Ссылка на архив

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

Данная работа посвящена методам управления империей династией Цинь в Древнем Китае, что представляет особый интерес резким противостоянием 2-х идеологических направлений в государственности – конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается проблема государственности (одна из первых и в наше время) – роль стихийного, традиционного и рассудочного в строительстве государства и права.

Объект исследования: социальная история Китая.

Предмет исследования: процесс создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь.

Территориальные рамки исследования: царства Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу.

Хронологические рамки:

Термин «Чжаньго» («Сражающиеся царства») впервые упоминается в памятниках V-III в.в. Тогда им обозначали семь сильнейших царств: Чжао, Хань, Вэй, Ци, Янь, Цинь и Чу, внешняя и внутренняя политика которых активно влияла на ход исторических событий. После того как царство Цинь, возвысившись, уничтожило шесть своих соперников и было создано первое в истории Китая централизованное государство, этот политико-географический термин постепенно трансформировался в название исторического периода (453-221 гг. до н.э.) (14, 199).

Первостепенными и важнейшими источниками по истории этого периода являются письменные источники. Прежде всего, это первая сводная всеобщая история Китая «Ши Цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.

Это — по выражению Ю.Л.Кроля, «первая Всеобщая история Китая» (15, 8), созданная величайшим историком Сыма Цянем, при дворе ханьского императора У-ди. О деятельности Цинь Шихуана можно судить по главе 6 «Основные записи о деяниях Цинь Шихуана» (19, 178). Сам автор для себя считал главным не просто изложить и описать события, а постараться объяснить их внутреннюю логику, причинность и закономерность их развития.

В III веке до н.э. была написана «Шанцзюньшу» («Книга правителя области Шан»). Ее авторство приписывается государственному деятелю царства Цинь Гуньсун Яну (Шан Яну). В «Шанцюньшу» содержится богатый фактический материал о жизни различных классов и слоев населения в царстве Цинь.

«Шанцзюньшу» - один из наиболее ценных источников для изучения сущности и содержания реформ Шан Яна (19 ,170).

Истоки древнекитайского законодательства описаны Бань Гу в 23 главе «Обозрение законов» («Ханьшу») (19, 185).

Еще один немаловажный источник - «Чжаньгоцэ» («Планы Сражающихся царств») – единственный дошедший до нас исторический труд, специально посвященный от начала до конца событиям и деятелям времени Чжаньго. В нем представлены речи, беседы, послания, имеющие сведения о самых разных сторонах жизни китайского общества и государства.

Отдельную группу письменных источников по истории Китая V-III вв. составляют военные трактаты.

Важнейшими из них считались «Сунь-Цзы» и «У-Цзы». Оба труда помогают расширить, уточнить знания о военно-политических коллизиях, потрясавших страну в V-III вв. до н.э., о военной мысли и практике, различных событиях гражданской истории (14, 200).

Также в сочинениях философов и мыслителей того времени есть немало сведений об обстановке, нравах и событиях этого периода.

Целью данной работы является рассмотрение процессов, которые привели к созданию единого государства и причин, сделавших царство Цинь центром объединения.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач: выявить условия и предпосылки для создания централизованного государства, для этого проанализировать социально-экономическую обстановку в Древнем Китае; рассмотреть и проанализировать реформы Цинь Шихуанди; сделать выводы о методах правления и роли династии Цинь в истории древнекитайского государства.


1 Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э.

К V-III вв. до н.э борьба, которая велась в период Восточного Чжоу за поглощение соседних территорий, продолжала нарастать. В 403 г. до н.э. три знатных дома наследственных сановников Хань, Чжао и Вэй в княжестве Цзинь провозгласили себя правителями. Так начался этап самой ожесточенной борьбы - период «Сражающихся царств» - Чжаньго. Если в период Восточного Чжоу некоторую роль в политической жизни страны еще играла царская династия наследственных аристократов, выступавшая в качестве родоначальника и всеобщего владыки Поднебесной, то к началу периода Чжаньго эта династия уже утратила свое значение. Ее власть распространялась лишь на небольшую территорию (в 249г. до н.э. Цинь окончательно уничтожило и это небольшое государство Чжоу) (7, 277).

В 246 г. до н. э., когда на престол вступил Цинь Ши-хуан,. земли государства Цинь уже включали области Ба, Шу, Хань-чжун, Юань, Ин, Шанцзюнь, Хэдун (юго-западная часть провинции Шаньси), Тайюань и Шандан. За горным проходом Ханьгу лежали область Инъян и старые земли государства Чжоу. С точки зрения территории и границ Цинь обладало большими преимуществами над другими царствами.

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов (17, 23). Политическая деятельность Шихуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности считалось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Шихуанди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали» (10, 452).

На территории Цинь имелись два крупных хозяйственных района — области Ба и Шу, богатые медью, железом и лесом — и скотоводческие районы северо-запада, населенные племенами жун и ди. Обладая огромными материальными ресурсами, Цинь могло вести длительные войны. В «Шицзи» говорится: «Земли в районе Гуаньчжун занимали приблизительно треть Поднебесной, население не превышало трех десятых населения Поднебесной, а богатство составляло шесть десятых богатств Поднебесной» (5, 187). Это соотношение вряд ли точно соответствует действительности, однако по своей экономической мощи Цинь наверняка занимало преимущественное положение.

Чжаньго – период серьезных изменений в экономической, социальной и политической жизни Китая. Развитие экономики, прежде всего, связано с распространением железных орудий труда. Если в Период Восточного Чжоу железо считали грубым металлом, пригодным лишь для изготовления сельскохозяйственных орудий, то в период Чжаньго оно нашло широкое применение. Такие сельскохозяйственные орудия, как соха, серп, коса, мотыга и др., изготовлялись из железа. Из него же делали плотничьи инструменты (топоры, пилы, сверла, долота), орудия женского труда (шилья, иголки). Кроме сельскохозяйственных и ремесленных изделий, из железа стали изготовлять предметы военного обихода, например, кольчуги, булавы, пики. В некоторых районах уже умели плавить сталь. Раньше всего сталь начали плавить в царствах У и Юэ. Впоследствии улучшенный метод выплавки распространился по всему царству Чу. В царстве Хань изготовляли главным образом дорогие мечи. Наиболее известными в этом отношении были Елучэн и Тансицунь (20, 301). Однако железо еще не могло вытеснить бронзу в области изготовления оружия. Но несомненно, что железо добывалось в гораздо большем количестве и находило более широкое применение, чем медь. В V-IV вв. до н.э. появились плавильные горны, в которых можно было поддерживать температуре, достаточно высокую для получения жидкого металла. Древнекитайские металлурги открыли способы придания чугуну большей пластичности и получения так называемого «ковкого чугуна». Наличие в период Чжаньго знаний о добыче руды в достаточной мере свидетельствует о быстрых темпах развития горного дела (6, 217).

Достижения древнекитайских металлургов и кузнецов периода Чжаньго, которые впервые начали в широких масштабах изготовлять железные орудия труда, оказали непосредственное влияние на развитие сельскохозяйственного производства. Железные лемехи, найденные как на севере, так и в центральном районе служат наиболее ранними бесспорными свидетельствами распространения пашенного земледелия. Однако, из-за того, что лишь ограниченное число крестьянских хозяйств располагало необходимой тягловой силой, пахота с помощью плуга, движимого воловьей упряжкой, очевидно, не могла в V-III вв. до н.э. стать ведущей системой земледелия. Обработка земли по-прежнему в значительной мере основывалось на ручном труде. Но и в этой области применение железные сельскохозяйственных орудий привело к значительному повышению производительности труда (6, 219).

Параллельно этому происходили изменения в составе культивировавшихся растений. В большинстве центральных районов с началом Чжаньго посевы обыкновенного проса начали сокращаться, и место ведущих культур заняли бобовые и чумиза. Распространение бобовых было связано с появлением в древнем Китае первых ростков плодосменной системы земледелия. В условиях характерного для того времени роста народонаселения в центрально-китайских царствах земледельцам приходилось отказываться от паровой системы и искать методы более рационального использования земельных угодий. Для восстановления плодородия почвы они начинают прибегать к определенному чередованию культур, в состав которых входили и бобовые. Это было связано также с улучшением обработки земли и применением удобрений. Рост агротехнического мастерства привел к тому, что в некоторых районах земледельцы стали многократно собирать урожай в течение одного сельскохозяйственного года. В это время значительно шире, чем в предыдущий период, начинает возделываться рис (6, 208).

На начало второй половины I тысячелетия до н.э. падает активная деятельность по созданию системных гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхэ и верховьев Янцзы. С ирригацией повсюду был связан переход к интенсивной системе земледелия. После осуществления царством Цинь в конце IV - середине III в. до х.э. водохозяйственных мероприятий в бассейнах рек Вэйхэ (притока Хуанхэ) и Миньцзян (притока Янцзы) орошаемое земледелие становится основой экономики циньского государства и залогом его хозяйственного подъема (20, 302). Большие ирригационные работы производились в этот период и в других сильнейших царствах, расширивших свои территории до пределов речных долин.

Однако не согласованные между собой локальные гидротехнические предприятия отдельных царств часто были чреваты губительными последствиями. Так, возведение береговых дамб на Хуанхэ царством Ци привело к страшным наводнениям в царстве Вэй, расположенном выше по течению реки. Тем не менее, достигнутые в этот период успехи в борьбе с разливами Хуанхэ в нижнем и среднем ее течении привели к быстрому росту населения в этих регионах. Проведение комплекса необходимых ирригационно-мелиоративных работ и строительство многопрофильных оросительных систем наряду с усовершенствованием сельскохозяйственной технологии (введение пахоты на волах, более эффективных методов удобрения, изобретение водоподъемных механизмов) позволило значительно повысить общую продуктивность земледельческого производства, что отвечало насущным потребностям древнекитайской экономики. Именно с этого времени развитие культуры поливного земледелия становится важнейшим фактором прогресса китайской цивилизации (12, 284).

Расширение и интенсификация сельскохозяйственного производства, строительство обширных ирригационных систем намного, по сравнению с предыдущим периодом, увеличили потребности сельского населения и администрации царств в ремесленной продукции. Земледелие и царские работы во всевозрастающих количествах поглощали железные орудия труда новых и усовершенствованных форм, изготовление которых требовало высокой степени дифференциации металлургического и кузнечного ремесел. Только достаточно развитое городское специализированное производство могло в больших масштабах удовлетворять эти требования (17, 116).

Действительно, из сообщений источников и результатов археологических раскопок известно, что в период Чжаньго города переживали период расцвета, выражавшегося в увеличении их числа, их размеров, в стремительном росте городского населения. В «Планах Сражающихся царств» сказано, что в древние времена «число жителей даже больших городов не превышало трех тысяч семей», а в V-III вв. до н.э. «города с десятью тысячами семей стали столь многочисленны, что смотрели друг на друга» (9, 205).

В период Восточного Чжоу царства Ли и Ци славились своим ремеслом. В период Чжаньго во всех царствах, расположенных к востоку от гор Тайхан, наблюдался дальнейший подъем ремесла. Мастера по дереву делились на семь категорий, мастера по металлу – на шесть, кожевники и рисовальщики – на пять, шлифовальщики и ювелиры – на пять, гончары – на две категории (6, 220). Эти сведения позволяют говорить о дифференциации ремесла. Все ремесла были казенными.

Войны, происходившие в период Чжаньго, достигали колоссальных размеров, в отдельных войнах с обеих сторон участвовало до миллиона солдат. Для производства оружия и военных припасов требовалось большое количество рабочих рук (рабов-ремесленников). Поэтому казна была вынуждена разрешить простым ремесленникам из народа свободно производить и обменивать изделия широкого потребления. Уже в конце периода Восточного Чжоу существовали ремесленники из народа, которых называли «сто ремесленников, живущих в рядах» или «люди ремесленных рядов». К периоду Чжаньго их становилось все больше и больше. Земледельцы и ремесленники ведут оживленный обмен. Все это привело к расцвету частной торговли. Во всех городах среднего размера имелись рынки, и поэтому эти города назывались «поселениями с рынками» (14, 202).

К периоду Чжаньго относятся первые упоминания торгового обмена, происходившего между Китаем и «варварской» периферией, который приносил китайским торговцам огромную прибыль и обогащал пограничные царства Цинь, Чжао, Янь и Чу.

Подъем производства, развитие частного ремесла и торговля привели к усовершенствованию древнекитайской денежной системы. В обращение было пущено несколько стабильных типов бронзовых монет. В центральных владениях Хань, Чжао и Вэй отливали лопатовидные монеты, в Ци и Янь – ножевидные, а в Цинь – круглые. Каждый их типов характеризовался определенным весом и достоинством. На юге, в царстве Чу, где добывали золото, имели хождение золотые монеты в форме небольших пластинок (6, 223). Существует мнение, что в то время торговцам разрешалось самим чеканить деньги и, получив право на чеканку монет, торговцы открыли себе еще более широкую дорогу к богатству.

В период Чжаньго эволюция городского ремесла и торговли происходила в условиях возникновения больших государств, разрушения экономической изоляции отдельных районов и уничтожения разного рода внутренних барьеров. По сравнению с предыдущим временем районы сбыта ремесленной продукции необычайно расширились. Сложились новые условия для дальнейшей специализации и разделения труда в сфере торгово-ремесленной продукции. Это определило рост значения денежного хозяйства в период Чжаньго. К началу Чжаньго здесь завершилось превращение крестьянского надела в индивидуально-семейное владение, передававшееся по наследству, а так же сложилась всеобщая военно-податная система (7, 398).

B V-III вв. до н.э. в Китае господствующий класс представляли: наследственная аристократия («линчжу»), землевладельцы-помещики («дичжу»), и ученые-чиновники («ши») и крупные торговцы. К периоду Чжаньго наследственная аристократия лишилась своих особых политических прав. В то же время в каждом из царств крупные официальные посты занимали как пришлые наемные сановники из других родовых фамилий, так и местная родовая аристократия. При решении серьезных государственных дел ван советовался со своими сановниками из родственной ему местной аристократии. Они имели право низложить вана. Однако в шести восточных царствах аристократия еще сохраняла свою мощь. Поэтому в политическом и экономическом отношениях они отставали от Цинь.

В класс землевладельцев входили военачальники, министры и чиновники, которые имели земли и усадьбы. В период Чжаньго основным способом приобретения собственности на землю стала купля-продажа земли, и «человек, имевший деньги, мог наслаждаться всеми радостями жизни» (6, 224).

Некоторые помещики занимались одновременно и торговлей. Так, существовали нетитулованные богачи-землевладельцы, которые имели по тысяче финиковых пальм, тысяче каштановых деревьев и т.д. Были помещики, вышедшие из крестьян. При дворе класс землевладельцев имел право участвовать в решении политических вопросов. Общий подъем класса землевладельцев нанес сильный удар власти наследственной аристократии. Вместе с тем в процессе скупки помещиками земель крестьяне теряли все больше и больше обрабатываемых ими земель (7, 399).

К V-III вв. до н.э. ученый-сановник превратился в самого активного члена общества. Подавляющее большинство ученых-чиновников являлось представителями класса землевладельцев, принимавших участие в политической деятельности. После краха системы сильных родов влияние ванов и аристократии было ослаблено. Они нуждались в защитниках, поэтому им пришлось обратиться за помощью к ученым-чиновникам из класса землевладельцев. Группу «ши» можно в основном разделить на четыре категории: в первую категорию входили ученые – проповедники конфуцианства, моизма, даосизма, номинализма, легизма и т.д. Представители этой категории пользовались большой известностью и уважением. Ко второй категории относились политические деятели. Хорошо зная политические теории, обладая большими способностями и красноречием, они добивались крупных чиновничьих постов, богатств и знатности. К третьей категории относились специалисты в области астрономии, географии, медицины и т.д., а так же бродячие ученые, которые добывали себе пропитание и одежду за счет предсказаний, гаданий и т.п. Наконец, четвертой категорией были различные нахлебники и приживальщики. С помощью аристократов, военачальников и министров они жили за счет народа (6, 225).

Хотя эти четыре категории «ши» по своему составу и общественному положению были различны, у них была общая цель – укрепить положение господствующего класса.

В период Чжаньго крупные богатые торговцы, так же как и ученые-чиновники, являлись самыми активными членами общества. Крупных торговцев можно разделить на три категории. К первой относились торговцы, занимавшиеся политической деятельностью. Ко второй – торговцы, занимавшиеся сельским хозяйством и скотоводством. К третьей – вкладывавшие свои капиталы одновременно и в крупное ремесло. Среди людей, используемых в торговом деле, были приказчики. Например, бедняки часто шли в семьи богатых купцов, учились торговле и потом торговали вместо них (5, 159). Большинство этих людей купцы превращали в рабов путем ростовщических махинаций и купли. Поэтому крупные торговцы фактически являлись рабовладельцами (6, 228).

Таким образом, господствующие классы в период Чжаньго состояли из ослабевшей и одряхлевшей наследственной аристократии и молодого поднимавшегося класса землевладельцев (включая ученых-чиновников и крупных торговцев).

Следующую ступень в общественной лестнице занимали крестьяне. Они составляли большую часть населения и занимали важное место в производстве. Условия жизни крестьян были в основном одинаковыми во всех царствах. Торговцы и землевладельцы, пользуясь трудным положением крестьян, ссужали им деньги под большие проценты, приобретая зерно, землю и рабов. Крестьяне, подвергавшиеся жесточайшей эксплуатации, прилагали все силы, чтобы найти средства к существованию, многие бросали земледелие и искали применения в ремесле. Обезземеленные крестьяне брались за любую работу: нанимались работниками в купеческие лавки и превращались в батраков. Немалое число крестьян устремилось в столичные города, нанимаясь там на временную работу, на строительство оросительных сооружений. Но часто эта работа не могла обеспечить крестьянам средства к существованию, и им ничего не оставалось, как продавать себя в рабство (6, 231).

Особенностью периода Чжоу является то, что все средства производства находились в собственности ванского дома. Как говорилось: «Под всем небом нет такой земли, которая не принадлежала бы ванну, по всей земле от края до края нет таких людей, которые не были бы слугами ванна». Вся земля и весь труд в сельском хозяйстве находились в собственности ванна. Людям предоставлялось лишь право пользования, но не право собственника (2, 29).

В период Чжаньго мелкое ремесло и торговля получили более широкое распространение, чем во времена Восточного Чжоу. Во всех царствах значительная часть населения промышляла мелким ремеслом и торговлей. Люди, относившиеся к этой категории, сами изготавливали изделия, и сами продавали их на рынке. Представители господствующего класса выступали за то, чтобы запретить ремесленнику изготовлять орудия на дому. Ясно, что свободные самостоятельные мелкие ремесленники и торговцы занимали важное место в производстве, они были основным подспорьем крестьянского производства.

В обществе имелось также определенное количество рабов из военнопленных, преступников и бедняков. Власти и семьи богачей использовали их для выполнения различных работ, но чаще в ремесленном производстве. Государственные ремесленники изготовляли вещи для аристократии и вооружение. Так же рабский труд применялся в сельском хозяйстве и на рудниках.(6, 232).

В период Чжаньго феодальное общество состояло в основном из землевладельцев и крестьян. Но главную роль при решении политических вопросов в восточных царствах по-прежнему играла наследственная аристократия. Длительные войны между Цинь и шестью другими царствами свидетельствовали о том, что тогда в основном шла борьба между государствами, где власть полностью принадлежала землевладельцам, и государствами, в которых власть разделяли наследственная аристократия и землевладельцы.(6, 233).

Военная система в Цинь была лучше, чем в других государствах. «В Цинь возвеличивали за военные заслуги независимо от общественного положения человека: каждый проявлял храбрость, стремясь добиться военных заслуг» (6, 239). Поэтому в политическом и военном отношении княжество Цинь обладало преимуществами.

Таким образом, результатом экономических и социально-политических преобразований, охвативших древнекитайское общество во второй половине периода Чуньцю, было то, что к началу Чжаньго во всех центральнокитайских царствах место автономных клановых областей заняла единая территориально-административная организация.

1.1. Условия для объединения страны.

К этому времени уже были созданы все условия для объединения страны. Эти условия следующие.

Водное и сухопутное сообщение.

В период Западного Чжоу от родовых владений чжоуских правителей во все стороны расходились проезжие дороги. В период Восточного Чжоу существовало уже морское и речное сообщение, которое получило дальнейшее развитие в период Чжаньго. Особенно развито было сообщение по внутренним рекам. Центральным путем для торговли была р. Хуанхэ. Она соединялась со всеми реками, по ним можно было ездить по всему Китаю. В «Шицзи» говорится, что водным путем можно было проехать от Инъян по Хуанхэ на юг, по каналу Хунгоу, который соединен с рекам Ци, Жу, Хуай и Сы, в княжества Сун, Чжэн, Чэнь, Цай, Цас Вэй, расположенные в Центральной равнине (5, 203). Множество каналов, соединяя большие и малые реки, образовывало сеть водных сообщений, связывавшую все южны и северные районы, что способствовало объединению страны.

В период Чжаньго имелась развитая торговля. Жителям озерных мест необходим был лес, жителям гор - соль, рыба. В связи с торговым обменом население всех частей страны в своей хозяйственной жизни зависело друг от друга (6, 241), каждое царство нуждалось в установлении торговых отношений, невозможно было держать границы своего государства на запоре.

Во всех царствах строились плотины. Во время засухи из-за воды постоянно возникали распри, в период проливных дождей воду спускали на территорию соседних владений. Например, когда княжество Восточное Чжоу собиралось сажать рис, Западное Чжоу не дало воды (в 367 г. до н. э. Чжоу было разделено на два царства — Восточное и Западное); земли царств Вэй и Чжао находились на возвышенности, а земли Ци - в низине; если воды Хуанхе не прорывали дискую плотину, они затапливали земли Чжао и Вэй (18, 96). Задержка и пуск воды были для землевладельцев и крестьян вопросом жизни или смерти. Установление единого управления ирригацией являлось общим требованием обоих классов.

Развитию водного и сухопутного сообщения препятствовали сторожевые посты на переправах, городские стены и огромные крепостные рвы, сооруженные в каждом царстве. Препятствием на пути развития торговли были жестокие поборы. Если путешественник проходил через таможню, таможенный чиновник взимал с него пошлину и вымогал взятку (4, 34). Развитию ирригации мешали различные плотины, которыми огораживалось каждое государство от своего соседа. Это все были искусственные препятствия. Только при объединении всей страны можно было уничтожить или хотя бы уменьшить все бедствия, порожденные разобщенностью отдельных районов страны.

Кроме вышеуказанных, имелись еще две причины, которые играли очень большую роль в объединении страны. К ним относятся, во-первых, требования объединения со стороны малых царств. В период Чуньцю имелось свыше 100 больших и малых государств. Существовали такие мелкие государства, как Цзюй, Чжу, которые должны были держать в готовности по 1000 боевых колесниц. Подати, которые маленькое царство должно было платить большому, трудовые повинности, которые оно должно было отбывать, ущерб, приносимый междоусобными войнами, а также огромные непроизводительные расходы правителей и аристократии на роскошь - все это ложилось тяжелым бременем на крестьян (18, 97). Особенно велики были страдания населения мелких царств.

Во-вторых, объединения требовала и общность культуры. Хотя есть мнение, что со времени Западного Чжоу китайская народность населяла территорию Центральной равнины, а различные некитайские племена жили лишь в районах, окружающих равнину, однако фактически на Центральной равнине жило разноплеменное население, причем некитайские племена обладали определенной силой и вели постоянную борьбу с китайцами. В конце периода Восточного Чжоу производительные силы китайцев шагнули вперед, повысилась их культура, поэтому они постепенно ассимилировали различные племена, жившие на Центральной равнине и пограничных с китайцами территориях.

Государство Чу, населенное племенами мяо, объединило южные районы страны, культура Чу развивалась дальше, и разница между китайской культурой и культурой Чу в конечном счете стерлась. Различные племена восточных и в течение продолжительного времени соприкасались с китайской культурой, они последовательно входили в состав царств Ци, Лу и Чу. Цинь, находившееся на западе, испытывало влияние племен жун и ди; в представлении правителей восточных царств циньцы ассоциировались с этими племенами, но в начале периода Чжаньго, когда культура Цинь стала более высокой, Цинь превратилось в государство китайской культуры.

Различные племена, жившие на севере и северо-востоке, в процессе борьбы и культурного общения с царствами Чжао, Янь и др. частично слились с китайской народностью, а большая часть их отошла за Великую китайскую стену. В период Чжаньго на обширной территории - от Великой стены, проходившей в царствах Цинь, Чжао и Янь на севере, и до древних государств У и Юэ на юге, расположенных на берегу моря, в основном существовала только китайская культура. На этой территории жило около 20 млн. чёловек, имевших общую культуру. Такие крупные представители конфуцианского учения, как Мэн-цзы и Сюнь-цзы, настаивали на проведении гуманной политики, чтобы Поднебесная «утвердилась как единое целое» (4, 54).

Таким образом, несмотря на перечисленные выше преимущества, царство Цинь не смогло бы завершить объединения страны, если бы в Китае не сложилась благоприятная для этого обстановка.

1.2. Уничтожение остатков самостоятельности покоренных царств.

После проведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них - военной, заменившей бронзовое оружие железным, а колесницы - маневренной конницей, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя в военно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в древнем Китае и сразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых была захвачена область Шу-Ба в Сычуани с ее плодородными землями и горными богатствами (в первую очередь - железо); эта область была яблоком раздора между Цинь и Чу. После осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный, очень важный источник сельскохозяйственной продукции. Приобретение богатств Сычуани облегчило Цинь дальнейшую экспансию (9, 207).

В конце IV в. циньцы захватили верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, вплотную столкнувшись с царствами Чу, Вэй и Хань. Напрасно центральные царства заключали против циньских царей союзы; они постепенно теряли свои территории; наконец, путем подкупа, обмана и интриг циньцам удалось развалить противостоявшую им коалицию и в 278 г. до х.э. захватить столицу Чу - г. Ин. Но оно и после потери древней столицы оставалось сильнейшим соперником Цинь. Вскоре последовала кровопролитнейшая война Цинь с Чжао, стоившая сотни тысяч убитых.
Хотя Цинь и очень расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны (11, 26).

В 241 г. до х.э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них циньцам противостояли еще Янь и Ци - т.е. всего шесть царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 238 г. до х.э. на циньский престол взошел энергичный молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. Каждую захваченную столицу он приказывал сровнять с землей. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство - Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей верховной власти - хуанди ("император"). Первый император древнего Китая вошел в историю как Цинь Шихуанди - "Первый император Цинь". Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи (9, 210).

Объективно выполняя задачу объединения областей первого и второго подразделений общественного производства, Цинь Шихуанди не ограничился покорением древнекитайских царств, но продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора. Объединив древнекитайские царства, руководители империи сделали все, чтобы ослабить центробежные силы и тенденции. В 221 г. до н. э. по указу императора у всего населения страны было конфисковано оружие, из которого было приказано отлить колокола и массивные бронзовые статуи (12, 286). Около 120 тыс. семей наследственной знати из различных царств было переселено в новую столицу империи Сяньян с тем, чтобы оторвать их от родных корней и разместить поближе к императору.

Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался с поразительной быстротой мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Чтобы обезопасить северную границу империи, Цинь Шихуанди приказал возвести гигантское фортификационное сооружение - так называемую Великую Китайскую стену, соединив и значительно расширив звенья крепостных оборонительных укреплений, ранее сооруженных отдельными царствами вдоль их северных границ для защиты от вторжений кочевников. Одновременно были снесены внутри страны стены между прежними царствами. Цинь Шихуанди предпринял завоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме, ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии (20, 305).

Таким образом, большие преимущества, которыми обладало царство Цинь, с одной стороны, и сложившиеся внутри страны условия для объединения - с другой, дали возможность Цинь покончить с феодальной раздробленностью, существовавшей в течение 800 лет, и создать абсолютистское феодальное государство с централизованной властью.


2 Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь

Завершив завоевание всей страны, после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей (11, 146). Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной — вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету (10, 451). Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями.

«Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием, властью. Закон – это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники. Доверие – это то, что сообща устанавливают правитель и сановники. Власть – это то, чем распоряжается лишь один правитель» - так Шан Ян видел роль закона в управлении государством (19, 171).

2.1 Система административно - государственного управления

Для управления огромной страной с учетом существующего опыта была создана сложная система власти,