Ссылка на архив

Аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производства

Аудитэто независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

В данной курсовой работе проводится аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производства на примере ОАО «N». Данное предприятие до недавнего времени имело на балансе достаточно много обслуживающих хозяйств и производств, но в процессе деятельности свернуло многие из них. Контролю учета затрат на эти производства уделяется гораздо меньше внимания, чем на основное производство, поэтому на данный момент необходимо проверка обоснованности применяемой методики учета затрат на обслуживающие производства и хозяйства, проверка обоснованности отнесения отдельных видов расходов на затраты, анализ достоверности бухгалтерской отчетности по этим производствам.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Правовая и организационная форма предприятия

Предприятие «N» - открытое акционерное общество, в которое было приватизировано по первому варианту. Дата регистрации предприятия – 1994 год. Во главе предприятия находится Совет директоров в составе 7 человек. При ОАО созданы 12 дочерних и зависимых обществ.

1.2. Анализ положения на рынке, характеристика продукции

Рынки, на которых оперирует предприятие, являются:

- предприятия оборонной отрасли промышленности,

- предприятия нефтехимической промышленности,

- предприятия пищевой промышленности

Конкурентами в основном являются зарубежные фирмы Преимуществом ОАО «N» является значительно меньшая стоимость продукции.

Основными направлениями деятельности предприятия являются:

- создание прогрессивных методов и средств изготовления важнейших изделий оборонной отрасли промышленности – 44,1%

- создание высокопроизводительного импортозамещающего технологического оборудования для топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности - - 18,0%

- создание специализированного технологического оборудования для предприятий общего машиностроения, деревообрабатывающей промышленности - 32,3%

- создание специализированного высокопроизводительного оборудования для предприятий агропромышленного комплекса – 5,6%

- оказание технических услуг предприятиям республики.

1.3.Характеристика финансового состояния предприятия за отчетный период.

По данным за 9 месяцев 2001 года проведен анализ финансового состояния предприятия. База для сравнения – аналогичный период 2000 года. Из данных бухгалтерской отчетности следует, что валюта баланса возросла на 11 139 тыс.руб. или на 8,66%, что свидетельствует о расширении объема хозяйственной деятельности предприятия. Сравнение динамики активов и финансовых результатов (таблица1.1) показали, что в исследуемом периоде темп прироста прибыли выше, чем темп прироста выручки от реализации продукции, который , в свою очередь, выше, чем темп прироста активов. Это свидетельствует о том, что в отчетном периоде использование активов было более эффективным. Это показывает и сравнительная рейтинговая оценка основных показателей финансовой деятельности предприятия. Увеличилась, по сравнению с прошлым периодом, стоимость имущества предприятия, и, несмотря на уменьшение стоимости внеоборотных активов, улучшилась его структура.

Таблица 1.1

Сравнение динамики активов и финансовых результатов

Тыс.руб.

ПоказателиБазисный периодОтчетный периодТемп прироста показателя (%)
Средняя за период величина активов предприятия1308101341432,55
Выручка от реализации за период209342310610,38
Прибыль от реализации за период2210345056,11

Коэффициент износа, рассчитанный по формуле равен 0,39, что говорит о том, что достаточно большая часть основных средств требует обновления и ремонта.

При более детальном анализе структуры и динамики оборотных активов отмечаем, что их удельный вес в стоимости активов увеличился на 9,55 % и поднялся до 33,56%. При этом отмечается рост материально-производственных запасов а также наиболее мобильных активов - денежных средств на 3,88 % в структуре оборотных средств. Последнее благоприятно для предприятия. Уменьшилась дебиторская задолженность, что говорит о систематической работе с дебиторами, уменьшились запасы готовой продукции на 6,62%, что говорит об улучшении ее сбыта.

Пассивная часть баланса увеличилась на 11139 тыс.руб. или на 8,66%. Удельный вес собственных средств довольно значительный в структуре баланса, на начало отчетного периода составляет 85,31%, на конец отчетного периода – 78,15%. Причиной такого

снижения доли собственных средств является рост кредиторской задолженности с 14,69% до 21,85%.Коэффициент автономии уменьшился с 0,85 до 0,78, что выше нормативного таким образом, обязательства ОАО могут быть покрыты собственными средствами, но тем не менее, его снижение говорит об уменьшении финансовой независимости.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличился с 0,17 до 0,30, но тоже лежит в пределах нормативного. Его увеличение тоже свидетельствует о снижении финансовой независимости.

Исследование финансовой устойчивости предприятия показало, что в этом отчетном периоде она несколько снизилась, по сравнению с предыдущим, но все же предприятие может проводить независимую финансовую политику. Предприятие является платежеспособным, а баланс предприятия ликвидным. Показатели деловой активности предприятия можно оценить как удовлетворительные: наблюдается рост таких показателей, как оборачиваемость кредиторской задолженности, оборачиваемость собственного капитала, но наблюдается снижение, хоть и незначительное, остальных показателей.

В целом на основе проведенного анализа можно сделать выводы, что текущее оперативное управление финансами в отчетном исследуемом периоде было удовлетворительным.

Таблица 1.2. Основные показатели деятельности ОАО «N»

тыс.руб.

№ п.пСодержание01.01.0101.07.01
1.Выручка от реализации продукции (за минусом НДС)2093423106
2.Себестоимость реализации продукции1160014932
3.Прибыль чистая8793435
4.Дебиторская задолженность123919781
5.Кредиторская задолженность1873330245
6.Сумма чистых активов109683109190
7.Уставный капитал7474
8.Добавочный капитал111321107387
9.Среднесписочная численность работников426473
10.Средняя заработная плата работников2,072,86

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА

2.1. Методика организации аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов. Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

- при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

- определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель — помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.

Рассмотрим основные процедуры аудиторской проверки:

- сбор аудиторских доказательств;

- использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов:

- составление рабочих инструкций;

- разработка рабочих аудиторских документов;

- аудиторская выборка;

- оценка результатов проверки и составление аудиторского заключения.

Приведем общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на которые необходимо обратить внимание:

- нормативная база для проведения аудита;

- предметная область проведения проверок;

- методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;

- особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя нормативная база — соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Внутренняя нормативная база — это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:

- Перечень основных нормативных документов;

- Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;

- Первичные документы по разделу учета;

- Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;

- Классификатор возможных нарушений;

- Вопросник аудитора для составления программы проверки;

- Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;

- Описание контрольных процедур.

Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов

Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми. Используются восемь основных методов:

- наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,

- наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,

- устный опрос,

- получение письменных подтверждений,

- проверка документов клиента,

- проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,

- проверка арифметических расчетов,

- проведение анализа.

Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.

Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:

- наименование контрольной процедуры;

- цель проведения контрольной процедуры;

- перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;

- описание техники исполнения процедуры;

- описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.

Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента.

В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (от 09.02.96 г.) по результатам осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма) должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения,

Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют.

Если в результате аудиторской проверки экономический субъект устранил существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учете, в соблюдении законодательства, а также внес соответствующие поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Формы аудиторских заключений, рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и одобрены этой же Комиссией в качестве правил (стандарта) аудиторской деятельности.

2.2. Аудиторские риски

С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.

Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от следующих факторов:

- конкурентоспособности аудитора ;

- недружественной рекламы деятельности аудитора ;

- вероятности судебных исков по отношению к аудитору;

- финансового состояния клиента;

- характера операций клиента;

- компетентности администрации и учетного персонала клиента;

- сроков проведения аудита и т.д.

Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор делает вывод и отражает в заключении тот факт, что финансовая отчетность у клиента составлена правильно. В действительности же она содержит существенные ошибки.

Аудиторский риск содержит несколько компонентов. Для анализа его составляющих представим аудиторский риск в виде следующей упрошенной предварительной модели:

ПАР = ВХР * РК * РН, где

ПАР — приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;

ВХР — внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РК — риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля:

РН — риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Для составления более эффективного плана можно использовать способ вычисления риска, а именно, определить риск необнаружения и соответствующее количество подлежащих сбору свидетельств.

В этих целях модель аудиторского риска преобразуют следующим образом:

При этой форме модели риска ключевым фактором становится риск необнаружения, ибо он предопределяет необходимое количество свидетельств. Требуемое количество свидетельств обратно пропорционально уровню риска необнаружения. Чем меньше уровень риска необнаружения, тем больше требуется свидетельств.

Приемлемый аудиторский риск — это субъективно установленный уровень риска, который готов взять, на себя аудитор. Если аудитор определит для себя меньший уровень аудиторского риска, то это будет означать, что он стремится к большей уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок.

Величина приемлемого аудиторского риска может быть выражена следующим соотношением:

Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок. Необходимо отметить, что аудитор не может гарантировать полного отсутствия существенных ошибок. Большинство аудиторов считает, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%.

На величину приемлемого аудиторского риска могут оказывать влияние следующие основные факторы:

- уровень компетентности аудитора;

- финансовое состояние аудитора;

- степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности;

- масштаб бизнеса клиента;

- организационно-правовая форма клиента;

- форма собственности и ее распределение в уставном капитале клиента;

- характер и сумма обязательств клиента;

- уровень внутреннего контроля клиента;

- вероятность банкротства у клиента и т.д.

Внутрихозяйственный риск — это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля.

Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки.

Риск необнаружения — это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска.

2.3. Цели и задачи аудита счета «Обслуживающие производства и хозяйства».

Необходимо прежде всего указать, какие именно подразделения предприятия являются обслуживающими. Обслуживающими для любой организации являются хозяйства и производства, деятельность которых непосредственно не связана с процессом производства продукции, выполнения работ и оказания услуг обслуживающим производствам и хозяйствам относятся находящиеся на балансе организации:

- жилищно-коммунальные хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных и т.п.)

- пошивочные и другие обслуживающие производственный процесс мастерские

- детские дошкольные учреждения (ясли, сады)

- дома и базы отдыха, санатории, детские оздоровительные лагеря и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительского назначения

- подсобные сельские хозяйства

- столовые, буфеты

- другие аналогичные хозяйства.

Поэтому целью аудита счета 29 «Обслуживающие хозяйства и производства» является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций по данному счету и налогообложения действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам. Это необходимо для того, чтобы выявить ошибки и определить степень их влияния на бухгалтерскую отчетность организации.

Основной задачей аудита счета 29 является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при учете расходов и доходов обслуживающих производств и хозяйств, правильности применения льгот по налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и некоторым другим, а также проверка правильности ведения бухгалтерского учета по данному счету.

Можно также указать некоторые другие задачи аудитора при аудите затрат на обслуживающие хозяйства и производства:

- Оценить состояние синтетического и аналитического учета операций по счету 29 в проверяемом периоде.

- Оценить полноту отражения совершенных операций по счету 29 в проверяемом периоде

- Проверить соблюдение организацией налогового законодательства, особенно в части применения льгот по налогу на имущество, налогу на прибыль,

- Оценить правильность и обоснованность отнесения затрат со счета 29 на соответствующие источники

2.4. План и программа аудита затрат на обслуживающие хозяйства и производства

Для определения стратегии аудита, объема работ и подготовки программ аудитору целесообразно подготовить план проверки счета 29 и счетов, корреспондирующих с ним , остатки или обороты по которым за проверяемый период были существенны. В плане нужно указать, какие потенциальные ошибки возможны по этим счетам, какие доказательства необходимы для подтверждения достоверности записей по счетам и какие методы аудитор предполагает использовать для их сбора.

Планируя проверку счета «Обслуживающие хозяйства и производства», аудитор прежде всего определяет, какие известные ему ошибки связаны с ним. Для этого он дает в плане описание ошибок, выявленных на стадии предварительного планирования: при изучении деятельности предприятия, организации и методики ведения бухгалтерского учета

Необычные остатки по счетам и нетипичные изменения в течение года аудитор выявляет при предварительном анализе отчетности. По каждому из них до начала проверки нужно выяснить причины их появления и установить, ошибочны они или нет. Это достигается путем получения разъяснений от руководителей служб.

Несистематические записи, которыми оформляют разовые, редко повторяющиеся операции, например, исправительные и регулирующие записи, в том числе связанные с начислением резервов и закрытием периода, аудитор фиксирует при знакомстве с методикой учета и формой счетоводства, применяемыми на предприятии является продажа недвижимости. Поэтому надо проверить, как одна из таких операций была отражена в учете, и если неправильно, то можно предположить, что и другие подобные операции скорее всего учтены с ошибками.

Таким образом, в плане проверки счета 29 «Обслуживающие хозяйства и производства» должно быть указано какие виды аналитических процедур или документальных тестов будут использованы и с каким коэффициентом надежности.

Итак, на основании всего выше сказанного можно сказать, что аудитор планирует работу таким образом, чтобы обеспечить:

а) получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета по счету 29;

б) определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению по этому счету.

В плане аудиторской проверки должны быть отражены:

- проверяющий орган;

- руководитель аудиторской группы;

- объем выполняемых работ;

- сроки проведения и продолжительность работ;

- планируемый аудиторский риск

- планируемый уровень существенности;

- способы и приемы, применяемые аудитором.

При этом аудитор может обсудить план аудиторской проверки с руководством и персоналом проверяемого объекта, что позволяет повысить действенность проводимого аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью органов управления проверяемого объекта. В случае привлечения к аудиторской проверке соисполнителей или экспертов аудитор (в качестве руководителя работ) должен спланировать и их работу.

1. Что подлежит проверке:

- наличие и оформление первичных документов по счету 29,

- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете по счету 29,

- налогообложение.

2. Задачи аудита:

- проверка правильности отражения в бухгалтерском и в налоговом учете хозяйственных операций,

- установление достоверности финансовой отчетности данным первичного учета.

3. Выявление ошибок и расхождений между данными учета и отчетности.

4. Формулирование выводов и рекомендаций для заключения аудитора.

По счету “Обслуживающие хозяйства и производства” план аудиторской проверки для ОАО «N» может иметь следующий вид:

Планируемые виды работПериод проведенияИсполнители
1. Аудит оформления первичных документов
2. Аудит операций по счету 29 субсчету “Столовая”
3. Аудит операций по счету 29 субсчету «Гостиница»
4. Аудит операций по счету 29 субсчету “База отдыха «Отрадное»
5. Аудит операций по счету 29 субсчету “Поликлиника»
6. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

План аудиторской проверки должен быть заверен подписью руководителя аудиторской организации и печатью аудиторской организации. После составления общего плана аудиторской проверки аудиторская фирма подготавливает программу аудита.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По счету «Обслуживающие хозяйства и производства» программа аудита может выглядеть следующим образом:

Что проверяетсяИсточник информации
1. Аудит оформления первичных документовУчредительные документы организации, баланс, сметы эксплуатационных доходов и расходов, сметы доходов и расходов по коммунальным услугам, ПКО, РКО, данные контрольно–кассовых машин, талоны на питание, путевки, квитанции, , приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, коллективные договора, табели учета и использования рабочего времени, личные карточки, налоговые декларации и т.д.
1.1. Проверка правильности учета по столовойТалоны на питание, ПКО, РКО, данные контрольно–кассовых машин, счета – фактуры, расчетно–платежные ведомости, расчетные ведомости, РКО, , разработочная таблица «Сводка начислений заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы» (с вкладным листом) (по работникам столовой), калькуляционные карточки, товарные отчеты, авансовые отчеты, заборные карты, приходные и расходные документы.
1.2. Проверка правильности учета по безе отдыхаСметы, путевки, ПКО, РКО, счета – фактуры, лимитные карты, калькуляционные карточки, счета-фактуры, авансовые отчеты,
1.3. Проверка правильности учета по гостиницеСмета эксплуатационных доходов и расходов, баланс организации, ПКО, РКО, счета-фактуры, авансовые отчеты, книга регистрации посетителей, приходные и расходные документы.
1.4. Проверка правильности учета затрат по поликлиникеСмета эксплуатационных доходов и расходов, счета-фактуры, накладные на внутреннее перемещение
2. Проверка правильности начисления налога на добавленную стоимостьСчета 19, 68, декларации по НДС, справки, подтверждающие правомерность применения льгот по НДС, первичные документы
3. Проверка обоснованности включения затрат в себестоимость продукцииБаланс организации, учредительные документы, калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг)
4. Проверка соответствия учета способу реализации услуг базы отдыха

Счета 02, 10, 60, 67, 68, 69, 70, 76…

Декларации по НДС, налогу на пользователей автодорог, налогу на содержание объектов СКС, путевки, ПКО

5. Проверка правильности начисления и освобождения от налога на добавленную стоимостьСправки, подтверждающие правомерность пользования льготами по налогу на добавленную стоимость, счета 19, 68, декларация по НДС
6. Аудит тождествености показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

Ж.-о. № 10, 10/1 Кт 02,10,12,13, 25, 26, 28, 29, 31, 67, 68, 69, 70, 81, 88, 46, 50, 76 и т.д.

Ведомости № 9, 12, 16, Главная книга

6.1. Проверка правильности отражения оборота по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета

Ж.-о. № 10, 10/1 Кт 02,10,12,13, 25, 26, 28, 29, 31, 67, 68, 69, 70, 81, 88, 46, 50, 76 и т.д.

Ведомости № 9, 12, 16, Главная книга

6.2. Проверка правильности отнесения на себестоимость и иные источники затрат, отражаемых по счету 29

Ж.-о. № 10, 10/1 Кт 02,10,12,13, 25, 26, 28, 29, 31, 67, 68, 69, 70, 81, 88, 46, 50, 76 и т.д.

Ведомости № 9,12,16, Главная книга, калькуляция себестоимости

2.5. Рабочие документы аудита

В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов.

Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако он должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие другие свидетельства и разъяснения. В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора. Необходимо обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с разрешения клиента. Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения" - таким образом вся информация, как собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров, может составлять коммерческую тайну.

При проведении аудита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" рабочая документация аудитора может иметь следующий вид:

№ п/пПеречень аудиторских процедурОбъем информацииТехника исполненияХарактер возможных нарушений
1.

Проверка учредительных документов, баланса предприятия и балансов отдельных обслужива -ющих подразделений, проверка обоснован-ности ведения коммер-ческой деятельности об-

луживающими подраз-делениями

2001 г.Последовательно прос-матриваются все учре-дительные документы, все их изменения (дополнения), а также балансыОтсутствие в учре-дительных докумен-тах пунктов, как о виде постоянной деятельности предприятия
2.Проверка оформления учетных ПД, служащих основанием отражения в учете операций по счету 292001 г.

Последовательно ауди-тор просматривает все сметы эксплутацион-ных доходов и расхо-дов, сметы расходов и доходов по коммуналь-ным услугам (целевым сборам), тов социально - куль-турной сферы за пери-од, предусмотренный выборкой и выясняет:

- имеются ли подписи руководителя, гл.бух-галтера, начальников соответствующих об-служивающих подраз-делений на всех ПД

- в случае временной подмены первых лиц уполномоченными ли-цами, на которых возложены обязанности письменным распоря-жением руководителя предприятия, нет ли документов с подпися-ми этих лиц более ран-него (позднего) срока, чем дата их назначения

Отсутствие приказов на замещение первых лиц, отсутствие необ-ходимых подписей
3.Установление полноты документов для предос-тавления предприятию льгот по налогу на при-быль, НДС, налогу на имущество,Папка спра-вокПоследовательно про-ве