Ссылка на архив

Анализ показателей по труду и заработной плате

Экономия труда, рациональное использование трудовых ресурсов в торговле имеют большое значение для развития всей экономики страны и непосредственно самой отрасли, т.к. экономия труда на действующих предприятиях становится весомым источником укомплектования кадров вновь строящихся предприятий, способствует повышению эффективности работы действующих предприятий. Особенно большое значение имеет рациональное использование трудовых ресурсов в торговле в настоящее время в условиях роста потребности в квалифицированных кадрах. Именно этим объясняется актуальность темы курсовой работы.

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность труда, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.

Заработная плата и, прежде всего ее размер, структура, распределение между различными категориями работающих, являясь не только экономической, но и социальной категорией претерпевает наибольшее изменение при переходе к рынку.

Как экономическое явление заработная плата возникла на том этапе развития товарного производства, когда возник промышленный капитал и в обществе появились наемные работники, с одной стороны, и предприниматели, с другой.

Новые концепции организации оплаты труда на предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям требуют новых механизмов ее реализации, новых подходов к оценке трудового вклада отдельного работника в результате деятельности всего предприятия.

Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является проведение анализа показателей по труду и заработной плате на предприятии торговли в современных условиях и пути их улучшения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

- рассмотрен труд, как экономическая категория, его социально-экономическая сущность и значение в торговле;

- охарактеризованы кадры предприятий торговли: понятие, виды, показатели эффективности использования;

- охарактеризованы значение и функции заработной платы и методика анализа фонда заработной платы;

- дана оценка организационно-экономическому состоянию предприятия;

- проведен анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли;

- проанализирована численность работников данного торгового предприятия;

- проведен анализ организации заработной платы на предприятии торговли;

- оценена эффективность использования труда и заработной платы на торговом предприятии;

-разработаны мероприятия, направленные на улучшение показателей по труду и заработной плате.

Объектом исследования выступает ООО «Бонус». Предметом исследования являются показатели по труду и заработной плате ООО «Бонус».

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам: Н.Н. Терещенко Ю.Л. Александров, А.М. Смирнова, А.Я. Кибанова, А.Н. Соломатина и др.; законодательство Российской Федерации и его структур; публикации в периодической печати; учебники и учебные пособия; результаты собственных исследований.

Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследовании совокупности различных методов анализа: анализа и синтеза, группировки и сравнения и других, входящих в экономико-статистические методы, а также метода экспертной оценки. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 77 стр. Курсовая работа иллюстрирована 11 рисунками; 24 таблицами; 4 приложениями. Библиографический список включает в себя 31 источник.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ТОРГОВЛЕ

1.1 Труд, как экономическая категория, его социально-экономическая сущность и значение в торговле

Труд - понятие, которое является важнейшей частью экономики – он одновременно и товар, и причина появления добавочной стоимости, так как кредиты и материалы при приложении к ним труда становятся дороже.

Труд работающих является необходимой составной частью процесса производства, потребления и перераспределения созданного продукта. Особенно большое значение имеет рациональное использование трудовых ресурсов в торговле в настоящее время в условиях роста потребности в квалифицированных кадрах.

Трудовые ресурсы - это социально-экономическая категория, характеризующая потенциальную способность членов общества к участию в процессе труда, конкретные формы проявления которой в экономической, социологическом, демографическом и статистическом аспектах определяются общественной формой производства, условием развития производительных сил и производственных отношений (рис.1). (21)

Применительно к отрасли торговля под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения.

То есть, трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников торговли.

Двойственный характер труда к торговле, т.е. в зависимости от выполняемых функций, труд работников торговли может быть как производительным, так и непроизводительным:





Рисунок 1 - Аспекты категории «трудовые ресурсы» (21)

1. Производительным трудом считается труд, на продолжение процесса производства в сфере товарного обращения (труд по фасовке товара; транспортировке; упаковке и т.д.).

2. Непроизводительным трудом торговли является труд, связанный непосредственно с обслуживанием процесса купли-продажи товара (реклама, изучение спроса, кассовое обслуживание и т.д.).

Деление труда на производительный и непроизводительный является относительным и рассматривается с различных точек зрения:

- точка зрения материальных благ, труд работников торговли является непроизводительным так как не создает новой потребительской стоимости и не увеличивает физический объем товара.

- с позиции собственника средств производства, производительным является любой труд, приносящий прибыль;

- с точки зрения самого работника его труд является производительным, т.к. приносит заработную плату обеспечивающие воспроизводство рабочей силы;

- с точки зрения общественности труд работников торговли является производительным, т.к. обеспечивает общественное признание продуктам.

Преобладание в структуре затрат в торговых предприятиях затрат живого труда, по сравнению с затратами общественного труда.

Низкий уровень механизации и автоматизации труда в торговле в связи с чем преобладает ручной труд.

Большая трудоемкость операции в отрасли, неравномерность покупательских потоков по часам и дням, неделям, приводит к неравномерной загрузке торгового зала и работников.

Социально-экономическая сущность труда, основой заработной платы является цена труда, как фактор производства, который сводится к его предельной производительности. Согласно этим положениям работник должен создавать такую величину продукта по стоимости, которая позволит возместить ему заработную плату, затраты всех ресурсов и получить приращение стоимости в виде прибыли. Из произведенных рассуждений вытекает, что заработная плата находится в прямой зависимости от эффективности труда работника.

В условиях развития рыночных отношений определенное внимание уделялось формированию механизма рыночного регулирования заработной платы, который должен включить в себя следующие звенья:

- многоуровневую коллективно-договорную систему, в которой должны быть отражены требования рынка труда к цене рабочей силы;

- налоговую систему регулирования доходов каждого работника, призванного обеспечить участие всех граждан в удовлетворении общегосударственных и региональных потребностей;

- систему минимальных государственных гарантий в области оплаты труда;

- информационную систему, дающую работникам и работодателям объективное и полное представление о цене рабочей силы по профессиям, разрядам, территориям, отраслям, экономии и т.д.

Продолжается работа по созданию механизации регулирования заработной платы как цены рабочей силы, который должен обеспечить оптимальное сочетание интересов работодателей и работников при активной роли государства.

Роль и значение заработной платы, как социально-экономической категории, различных для работника и работодателя.

В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем (29):

-потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка;

-торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;

-привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;

-потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда

Труд в торговле имеет особенности, обусловленные спецификой экономических отношений деятельности в этой сфере. Проводимые в стране экономические реформы значительно расширили масштабы деятельности работников торговли: увеличилась возможность закупать товары за рубежом, получили широкое применение современные методы и приемы продаж; использование современной электронной техники значительно упростило систему расчетов Затрачиваемый в торговле труд общественно необходим и направлен на увеличение или сохранение стоимости уже созданных товаров. Часть труда торговых работников затрачивается на транспортирование, хранение, доработку, фасовку и упаковку товаров. Такой труд увеличивает стоимость продукта и участвует в создании дохода общества. Иной характер имеет та часть труда, которая затрачивается на обслуживание купли-продажи и учетных операций, связанных с этим процессом, а также на рекламу, инкассацию выручки. Однако такой труд необходим и полезен, хотя и не увеличиваем стоимость общественного продукта, а обусловлен товарной фор мой производства.

Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой формы собственности, составляет около трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером труда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается в конечном счете на покупателе, доля живого труда выше в оптовой торговле в силу особенности торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств механизации и доля овеществленного труда выше.

Важная особенность структурного состава трудовых ресурсом состоит в том, что более 85% их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится прежде всего к работникам торговых залов продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. (31)

Для труда контролера-кассира характерна нервно эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при их различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей в часы пик могут достичь 50% среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы пик нагрузка может составить 70—75% всей нагрузки за смену.

При характеристике труда работников отрасли торговли используются основные показатели - производительность и эффективность (27).

Эффективность труда в торговле - это соотношение результатов труда работников отрасли и затрат на него. Поэтому рост эффективности предполагает получение больших результатов труда при неизменных затратах ресурсов или тех же результатов при наименьших затратах. Различают экономическую и социальную эффективность:

Социальная эффективность - это эффективность затрат на достижение определенного социального эффекта (экономия времени покупателей на приобретение товаров, культура обслуживания).

Экономическая эффективностьопределяется экономией совокупного труда (живого и овеществленного). Показателями экономической эффективности выступают: прибыль, приходящаяся на одного работника, производительность труда, эффективность использования рабочего времени и т.д.

Эффективность труда определенного вида деятельности, в том числе торговой, может быть определена следующими показателями:

Эi =при Si >Si* (1)

где Э1 –эффективность i-того вида деятельности, тыс. руб.;

Ri- сумма национального дохода, получаемая в результате деятельности i - того вида, тыс. руб.;

Si- сумма национального дохода, расходуемая на потребление работниками, занятыми деятельностью i - того вида, тыс. руб.;

Si* - минимально допустимое значение Si

Эффективность труда работников торговли определяется как отношение между количеством проданных товаров, затратами труда работ-пиков и качеством обслуживания населения:

Э = (2)

где Р - оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.;

α- обобщающий коэффициент качества обслуживания покупателей;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.

Обобщающий коэффициент качества обслуживания paccчитывается:

(3)


где Ку - коэффициент устойчивости ассортимента товара;

Кд- коэффициент дополнительного обслуживания покупателей

Кв - коэффициент затрат времени покупателей на ожидаемое обслуживание;

Км - коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей;

3,, 32, 33, 34 - значимость показателей в общем уровне культуры обслуживания в баллах.

Ку = (4)

где А — ассортимент по утвержденному перечню;

О1,2..n- фактическое наличие ассортиментных разновидностей

Кд = (5)

где Уо—количество дополнительных услуг, представляемых предприятием по утвержденному перечню;

У1,2..n — количество фактически предоставленных услуг.

Кв = Зо/Зф (6)

где 30 - оптимальные затраты времени на ожидаемое обслуживание, сек;

Зф - фактические затраты на ожидаемое обслуживание, сек.

Км = Мn/n (7)

где Мn- количество покупателей, давших хорошую и отличную оценку обслуживания;

n общее количество опрошенных покупателей. (27)

Важнейшей составляющей эффективности выступает производительность (результативность) труда, связанная с увеличением выработки или уменьшением затрат труда на выполняемый объем работ.

Производительность труда - это один из показателей эффективности труда, характеризующий плодотворность полезной деятельности работников.

Производительность труда является одним из основных качественных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли, т.к. влияет на объем товарооборота, уровень издержек обращения, рентабельность (27).


Рисунок 2 – Виды производительности труда (27)

Производительность труда измеряется в стоимостном и натуральном выражении.

1. В стоимостная выражении производительность труда(ПТ) - это объем товарооборота (услуг), приходящихся на одного среднесписочного работника (или одного торгово-оперативного работника):

ПТ = или ПТ= (8)

гдеТ – оборот розничной торговли, тыс. руб.;

Ч - среднесписочная численность, чел.;

Чтоп - численность торгово-оперативного персонала, чел.

Однако изменение товарооборота на одного работника торговли в стоимостном выражении не всегда правильно отражает динамику производительности труда. Так, реализация различных товаров неодинакова по своей трудоемкости. В связи с этим изменение ассортиментного состава оборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму может происходить при различных затратах труда. В этом случае изменение объема товарооборота на одного работника торговли не соответствует изменению уровня производительности труда. Поэтому при измерении производительности труда в торговле в динамике необходимо учитывать изменение среднего оборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индексов цен и ассортиментного состава оборота.

Для элиминирования влияния ряда факторов (изменения цен, структурных сдвигов в товарообороте, а следовательно, изменения трудоемкости) рекомендуется использовать следующую формулу: (27)

Iпт = (9)

где Iпт- индекс производительности труда;

Iсв - индекс средней выработки;

Int— индекс трудоемкости реализации товаром,

Iц - индекс цен на товары (услуги).

2. В натуральном выражении производительность труда – это количество проданных одним работником товаров в натуральном выражении (в метрах, литрах, тоннах) в единицу времени:

ПТ = (10)


где Кпр- количество проданных товаров одним работником, всего (в натуральном измерении);

tp - время, затраченное на реализацию товаров, всего

Производительностью труда называют и количество покупателей, обслуженных одним торговым работником в единицу времени:

ПТ = (11)

где Кпок - количество покупателей, обслуженных работником, всего;

tp - время, затраченное на обслуживание покупателей, всего

В торговле при характеристике эффективности труда также используют коэффициент трудоемкости, который характеризует количество живого труда, которое необходимо затратить на реализацию единицытовара или выполнение определенного объема работы:

Кmp = (12)

Таблица 1– Факторы роста производительности и эффективности труда работников предприятий торговли (27)

Экономические

факторы

Организационные факторы

Социальные

факторы

Технологические

факторы

Экономическое стимулирование и оплата трудаСовершенствование организации рабочих местКвалификация работников, их опытПредварительная доставка товаров. Автоматизация погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ
Объем и структура товарооборотаРациональное размещение торговых предприятии, совершенствование режима их работыУлучшение условий трудаВнедрение прогрессивной техники и технологий
Изменение цен и т.д.Совершенствование организации обеспечения предприятий торговой техникой и т.д.Повышение дисциплины труда и т.д.

Внедрение автоматизированных информационных

систем

На эффективность труда и, следовательно, на его производительность влияют экономические, организационные, социальные и технологические факторы, характеристика которых приведена в табл. 1.

1.2 Кадры предприятий торговли: понятие, виды, показатели эффективности использования

Применительно к торговле под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения. То есть трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников (27).

Для характеристики трудовых ресурсов в торговле используется и категория «кадры торговли». Кадры торговли - это совокупность всех занятых в отрасли и на ее отдельных предприятиях работников в трудоспособном возрасте.

Для правильной экономической характеристики анализа и планирования трудовых ресурсов торговли большое значение имеет научно-обоснованная их классификация (табл. 2).

Таблица 2 – Классификация трудовых ресурсов торговли (27)

Признак классификацииВиды трудовых ресурсов
АБ
1. По видам деятельности

- в розничной торговле;

- в общественном питании;

- в оптовой торговле;

- в прочих подотраслях торговли

2. По организационному уровню управления

- трудовые ресурсы отрасли в целом;

- трудовые ресурсы торговых систем и объединений

- трудовые ресурсы торговых предприятий

3. По технологической характеристике

- административно-управленческий персонал;

- торгово-оперативный персонал;

- вспомогательный или обслуживающий персонал

4. По функциональной характеристике

- руководители

- специалисты

- рабочие

5. По половозрастному составу

А) мужчины: - до 20 лет;

- от 20 до 60 лет;

- свыше 60 лет.

Б) женщины: - до 20 лет;

- от 20 до 55 лет;

свыше 55 лет.

6. По стажу работы в торговле

Работники со стажем работы:

- до 1 года;

- от 1 года до 3 лет;

- от 3 до 10 лет;

- свыше 10 лет

7. По образовательному уровню

- работники с высшим образованием;

- работники со средним специальным образованием;

- работники с неполным средним образованием

8. По характеру профессиональной подготовки

- работники, окончившие вузы;

- работники, окончившие торговые техникумы, училища;

- работники не имеющие специального образования

9. В зависимости от формы собственности на имущество предприятия

- собственники имущества

- привлеченные работники

Особое внимание на предприятиях торговли в условиях рыночных отношений должно уделяться детальному анализу численности работников, цель которого - изучение состава работников предприятия, эффективности их использования (табл. 3).

От обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа являются (30):

• изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;

• оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;

• выявление резервов более полного и эффективного использования работников предприятия.

Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.

Таблица 3 – Показатели, характеризующие использование работников на предприятиях торговли (27)

ПоказателиМетодика расчета
АБ1
1. Коэффициенты, характеризующие степень интенсивности использования трудовых ресурсов1. Коэффициент сменности

,

где Ч – общая численность работников;

Чн – максимальное число работников в смене

2. Коэффициент занятости активной работой

,

где З – общее время занятости;

За – время занятости работников активной работой

3. Коэффициент занятости тяжелым физическим трудом

,

где tф – время, затраченное на выполнение физически тяжелых работ;

to – общий фактический фонд рабочего времени

4. Коэффициент укомплектования рабочих мест

,

где М – количество рабочих мест

5. Степень сбалансированности рабочих мест

,

где Кн – нормативный коэффициент укомплектовывания работающими

2. Коэффициенты, характеризующие движение трудовых ресурсов1. Коэффициент текучести кадров

,

где Чвыб. – число работников, выбывших по причинам, отнесенным к текучести (нарушение трудовой дисциплины, увольнение по собственному желанию);

Ч – среднесписочная численность работников за период

2. Коэффициент оборота

,

где Чпр (ув.) – число принятых (выбывших) работников

3. Коэффициент общего оборота

4. Коэффициент стабильности кадров

,

где Чс5. – среднесписочная численность работников со стажем более 5 лет на данном предприятии

В ходе анализа целесообразно также рассчитывать абсолютную иотносительную экономию численности работников предприятия:

1. Абсолютная экономия численности:

а) за счет сокращения «неоправданных» потерь рабочего времени (Эвр):

Эвр = (13)

где Фрв0, Фрв1 - фонд рабочего времени одного работника до и после внедрения мероприятия по сокращению потерь времени, час;

Ч - численность работников до внедрения мероприятия, чел.;

t - период действия мероприятия, месяцев,

б) за счет внедрения более совершенного нового оборудования (Эоб):


Эоб = (14)

где Ч - численность работников, необходимая для выполнения оборота розничной торговли, чел.;

d - условная экономия численности работников за счет внедрения более совершенного оборудования, чел.;

Эу - условная экономия численности работников за счет внедрения более совершенного оборудования, чел.

2. Относительная экономия численности работников торговли:

а) за счет сокращения потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности в связи с улучшением условий труда (Эвт):

Эвт = (15)

где По, П1 - потери рабочего времени до и после проведения мероприятий, час;

Чпл - плановая численность работников, чел.

б) за счет внедрения прогрессивных форм торговли (Эп):

Эп (чел) = (16)

где Ч - численность работников, необходимая для выполнения оборота исходя из производительности труда при индивидуальной форме продажи, чел.;

ΔПТ - прирост производительности труда за счет внедрения прогрессивных форм торговли, %. (27)


Основные причины экономии или превышения численности работников предприятия приведены в табл. 4.

Таблица 4 - Причины снижения (превышения) численности работников предприятий торговли (27)

Снижение численностиПревышение численности
Положительные причиныОтрицательные причиныПоложительные причиныОтрицательные причины
Рациональная организация трудаСнижение объемов реализации товаровРасширение сети предприятийОтсутствие планирования и экономического обоснования численности на перспективу
Совершенствование оплаты и стимулирования труда

Изменение режима работы предприятия (сокращение часов

работы)

Изменение режима работы предприятия (увеличение часов работы)
Механизация трудоемких процессовВысокая текучесть кадровРост физического объема реализации товаровОтсутствие механизации труда
Рост производительности трудаЭкономия фонда заработной платыРасширение перечня оказываемых населению услугНедостатки в организации труда

В современных условиях хозяйствования происходящие изменения в экономике приводят к изменению состава и структуры работников торговли, что, в конечном счете, влияет на эффективность деятельности предприятия.

1.3 Заработная плата работников предприятия торговли: понятие, значение, функции. Состав фонда заработной платы и методика его анализа

С введением в действие Трудового кодекса РФ впервые появилось законодательное определение таких понятий как «заработная плата» и «оплата труда». Понятийный аппарат приведен в ст. 129 ТК РФ.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.(4)

Это определение соответствует нормам Международной организации труда Конвенции № 95 (МРОТ) об охране заработной платы, ратифицированной нашим государством. Статья 1 данной Конвенции раскрывает понятие термина «заработная плата» следующим образом – «это независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».

Заработная плата - это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда. В общем объеме доходов населения она занимает основное место. Ее величина определяется рынком труда, т.е. спросом и предложением на рабочую силу. Механизм конкуренции как со стороны работодателей, так и со стороны продавцов рабочей силы определяет текущую цену труда. Чем выше уровень конкуренции на рынке труда, тем эффективнее конкурирует система рынков и сама экономика. Вместе с тем чем эффективнее функционирует экономика, тем выше цена трудовых ресурсов и уровень жизни населения. Не может быть высокого уровня заработной платы в неэффективно работающей экономике. Его размер зависит от степени развития производительных сил общества, производительности труда, его организации, научно-технического прогресса. Верхний предел заработной платы в условиях рыночной экономики не ограничивается. (31)

Pазличают номинальнуюзаработную плату, т.е. ее денежный размер, и реальнуюзаработную плату, под которой понимают количество приобретаемых на нее товаров и услуг.


Ур = Ун/р (17)

где Ур — реальная заработная плата;

Ун — номинальная заработная плата;

р — уровень цен на предметы потребления и услуги.

Так, если цены на товары и услуги возросли за квартал в 1,45 раза, а номинальная заработная плата — в 1,23 раза, то изменение реальной заработной платы составит 0,85 раза (1,23 : 1,45), т.е. она сократилась на 15%.

Рынок труда определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работников. Спрос и предложение на рабочую силу оказывают наибольшее влияние на величину реальной заработной платы наряду с целым рядом других факторов.

Как социально-экономическая категория заработная плата имеет важное значение как для работника торговли, так и для его работодателя. Для работника заработная плата — одна из статей дохода семьи. Поэтому ее стимулирующая роль очень велика. С точки фения работодателя, заработная плата — это средства, используемые для найма рабочей силы и составляющие одну из основных статей издержек обращения. При этом работодатель заинтересован и снижении уровня расходов по отношению к товарообороту. В то же время в условиях изменения конъюнктуры торговли, внедрения новых форм обслуживания может оказаться целесообразным увеличить расходы на оплату труда в целях повышения прибыли предприятия. Следует отметить, что уровень оплаты труда оказывает существенное влияние на поведение и работника и работодателя. При этом в современных условиях в элементы индивидуального дохода работника входят кроме заработной платы и другие составляющие (рис. 4).


Рисунок 4 – Основные элементы дохода работника в денежной форме (29)

Заработная плата, как правило, занимает большой удельный вес в общих доходах работника. В связи с недостаточным развитием фондового рынка рисковый доход получают, как правило, фирмы и физические лица, специально занимающиеся этим.

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях (рис. 5).

1. Воспроизводственная функция. Она определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей. Отправным моментом для выполнения заработной платой ее воспроизводственной функции является установление минимальной заработной платы на объективно необходимом уровне. Он в обычных условиях должен соответствовать стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину и позволяющих обеспечить нормальное воспроизводство физических и умственных способностей работника, обладающего минимально необходимой профессиональной подготовкой, выполняющего простые работы в нормальных для здоровья условиях труда и справляющегося со своими трудовыми обязанностями.(27)



Рисунок 5– Ос