Ссылка на архив

Административно-территориальный портрет России

Множество факторов влияет на ход исторических событий: природно-климатические, экономические, внешнеполитические, духовно-психологические, социальные, этнические и другие. Абсолютизация одного из них ведет к искаженному представлению о развитии народа, неверным оценкам современных и прошлых событий и прогнозам на будущее.

Когда я только начала изучать историю России, больше всего меня заинтересовал вопрос образования Древнерусского государства. Я считаю эту тему очень интересной и увлекательной, может быть, потому что хочу узнать, какие же предпосылки и истоки были для его возникновения.

Я уверена, что вопрос: Как же возникло наше государство? - волнует не только меня, но и очень многих людей, а в особенности ученых.

Мне кажется, что эта тема занимала и занимает одно из первых мест в числе точно неизвестных фактов истории и является одним из “камней преткновения” между учеными, писателями, историками и другими людьми нашего государства.

Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. “Откуда есть пошла Русская земля?”- с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI- начало XII вв.), автор первой редакции “Повести временных лет”. Шли века, менялись поколения летописцев, создавались общерусские летописные своды и писались областные летописи, содержащие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описания сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества, на народ, и все это было выражением закономерности развития русской истории - преодоления раздробленности, единения русских земель, завершившегося созданием централизованного государства.

Русское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века от Рождества Христова. Русские же племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее.

Но раньше, чем начать рассказ о начале русского государства, необходимо ознакомиться с тем, как жили племена русских славян до возникновения у них государственного порядка. Так как эти племена не были первыми и единственными “насельниками” нашей страны, то надобно узнать, кто жил здесь ранее славян и кого застали славяне в своем соседстве, когда поселились на Днепре и Ильмене.

Когда мы узнаем обстановку, в какой пришлось жить нашим далеким предкам, мы яснее поймем причины возникновения у них государства, и лучше представим себе особенности общественного и государственного их устройства.


Глава I. История России с древности и до наших дней.

1. Создание Древнерусского государства

Современная наука утверждает: не бывает исконных территорий. Все известные народы когда-то откуда-то пришли или распространились в места, где их застает внимание хрониста, летописца, путешественника или завоевателя. Более того, не бывает и вечных народов, как бы ни вводили в заблуждение исследователя давно существующие этнонимы.

В создании Древнерусского государства и формировании его первоначальных рубежей принимали участие различные народы. О происхождении русского народа как крупнейшего этноса, его культуры, менталитета и даже этнического имени-прозвища «Русь» существует множество теорий, подчас резко противоречащих одна другой и порой взаимоисключающих друг друга.

Согласно одной из них – словенской, племена словен-дуоничей между VIII и IX веками переместились на русскую территорию и этим самым якобы положили начало истории земли Русской.

В соответствии с другой теорией – шведской, появившейся в первой половине XVIII века, начало русской государственности положили варяги (они же шведы) – князь Рюрик, Синеус и Трувор, призванные словенами Новгорода совместно с кривичами, мерей, весью и чудью. Утверждается, что князья увлекли за собой свое племя по имени «русь», объединившее под властью Рюрика все местные племена и давшее новому государству свое имя «Русь».

Со «шведской» теорией весьма близко перекликается «датская» теория (более известная как – «норманнская»), согласно которой Рюрик был вовсе не швед, а уже «дан-фриз» по имени Рорех, потомок одного из северогерманских племен.

Определенной популярностью среди ученых пользуется точка зрения, согласно которой начало Русской Земли целиком связывается с Киевом. Утверждается, что князь Кий (именем которого назван Киев) был вовсе не вымышленным персонажем, а истинным собирателем древнерусских племен.

Наконец, существует еще один взгляд на историю русского государства, в соответствии с которым Киевская Русь – это лишь этап в истории формирования Руси, и подобных этапов было много.

Все это свидетельствует о том, что «седая» старина русского народа и государства не представляет собой свод бесспорных истин.

2. Татаро-монгольское нашествие и его последствия

Процесс державного строительства Руси в первые века второго тысячелетия тормозился вторжением врагов как с Востока, так и с Запада. Сопротивление Золотой Орде и западным рыцарским войскам положили начало многовековому формированию геополитического евразийского пространства, ставшего твердыней на пути завоевателей как с Востока, так и с Запада. Принципиально новая историческая ситуация для Руси возникла после битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.), где шведы и немцы потерпели поражение. В случае поражения русских судьба Новгородской земли могла бы сложиться иначе, а вся Северо-Восточная Русь могла быть поставлена на край пропасти.

Весьма неоднозначно в исторической науке роль так называемого татаро-монгольского нашествия (XIII – XIV). С одной стороны, оно традиционно ассоциируется с «игом», неисчислимыми бедами славянских народов.

С другой стороны, все чаще высказывается мнение, что заученная нами еще в школе «легенда» о татаро-монгольском нашествии возникла в России около трехсот лет назад. Именно тогда, когда в Петровскую эпоху русские люди стали активно и регулярно посещать Западную Европу. Там они видели комфорт, благополучие и спокойствие: каждый голландский плотник ел суп из своей тарелки, на окнах его дома в горшках росли цветы, в его стране развивались науки, процветало искусство, культивировались публичные зрелища под названием «феатр». Невольные сравнения были не в пользу России. И это вызывало желание понять и объяснить эту разницу, эту отсталость. Удовлетворившее всех объяснение русской «отсталости» нашлось очень быстро. Оказывается все дело в трехсотлетнем татаро-монгольском иге, которое непосильным бременем легло на плечи русского народа и, таким образом, затормозило развитие буквально всех сторон его жизни.

Моментом освобождения Руси от так называемого татаро-монгольского ига считается Куликовская битва. При этом как-то забывается, что это было сражение не столько с Ордой, сколько с мятежником Мамаем, для которого Чингизиды были смертельными врагами. Историческое значение Куликовской битвы велико. Но значение это, по Л.Н.Гумилеву, не в освобождении от «ига», а в том, что на поле боя пришли суздальцы, ростовчане, владимирцы, псковичи, рязанцы, москвичи и ярославцы, а ушли – русские. Поэтому в этнической истории России Куликовская битва считается той рубежной датой, после которой Московская Русь выступила реальностью всемирно-исторического значения.

Современная, уже устоявшаяся точка зрения, без всяких сомнений, требующая назревших поправок, принимает XIV век за рубеж между Древней Русью и появлением трех новых этносов, которых не существовало раньше: великороссов, белорусов и украинцев.

3. Москва – собирательница русских земель

Растущая активность русских князей и ортодоксального христианства была направлена на строительство Руси Святой. В этих условиях Москва смогла перехватить инициативу во внутренних и внешних делах. Границы Московского княжества стали расширяться еще при ордынцах. В 1392 г. к Московскому княжеству были присоединены Нижегородское княжество, в 1463 г. – Ярославль, в 1474 г. – Ростов Великий, а в 1478 г. – Новгород. Вскоре к Московскому княжеству присоединилось сильное и богатое Тверское княжество, затем Псков, Смоленск. Рязань и другие города. Именно в это время в письменных источниках появляется название «Россия», официальный титул главы которой стал «Великий князь». Лишь в 1574 г. Иван IV Грозный был провозглашен первым русским царем.

Юридическим толчком к «собиранию русских земель» можно считать то, что уже в первой половине XIV века Иван Калита, заручившись поддержкой хана Узбека, а потом и его сына Джанибека, возложил на себя обязанность выплаты дани за всю Русь. Таким образом, Москва стала практически неуязвимой с запада. Политика Москвы, выражавшаяся в стремлении к лидерству и утверждения православия, продолжилась и после смерти Ивана Калиты.

4. «Покорение» Сибири и дальневосточная экспансия

Продвижение русских на восток началось еще в XVI веке, и после взятия Казанского и Астраханского ханств граница Московского царства распространилась до Предуралья. Инициаторами этого продвижения считаются промышленники Строгановы. Именно они наняли и снарядили всем известный отряд под предводительством Ермака Тимофеевича. (По современным меркам, отряд выглядел весьма скромно: около 500 казаков и примерно 300 так называемых ратных людей.)

Практически с самого начала освоения Сибири на восток двинулось и население русского Севера «попытать счастья за Камнем». Вначале это были жители Великого Устюга — устюжане. Как и казаки, они именовали себя землепроходцами. Для организации новых территорий вслед за землепроходцами направлялись и царские воеводы, строившие русские города. (Первый город начали строить уже в 1585 г., и вскоре появились Тюмень, Тобольск, Пелым, Сургут, Нарым и Березов.) Из Западной Сибири на Дальний Восток казаки двигались через Забайкалье, а устюжане - через Мангазею. В 1645 г. В.Д. Поярков достиг Охотского моря.

Следовательно, всего лишь за один век землепроходцы прошли расстояние от Урала до Тихого океана, и Россия весьма быстро и прочно закрепилась на новом огромном пространстве. При этом русские осваивали привычный ландшафт - преимущественно речные долины. Если в европейской части страны русские предпочитали селиться по берегам Волги, Оки и Днепра, то в Сибири они оседали по берегам Енисея, Ангары и Оби, а также множества других сибирских рек.

Землепроходцы, а затем и русская администрация в большинстве своем без труда устанавливали необходимые контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому сопротивление русской миграции было незначительным, а если на первых порах и возникали конфликты, то они улаживались быстро и не имели далеко идущих последствий. Так что известное выражение «покорение Сибири» — это скорее эмоциональный образ, запечатлевший освоение бескрайних просторов и нелегкой природной среды, а не подчинение этносов, живших на этих территориях. В результате освоения русскими сибирских пространств и установления там власти московского царя образ жизни местного населения никак не изменился, потому что никто не собирался его ломать и делать из аборигенов русских. В ряде случаев сами русские, усвоив язык соседей и их обычаи, более приближались к их быту. Не было никаких преград для соблюдения местных языческих обрядов. Безусловно, среди них распространяли христианство, однако чаще всего безуспешно. А результаты миссионерской деятельности больше интересовали только священников. Поэтому русские люди прочно закрепились в Сибири и еще раз подтвердили преимущества уважительного отношения к праву других людей жить по своим обычаям и законам.

5. Династия Романовых и расширение границ на западе и юге

Хотя продвижение русских на восток было весьма успешным, основными направлениями «территориального интереса» первых Романовых стали юг и запад. Воссоединение Украины с Россией, происшедшее еще в 1654 г. в результате решения Переяславской Рады, отнюдь не сняло проблему обретения широкого выхода к морю для континентального и быстро развивавшегося государства. Лишь в начале XVIII века Россия в результате многолетней Северной войны и благодаря усилиям энергичного Петра I получила устье Невы с прилегающими землями, а также территорию современных Эстонии и Латвии. (В 1712 г. столица России была перенесена в Санкт-Петербург, а в 1721 г. страна трансформировалась в империю.) В конце XVIII века после трех разделов Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией в состав последней вошли земли Белоруссии и утратившей свою государственность Литвы. Продвижение на северо-запад завершилось в 1809 г. присоединением к Российской империи Финляндии, которая более пяти веков находилась под управлением Швеции.

XVIII—XIX века явились периодом расширения границ Российской империи на юге. При этом вопреки распространенному мнению (особенно в странах так называемого нового зарубежья) многие национальные территории вошли в состав России абсолют-но добровольно. Так, Россия никогда не завоевывала Грузию хотя бы потому, что последняя не входила в сферу ее геополитических интересов. Более того, долгое время первые Романовы (Михаил, Алексей и даже Петр), несмотря на постоянные просьбы грузинских князей о «покровительстве», отказывали им в этом. Лишь в 1800 г. Павел I, наконец вняв просьбе Георгия XII Багратиони о полном вхождении Грузии в Российскую империю, подписал манифест о присоединении Грузии к России.

Никак не ассоциируется также с термином «завоевание» история вхождения Армении в состав российского государства. Когда древнему армянскому народу в результате армяно-турецкого конфликта грозила полная гибель как этносу, он нашел в России не только пристанище, но и возможность для трудовой деятельности, активного предпринимательства, развития национальной культуры, участия в общероссийской научной и политической жизни.

Территория нынешнего Азербайджана была присоединена к Российской империи в результате войны с Ираном в начале XIX столетия, а не вследствие использования военной силы против населения довольно слабых местных ханств, правители которых вынуждены были постоянно лавировать между политикой Ирана, Турции и России.

Позже других народов в состав России вошли народы Казахстана и Средней Азии. Как известно, на территории современного Казахстана единого государства не существовало вовсе. Здесь кочевали три племенные группы — жузы: первый жуз (Старший) кочевал в Семиречье, второй (Средний) – в степях Центрального Казахстана, долинах Сырдарьи, Ишима, Тобола и третий (Младший) — в Западном Казахстане. Жузы испытывали постоянное давление воинственных соседей, особенно Джунганского ханства, усугублявшееся межплеменной враждой ханов разных жузов. Началом вхождения Казахстана в состав России считается 1731 г., когда была удовлетворена высказывавшаяся много лет просьба о покровительстве хана Младшего жуза. В 1731 —1740 гг. российское подданство приняли и некоторые ханы и султаны Среднего жуза. Что же касается территории Семиречья, где жили казахи Старшего жуза, то она была присоединена к России лишь в середине XIX века. К I860 г. вхождение в Россию казахстанских земель фактически было завершено. Местная граница стала охраняться казаками, а после сооружения в 1854 г. крепости Верной (ныне Алма-Ата) сюда увеличился приток русских переселенцев. В северной степной полосе, где конкретной границы никогда не существовало, русское население обосновалось значительно раньше.

Более драматично происходил процесс присоединения к России Средней Азии, который действительно имел характер завоевания. Русские войска несли потери как в боях (особенно при взятии Кокандского ханства), так и в результате восстаний местного населения, а также из-за тяжелого для русских людей климата и отсутствия коммуникаций. Лишь вхождение киргизов в состав России было абсолютно мирным. Присягу на верность России вначале приняли иссык-кульские киргизы (в середине XIX века), затем чуйские, ошские и таласские (по названию местностей). Максимальных размеров территория Российской империи достигла к началу XX века (1914 г.), когда в ее состав входили земли Польши и Финляндии.

6. СССР как географический субъект мира

Важнейший отрезок в тысячелетней истории России связан с образованием Союза Советских Социалистических Республик и упрочением его геополитических позиций после Второй мировой войны. Советский период одни называют вершиной российской истории, другие — досадным недоразумением, деформировавшим процесс естественного стадиального развития российского общества. По-видимому, более взвешенная оценка семидесятилетней истории России, начиная с октября 1917 г., будет дана нашими потомками.

Несомненно, однако, что существование СССР как гигантского геополитического образования и поистине уникальной советской цивилизации постоянно будет будоражить воображение исследователей. Напомним лишь основные характеристики СССР как географического субъекта мира.

1. Союз Советских Социалистических Республик с территорией, равной 22,4 млн. км2, был величайшим государством нашей планеты. Его земли простирались с запада на восток от побережья Вислинского залива до мыса Дежнева на Чукотке и с севера на юг от мыса Челюскин до Кушки. (В Новой России эти координаты подверглись существенной коррекции лишь на юге: вместо Кушки самой южной оконечностью страны стал Дагестан.)

2. СССР стоял во главе социалистической формационной системы государств, на долю которых, по разным оценкам, приходилось от40до43% мирового промышленного производства. Это содружество играло колоссальную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики, а сам мировой порядок носил характер «биполярного», «столпами» которого были СССР и США. Супердержавный статус Советского Союза явился следствием его победы во Второй мировой войне и во многом базировался на силе ядерного оружия. Быстрое разрушение послевоенного порядка, распад Советского Союза, уменьшение роли военно-силовых факторов ставят Россию перед необходимостью заново определить свою роль в мире.

3. На территории СССР были сосредоточены колоссальные природные ресурсы (которые во многом достались «по наследству» России). Страна являлась единственным государством в мире, полностью обеспеченным всей номенклатурой сырьевых ресурсов, всеми элементами Периодической системы Менделеева. Согласно статистике ООН, СССР располагал около 20% всех топливно-энергетических ресурсов мира, в том числе 40% мировых запасов твердого топлива. Площадь континентального шельфа составляла около 6 млн. км2, 70% территории которого были перспективны для поисков углеводородного сырья.

4. Советский Союз представлял собой уникальное в своем роде объединение многих этнолингвистических семей народов (индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской и др.) и мировых религий. Есть много оснований утверждать, что такое объединение не было механическим набором этносов и конфессий, а было обусловлено всем ходом истории на огромном евразийском пространстве.

5. В СССР был создан крупнейший отряд инженеров и ученых, а советская наука не раз демонстрировала выдающиеся успехи на важнейших направлениях мирового научно-технического прогресса. Этот успех во многом базировался на едва ли не самой прогрессивной в мире системе всеобщего школьного образования.

7. Распад СССР и его последствия

Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение веков Россия представляла собой не просто государство, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным национальным возрождением народов.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов»;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т.п.


Глава II. Административно-территориальный портрет России.

1. Административное устройство царской России

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или, как говорят, — установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не которых случаях стан вытеснял волостное деление.

В ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей, обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного устройства отдельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не всегда стройное административное деление страны.

Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать, вернее, не смогла отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии — Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.

Доставшееся советской власти в наследство от царской империи административно-территориальное деление в своих основных чертах было сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. При этом «екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория с населением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной для образованиягубернии, а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - дляуезда.

Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по существу, не имело отношения.

Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии — между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-территориальное деление стало выполнять и новые — «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.

Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами территориального разделения труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй», после внезапного распада СССР ряды сторонников старого губернского деления, не склонных преувеличивать важности учета в районировании национального (своеобразия территорий, резко пополнились.

2. Эволюция административного деления в СССР

Коренные преобразования административно-территориальной (сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления. Однако непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье из одной крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дробления областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной политики в данной сфере.

Первый этап осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917—1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных образований, т.е., по существу, с демонтажем старого районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования.

Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти существовала общая Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой ныне Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку казахов нередко называли киргизами со столицей в городе Оренбурге; что еще в 1919 г. была провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР, через два года преобразованная в автономную (при этом более половины населения этой республики составляли русские, около четверти — татары, остальные — украинцы, евреи, греки, болгары и другие народы).

Наряду с формированием новых национальных образований в 1917—1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Саратовской — Царицынская и т.д.

Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР появились:

1) Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет;

2) Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа;

3) Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;

4) Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;

5) Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;

6)Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть территорий соседних губерний;

7) Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний, а также некоторых соседних территорий;

8) Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;

9) Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми;

10) Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;

11) Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской и Вотской автономных областей, а также Чувашской автономной области;

12) Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;

13) Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.

Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались — в них были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии — 8, а в Казахстане— 12), наряду с которыми выделялись национальные автономии.

Осуществленное к 1929 г. во всех республиках новое Госплановское «административно-хозяйственное» деление (или, как тогда писали, районирование) состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов (ликвидированных в 30-х гг.) и районов. При этом районы первого уровня первоначально называли экономическими, но впоследствии стали называть просто областями (или краями, если в них входили национальные автономии). Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, т.е. перспективы развития страны и конкретных районов, а также национально-этническая специфика территорий.

Политико-административное деление СССР в 1990 г.

Союзные республики

Автоном-

ные респуб-

лики

Автоном-

ные

области

Автоном-ные

округа

Края

Админис-тративные

области

Админис-тративные

районы

Города
РСФСР1651064918341030
Украинская ССР----25480429
Белорусская ССР----611799
Узбекская ССР1---10155124
Казахская ССР----1722283
Грузинская ССР21---6561
Азербайджан-ская ССР11---6165
Литовская ССР-----4492
Молдавская ССР-----4021
Латвийская ССР-----266
Киргизская ССР----24021
Таджикская ССР-1--24416
Армянская ССР-----3727
Туркменская ССР----34519
Эстонская ССР-----1533
ВСЕГО20810611432252126

Именно следствием поспешности и неоправданного революционизма явился процесс очередного дробления областей, начавшийся в первой половине 30-х гг. Так, на стыке Ленинградской, Московской и Западной областей была образована Калининская область, а Ивановская промышленная область разделена на Ивановскую и Ярославскую; от Северокавказского края отпочковалась Азово-Черноморская область, а Уральская область разделилась на Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую (которая вскоре была преобразована в Омскую область) и т.д., и т.п. Что же случилось? Почему принцип «органического единства экономического районирования, национального устройства и административно-территориального деления» с необыкновенной легкостью нарушался едва ли не каждый год? С сегодняшних позиций может быть дан лишь один ответ: проявлялся обычный «зуд реформаторства».

Интересно, что крупные изменения в политико-административном устройстве страны происходили во время войны 1941 — 1945 гг., причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири — например, были образованы Тюменская, Курганская и другие области, что подчас не диктовалось ни срочностью, ни иными разумными доводами.

После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных отметим такие, как преобразование в 1945 г, Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР — в Карельскую АССР. Продолжилась административно-территориальная «чехарда» с образованием и упразднением областей как в составе Российской Федерации, так и в Казахстане, республиках Средней Азии и других регионах.

3. Политико-административная реформа в Новой России

Административно-территориальное устройство постперестроечной России претерпело существенные количественные и качественные изменения.

Прежде всего «парад суверенитетов» привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом проце