Ссылка на архив

Анализ состояния инновационного развития

После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-1960 годы, качества1970-1980, гибкости в 1980-1990, XXI век называют веком эпохи инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам и услугам новые технологии. Технология в организациях стала одним из основных двигателей изменений и инноваций. В тех же отраслях промышленности, где инновации стали обычным делом, компании соревнуются в быстроте времени их внедрения. Победить в конкурентной борьбе теперь можно только в том случае, если ты будешь самым быстрым, предлагать продукцию самого высокого качества, выбирать наиболее привлекательные стилевые решения.

Инновации могут выступать в самых различных формах. Термин "инновация" был предложен великим австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на:

1) применении новых материалов и компонентов;

2) введении новых процессов;

3) Открытии новых рынков;

4) Введении новых организационных форм.

Другими словами, согласно данному определению, инновации это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением. И только тогда, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями. Инновации можно рассматривать и как событие, возникновение в мире бизнеса чего-то нового, и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Изменение в технологии приводит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов.

В конечном счете новые продукты также могут привести формированию рынков и их развитию. Новое применение новых комбинаций технологий привело к созданию нового рынка, что в свою очередь потребовало появления новых промышленных предприятий, улучшения прежних и разработки совершенно новых технологий. Управление знаниями одна из ключевых составляющих управления инновациями. В связи с этим риски, связанные с применением инноваций, становятся намного меньше, возможности намного больше, операционные трудности преодолимы, если инновационный процесс хорошо понят и должным образом управляем. Следствием чего инновация- единственный реальный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимущества для большинства компаний, которым можно пользоваться как теперь, так и в ближайшем будущем.

Основная цель заключается в разработке предложений по инновационному развитию организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические экономические методические основы инноваций и инновационных процессов( классификация, этапы проведения, создание новой продукции); 2) провести анализ инновационного развития на предприятии; 3) дать предложения по направлению инновационного развития.

Объект исследования составляет инновационная деятельность организации, предметом исследования является инновационный продукт.

В настоящее время компании сталкиваются с изменениями, происходящими в окружающем мире и влияющими на рынки. Эти перемены в значительной степени меняют их положение относительно конкурентов, поэтому инновации становятся одним из наиболее важных направлений бизнеса, при помощи которого можно поддерживать и расширять свои позиции на рынке.

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, книги, статьи, монографии ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, финансовая и бухгалтерская отчетность ООО "НОМАКО".


Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность и роль инноваций в современных условиях

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в большей мере зависит не от имеющихся ресурсов, а от инновационного характера производства. Тенденция мирового развития выявила радикальные перемены, вызванные взрывом новшеств в области техники и технологий. Успешность внедрения во внешнюю высокотехнологичную рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения.

В мировой литературе слово инновация является синонимом таких русских слов как нововведение или новшество. Имеется несколько подходов к определению сути инновации. Это может быть результат творческой деятельности в виде продукта, технологии, метода и тому подобное. В то же время это может быть процесс замены старых подходов, принципов, изделий и технологий новыми, с отличными от старых потребительскими свойствами. Если в результате применения в организации какого-либо нововведения в ней изменяются привычные стереотипы деятельности, то это есть проявление инновационной деятельности. Воплощение научно-технического потенциала в новые продукты и технологии — тоже инновация. Инновации возникают не только в сфере высоких технологий с участием изобретателя или предпринимателя, они могут возникнуть и при создании или реализации низких технологий, продуктов или услуг.

В условиях рынка важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств, а техническая новизна играет второстепенную роль.

Определяя стратегию своего развития и выживания в конкурентной борьбе, фирма должна все время держать в поле своего внимания один из определяющих вопросов стратегического плана — разработка новых продуктов и инновации. Для того, чтобы поддерживать высокие темпы развития компании и уровень ее доходности есть единственный способ — это непрерывное внедрение новшеств. Однако необходимо помнить, что способность компании к инновационной деятельности, к умению быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке и в окружающей фирму среде, определяется не только соответствующими знаниями. Она подкрепляется постоянным обучением персонала, изменениями организационной структуры и своеобразной организационной культурой, которой должны следовать все работники фирмы от топ менеджмента до рядового сотрудника.

В инновационной организации слабо выражена формализация поведения, специалисты, объединенные в функциональные подразделения, одновременно принимают участие в проектных группах, деятельность которых регулируется менеджерами-интеграторами. Инновационная организация должна избегать бюрократической структуры управления, жесткого разделения труда, высоко формализованного поведения, опоры на системы планирования и контроля. В инновационной организации информационные процессы и процессы принятия решений протекают гибко и неформально, не соблюдается единоначалие и, в случае необходимости, возможно прерывание властных полномочий. В литературных источниках инновационную организацию часто называют — адхократия.

При изучении инновационного менеджмента необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: отношение менеджеров к инновациям и степень зрелости компании по отношению к нововведениям; признание инновации в качестве приоритетной области деятельности; необходимость постоянной оценки трудностей, возникающих на пути внедрения новшеств, и поиск способов их преодоления.

В литературе вы не найдете единственного определения термина инновация. Так Питер Дойль определяет термин инновация в менеджменте как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Если в результате изменений внешней рыночной среды у потребителей появляются новые потребности или новые способы удовлетворения существующих потребностей, то для соответствующих организаций создаются благоприятные возможности для инноваций. Изменения же внешней среды происходят непрерывно и из-за перемен в уровне и образе жизни людей, изменений технологий и веяний моды. Вместе с этими изменениями появляются и новые потребности. Появляется необходимость в новых знаниях и возможность реализации новых решений, которые могут удовлетворить новые потребности потенциальных потребителей. Новые знания позволяют не только совершенствовать продукты и услуги, но и снижать их себестоимость и улучшать их качество. При этом расширяются рынки сбыта, увеличиваются объемы продаж, что способствует росту компаний, повышению их конкурентоспособности и реализации их потенциала. Менеджеры должны постоянно анализировать и оценивать те изменения, которые происходят вокруг, оценивать смысл происходящих перемен, выделять главные экономические и технологические изменения и их значение для потребителей, конкурентов и своей компании.

По определению Й. Шумпетера инновация представляет собой новую комбинацию известных факторов, или изменение с целью внедрения использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

При этом важно отличать инновацию от изобретения и не смешивать эти два понятия, поскольку изобретение — это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и изобретение не превращается в инновацию, пока оно не достигнет рынка. Инновация же — это новая выгода для потребителей, которые нуждаются не в новом продукте или технологии, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Также следует разграничивать понятия новшество и инновация. Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований или разработок в какой либо сфере деятельности. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, выполнить НИОКР, осуществить подготовку производства, начать производство и оформить результаты. Конечным результатом внедрения новшества с целью получения желаемого результата будет инновация. Новшества разрабатываются как для собственных нужд, так и на продажу, они могут также накапливаться в организации и ждать соответствующих условий для внедрения. Новшества могут разрабатываться внутри организации и могут покупаться для превращения в инновацию.

Следует обратить внимание, что инновация вначале материализуется в виде новой продукции, услуге, технологии или организации труда, а затем уже коммерциализуется, превращаясь в источник дохода. Кроме того, понятия новшество и нововведение имеют определенные различия. Первоначально возникает новшество в виде изобретения или нового метода.

Если это новшество используется, то появляется нововведение, а когда оно используется в широком масштабе, то становится инновацией. Следовательно, инновация должна обладать новизной, удовлетворять спросу потребителей на рынке и должна приносить прибыль производителю. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новый товар становится инновацией в том случае, если он отвечает таким критериям, как:

­Уникальность (выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих):

­Устойчивость (новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка). К эффективным средствам обеспечения устойчивости относятся патентование новаций, быстрое продвижение новации на рынок, известная торговая марка поставщика.

Многие компании часто предлагают на рынок новые товары, которые не отвечают некоторым из этих критериев и терпят неудачу. Так, например, если решающий голос в принятии решения имеет изобретатель, который озабочен лишь технической или технологической новизной изделия и мало интересуется маркетингом, то, хотя техническая новизна может быть уникальной, успех на рынке в этом случае проблематичен. Фактически большинство инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но они эффективно решают насущные проблемы потребителей.

Практика бизнеса постоянно заставляет каждую компанию вводить различные новшества и рационализировать производство, так как постоянно изменяется внешняя среда, устаревают выпускаемые продукты, поэтому значение инноваций все время растет.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Смена технологий, жесткая конкуренция на рынке, изменения вкусов и предпочтений потребителей приводят к сокращению жизненного цикла товара. И если компания неспособна постоянно модернизировать производство, то она вынуждена будет уступить место на рынке более напористой организации, залог успеха которой — инновации. Ситуация может складываться так, что хотя компания постоянно модернизирует выпускаемые товары, но рынки, где она работает, могут войти в стадию спада, и компания, если она стремится к развитию, вынуждена будет искать новые рынки сбыта, а для этого непрерывно разрабатывать инновационные продукты.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Инновационный менеджмент одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Он связан с созданием и распространением инноваций. Инновационный процесс наиболее ярко характеризуется этапами его организации в соответствии с основными стадиями цикла работ "исследования — разработки — производство". Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение освоенной инновации в новых условиях.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Научно-технические разработки и изобретения являются частью инновационного процесса и обладающие следующими свойствами: обладают новизной; удовлетворяют рыночному спросу. Инновационный процесс невозможен без осуществления инновационной деятельности на предприятиях.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок и их коммерциализацию, то есть эффективную реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность состоит из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые формируют инновацию. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), которая состоит из создания, распространения и применения новых знаний.

Концепция НТД разработана ЮНЕСКО и состоит из научных исследований и разработок, научно-технического образования и подготовки кадров, научно-технических услуг. Научные исследования и разработки подразделяют на; научно-техническое направление — крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития отрасли науки и техники.

1.2 Классификация видов инноваций

Менеджер должен уметь отличать инновации от несущественных изменений в продуктах или технологиях. В "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности . Можно сделать вывод, что основное содержание инновации составляют изменения, а инновационная деятельность есть функция изменений. По определению Й. Шумпетера изменения представляют собой:

• использование новой техники или технологических процессов, а так же рыночного обеспечения реализации продукции;

• внедрение на рынок продуктов с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и материально-технического обеспечения;

• новые рынки сбыта

Инновации классифицируются по степени новизны. В обзоре одной из крупных консультационных компаний США показано, что 90% новых товаров это "хорошо забытое старое". Большинство новинок модификации уже выпускаемых компанией товаров. Но нельзя рассматривать это как недостаток.

Продукты совершенствуются, специализация компаний расширяется, укрепляется хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка, и все это позволяет компании поддерживать на высоком уровне объемы продаж и рентабельность товара. Из оставшихся 10% инноваций, только 2% по настоящему новые продукты.

Оставшиеся 8% можно разделить на новые старые товары, новые рынки и новые способы ведения коммерческой деятельности:

• Новые старые товары — это новые способы применения знакомых потребителю продуктов.

• Новые рынки — это новые группы потребителей товара.

• Новые способы ведения коммерческой деятельности — это новые каналы распределения и новые способы обслуживания потребителей. Огромные инновационные возможности заложены в использовании информационных технологий.

По классификации Ч. Фримена технологические инновации могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процесс;

Продуктовые инновации — это внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Инновационная продукция — вновь внедренные или усовершенствованные изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах. Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции или организация производства. Причем для выпуска такой продукции имеющееся оборудование или методы производства непригодны. В США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 — к продуктовым; в Японии — наоборот.

Процессные инновации включают в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей. Известный западногерманский экономист Г. Менш подразделяет инновации на базовые, улучшающие и псевдоинновации. К базовым относятся инновации, реализация которых приводит к появлению новых отраслей промышленности или новых рынков сбыта. Далее, по мере совершенствования, базовые инновации превращаются в улучшающие. Когда же инновационный потенциал исчерпывается, то появляющиеся на основе данной технологии инновации относятся к классу псевдоинноваций (рационализирующие инновации).

Компании добиваются конкурентных преимуществ с помощью инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации проявляются в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. При этом необходимо вкладывать капитал в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Некоторые инновациисоздают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или, же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то инновации могут создать устойчивые конкурентные преимущества.

Например, в автомобилестроении и бытовой электронике, японские компании добились конкурентных преимуществ за счет особого внимания к моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, то есть с параметрами, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая их менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными. После того как компания благодаря нововведениям достигает конкурентных преимуществ, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Надо помнить, что любое достижение можно повторить или скопировать.

Например, корейские компании догнали своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов, а бразильские компании, производящие особые виды кожаной обуви, разработали технологические процессы и дизайн, сравнимые с конкурентоспособными итальянскими фирмами. Если компания прекратит совершенствование продукции и внедрение инноваций, ее сразу же и обязательно обойдут конкуренты. Иногда такие исходные преимущества, как взаимосвязь с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако рано или поздно более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса. В настоящее время наибольшее распространение при анализе инноваций получили четыре классификации, использующие следующие системообразующие характеристики:

• степень новизны инновации (принципиально новая, модернизированная, улучшенная);

• вид конечного продукта инновации (техника, технология, организация);

• степень влияния на экономику;

• широта внедрения инновации в общественное производство.

В имеющейся литературе различными авторами разработаны различные классификации инноваций. А.И Пригожин предлагает следующую:

По типу новшества: материально-технические; экономические; организационно-управленческие; правовые; педагогические:

По инновационному потенциалу: радикальные (базовые); комбинаторные (использование различных сочетаний); модифицирующие (улучшающие, дополняющие):

По принципу отношения к своему предшественнику: замещающие (вместо устаревшего); отменяющие (исключают выполнение операций); возвратные (к предшественнику); открывающие (новые, аналогов нет);

По объему применения: точечные; системные (технологические, организационные); стратегические (принципы управления, производства);

По эффективности (целям): эффективность производства; эффективность управления; улучшение условий труда и т. п.);

По социальным последствиям: вызывающие социальные издержки; новые виды монотонного труда; вредные условия и т. п.);

По особенностям механизма своего осуществления: единичные (на один объект); диффузные (на многие объекты); завершенные и незавершенные; успешные и неуспешные;

По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные; межорганизационные;

По источнику инициативы: прямой социальный заказ; в результате изобретения.

Методология описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в Осло в 1992 г. Они называются "Руководство Осло". Эти рекомендации разработаны применительно к технологическим инновациям и применяются к новым продуктам и процессам. Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г было разработано так называемое "Руководство Фраскати", в котором содержатся основные понятия, относящиеся к проведению научных исследований и разработок. В 1993 г. была принята уточненная редакция этого руководства.

1.3 Задачи и функции инноваций

Главной и решающей целью инновационного менеджмента является обеспечение успешного функционирования организации путем осуществления инновационных процессов, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Инновационный менеджмент призван осуществить гармонизацию развития организации, то есть согласованное функционирование всех ее подразделений и систем в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде.

Цель организации – удовлетворение потребностей потребителя, а прибыль выступает как результат осуществления инновационной деятельности. Для обеспечения гармонизации необходимо создать в организации систему внутрифирменного управления инновациями, предназначенную для решения следующих задач:

• выработка стратегической концепции инновационной деятельности;

• определение направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

• создание организационной структуры управления инновациями;

• планирование производства и сбыта инновационной продукции;

• эффективное использование кадрового и ресурсного потенциала;

• контроль исполнения работ и принятых решений;

• создание творческой атмосферы и мотивации интеллектуального труда

Гармонизация с внешней средой предусматривает учет существующих в ней ограничений и решает следующие задачи:

­формирование стратегических и тактических целей инновационной деятельности организации с учетом тенденций развития научно-технического прогресса;

­проведение маркетинговых исследований; оценка и использование опыта и достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций).

В практике управления выделяют две группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные функции — это формирование целей, планирование, организация и контроль. Обеспечивающие функции включают в себя те управленческие процессы, которые способствуют эффективному осуществлению основных функций.

Среди них можно выделить: социально-психологические функции — делегирование полномочий, мотивация труда; процессуальные функции — принятие решений и коммуникации. Осуществление инновационных идей зависит от эффективности принятых управленческих решений, поэтому менеджеры обязаны выработать четкую последовательность действий, связанных с их выработкой и реализацией. Совокупность таких действий и их выполнение составляют содержание процессуальной функции принятия решений. Функция коммуникации заключается в получении, переработке и передаче информации для осуществления инновации.

В инновационном процессе имеют дело с новой информацией, поэтому функция коммуникации весьма важна, имеет свою специфику и требует создания в организации специальных информационных структур. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности на определенный период времени. Процесс формирования целей является одним из важнейших разделов инновационного менеджмента, так как при этом обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации. Под целью будем понимать желаемое состояние инновационной системы в конце планируемого периода, выраженное совокупностью ее характеристик. С одной стороны цель есть результат прогнозов и оценки сложившейся ситуации, а с другой стороны она является ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Необходимо скоординировать цели различных уровней организации и различных сфер ее деятельности с имеющимися и доступными ресурсами. Обоснованное определение пропорций инновационной деятельности в соответствии с выбранными целями развития, имеющимися возможностями ресурсного обеспечения и прогнозируемым спросом на рынке называется планированием. Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организации вызывается усложнением инновационных проектов, их вероятностным характером, специализацией и кооперацией в инновационной сфере.

В системе инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

­структурирует цели и доводит их до исполнителей;

­формирует программы мероприятий для достижения поставленных целей;

­обеспечивает взаимосвязь отдельных целей, мероприятий и исполнителей;

­определяет материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для реализации инновационных программ; оценивает и регулирует ход работ.

Организация инноваций составляет одну из важнейших функций инновационного менеджмента, которую выполняют руководители всех уровней. Она заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации.

Реализация этой функции предполагает проектирование структуры организации, подразделений, определение конкретных заданий, делегирование полномочий для их выполнения. Организация инноваций обеспечивает сочетание всех элементов инновационного процесса для наиболее эффективного выполнения заданий и определяет условия их выполнения, что, в свою очередь, требует от менеджеров проведения гибких и динамичных изменений в зависимости от складывающейся ситуации.

При организации инновационной деятельности сначала формируется научно-производственная структура организации, выбор которой зависит от масштаба инновационной деятельности, специфики продукции или услуг и полноты цикла работ. После этого строится структура управления инновациями. Организационная структура должна гибко реагировать на изменения внешних и внутренних факторов.

Часто в инновационном предприятии создаются несколько типов организационных структур управления в зависимости от характера инноваций.

Следующая основная функция менеджмента, которая завершает управленческий цикл в инновационном процессе это контроль. Контроль это непрерывное сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями. Правильно организованный контроль гарантирует эффективность выполнения всех остальных функций. В задачи контроля входит: сбор, систематизация информации о состоянии инновационной деятельности; анализ причин отклонений от намеченных целей и плановых показателей; выработка и реализация мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков.

Контроль играет роль обратной связи в процессе инновационной деятельности, что придает завершенность процессу управления. В зависимости от целей и масштаба различают несколько видов контроля:

Стратегический контроль, осуществляемый высшим звеном менеджмента, предусматривает оценку и анализ реализации концепции инновационной деятельности и концентрируется на основных аспектах инновационной политики (маркетинг, научно-технический прогноз, состояние тематического портфеля инновационных проектов, деятельность конкурентов).

Оперативный контроль, осуществляемый средним и низовым звеньями менеджмента, предусматривает текущий учет выполнения плановых заданий (тематические и производственные задания, исполнение плановых сроков проведения работ, ресурсное обеспечение).

Финансовый контроль направлен на экономические показатели инновационной деятельности (издержки, прибыль, использование инвестиций, объемы производства и продаж, финансовое состояние инвестиционных проектов). Этот контроль выполняется на всех уровнях управления, а его осуществление зависит от принятой в организации структуры управления.

Административный контроль инновационной деятельности направлен не на учет каких-либо конкретных показателей, а на организацию управления инновационной деятельностью. Этот вид контроля имеет иерархическую структуру и охватывает как стратегическую, так и оперативную составляющие инновационного менеджмента.

Осуществление инновационного управления в целом предполагает:

­наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

­рассмотрение проектов создания новых продуктов;

­проведение единой инновационной политики;

­обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

­обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

­создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии важнейшая составляющая цикла инновационного управления. Стратегическое планирование преследует две основные цели: эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия".

Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий; адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели: получение прибыли; освоен