеспечении необходимых потребительских свойств.

ФСА от других методов повышения эффективности производства отличает совокупность принципов, которая включает плановый характер проведения ФСА, комплексный подход, системный подход, функциональный подход, принципы соответствия значимости функций и затрат на их осуществление, соответствия фактического значения параметра требуемому уровню, активизации творческого мышления, коллективного труда, междисциплинарного подхода и др.

1.4 Роль учета затрат в системе управления калькуляции

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в официальных документах и авторских публикациях термины «затраты», «расходы», «издержки производства», «затраты на производство» нередко употребляют в самых разных значениях.

По одному мнению, затраты и расходы – разные понятия: затраты – не что иное, как расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, а расходы – использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вне связи с определенным отчетным периодом (уменьшение экономических выгод). Первые связаны с предпринимательской деятельностью и поэтому образуют себестоимость продукции (работ, услуг) (27, c. 58).

По другому мнению, затраты и расходы – это синонимы (31, c. 29). Нередко можно встретить словосочетания «издержки производства» и «затраты на производство» либо в одинаковом, либо в разных значениях.

Издержки производства представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно к тому, приходятся затраты на законченный продукт (что соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении «издержки производства» и «затраты на производство» близки по своему экономическому содержанию. Но если первое понятие обычно употребляют применительно к затратам по их назначению (т.е. затратам по статьям калькуляции, что равносильно понятию себестоимости выпущенной продукции и себестоимости незавершенного производства в разрезе калькуляционных статей), то второе (затраты на производство) обычно соотносят с затратами по экономическим элементам.

Понятие «затрат» не встречается ни в одном нормативном документе, ровно как и понятие «издержек». Как следствие всего этого, различные авторы приводят различные трактовки затрат и издержек, считают синонимами расходы организации, издержки и затраты. Некоторые авторы не использует понятие затрат, полностью заменяя его на издержки.

Так, например, с точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все затраты предприятия приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения и издержки производства (17, c. 83).

В «Бухгалтерском учете», например, затраты и издержки рассматриваются с точки зрения производства, а понятие расходов употребляется с точки зрения общих расходов предприятия, то есть не только производственных.

Приведем, наиболее корректные определения этих понятий:

Издержки производства – затраты труда, включающие в себя затраты прошлого труда, овеществленные в средствах и предметах труда, и затраты живого труда (30, c. 80).

Затраты на производство – потребленная в процессе производства часть материальных, трудовых финансовых ресурсов организации за определенный период времени. Мы видим, что в самом понятии издержек производство включается понятие затрат на производство, как составная их часть.

Поэтому понятие издержек производства шире понятия затрат на производство. К тому же данные понятия отличаются с точки зрения момента времени. Затраты на производство рассматриваются с позиции текущего производственного этапа, они представляют собой затраты определенного периода, а вот посчитать издержки производства за определенный период времени (производственный цикл) не представляется возможным.

Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (6).

Как мы видим, понятие расходов организации включает в себя понятие издержек на производство и понятие производственных затрат, так как расходы образуются не только в сфере производства (27, c. 65).

Но если рассматривать производственные расходы, то они будут равны затратам на производство, этим и объясняется подмена понятий некоторыми специалистами.

Рассмотрим эти категории с более глубокой экономической точки зрения:

Издержки организации – денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью.

Затраты организации – часть издержек, понесенных организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. И лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы.

Однако встречается объединение понятий издержек и затрат организации.

Затраты организации – общий объем ее текущих издержек, включающий как производственное потребление, так и непроизводственное потребление.

Себестоимость продукции, работ или услуг это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Под затратами при этом понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования (более подробно затраты будут рассмотрены чуть ниже). Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями. При этом следует отметить, что состав и величина затрат в целях формирования финансового результата и в целях налогообложения прибыли, в соответствии с действующим в России законодательством, неодинакова и регламентируется следующими нормативными актами: ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов (11, c. 96).

Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.

Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

Каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

1.5 Организация учета прямых затрат в составе себестоимости продукции

Согласно пп. 2 и 5 ст