Ссылка на архив

Административные наказания

ГЛАВА 1. Понятие и цели административного наказания

§1.1. Понятие административного наказания

§1.2. Цели административного наказания

ГЛАВА 2. Система и виды административных наказаний

§2.1. Система административных наказаний

§2.2. Виды административных наказаний

ГЛАВА 3. Порядок наложения административных наказаний

§1. Принципы назначения административных наказаний

§2. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность

§3. Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


Введение

Управление обществом, обеспечение общественной дисцип­лины и правопорядка осуществ­ляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и административные наказания. Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреж­дению преступ­лений. Вместе с тем для более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны эти наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей, так как без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

За последние годы в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Ко­АП РФ) было внесено немало изменений. Они коснулись также и административных наказаний. В частности, был введен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Следовательно, несколько изменилась иерархия системы административных наказаний.

В связи с данными положениями, целью моей работы является рас­­­смо­­т­­рение административных наказаний по российскому административному законодательству. При изучении данного вопроса я попыталась подойти к нему с различных точек зрения:

- дать понятие административных наказаний и охарактеризовать основные их виды;

- изучить порядок наложения административных наказаний, смягчающие и отягчающие обстоятельства;

- рассмотреть новые виды административных наказаний, их особенности и т.д.

Опираясь на авторитетные мнения таких авторов, как Бахрах Д.Н., Конин Н.М., Россинский Б.В., и других менее известных исследователей, в использованной литературе, мною был охвачен широкий круг вопросов, относящихся к теме данной работы.

В итоге, я постаралась систематизировать имеющиеся сведения, данные и научно-правовые положения и сделать соответствующие выводы.


Глава 1. Понятие и цели административного наказания

§1.1. Понятие административного наказания

Ко­АП внес существенные новеллы в законодательную регламентацию административного наказания: во-первых, термин «административное взыскание» заменил термином «административное наказание», что подчеркивает общественную опасность административного правонарушения и карательную сущность административно-правовой санкции как меры государственного принуж­дения; во-вторых, указал на место административного наказания в системе карательных санкций, содержащихся в нормах других отраслей права, например, уголовного, предусматривающего условные наказания за совершение преступ­лений; в-третьих, конкретизировал воспитательные свойства карательной санкции, сконцентрировав ее потенциальные возможности на решении задач предупреж­дения административных правонарушений.

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 Ко­АП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Ко­АП РФ формально не закреп­ляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1, можно выделить его характерные признаки, как меры:

- юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства;

- государственного принуж­дения;

- предупреж­дения правонарушений и преступ­лений;

- психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.(1)

Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

Очень важным является тот момент, что административными наказаниями могут считаться только те принудительные меры, которые названы в ст. 3.2 Ко­АП РФ. Такие меры административного принуж­дения, как временное лишение права пользования библиотечным фондом, отзыв лицензии и ряд иных не могут быть признаны административными наказаниями и применяться в порядке производства по делу об административном правонарушении.

Административные наказания применяются за нарушение норм не только административного, но и конституционного, трудового, экологического, граж­данского, семейного, граж­данско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

Административные наказания по смыслу ч.1 ст. 3.2 Ко­АП РФ устанавливаются нормативными актами и применяются путем издания специальных индивидуальных актов. Юридическая наука различает два вида правовых актов с административными санкциями. Первые – нормативные правовые акты: законы, устанавливающие санкции за определенные административные правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст. 3.2. Иные федеральные законы, за исключением Ко­АП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливать каких-либо иных административных наказаний. Однако федеральный законодатель вправе расширить этот перечень, но только путем внесения соответствующих изменений в действующий Ко­АП РФ. Вторая группа актов с административными санкциями – правоприменительные акты. Это постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административных наказаний виновным в совершении правонарушений, предусмотренных Особенной частью Ко­АП РФ.

Названные виды актов различаются не только содержанием, но и субъектами, которыми принимаются, а также другими признаками. Нормативные акты, устанавливающие административные наказания, принимаются только законодательными органами и только в форме законов. Акты применения санкций принимаются специально уполномоченными субъектами, перечень и подведомственность которых закреп­лены нормами гл. 23 Ко­АП РФ. Такие акты принимаются в форме постановлений. В случаях, когда акт издает судья, то это акт правосудия, если же акт принимается исполнительным органом государственной власти либо его должностным лицом, то такой акт является актом государственной администрации.(2)

Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.


§1.2. Цели административного наказания

Ко­АП РФ (ч.1 ст. 3.1) содержит нормы, раскрывающие цели административного наказания:

а) предупреж­дение совершения правонарушителем новых правонарушений в целях частной превенции;

б) предупреж­дение совершения правонарушений другими лицами, чем достигаются цели общей превенции.

В определенной степени административное наказание, достигая цели частной и общей превенции административных правонарушений, в какой-то мере реализует аналогичные функции и профилактики преступ­лений.

В ч. 2 ст. 3.1 законодатель закрепил меж­дународно-правовой принцип гуманизма (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), согласно которому административное наказание исключает унижение человеческого достоинства и нанесение вреда деловой репутации юридического лица.(3)

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуж­дения преж­де всего своей функционально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

(4)
Глава 2. Система и виды административных наказаний

§2.1. Система административных наказаний

Статья 3.2. Ко­АП содержит систематизированный перечень различных по характеру и правовым последствиям административных наказаний, что создает правовую основу для реализации принципа индивидуализации в процессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Ко­АП устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреж­дение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъя­тие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного граж­данина или лица без граж­данства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.(5)

Все девять наказаний тесно связаны меж­ду собой и образуют единую систему, которая включает разные по содержанию тяжести и иным признакам карательные санкции.

В Ко­АП РФ перечень наказаний дан подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет, она должна учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными органами и должностными лицами, которые наделены полномочиями по назначению конкретных административных санкций. В частности, ее значение велико, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.(6)

Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.

1. По содержанию карательного воздействия выделяют:

а) меры морально-правовые (предупреж­дение);

б) меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъя­тие);

в) меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);

г) меры организационного характера (лишение прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

2. В зависимости от последствий их применения:

а) меры исправительно-воспитательного воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

б) меры, создающие невозможность совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъя­тие).

3. В зависимости от длительности состояния наказанности:

а) единовременные (разовые) административные наказания (штраф, предупреж­дение, конфискация, возмездное изъя­тие, административное выдворение);

б) длящиеся административные наказания, т.е. растянутые во времени (административный арест, дисквалификация, лишение специального права).

4. В зависимости от субъекта ответственности:

а) применяемые исключительно в отношении физических лиц (лишение специального права, арест, дисквалификация, административное выдворение);

б) применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам (предупреж­дение, штраф, конфискация, возмездное изъя­тие, административное приостановление деятельности).

5. В зависимости от порядка применения:

а) административные наказания, применяемые только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъя­тие, арест, лишение специального права, арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности), а также те, которые могут быть назначены и судья­ми (судами), и исполнительными органами (должностными лицами), а также иными субъектами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями и др.);

б) административные наказания, применяемые в административном порядке – это только предупреж­дение, штраф и в особых случаях – административное выдворение за пределы России).

6. В соответствии со ст. 3.3 Ко­АП РФ возмездное изъя­тие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, а все остальные санкции могут быть только основными наказаниями. Основным Законом признаются административные наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.

Если статьей Особенной части Ко­АП РФ предусмотрена возможность применения к виновному и основной, и дополнительной административной санкции, то на лицо, совершившее правонарушение, могут быть наложены сразу два наказания: одно основное и одно дополнительное.

В санкциях ряда статей Особенной части Ко­АП РФ содержатся дополнительные санкции. В одних случаях применение дополнительного наказания допускается на альтернативной основе (например, санкция ст. 14.2 – штраф «с конфискацией... или без таковой»). Значит, по усмотрению судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело, дополнительное наказание может либо применяться, либо не применяться. В других случаях санкции стаей Особенной части Ко­АП РФ предусматривают обязательное одновременное применение основного и дополнительного наказания (например, ст. 14.10 – штраф с конфискацией). В подобных случаях субъекты административной юрисдикции обязаны налагать на виновного наряду с основным и дополнительное административное наказание.

7. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ч.3 ст. 3.2 Ко­АП РФ, все административные наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализованно – законами субъектов РФ об административных правонарушениях: только предупреж­дение и штраф.

Ко­АП исключил исправительные работы из видов административного наказания по соображениям противоречия данного вида административного наказания принципам и нормам меж­дународного права, касающихся запрета принудительного труда, и в то же время дополнил систему административных наказаний новым видом – дисквалификацией, т.е. наказанием, согласно которому физическое лицо лишается права осуществ­лять в юридическом лице управленческие функции в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3. 11. Ко­АП РФ).

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов»(7) в Ко­АП РФ введено новое административное наказание – административное приостановление деятельности, заключающееся во временном прекращении деятельности лиц, осуществ­ляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществ­ления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Установление таких видов административного наказания, как: возмездное изъя­тие орудия совершения или предмета или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного граж­данина или лица без граж­данства; дисквалификация и административное приостановление деятельности входит в компетенцию Российской Федерации и может быть законодательно закреп­лено лишь в Ко­АП РФ.

Субъекты РФ в качестве административных наказаний за совершение административных правонарушений могут устанавливать предупреж­дение и административный штраф.


§2.1. Виды административных наказаний

За совершение административных наказаний могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреж­дение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъя­тие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного граж­данина или лица без граж­данства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.(8)

Теперь рассмотрим каж­дый из них поподробнее.

1. Предупреж­дение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания: Ко­АП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.

Ко­АП РФ впервые на законодательном уровне закрепил понятие «предупреж­дение» как меру административного наказания в виде «официального порицания физического или юридического лица», имеющего исключительно письменную форму выражения.

По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреж­дение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.

Раскрывая содержание предупреж­дения, законодатель говорит о том, что оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреж­дение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.

Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 прямо закреп­лено правило, что предупреж­дение выносится в письменной форме. Устные предупреж­дения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают граж­данам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреж­дения (предписания, предостережения), которые направляются граж­данам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреж­дение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуж­дения. Это производится письменно конкретным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреж­дение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности, - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреж­дения лицо продолжает нарушать закон.

Предупреж­дение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия назвать предостережением.

В качестве санкции норм Особенной части Ко­АП РФ предупреж­дение альтернативно административному штрафу, и данное соотношение позволяет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, реализовывать предоставленную законодателем возможность избрать тот или иной вид административного наказания с учетом личности виновного и обстоятельств административного правонарушения.

2. Административный штраф является денежным взысканием. Штраф как мера принуж­дения известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид взыскания от уголовного и иных его разновидностей, в Ко­АП РФ его назвали административным.

Штраф по своей природе имеет имущественный характер и реализуется в виде денежного взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, оказывая воздействие не только на сознание, но и на имущественное положение виновных.

Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части Ко­АП РФ, за исключением ч. 2 ст. 20.25, содержат такую санкцию как штраф.

Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.

Так, штраф может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Для определения размера штрафа в данном случае необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда». В соответствии со ст. 5 данного Закона исчисление штрафов «до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов...» производится «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям». Таким образом, размер «штрафного» МРОТ равен на сегодняшний день 100 руб.

Интересным представляется мнение Генеральной прокуратуры РФ наложенное в письме от 21 ноября 2002 г. №37/1-582-02, в котором указано, что «установленная статьей 5 базовая сумма в размере 100 рублей не является минимальным размером оплаты труда, а является временной ставкой и ее действие распространяется только на период времени до внесения изменений в соответствующие федеральные законы...»;

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Данный порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соответствии с нормами гл. 16 Ко­АП РФ, а также за правонарушения в области предпринимательской деятельности;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного штрафа, налагаемого на граж­дан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50, на юридических лиц – 1000.

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен в размере для должностных лиц до 200, для юридических лиц – 5000 МРОТ.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объе­ме в соответствии с законодательством Российской Федерации.(9)

3. Возмездным изъя­тием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъя­тие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъя­того предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Возмездное изъя­тие охотничье­го оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Данная санкция применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения, поскольку порядок ее реализации сложнее, чем конфискация. В Ко­АП РФ данное наказание предусмотрено только в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12, во всех случаях в альтернативной санкции.

4. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъя­тых из оборота вещей.

Как административное наказание она имеет ряд особенностей.

Во-первых, конфискация назначается только судьей. Данное положение основано на ч.3 ст. 35 Основного Закона РФ, где провозгла­ 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>