Ссылка на архив

Антикризисное управление в СУ №151 ОАО "СМТ №30"

Особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятием, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Это определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы является диагностика экономического и финансового состояния предприятия и разработка мер антикризисного управления.

Объектом исследования является строительное управление №151 Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест №30». Предметом исследования – система эффективности деятельности данного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1, на основе изучения теоретических работ определить специфику антикризисного управления строительными организациями;

2, выявить методику диагностики несостоятельности строительных предприятий;

3, разработать методику определения состояния платежеспособности субъекта хозяйствования в сфере строительства;

4, проанализировать экономическое и финансовое состояние СУ-151;

5, разработать проект вывода СУ-151 из кризисного финансового положения.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Основой для исследования взяты работы отечественных экономистов и правовые документы, посвященные антикризисному управлению в Республики Беларусь, в частности в сфере строительства.

При написании дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.


1. Специфика антикризисного управления

строительных организаций

1.1. Процесс диагностики в антикризисном управлении

Своевременное распознавание приближающейся кризисной ситуации на предприятии является основной задачей процесса диагностики. Этот термин появился совсем недавно в экономической литературе, и связывают это, в основном, с вхождением относительно благополучных в условиях командной экономики предприятий в полосу кризисною состояния. Благодаря исследованиям в области искусственного интеллекта и информации, экспертных систем, теории игр, а также накопленному опыту диагностической деятельности в медико-биологических и технических пауках диагностика изучалась самостоятельно как особый познавательный процесс. Методической и теоретической основой исследований диагностики в антикризисном управлении и регулировании в сфере строительства, явились труды многих отечественных и зарубежных ученых. Е.М. Трененков и С. А. Дведенидова приводят следующую схему теоретического и методологического фундамента диагностики (Приложение 1) (43, c.81).

Каждое предприятие представляет собой систему, состоящую из совокупности элементов, обладающих организационным единством. При этом основу такой системы составляют производственный или иной процесс, взаимоотношения субъекта и объекта управления, система передачи правомочий от продавца к покупателю в условиях рынка, а также взаимоотношения между акционерами, менеджерами и трудовым коллективом предприятия. Система может находиться в устойчивом либо в неустойчивом состоянии. Процессы же развития систем цикличны и не все процессы, происходящие в таких системах, эффективно управляются. Нарастание сложности организации систем и производственных процессов требует реконструкции систем управления, что мы обосновали выше, и осуществления периодических реструктуризации производства. Необходимо использовать специальные методы анализа и исследования существующей ситуации на предприятии и попытаться спрогнозировать ее развитие в будущем. Таким образом, диагностика является неотъемлемой частью антикризисного управления и регулирования предприятия.

Диагностическая деятельность включает в себя, как правило, следующие этапы (1, c.14):

- установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

- выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего
класса путем сравнения его фактических параметров с базисными;

- определение допустимых отклонений от базовых показателей;

- разработка методики формирования институциональных норм в качестве базовых показателей.

Индивидуальность социально-экономической системы требует объединения диагностики финансово-экономического состояния строительного предприятия с осуществлением диагностических мероприятий на основе управленческого учета, дающего представление о возможности реализации новых инновационных циклов. В связи с этим в данной статье рассматривается методологическая база диагностики, как на основе бухгалтерской информации, так и на основе управленческого учета. Кроме того, рассмотрена методика организации и осуществления контроллинга как системы управления прибылью и ликвидностью, сочетающая и себе методики финансового анализа и управленческого планирования.

Анализ условий и факторов повышения эффективности антикризисного управления предприятием приводит к необходимости введения классификации типов и видов диагностики в антикризисном управлении (Приложение 2) (43, c.83).

Как следует из рисунка, в диагностической работе рассматриваются три основных типа:

• диагностика, определяющая отклонения существующей ситуации от
нормы;

• диагностика, относящая явления или ситуацию к конкретной классификационной группе;

• диагностика уникальности состояния.

При этом выделяются следующие виды диагностики: экспресс-диагностика, общая диагностика, комплексная диагностика и диагностика элементов системы.

Диагностика как способ распознавания состояния кризисных предприятий посредством реализации комплекса исследовательских процедур и выявления в них слабых звеньев и узких мест относится к методам косвенных измерений. Элементы предприятий, свойства которых подлежат измерениям, обычно недоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэтому при диагностике измеряются не параметры систем, а параметры процессов, порождаемых элементами этих систем и доступных для измерения (Приложение 3) (43, c.85).

При антикризисном регулировании предприятия выделяются два основных направления деятельности. С одной стороны, важное значение имеет работа по измерению функционального состояния основных факторов производства (капитал, рабочая сила, материальные ресурсы, предпринимательство). С другой же стороны, также подлежат измерению параметры деятельности кризисного предприятия: способ организации производственного процесса, коммерческая деятельность, экономическая безопасность, управленческая учетная деятельность, а также прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль.

Таким образом, для обеспечения полноты диагностической работы на кризисном предприятии в сере строительства следует выполнять некоторый перечень функции (34, c.81):

1, изучение условий функционирования и различных состояний фирмы как системы;

2, изучение элементов системы и взаимосвязей между ними;

3, изучение возможных состояний системы в будущем;

4, анализ возможностей исследования состояний явлений и процессов, протекающих в системе;

5, сбор и обработка статистических материалов, позволяющих распределить вероятность возможных состояний системы (диагноз), а
также формулирование закономерностей при распределении признаков
элементов системы;

6, сбор данных о порядке формировании производственных и трансакционных издержек фирмы;

7, разработка методов диагностирования кризиса и причин, его по­
рождают их на рассматриваемом предприятии;

8, разработка правил построения новых моделей организации фирмы как системы для вывода ее из кризисного состояния;

9, разработка, при необходимости, моделей кризис-реинжиниринга.

1.2. Методика определения неплатежеспособности

строительных организаций

В международной практике применяется множество показателей, преобразующих первичную информацию в некоторые критерии, определяющие финансовую стабильность фирмы. Это такие показатели, как: различные виды рентабельности коэффициенты ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент эффективности капитальных вложений, показатели чистой приведенной величины дохода, максимальных денежных потоков (кэш-флоу), Z-счет Альтмана, маржа безопасности и точка безубыточности (44, c.84).

Возможное наступление кризиса проявляется в неспособности предприятия осуществлять финансовое обеспечение своей производственно-сбытовой и иной деятельности. Неплатежеспособность предприятия всегда связана с неудовлетворительной структурой его баланса. Это позволяет использовать анализ финансового состояния для диагностики наступления кризисного состояния предприятия, приводящего его к банкротству. Официальная методика такой диагностики базируется на определении и анализе финансовых коэффициентов, характеризующих текущую ликвидность предприятия, обеспеченность его хозяйственной деятельности собственными средствами, обеспеченность финансовых обязательств (в том числе просроченных) активами предприятия. Для углубленного анализа устойчивости предприятия используются и другие оценки.

Анализ финансового состояния предприятия базируется на рассмотрении основных отчетных финансовых документов: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении фондов и других средств, отчета о движении денежных средств и других приложений к бухгалтерскому балансу, предусмотренных действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, а также других данных предприятия. Сравнительный анализ динамики отдельных статей баланса предприятия (производственных запасов и незавершенного производства, дебиторской и кредиторской задолженности и др.) и выявление их несбалансированности позволяет при дальнейшей аналитической работе определить наступление или приближение ситуаций, характерных для развития процесса неплатежеспособности и банкротства (33, c.101).

При анализе финансового состояния и платежеспособности предприятия в качестве критериев оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса предприятия используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кocc).

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.1) как отношение итога раздела II актива баланса к итогу раздела V пассива баланса за вычетом строки 720 "Долгосрочные кредиты и займы" (20):

(1.1)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.2) как отношение суммы итогов разделов III и IV пассива баланса за вычетом итога раздела I актива баланса к итогу раздела II актива баланса (20):

(1.2)

Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным служит уменьшение одного из приведенных выше коэффициентов на конец отчетного периода (коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами) ниже нормативных значений коэффициентов платежеспособности, дифференцированных по отраслям народного хозяйства. Для предприятий строительной отрасли Республики Беларусь нормативное значение коэффициента текущей ликвидности составляет 1,2, а коэффициента обеспеченности собственными средствами – 0,15.

Для определения потенциальных банкротов из числа устойчиво неплатежеспособных предприятий используются в качестве показателей: коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (Кофо); коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (Копфо).

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.3) как отношение суммы итога раздела V пассива бухгалтерского баланса к сумме валюте бухгалтерского баланса (38, c.206) (20):

(1.3)

Долю просроченных финансовых обязательств в активах организации определяет коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами, характеризующий способность организации рассчитаться по своим просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами рассчитывается как отношение просроченных финансовых обязательств организации к общей стоимости активов по формуле (1.4) (20):

(1.4)

где КФОпр – просроченные краткосрочные финансовые обязательства (форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", гр. 6, сумма стр. 020, 040, 210);

ДФОпр – долгосрочные просроченные обязательства (форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", гр. 5, сумма стр. 020, 040, 210);

ВБ – валюта баланса (стр. 390 или 890 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Основанием для признания устойчиво неплатежеспособного предприятия банкротом служит превышение на конец отчетного периода одного из коэффициентов обеспеченности финансовых обязательств или просроченных финансовых обязательств активами предприятия их нормативных значений. Для Республики Беларусь эти нормативы коэффициентов Кофо и Копфо установлены на уровне 0,85 и 0,5 соответственно. Предприятие считается устойчиво неплатежеспособным, когда имеется неудовлетворительная структура баланса в течение четырех кварталов, предшествующих оценке (7, c.156).

Выводы и решения о неплатежеспособности предприятий и признании их как потенциальных банкротов принимаются министерствами и иными республиканскими органами государственного управления, в том числе государственным органом по делам о банкротстве, местными распорядительными и исполнительными органами в отношении предприятий республиканской и коммунальной формы собственности, предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности, а также частных предприятий.

1.3. Модели антикризисного управления

строительными организациями

Для выхода из банкротства принимаются, во-первых, экстренные («пожарные») меры, во-вторых, долгосрочные программы, подкрепленные мероприятиями и обоснованиями их результативности, оформленными в виде бизнес-плана финансового оздоровления. Разработка мер по оздоровлению финансового положения предприятия, преодолению кризиса и предотвращению банкротства проводится поэтапно (10, c.82).

1 этап. Факторный анализ убытков предприятия. Оцениваются возможные причины убытков, приведшие к неплатежеспособности и неудовлетворительной структуре баланса предприятия, в том числе: факторы, приводящие к снижению объема производства, относительно высокие производственные затраты, общехозяйственные и коммерческие расходы. Обязательно проводится раздельный анализ внутренних и внешних причин.

Внутренние причины должны быть увязаны с конкретными подразделениями (производственными и функциональными), конкретными сферами управления на предприятии (управление маркетингом, управление запасами или затратами, управление финансами и т.д.). Должен быть проведен особый анализ системы учета на предприятии и экономические отношения между подразделениями.

Задачей внутреннего анализа является выявление недостатков в действующей на предприятии системе принятия решений.

Внешние факторы надо разделить на временные и постоянно действующие (12, c.45).

Постоянно действующие внешние факторы, в свою очередь, должны быть разделены на региональные, отраслевые, народнохозяйственные и по сферам управления (таможенные, налоговые, бюджетные, банковские и другие).

Задача анализа заключается в получении необходимой информации для руководства предприятия, его собственников и трудового коллектива при формулировании своих предложений к местным и республиканским властям, отраслевым органам управления по оказанию помощи в финансовом оздоровлении предприятия (в создании условий для оздоровления).

После систематизации данных производится их анализ и интерпретация, делаются выводы о возможности наступления кризиса, либо о возможностях ликвидации сложившейся кризисной ситуации (рис. 1.1) (18, c.113).

Рис. 1.1. Алгоритм реализации антикризисных мероприятий

Основные этапы итогового анализа деятельности предприятия по периодам деятельности (3, c.76):

1) определение контрольных точек проведения промежуточной диагностики;

2) определение диагностируемых характеристик уровня управления;

3) расчет критериев по контрольным точкам проведения диагностики;

4) систематизация полученных данных;

5) выявление характера совокупной динамики деятельности предприятия в исследуемом периоде;

6) выявление воздействия факторов внешней среды на работе предприятия;

7) выявление причин отрицательной динамики параметров деятельности предприятия, если это имеет место;

8) разработка мероприятий, планирование дальнейшей работы предприятия на основании результатов диагностики параметров деятельности.

Комплексная оценка работы предприятий по основным подсистемам управления позволит оценить их экономическое состояние на основании конкретных данных, сделать выводы о наличии признаков кризиса, интерпретировать характер развития объектов исследования во времени. Результаты анализа позволят проследить качество организации работы подсистем, динамику эффективности управления объектами диагностики, на основании полученных данных повысить результативность мероприятий по ликвидации проявлений кризиса.

2 этап. Прогноз финансового состояния предприятия и пути его оздоровления. В дополнение к финансовому анализу состояния предприятия и причин неплатежеспособности должен быть выполнен прогноз результатов (показателей) работы предприятия и оценены перспективы их динамики (улучшения или ухудшения) с учетом сохранения сложившихся тенденций в деятельности предприятия при вероятных изменениях внешней среды, незначительных изменениях (корректировках) внутренней политики без использования значительных внешних источников поддержки. Должна быть также учтена и оценена реализация тех или иных инвестиционных проектов, способствующих оздоровлению предприятия (2, c.174).

При прогнозе изменений внешней среды необходимо учесть и рассмотреть: ожидаемые меры правительства по налогообложению, в сфере инвестиционной деятельности и изменение других условий развития предпринимательства; ожидаемую динамику (прогноз) макроэкономических показателей экономики; ожидаемую динамику конкуренции в отрасли и поведение (стратегические намерения) основных конкурентов предприятия; прогноз развития научно-технического прогресса в области экологии, качества, ресурсосбережения, внедрение результатов которого может повлиять на платежеспособность предприятия.

Задачей прогноза деятельности предприятия и изменений внешней среды является формулирование обоснованных выводов о возможности или невозможности положительного результата

при проведении оздоровления с использованием только внутренних ресурсов без серьезной перестройки работы предприятия, в том числе без частичного или полного его перепрофилирования.

3 этап. Разработка проекта финансового оздоровления предприятия. При разработке проекта (программы) предусматривается определение стратегических вопросов, включая цели и стратегии финансового оздоровления, и конкретных мероприятий по их реализации.

При разработке стратегии проекта финансового оздоровления требуется, прежде всего, комплексное рассмотрение (исследование) состояния всех активов и потенциала предприятия, в том числе анализируются (12, c.45):

а) материальные активы (основные фонды, материальные запасы и незавершенное производство, запасы готовой продукции);

б) нематериальные активы (в том числе патенты, лицензии, научно-технические заделы, профессионализм кадров предприятия);

в) долгосрочные и среднесрочные вложения предприятия, включая его дебиторов и кредиторов, филиалы, товаропроводящую сеть, систему управления.

Выбор и технико-экономическое обоснование стратегии проекта (программы) финансового оздоровления предприятия предусматривает определение основных направлений работ и ожидаемую выгоду (эффективность) реализации проекта в целом. Определение стратегии финансового оздоровления включает разработку плана принципиальных перемен в деятельности предприятия, включая его диверсификацию и перепрофилирование, а также решение проблем с накопленными обязательствами (долгами). При этом стратегия финансового оздоровления и решение проблемы возврата долгов находятся в тесной взаимосвязи. Конкретная стратегия оздоровления во многом определяет возможности и пути решения проблемы долговых обязательств. Определение схемы возврата долгов, согласованной с кредиторами, в свою очередь, позволяет конкретизировать стратегию и конкретный план (проект) перестройки предприятия для его финансового оздоровления.

1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления

Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.

Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия (21).

Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности (22). Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам – ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.

Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. (8).

Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.

Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (8).

Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.

Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) (22).

Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».

В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) (19).

Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников – юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона (22).

Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.

Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций (22).

Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.

Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 (20).

Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).

В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).

Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов (20):

1. экспресс-оценка финансового положения организации.

2. оценка имущественного положения:

- вертикальный анализ баланса;

- горизонтальный анализ баланса;

- анализ качественных изменений в имущественном положении.

3. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;

4. оценка деловой активности.

Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.

Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам – ликвидации юридического лица.


2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»

2.1. Анализ экономического положения СУ-151

Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.

Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организационной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.

Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.

Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества являются:

1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;

2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в области строительства;

3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;

4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.

Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собственностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуществом Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно издаваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».

В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.

Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.

Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии.За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.

Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»

п/п

ПоказателиЕд. изм.2003г.2004г.Темп роста, %
планфакт% выполнения плана
1.

Объем строительно-монтажных работ

- по генподряду

тыс. руб.
в факт. ценах-//-492669410491328212,95
в ценах 1991г.-//-585284208699103,31148,65
- собственными силами
в факт. ценах-//-28657015246658183,08
в ценах 1991г.-//-326138904337111,49133,00
2.Среднесписочная численность произв. персоналачел.138158162102,53