Ссылка на архив

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Выбор темы выпускной квалификационной работы обоснован тем, что в рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Устойчивое финансовое состояние предприятия – это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности предприятия. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности является также основным элементом анализа финансового состояния, необходимым для контроля, позволяющего оценить риск нарушения обязательств по расчетам предприятия.

Проблема поддержания устойчивого финансового состояния всегда стояла перед руководством предприятия и во многом определялась умением анализировать свою деятельность. Проведение регулярного комплексного финансового анализа на основе бухгалтерской отчетности позволяет решить эту проблему.

В современных условиях, а именно – в условиях нестабильного экономического и социального положения, чаще всего бывает ситуация когда предприятие вследствие недостаточной финансовой устойчивости очень близко к состоянию банкротства. Но этого можно избежать, либо уменьшить потери, если прибегнуть к помощи финансового анализа – к анализу финансовой устойчивости и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска. Очень большое значение в таких условиях может сыграть составление прогноза финансовых показателей на предстоящий период.

Вышесказанное подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы «Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия»

Предмет работы – финансовое состояние предприятия в аспекте финансовой устойчивости и платежеспособности.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью НПО «Космос», которое было создано в 1998 году для осуществления хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

ООО НПО «Космос» является крупным предприятием и может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, а именно: производство и продажа микросборок СВЧ диапазона, производство электроэлементов, печатных плат, производство волноводов (облучателей, циркуляторов, вращающихся переходов, антенных переключателей), инструментальное производство.

Целью данной работы является анализ финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически. Основные направления по улучшению финансового состояния предприятия аргументированы и подкреплены теоретическими выводами и рекомендациями.

В них рассматривались следующие понятия, используемые в выпускной квалификационной работе: финансы предприятия; финансовое состояние; виды, методы и приёмы финансового анализа; система показателей, характеризующих финансовое состояние; анализ финансовой отчётности и структуры баланса; оценка платёжеспособности и устойчивости, а также доходности предприятия.

Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе мной предполагалось решить следующие задачи:

Ø Дать краткую характеристику деятельности предприятия;

Ø Проанализировать финансовое состояние предприятия;

Ø Провести комплексный анализ деятельности ООО НПО «Космос» на основании данных официальной бухгалтерской отчетности за период с 2006 по 2007 гг., позволяющего оценить и диагностировать состояние деловых финансов и перспективы их развития;

Ø Оценить финансовую устойчивость предприятия и определить степень финансовой устойчивости;

Ø Провести сравнительный горизонтальный и вертикальный анализ основных финансовых показателей предприятия ООО НПО «Космос» за 2006 год и 2007 год его деятельности;

Ø Провести анализ платежеспособности и ликвидности предприятия;

Ø Разработать рекомендации по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности ООО НПО «Космос».

В ходе анализа финансовой устойчивости и платежеспособности были разработаны основные направления по улучшению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, которые аргументированы и подкреплены теоретическими выводами и практическими расчетами.

В процессе анализа финансовой устойчивости и платежеспособности ООО НПО «Космос» были использованы методы анализа абсолютных и относительных показателей, вертикальный и горизонтальный методы анализа баланса, расчетно-аналитический метод.

При написании настоящей выпускной квалификационной работы мною использовались труды отечественных и зарубежных авторов, среди них: Лукасевич И.А., Бурмистрова Л.М., Ковалев В.В., Крейнина М.Н., Савчук В.П., Боди Э. и другие.

Также были использованы законодательные и нормативные, специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, положения и инструкции Минфина, электронные источники информации и т. д.

Информационной базой для проведения оценки финансовой устойчивости и платежеспособности ООО НПО «Космос» и прогнозирования его дальнейшего развития явились данные первичной бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2006 - 2007 г.г.) и алгоритмы расчета основных применяемых в данной работе аналитических показателей и коэффициентов.

Данная работа представляет собой реальное отражение финансового положения предприятия и конкретные предложения по проведению целого ряда мероприятий, полезных для стабилизации и оздоровления финансового состояния исследуемого объекта.


Глава 1. Теоретические основы анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

1.1 Содержание, значение и задачи анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. В традиционном понимании финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Финансовое состояние предприятия может быть, устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об устойчивом финансовом состоянии предприятия свидетельствует его способность полностью и в срок производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, без серьёзных последствий переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность, а отсутствие перечисленных качеств с большой вероятностью говорит о неустойчивости финансового состояния предприятия.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно не только обладать гибкой структурой капитала, но обязательно уметь организовать движение финансовых ресурсов таким образом, чтобы достичь постоянного превышения доходов над расходами с целью создания условий для сохранения платежеспособности и самовоспроизводства. Посему, финансовая устойчивость предприятия представляет собой, прежде всего способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, которая гарантирует его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в пределах допустимого уровня риска.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение предприятия, и, наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Значит, устойчивое финансовое состояние предприятия – это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Следовательно, финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности предприятия должна обеспечивать планомерные поступления и расходования финансовых ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятия используют методы финансового анализа для принятия решений по активизации своих интересов.

Главная цель финансового анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

При этом необходимо решить следующие основные задачи:

1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реально сложившихся условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей изменения финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Практика финансового анализа выработала и использует для оценки финансового состояния предприятия и его устойчивости целую систему показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;

б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;

в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;

г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;

д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;

ж) запас его финансовой устойчивости.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий всё чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала, скорости оборота капитала и причинах её изменения, типах финансирования тех или иных видов деятельности.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.

Всё это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементом управления.

Финансовое состояние предприятия приходится анализировать не только руководству предприятия, но и его учредителям, инвесторам с целью изучения эффективности использования ресурсов, банкам — для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщикам - для своевременного получения платежей, налоговым инспекциям - для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее. Согласно этому выделяют внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществляется на предприятии, то есть его службами, и результаты такого анализа используются для прогнозирования, планирования финансового состояния предприятия и контроля над ним. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств наиболее оптимальным способом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия и максимизации прибыли.

Инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, органами контроля на основе публикуемой годовой (квартальной) отчетности предприятия осуществляется внешний анализ. Цель этого анализа — установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить или минимизировать риск потери.

Первооснова, информационный источник для анализа финансового состояния предприятия - отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

1.2 Информационное обеспечение анализа платежеспособности

и финансовой устойчивости предприятия

Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используются не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нормативные материалы, сметы и др.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:

1) Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, приказы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей и т.д.;

2) Хозяйственно – правовые документы: договоры, соглашения, решения судебных органов;

3) Научно-техническая информация;

4) Техническая и технологическая документация;

5) Данные об основных конкурентах, информация о поставщиках и покупателях;

6) Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

Таким образом, информационной базой для проведения финансового анализа служит вся информационная система предприятия, в которую входят: пакет статистической отчетности; пакет финансовой отчетности; внутренние документы предприятия; бухгалтерские регистры; первичные бухгалтерские документы; учредительные документы; плановая документация; пояснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету.

В настоящее время финансовая (бухгалтерская) отчетность организации формируется с учетом современных стандартов.

Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень.

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия.

Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного учета, которые накапливаются и используются компанией для внутреннего пользования. Необходимость функционального разделения бухгалтерского учета в новых условиях на финансовый и управленческий учет определяется принципиальными отличиями задач учета в плановой и рыночной экономике.

В плановой экономике основными задачами бухгалтерского учета были сбор и обработка информации для государственных органов управления, статистических и налоговых органов.

В рыночной экономике бухгалтерский учет выполняет иные функции. Это вызвано тем, что:

ü меняется структура собственности;

ü предприятие вынуждено искать управленческие решения, которые обеспечивают победу в конкурентной борьбе и необходимые финансовые результаты.

Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет – это инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли лучше инвестировать имеющееся в их распоряжении средства.

До составления бухгалтерской отчетности за отчетный год в организациях должны быть организованы и проведены мероприятия по закрытию (заключению) отчетного финансового года, которые включают в себя:

ü обязательную итоговую инвентаризацию имущества и обязательств;

ü проверку на соответствие действующему законодательству положений учетной политики организации и подготовку необходимых изменений на следующий год;

ü документальную проверку правильности оформления хозяйственных операций и отражения их в бухгалтерском учете;

ü закрытие счетов бухгалтерского учета и проведение реформации бухгалтерского баланса;

ü оценку статей бухгалтерской отчетности и формирование отчетного показателя по каждой из них.

В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций (за исключением бюджетных учреждений) включаются следующие отчетные формы: бухгалтерский баланс (Форма №1); отчет о прибылях и убытках (Форма №2); отчет об изменении капитала (Форма №3); отчет о движении денежных средств (Форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (Форма №5); пояснительная записка; специализированные внутриотраслевые формы, установленные действующим законодательством; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.

Наибольший объем информации, необходимой для анализа, содержит бухгалтерский баланс, актив которого характеризует имущество организации, его состав и состояние в денежной форме. В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств. Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Форма бухгалтерского баланса должна учитывать утвержденную единую кодировку строк. Данные по соответствующим статьям баланса формируются исходя из оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги на конец отчетного года. При этом следует учитывать, что отчетность организации включает также показатели деятельности структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств). Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей хозяйственной деятельности и развития, размер и структуру заемных средств, и эффективность их привлечения.

В отчете о прибылях и убытках приводятся данные о доходах и расходах организации, ее финансовых результатах за отчетный год. Данные отчета представляются нарастающим итогом с начала года исходя из оборотов по соответствующим счетам учета.

Отчет об изменении капитала отражает данные о движении собственного капитала организации, включая его составные части: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль, а также созданные в организации резервы.

Данные отчета о движении денежных средств характеризуют изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации (в рублях) нарастающим итогом с начала года за отчетный год и в сравнении с предыдущим. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

В приложении к бухгалтерскому балансу отражается движение амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств) и имущества, предназначенного для сдачи в лизинг или предоставляемого по договору проката, расходов на освоение природных ресурсов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов по обычным видам деятельности.

Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

1.3 Основные методы повышения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.

Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом.

Менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

Для современного менеджмента характерны:

ü стабильное стремление к повышению эффективности производства;

ü широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;

ü постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

ü ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности предприятия;

ü использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

ü изменение функции планирования - от текущего к перспективному;

ü упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

ü оценка управления работой в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;

ü максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;

ü привлечение всех сотрудников фирмы к управлению;

ü осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;

ü опора на инновации, нововведения в каждом сегменте работы предприятия, нестандартные решения;

ü проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого управленческого решения;

ü способность разумно рисковать;

ü возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевого.

Термин «Менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Управляющий менеджер обычно независим от собственности на капитал фирмы, в которой работает. Работа менеджера - производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент - это ещё и умение реализовать поставленные цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Менеджер объединяет работников различных специальностей- инженеров, проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров, финансистов и других специалистов, действующих под его руководством. Выступая, таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения максимальных конечных результатов. Основная задача менеджера - обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

Если ООО НПО «Космос» намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия. Рассматриваемому хозяйственному субъекту рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.


Глава 2. Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ООО НПО «Космос»

Анализ финансового состояния и устойчивости предприятия включает этапы:

· Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.

· Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

· Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.

· Анализ оборачиваемости оборотных активов.

· Анализ финансовых результатов предприятия.

2.1 Краткая характеристика деятельности ООО НПО «Космос»

Объектом исследования, как говорилось выше, является общество с ограниченной ответственностью ООО НПО «Космос», которое было создано в 1998 году для осуществления хозяйственной совместной деятельности и извлечения прибыли.

ООО НПО «Космос» является крупным предприятием и может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, а именно:

предприятие располагает развитым опытным производством, которое имеет в своем составе: механообрабатывающее, сварочное, слесарное, сборочное, электромонтажное, регулировочное виды производств. Это позволяет в сжатые сроки изготавливать макетные и опытные образцы при выполнении ОКР и стендовое оборудование для всех заказов, а также оперативно изготавливать детали и узлы для серийной продукции, которая подвергается модернизации и доработкам.

Рабочие места специалистов во всех цехах и отделах оснащены современными персональными компьютерами, объединены центральной вычислительной сетью предприятия. Высокий профессионализм специалистов позволяет оперативно реагировать на любые изменения в процессе производства.

Особое место в продукции предприятия занимают электромясорубка, имеющая международный сертификат СВ, изготавливаемая по лицензии фирмы «Rachetto» S.P.A. Италия (дизайн разработан итальянской фирмой «Gjugiardo Design»), и кофемолка, совместно разработанная и серийно производимая с предприятием «Энергия» (г. Воронеж). Электромясорубки и электрокофемолки ООО НПО «Космос» имеют современный дизайн и соответствуют последним требованиям рынка электробытовой техники.

ООО НПО «Космос» действует на основании Устава, Высшим органом управления общества является собрание участников. Из числа участников избирается Председатель собрания, который организует ведение протоколов.

Для текущего руководства деятельностью общества собрание участников назначает директора общества, который подотчетен собранию участников, и не вправе принимать решения, обязательные только для участников общества.

Проверка деятельности должностных лиц общества осуществляется ревизионной комиссией (ревизором) по поручению собрания участников.

Общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом и обладает правами юридического лица. ООО НПО «Космос» имеет в собственности обособленное имущество, а также самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами, исполнять обязанности, распоряжаться имуществом, быть истцом или ответчиком в арбитражном суде.

В соответствии с основными видами своей деятельности предприятие осуществляет взаимоотношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров по реализации товаров, оказания услуг, выполнение работ; самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность, исходя из реального спроса и в пределах направления деятельности.

Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, предоставляемый в налоговую службу.

         Рассмотрим общую оценку и динамику структуры бухгалтерского баланса ООО НПО «Космос».

  Данный вид финансового анализа предназначен для выявления общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период.

Анализ начинается с определения по данным бухгалтерского баланса значений следующих основных финансовых показателей:

ü Общая стоимость имущества предприятия — выражается величиной показа 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>