Ссылка на архив

Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахстане

Глава I. Организация системы безналичных расчётов в Республике Казахстан.

          1.1. Сущность и условия функционирования  безналичных расчётов

          1.2.  Основы и принципы построения системы безналичных расчётов.

          1.3.  Эволюция системы  безналичных расчётов.

Глава II. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк «Альфа-Банк» в Казахстане

           2.1. Структура платежного оборота банка.

           2.2. Практика организации межбанковских платежей и переводов денег.

           2.3. Основные направления развития и пути совершенствования безналичного платёжного оборота в банках 2-го уровня Республики Казахстан.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения.


Введение

Система безналичных расчетов представляет собой организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами. Организация и проведение безналичных расчетов относится к банковским услугам клиентам или комиссионным операциям банков. Выполнение данной функции связано, прежде всего, с концентрацией и хранением на банковских счетах свободных денежных средств хозяйства, государства и населения.

Широкое развитие расчетов позволяет значительно ограничить сферу движения наличных денег и сократить издержки обращения наличных денег, связанные с затратами труда для изготовления, транспортировки, хранения и учета денежных знаков. Внедрение эффективных форм безналичных расчетов способствует ускорению платежей и оборачиваемости денежных средств в расчетах и, в конечном счете, ускорению банковского оборота денег. Безналичные  расчеты опосредствуют “обмен веществ”, хозяйственные связи в народном хозяйстве, и от их четкости и непрерывности зависит общая эффективность функционирования экономики в целом. Значение безналичных расчетов состоит, прежде всего, в том, что они способствуют кругообороту фондов хозорганов, завершению хозяйственных сделок.

Все коммерческие банки эмитируют в безналичный оборот платежные средства в процессе кредитования хозорганов и населения, которые хранят на счетах в этих банках свои средства. Безналичные расчеты, проходящие через банк, увеличивают его ресурсы, позволяют ему аккумулировать свободные денежные средства в расчетах на нужды кредитования экономики и населения. Безналичные расчеты дают возможность для взаимного контроля хозорганов и позволяют банку наблюдать, проверять и активно воздействовать на ход процесса производства и обращения товаров. Банк контролирует соблюдение хозорганом платежной дисциплины.

Исходя из этого, роль банков при выполнении своих функций посредника в расчетах огромна, и от четкой и эффективной их работы зависит нормальное функционирование народного хозяйства.

Ликвидация административно-командной системы управления экономикой  и разрыв экономических связей между республиками, входящими в состав СНГ, повлекли за собой практически полный крах ранее функционировавшей банковской  системы и системы безналичных расчетов.

Такое положение с расчетами, подорвало и без того недостаточно эффективно работавшие промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики суверенного Казахстана. Также, к этому следует добавить фактически полную бесконтрольность за предоставлением кредитов и их целевым использованием, при наличии весьма многочисленного контрольного аппарата в банковской системе и в других органах государственного контроля. Однако, как показала практика, все виды контроля (предварительный текущий, последующий, внешний и внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств, в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях, должным образом  еще не налажены. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различных форм  собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных, в образовании платежного кризиса, что ослабило применение всех видов   расчетов. Результатом непродуманной кредитной политики явились инфляция и связанные с нею нежелательные явления.

Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами, повлекли за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.

Цель   работы заключается в том, чтобы осветить проблему безналичных расчетов в Казахстане, после распада «монобанковской» системы, которая существовала в годы социализма.  Изучить  виды и формы безналичных расчетов и рассмотреть возможность их развития в  Республике Казахстан.

В работе мною использованы работы отечественных авторов по данной теме, законодательные акты Республики Казахстан, нормативные документы и методические разработки Национального банка Республики Казахстан.

Практический анализ состояния системы безналичных расчётов, платежей и переводов денег сделан на примере фактических отчётных данных одного из крупнейших банков - ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахстане


Глава I. Организация системы безналичных расчётов в Республике Казахстан.1.1. Сущность и условия функционирования  безналичных расчётов.

Выполнение  банками функции безналичных расчетов связано, прежде всего, с концентрацией и хранением на банковских счетах свободных денежных средств хозяйства, государства и населения. Коммерческие банки открывают своим клиентам различные виды счетов: текущий, лицевой, депозитный, контокоррентный, ссудный и т.д.

В условиях коммерческого расчета и самофинансирования текущий счет является главным счетом в банке. С помощью этого счета производятся все денежные операции по оплате сырья, материалов, выплате заработной плате, взносам в бюджет, а также поступления денежной выручки от реализации товаров, работ  и услуг.

Банковский счет - это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита (вклада) и совершению банком операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором, законодательством и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

 Банковские счета могут открываться и вестись как в тенге, так и в иностранной валюте и подразделяются на текущие, сберегательные и корреспондентские счета.

Текущие(1) и сберегательные счета - банковские счета физических и юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств).

Корреспондентские счета - банковские счета банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

При открытии текущего или корреспондентского счета по договору банковского счета банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу клиента, выполнять распоряжения клиента о переводе (выдаче) клиенту или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные договором банковского счета.

 Договор банковского счета должен содержать следующее:

1) предмет договора;

2) регистрационный номер налогоплательщика-клиента, указанный в документе, выданном органом налоговой службы, за исключением случаев, когда представление такого документа при открытии банковского счета не требуется;

3) порядок распоряжения деньгами, находящимися в банке;

4) условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.

В договоре банковского счета могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами.

 В договоре банковского счета должны также содержаться дополнительные требования, установленные законодательством.

 Для открытия банковского счета клиенту необходимо представить:

 для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан и их обособленных подразделений (филиалов и представительств):

документ с образцами подписей и оттиска печати;

оригинал документа, выданный органом налоговой службы, подтверждающий факт постановки клиента на налоговый учет;

копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации);

для филиалов и представительств - копия доверенности, выданная юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан руководителю филиала или представительства;

нотариально удостоверенную копию устава (для обособленных подразделений - Положения) либо документа, подтверждающего факт деятельности клиента на основании типового устава;

для государственных учреждений, финансируемых из государственного бюджета - разрешение Министерства финансов Республики Казахстан;

В течение трех рабочих дней после открытия банковского счета юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банки обязаны уведомить об этом соответствующие органы налоговой службы.

Платежи и переводы денег, осуществляемые через корреспондентский счет банка-нерезидента, открытый в уполномоченном банке, производятся только в безналичном порядке.

Выдача выписок по банковским счетам производится банками в соответствии с договором. Банк вправе предоставлять услуги по передаче (доставке) клиенту выписок по их счетам электронным способом либо нарочно, если это предусмотрено в договоре.

Приостановление расходных операций по банковским счетам или арест денег, находящихся на банковском счете, производится согласно законодательным актам Республики Казахстан на основании соответствующих решений (постановлений) уполномоченных органов, обладающих правом приостановления расходных операций на банковском счете или ареста денег клиента, находящихся на банковском счете.

Возобновление операций по банковским счетам производится на основании соответствующих письменных уведомлений уполномоченных органов об отмене решений (постановлений) о наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете, или приостановлении расходных операций на банковском счете.

 При недостаточности денег на банковском счете, к которому предъявлены решения (постановления) уполномоченных органов о наложении ареста, банк принимает к исполнению указанные решения (постановления) и приостанавливает расходные операции до накопления необходимой суммы, указанной в решении (постановлении) о наложении ареста.

При отсутствии денег на банковском счете, к которому предъявлены решения (постановления) уполномоченных органов о наложении ареста на деньги клиента, находящиеся на таком счете, банк не позднее трех рабочих дней после получения такого решения уведомляет соответствующие органы о невозможности его исполнения с указанием причин и запрашивает указанные органы о дальнейших действиях по исполнению решений (постановлений) о наложении ареста.

При поступлении в банк решений уполномоченных органов о приостановлении расходных операций на банковском счете, банк приостанавливает совершение расходных операций на таком счете.

 Юридические лица, их филиалы или представительства представляют в банк документы с образцами первой и второй подписи (подписей) и оттиска печати, составленные на государственном и русском языках.

 В документах с образцами подписей и оттиска печати, представляемых юридическими лицами, их филиалами или представительствами, правом первой подписи обладает руководитель и/или другие уполномоченные им лица. Право второй подписи предоставляется главному бухгалтеру и/или другим уполномоченным лицам.

Данные полномочия предоставляются на основании учредительных документов, либо приказов руководителей соответствующих юридических лиц, филиалов или представительств, либо иных документов, на основании которых предоставлены такие полномочия.

Если в штате юридического лица, филиала или представительства отсутствуют лица, которым может быть предоставлено право второй подписи, документ принимается банком с образцом только первой подписи, о чем делается соответствующая запись в данном документе.

В документах с образцами подписей и оттиска печати должен быть образец оттиска печати юридического лица, филиала или представительства юридического лица.

Данное требование не распространяется на юридических лиц-нерезидентов Республики Казахстан, их филиалов и представительств, у которых отсутствует печать вследствие специфики законодательства страны происхождения таких юридических лиц.

Запрещается принимать образцы оттиска печатей, предназначенных для специальных целей ("отдел кадров", "для пакета" и других).

Банк вправе требовать нотариального удостоверения подписей лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати. В населенных пунктах, где отсутствуют нотариусы, подписи лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверяются местным органом исполнительной власти.

В случае временного предоставления клиентом права подписи другому лицу, оформляется временный документ с соответствующими образцами подписей

 В случае переименования юридического лица, утери или износа печати, банк вправе предоставить клиенту необходимый срок для изготовления новой печати. В период изготовления печати банком и клиентом устанавливается порядок оформления платежных документов без печати клиента, который должен быть указан в договоре.

Необходимое количество экземпляров документов с образцами подписей и оттиска печати, представляемых клиентом для открытия счета, определяется банком.

При этом один из экземпляров должен постоянно находиться у операционного работника банка, другой - в деле клиента банка. Остальные экземпляры хранятся в порядке, установленном внутренними правилами банка.

При замене хотя бы одного образца подписи либо оттиска печати, в банк представляется новый документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенный в порядке, указанном в Инструкции.

Конкретное  применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов. Порядок их оформления регламентируется Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года N 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан»,  которое предусматривает единый документооборот в банках.(2) При безналичных расчетах применяются формы, основанные на следующих основных расчетных документах: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы. Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя, и пластиковой карточки.

Помимо форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа.

Выделяются следующие способы платежа:

1) перечисление денежных средств с расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;

2) зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачётной суммы;

3) гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

По видам выделяются следующие платежи: полной суммой, частями, по сальдо взаимных требований.

Все расчетные документы вне зависимости от формы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующую информацию: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; номер корреспондентского счета, и название банка плательщика; наименование плательщика и номер его расчетного счета в банке, а также его расчетный номер налогоплательщика (РНН); наименование получателя средств, номер его расчетного счета и РНН; наименование, номер корреспондентского счета и банк получателя; название платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре поручения – оттиск печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций по счетам в банке. Расчетные документы по операциям предпринимателей, без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии в них одной подписи, указанной в карточке, с образцами подписей, без оттиска печати. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время работы банка  с клиентами. При этом документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в тот же день.  За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать от банка уплаты в пользу штрафа в размере 0,5% несвоевременно зачисленной и списанной суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором между банком и владельцем счета. Расчетные документы предоставляются в необходимом количестве экземпляров для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счета плательщика производится на основании первого экземпляра документа или на основании документа, переданному по телефаксу. При использовании систем типа “клиент – банк” списание средств может происходить по электронной копии платежного документа.

Участниками платежной системы Казахстана являются нефинансовый сектор (предприятия, организации, фирмы), личный сектор и финансовый сектор (банки и другие кредитные учреждения).

Нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

1.2.  Основы и принципы построения системы безналичных расчётов. 

Систему безналичных расчетов можно представить как денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ним документооборота.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип  - правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы, как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования.

К правовой базе регулирования платежной системы Казахстана относятся законы и указы Республики Казахстан, основными из которых являются законы "О Национальном банке Республики Казахстан"(3) и "О банках и банковской деятельности"(4), принятые в соответствии с ними нормативные акты НБ РК, а также банковские правила. 

Второй принцип организации расчетов – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и  плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно  основам гражданского законодательства, безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного векселя).

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так  и отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж – это выполнение денежного обязательства до истечения, оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получением средств.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

С  принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.

1.3.  Эволюция системы  безналичных расчётов. 

Как уже отмечалось, основной из важнейших задач   банков является мобилизация ими денежных средств юридических и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики республики.

С начала 1993 года в Казахстане усложнилось прохождение платежей со всеми бывшими республиками СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по поставкам в Россию.

Проводилась работа по ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила расчетов между учреждениями банков внутри одной системы.

Большая работа проводилась центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций. Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков.

1993 год характеризовался определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле 1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена представленная национальным Банком программа информации банковской системы.

 Этой программой задача информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый — укрепление действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической базы   платежной системы; второй — реализация новой модели платежной системы.

В течение 1995 года успешно формировался рынок государственных ценных бумаг. Выступая в качестве финансового агента Правительства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал выпуск в обращение государственных ценных бумаг на аукционной основе. Преимущество аукционного метода заключается в том, что доходность и объемы выпуска ценных бумаг определяются на базе конкурирующих между собой заявок потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организации и проведения аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась методологическая работа с первичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке государственных ценных бумаг.

Проводимые мероприятия позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики Казахстан «О Республиканском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге.(5)

В 1998 г. доходность по казначейским векселям и нотам Национального Банка была ниже доходности по межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка.

В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резервных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).

В области кредитных операций в 1999 году были приняты определенные меры по приближению функций Национального Банка к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

В 1999 году была прекращена выдача директивных кредитов. Всего за 1999 год Национальным Банком предоставлено централизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд. тенге, в том числе Министерству финансов на покрытие дефицита республиканского бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня — 16,5 млрд. тенге, небанковским финансовым учреждениям — 4,4 млрд. тенге, клиентуре Национального Банка — 0,7 млрд. тенге.

Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 3 месяцев, при этом на долю трехмесячных кредитов приходилось около 73% от всех выданных кредитов.

Открытием нового финансового рынка в 1999 году стали торги межбанковскими кредитами, организуемые Межбанковской Финансовой Палатой. За 1999 год Национальным Банком на межбанковские торги было выставлено краткосрочных кредитов в объеме 4,6 млрд. тенге, из них продано 3,4 млрд. тенге.

За 1998 год из кассы банков было выдано денежной наличности в размере 269,8 млрд. тенге. Из них 63,3% выдач приходится на выплату заработной платы и 18,1% на выплату пенсий и пособий.

В результате опережающего темпа роста кассовых поступлений по сравнению с кассовыми расходами сократился удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах из касс банков, который по республике за январь— декабрь 1998 года составил 10,7% против 20% в 1997 году.

Улучшились в 1999 году показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех регионах республики. В связи с реализацией Программы реформирования банковской системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии на инкассацию коммерческим банкам, количество инкассируемых Национальным Банком точек за 1999 год сократилось на 2 535 и составило 3 302.

В соответствии с разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современной комплексной платежной системы, проводимые мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства Республики Казахстан на 1996—1999 годы, учитывали рекомендации международных финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение эффективности функционирования банковской системы.

В целях ускорения работы по созданию эффективной и безопасной платежной системы была создана специализированная организация — Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования платежной системы страны.

В соответствии с Программой дальнейшего реформирования банковской системы Республики Казахстан на 1996—1999 годы, были разработаны «Правила проведения расчетов Казахстанским Центром Межбанковских Расчетов (КЦМР) в системе крупных платежей». Назначение системы крупных платежей заключается в исполнении безотзывных и безусловных платежей в национальной валюте Республики Казахстан с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денежных средств, находящихся на счетах пользователей системы крупных платежей в Национальном Банке Республики Казахстан.

К концу 1999 года наблюдалось значительное увеличение платежного оборота через Систему крупных переводов КЦМР платежей. Так, если в августе сумма всех платежей, проведенных через СКП КМЦР, составила 51 786 млн. тенге, то к декабрю 1999 г. платежный оборот увеличился до 89 283 млн. тенге. (6)

Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтированной цене) и НСО, находящихся в обращении, на конец года составил 22,6 млрд. тенге.

Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 1998 год» от 31.12.99 г. № 59-1 было предусмотрено выпустить в обращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюджета). Фактически Минфином Республики Казахстан эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска государственных казначейских обязательств составили около 8,5 млрд. тенге.

В 1999 году межбанковское кредитование осуществлялось, в основном, на неорганизованном денежном рынке. Объем кредитов «коротких» денег (до 30 дней) в национальной валюте составил 5,9 млрд. тенге, а средневзвешенная ставка вознаграждения (интереса) по ним — 11,3%. На этом сегменте рынка также предоставлялись кредиты в иностранной валюте. Короткие кредиты в долларах США за год составили 45,9 млн. долл. США со средневзвешенной ставкой вознаграждения (интереса) 8,9%.

Вклады физических лиц и депозиты небанковских юридических лиц в банках второго уровня достигли 81,5 млрд. тенге, увеличившись за год на 12,9%. Депозиты в национальной валюте увеличились на 43,8%, в инвалюте — уменьшились на 31,4%.

Депозиты небанковских юридических лиц составили 52,7 млрд. тенге, из них в тенге до востребования — 37,31 млрд. тенге (рост на 53,1%), срочные — 3,44 млрд. тенге (уменьшение на 28,5%). Депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц составили 12,0 млрд. тенге (уменьшение на 49,4%), из них до востребования — 9,4 млрд. тенге (уменьшение на 39,57о), срочные — 2,6 млрд. тенге (уменьшение на 68,4%).

По состоянию на 1 марта 2000 года в республике действуют 53 банка второго уровня, в том числе, межгосударственный-1, государственный-1, с иностранным участием (включая дочерние банки банков нерезидентов)-22.

По состоянию на 01.03.2000 г. филиальную сеть имеют 27 банков второго уровня, общее количество филиалов-423, в т.ч. ОАО "Народный сберегательный Банк Казастана"-180.(7)

Расчетно-кассовые отделы вне места нахождения банка имеют 10 банков. Общее количество РКО на 01.03.2000 г.-1106, в т.ч. ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана"-964, ОАО "Банк Туран Алем"-59.

Всего 50 банков второго уровня на 01.003.2000 г. имеют лицензию на проведение банковских операций в тенге и иностранной валюте.

В соответствии с Правилами о порядке перехода банков второго уровня к международном стандартам по состоянию на 01.03.2000 г. в первую группу отнесены 11 банков, во вторую-25.

В республике открыты 17 представительств иностранных банков.

Лицензию национального Банка Республики Казахстан на право проведения аудиторской проверки банковской деятельности по состоянию на 01.03.2000 г. имеют 17 аудиторских организаций, из них 5 международных и 12 казахстанских, и 34 аудитора.

По состоянию на 01.03.2000 г. в республике зарегистрировано 42 ломбарда, 7 кредитных товариществ и 49 других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.


Глава II. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк «Альфа-Банк» в Казахстане2.1.  Структура платежного оборота банка. 

Республика Казахстан на сегодняшний день является одной из наиболее динамично развивающихся стран СНГ. Казахстан обладает богатейшими природными ресурсами, многоотраслевым сельским хозяйством, огромным промышленным потенциалом. В республике сложился комплекс предприятий цветной и черной металлургии, тяжелого машиностроения, включающего ряд уникальных предприятий станкостроения, горно-шахтного оборудования и приборостроения. Весьма серьезный потенциал имеют угледобывающая промышленность, энергетика, производство минеральных удобрений, легкая и пищевая промышленность. Все это привлекает многие российские и иностранные фирмы к сотрудничеству с партнерами в Казахстане.

Сегодня благодаря усилиям казахстанских властей в         Казахстане сложился весьма благоприятный климат для сотрудничества. В этой ситуации большой интерес представляет развитие банковского сектора республики. В стране успешно работают не только местные банки, но и некоторые иностранные, в том числе российские, одним из крупнейших среди которых является «Альфа-Банк—Казахстан».

На казахстанском рынке этот банк можно считать относительно молодым. Но уже сегодня он достиг репутации надежного и динамично развивающегося. Банк активно проводит политику сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики. Это позволяет организовать более тесное сотрудничество российских и казахстанских производителей, существенно облегчить и упорядочить работу многих предприятий-партнеров.

ОАО ДБ «Альфа-Банк» в Казахстане создан в декабре 1994 года. Идея открытия дочернего банка в Казахстане была обусловлена, с одной стороны, формированием и серьезной положительной динамикой новых финансовых отношений между предпринимательскими структурами Казахстана и России. С другой стороны, на решение об открытии банка в Казахстане повлияла разумная, взвешенная и благоприятная политика в отношении российских предприятий со стороны государственных органов Казахстана и президента республики. Впрочем, это и не удивительно для страны, в которой первое лицо является серьезным экономистом и пользуется огромным авторитетом среди населения.

Первоначально перед банком ставилась задача обеспечить проведение расчетов между казахстанскими и российскими предприятиями, поскольку после распада Советского Союза и образования СНГ практически прекратилось обращение р