Ссылка на архив

Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции

Санкт – Петербургский инженерно экономический университет

Кафедра финансов и банковского дела

Курсовая работа по дисциплине «Инвестиции»

Тема: «Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции »

Вариант № 25

Выполнила студентка гр.3313

Специальность 060400

Со сроком обуч.3года 10мес.

Студенческий билет №33038

Нискородова Татьяна Валентиновна

2003год

Содержание:

1.

1.1.Разработка вариантов инвестиционных проектов.

2.1.Инвестиционный проект, его структура и жизненный цикл.

3.1.Критерии оценки инвестиционных проектов. Общие положения.

2.Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции.

2.1.коэффициент дисконтирования.

3.Список литературы.

1.1.Разработка вариантов инвестиционных проектов.

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов динамично развивающейся коммерческой организации, руководство которой приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. В компании обычно разрабатывается дерево взаимодополняющих, иерархически упорядоченных целей, причем чем крупнее компания, чем в большей степени диверсифицирована ее деятельность, тем более сложную структуру имеет дерево целевых установок. В этой иерархии, как правило далеко не последнее место занимает целевая установка по расширению масштабов деятельности. Речь идет о наращивании показателей, характеризующих ресурсный потенциал компании, объемы производства и реализации.

Причины расширения масштабов деятельности фирмы имеют как социальную, так и экономическую природу. Во-первых, этот процесс благотворно влияет на имидж фирмы, что способствует укреплению и расширению ее позиций, занимаемых на рынке товаров и услуг. У более крупных фирм больше шансов привлечь опытный управленческий персонал. Во-вторых, наращивание объемов производства нередко связано с эффектом, получившим название «расширяющаяся отдача от масштаба». Термин имеет следующую интерпретацию. Если в некоторой компании по истечении ряда лет сложился эффективный с позиции используемой техники и технологии способ производства, то наращивание выпуска продукции возможно за счет пропорционального увеличения объемов производственных ресурсов. Безусловно, темпы наращивания ресурсного потенциала фирмы и объемов ее производства могут не совпадать, т.е. отдача от масштаба может быть убывающей, постоянной или возрастающей. Ситуация, когда наращивание объемов производства осуществляется более быстрыми темпами по сравнению с увеличением объема вовлекаемых в производственную деятельность ресурсов, как раз и характеризуется таким понятием, как «расширяющая отдача от масштаба».

В принципе все коммерческие операции в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Принятие такого рода решений осложняется различными факторами: вид инвестиций; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск. Связанный с принятием того или иного решения, и т.п.

Причины. Обуславливающие необходимость инвестиций. могут быть разные, однако в целом их можно подразделить на тир вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров и услуг, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков сбыта и др.

Очевидно, что весьма важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов с объемом инвестиций соответственно 1млн руб. и 500млн руб., различен. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыкновенной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т.е. ограничивается максимальная величина инвестиций, т.е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения. Достигаться это может различными способами, в частности, путем внесения соответствующих ограничений в уставные документы или создания иерархически упорядоченной сети центров ответственности.

Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимоисключающих проектов, т.е. возникает необходимость сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то формализованных критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы. В этом случае приходится открывать приоритет какому-то одному критерию, устанавливать их иерархию или использовать дополнительные неформализованные методы оценки.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любая коммерческая организация имеет ограниченную величину свободных финансовых ресурсов, доступных для инвестирования. Поэтому всегда актуальна задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность, во-первых, всегда связана с иммобилизацией финансовых ресурсов компании, во-вторых, обычно осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предопределить экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе. Ошибочный прогноз в отношениях целесообразности приобретения того или иного объема активов может вызвать неприятные последствия двух типов: ошибка в инвестировании в сторону занижения чревата неполучением возможного в принципе дохода; излишне инвестирование приведет к неполной загрузке мощностей.

Эффективность капиталовложений включает в себя также своевременность разумное качество требуемых основных средств. Другими словами, производственные мощности должны быть смонтированы не только в нужном объеме, но и в нужное время. В определенной степени это достигается разработкой детализированного плана-графика для фазы инвестирования.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов и критериев. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен ряд формализованных методов, расчеты с помощью которых могут служить основой политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованным методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.

Признаки классификации

инвестиционных проектов

величина тип тип тип

требуемых предполагаемых отношений денежного

инвестиций доходов потока

-крупные -сокращение -независи -орди

-традиционный затрат мость нар

-мелкие -доход от -компле ный

расширения ментар -неор

-выход на новые ность динар

рынки сбыта -заме ный

-экспансия в щение

сферы бизнеса

-снижение риска

производства

и сбыта

-социальный эффект

Отношение к риску

-рисковые

-безрисковые

Безусловно, некоторые из приведенных характеристик при классификации проектов не являются абсолютными и, в определенном смысле, достаточно условны. В частности, подразделение по объему требуемых инвестиций чаще всего зависит от размеров самой компании, поскольку очевидно, что в солидной финансово-промышленной группе и небольшом заводе по производству мебели используемые критерии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разнятся.

Цели, которые становятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, - не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выходя на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам и др. Так, во многих экономически развитых странах очень остро становится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.

Весьма важным в анализе инвестиционных проектов является выделение различных взаимозависимости. Два анализируемых проекта называются независимыми, если решение о принятии одного из них не влияет на решение принятии другого. Если два и более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, т.е. принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты должны быть отвергнуты, то такие оставшиеся проекты должны быть отвергнуты, то такие проекты называются альтернативными, или взаимоисключающими. Подразделение проектов на независимые и альтернативные имеет особо важное значение при комплектовании инвестиционного портфеля в условиях ограничений на суммарный объем капиталовложений. Величина верхнего предела объема планирования неопределенной, зависящей от различных факторов, например, суммы прибыли текущего и будущих периодов. В этом случае обычно приходится ранжировать независимые проекты по степени их приоритетности.

Проекты связанные между собой отношениями комплементарности. Если принятие нового проекта способствует росту доходов по одному или нескольким другим проектам. Выявление отношений комплементарности подразумевает приоритетность рассмотрения проектов в комплексе, а не изолированно. Это имеет особое значение, когда принятие проекта по выбранному критерию не является очевидным- в этом случае должны использоваться дополнительные критерии, в том числе и наличие, и степень комплементарности.

Проекты св

язанные между собой отношениями замещения, если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам. В качестве примера можно привести проект, предусматривающий открытие шиноремонтного производства на заводе, производящем шины. Не исключено, что принятие проекта снизит спрос на новые изделия.

Поток называется ординарным. Если он состоит из исходной инвестиции, сделанной единовременно или в течение нескольких последовательных базовых периодов, и последующих притоков денежных средств; если притоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их оттоками. Поток называется неординарным. Выделение ординарных и неординарных потоков чрезвычайно важно при выборе того или иного критерия оценки. Поскольку. Как будет показано в дальнейшем, не все критерии справляются с ситуацией, когда приходится анализировать проекты

с неординарными денежными потоками.

Инвестиционные проекты различаются по степени риска: формулирование долгосрочных целей ее деятельности; поиск новых перспектив сфер приложения свободного капитала; разработку инженерно-технологических , маркетинговых и финансовых прогнозов; подготовку бюджета капитальных вложений; оценку альтернативных проектов; оценку последствий реализации предшествующих проектов.

Администрирование инвестиционной деятельностью включает четыре стадии: исследование. Планирование и разработка проекта; реализация проекта; текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта; оценка и анализ достигнутых результатов по завершении проекта.

Основными процедурами на стадии планирования являются: формулирование целей и подцелей инвестиционной деятельности, исследование рынка и идентификация возможных проектов, экономическая оценка, подбор вариантов в условиях различных ограничений (временных, ресурсных, имеющих экономическую и социальную природу), формирование инвестиционного портфеля.

Стадия реализации проекта обычно подразделяется на три фазы: инвестирование, исполнение проекта(производство, сбыт, затраты, текущее финансирование), ликвидация процедуры контроля и регулирования.

Оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей должны быть неотъемлемой частью работы финансового менеджера и выполняются. Как правило, по завершению очередного проекта.

1.2.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ЕГО СТРУКТУРА И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ.

Реализация целей инвестирования предполагает формирование совокупности изолированных или взаимосвязанных инвестиционных проектов. Систему взаимосвязанных инвестиционных проектов. Имеющих общие цели, единые источники финансирования и органы управления, называют инвестиционной программой. Инвестиционный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предполагающий определенные вложения капитала в течение ограниченного периода времени с целью получения доходов в будущем. В то же время, в узком понимании, инвестиционный проект может рассматриваться как комплекс организационно-правовых, расчетно-финансовых и конструкторско-технологических документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по достижению целей инвестирования.

Инвестиционный проект предполагает постановку целей, планирование выполнения, управление и анализ.

Реализуемые предприятиями (фирмами) инвестиционные проекты различаются:

- по содержанию: инвестиционные проекты разделяются на проекты расширения(развития)предприятия и проекты реабилитации(санации). Проекты развития предполагают реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества выпускаемой продукции. Эти результаты могут быть достигнуты за счет инвестиций в факторы производства. Реабилитационные инвестиции очень значимы для России. Они отражаются в бизнес-плане финансового оздоровления предприятия;

- по масштабам: проекты разделяются на глобальные, крупномасштабные, регионального, отраслевого, городского масштаба и локальные. Масштаб проекта определяется не только объемом капиталовложений, но и влиянием хотя бы на один из рынков(финансовый, материальных продуктов и услуг, труда), а также на экологическую и социальную обстановку;

- по продолжительности: краткосрочные проекты(до одного года) связаны с освоением новых технологических процессов, с обновлением оборудования и т.д. Долгосрочные проекты включают в себя научно-технические разработки(новой технологии, новой продукции) и их освоение.

Всякий инвестиционный проект связан с затратами на его осуществление и предпринимается для получения определенных выгод (дохода, прибыли). Ограниченный период времени, за который реализуются поставленные цели, называется жизненным циклом инвестиционного проекта.

Часто жизненный цикл проекта определяют по денежному потоку: от первых инвестиций(затрат) до последних поступлений денежных средств(выгод). Начальный этап реализации инвестиционного проекта характеризуется, как правило, отрицательной величиной денежного потока, так как осуществляется инвестирование денежных средств. В последующем, с ростом доходов по проекту, его величина становится положительной.

Величина (ценность) затрат и выгод в момент рождения идеи об инвестировании средств в проект и в момент окончания ее эксплуатации различна. Конкретные расчеты их ценности возможны на основе использования теории денег во времени.

Любой инвестиционный проект от его зарождения до окончания проходит ряд этапов. Жизненный цикл принято условно делить на фазы (стадии, этапы). Рассмотрим различные варианты (примеры) выделения фаз жизненного цикла проекта.

Первый вариант основан на использовании методики Мирового Банка и включает в себя выполнение следующих шести последовательных этапов.

1.Определение: формирование целей экономического развития и определение задач проекта. На этом этапе вырабатываются идеи проекта, осуществляются его предварительная проработка, анализ осуществимости, а также рассматриваются альтернативные проекты. По окончании работ по этапу будущий кредитор и заемщик составляют совместный отчет(резюме).

2.Подготовка: изучение технических, экономических, институциональных, финансовых аспектов проекта с точки зрения его осуществимости. На этой стадии работу ведет либо заемщик, либо специализированное агенство.

3.Экспертиза: детальное изучение всех аспектов проекта. Работы по этапу проводятся либо специализированным агенством, либо совместно кредитором и заемщиком. При этом анализируются все выгоды и затраты, связанные с проектом, т.е. технический план и степень его завершенности, воздействие на природную и социальную среду, коммерческие (рыночные) перспективы, экономический аспект последствий проекта для государства, финансовые обстоятельства проекта ит.д.

4.Переговоры: проведение деловых встреч с заемщиком, утверждение кредита, подписание документов, выдача кредита под проект.

5.Реализация: планирование проектной деятельности, ее проведение, надзор за уходом и управление проектом.

6.Завершающая оценка. Проводится через некоторые время после окончания проекта и служит целям ретроспективного анализа.

Второй вариант выделения жизненного цикла инвестиционного проекта условно можно представить следующим образом:

- замысел;

- анализ проблемы (цели, требования, задачи);

- разработка концепции (анализ выполнимости, альтернативны концепции);

- детальная проработка (спецификация, чертежи, детальные планы);

- выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);

- использование (внедрение, техническое обслуживание, эксплуатация);

- ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие).

В третьем варианте жизненный цикл проекта разделяется на более крупные стадии (фазы):

- предынвестиционную;

- инвестиционную;

- эксплуатационную.

Предыивестиционная стадия начинается с формированием инвестиционного замысла и определения инвестиционных возможностей. Эта работа проводится в рамках технико-экономических исследований с целью получения убедительных доводов в пользу осуществления инвестиционного проекта, способов его реализации и его рентабельности не только у заказчика (инвестора и его партнеров), но и при необходимости – у внешних структур, принимающих решения р целесообразности реализации этого проекта в данной местности (на данном предприятии). Технико-экономические исследования могут включать в себя патентные, а для масштабных проектов- экологические, социологические и иные исследования. На основе технико-экономических исследований осуществляется предпроектная проработка инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, уточняются все экономические показатели проекта и расчеты по его реализации и эффективности.

Технико-экономические исследования должны обязательно включатьв себя результаты маркетинговых исследований, с учетом которых осуществляется примерный расчет масштабов производства, объема необходимых инвестиций, в том числе из внешних источников финансирования, ожидаемой выручки от реализации проектируемой продукции, текущих затрат на ее производство и реализацию. На основе результатов маркетингового исследования проводятся предварительные расчеты для определения эффективности проекта. Все это осуществляется в виде первого проектного документа обоснования инвестиций – инвестиционного предложения. Цель подготовки инвестиционного предложения – заинтересовать потенциальных инвесторов и, в случае необходимости, провести инвестиционный конкурс.

В результате рассмотрения и принятия инвестиционного предложения определяются организационно-правовая форма реализации проекта, примерный состав инвесторов.

Следующим шагом является разработка технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций (ТЭО инвестиций). Оно базируется на принятых заказчиком и одобренных потенциальными инвесторами инвестиционных предложениях и содержит оценки рисков, требуемых ресурсов и ожидаемых результатов. Важное место в ТЭО инвестиций занимает сравнение альтернативных вариантов реализации проекта. Маркетинговая проработка на уровне ТЭО состоит из анализа рынка и формирования комплекса мероприятий по воздействию на рынок. Анализ должен включать в себя характеристику и структуру целевого рынка, данные о потребителях, организации сбыта, социально-экономической среде, конкуренции, расчеты спроса, предложения и емкости рынка, определение планового объема планового объема продаж в стартовый год и прогноз продаж в заключительный год эксплуатации проекта. Синтез комплекса маркетинговых мероприятий начинается с выбора рыночных стратегий проекта. В зависимости от масштабов целевого рынка, степени новизны продукта, освоенности рынка и перспектив его развития необходимо выбрать адекватные стратегии, т.е. пути и методы доведения продукта до потребления. В рамках выбранных стратегий разрабатывается концепция маркетинга, включающая конкретные мероприятия маркетинга, включающая конкретные мероприятия по воздействию на рынок.

Обоснование инвестиций должно учитывать новейшие научно-технические достижения и передовой опыт работы близких по роду деятельности производства, а также перспективы развития данной отрасли.

Если ТЭО инвестиций продолжительно оценивает инвестиционные предложения, то проводится его детальная проработка и разрабатывается ТЭО инвестиционного проекта. Разработка ТЭО проекта позволяет принять решение о финансировании проекта или отказе от него. Если принимается решение о продолжении проекта, то на основе материалов ТЭО и дополнительной информации с целью снижения неопределенности результатов инвестирования составляется бизнес-план проекта. Как правило, бизнес-план составляет та же команда специалистов, которая готовила ТЭО проекта.

Бизнес–план —это документ, содержащий полную системную оценку перспектив инвестиционного проекта. Бизнес-план завершает предынвестиционну. Фазу и является инструментом управления инвестиционным проектом на инвестиционной и эксплуатационной фазах.

Инвестиционная фаза начинается с правой подготовки реализации проекта. Она включает в себя проведение переговоров, подготовку и заключение договоров со всеми участниками разработки и реализации инвестиционного проекта, в том числе:

- заключение кредитных договоров;

- заключение договоров на выполнение контрагентских работ;

- размещение заказов на оборудование и др.

Назначается руководитель проектов, предусматривающих освоение и производство новых изделий, осуществляется научно-техническая проработка проекта, включающая техническую и организационную подготовку производства. На этом этапе подготавливаются техническая документация на новые (инвестиционные) продукты, разрабатываются планы производства, заключаются договоры на поставку комплектующих, осуществляются установка нового оборудования, перепланировка, изменение производственной структуры и структуры управления.

Для инвестиционных проектов, предполагающих изменения на рынке сбыта, осуществляются формирование стратегии сбыта, товаропроизводящей сети, мероприятий по рекламе.

Таким образом, инвестиционный проект может включать в себя следующие документы:

-обоснование инвестиций в составе инвестиционного предложения и технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций;

- технико-экономическое обоснование проекта;

- бизнес-план инвестиционного проекта;

- проектно-сметную документацию;

- разрешительно-контрактную и другую документацию, обеспечивающую реализацию инвестиционного проекта.

1.3.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна – необходимо сравнивать величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой является их сопоставимость. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т.п.

К критическим моментам в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений относятся: а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большинство проектов связано с дополнительным выпуском продукции); б) оценка притока денежных средств по годам; в)оценка доступности требуемых источников финансирования; г)оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования.

Анализ возможной емкости рынка сбыта продукции, т.е. прогнозирование объема реализации, наиболее существен, поскольку его недооценка может привести к потере определенной доли рынка сбыта, а его переоценка – к неэффективному использованию введенных по проекту производственных мощностей, т.е. к неэффективности сделанных капиталовложений.

Что касается оценки притока денежных средств по годам, то основная проблема возникает в отношении последних лет реализации проекта, поскольку, чем дальше горизонт планирования, т.е. чем более протяжен во времени проект, тем более неопределенными и рискованными рассматриваются притоки денежных средств отдаленных лет. Поэтому могут выполняться несколько расчетов, в которых в отношении значений поступлений последних лет реализации проекта могут вводиться понижающие коэффициенты либо эти поступления ввиду существенной неопределенности могут вообще исключаться из анализа.

Как правило, компании имеют множество доступных к реализации проектов, и основным ограничителем является возможность их финансирования. Источники средств существенно варьируют по степени их доступности - наиболее доступны собственные средства, т.е. прибыль, далее по степени увеличения срока мобилизации следуют банковские кредиты, займы, новая эмиссия. Как уже отмечалось выше, эти источники различаются не только продолжительностью срока их вовлечения в инвестиционный процесс, но и ценой капитала, величина которой также зависит от многих факторов. Кроме того, цена капитала привлекаемого для финансирования проекта, в ходе его реализации может меняться (как правило в сторону увеличения) в силу разных обстоятельств. Это означает, что проект, принимаемый при одних условиях, может стать не выгодным при других. Различные проекты неодинаково реагируют на увеличение цены капитала. Так, проект, в котором основная часть притока денежных средств попадает на первые годы его реализации, т.е. возмещение денежных инвестиций осуществляется более интенсивно, в меньшей степени чувствителен к удорожанию цены за пользование источником средств.

С формальной точки зрения любой инвестиционный проект зависит от ряда параметров, которые в процессе анализа подлежат оценке и нередко задаются в виде дискретного распределения, что позволяет проводить этот анализ в режиме имитационного моделирования. В наиболее общем виде инвестиционный проект Р представляет собой следующую модель:

Р = (IC , CF ,n ,r),

I k

Где IC– инвестиция в I-м году, I=1,2…,( чаще всего считается,что m=1 )

CА – приток (отток) денежных средств в к-м году, к=1,2,….n;

n – продолжительность проекта;

r - коэффициент дисконтирования.

Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капиталовложений, имеют определенную логику.

- С каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток, элементы которого представляют собой либо чистые оттоки, либо чистые притоки денежных средств; в данном случае под чистым оттоком денежных средств в к-м году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями( соответственно, при обратном соотношении имеет место чистый приток); иногда в анализе используется не денежный поток, а последовательность прогнозных значений чистой годовой прибыли, генерируемой проектом.

- Чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является безусловным или обязательным; иными словами, анализ можно проводить по равным базовым периодам любой продолжительности ( месяц, квартал, год, пятилетка и др.), необходимо лишь помнить об увязке величин элементов денежного потока, процентной ставке и длины этого периода.

- Предполагается что весь объем инвестиций делается в конце года, предшествующего первому году генерируемого проектом притока денежных средств, хотя в принципе инвестиции могут делаться в течении ряда последующих лет.

- Приток (отток) денежных средств имеет место в конце очередного года ( подобная логика вполне понятна и оправдана , поскольку, например, именно так считается прибыль – нарастающим итогом на конец отчетного периода).

- Коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода – год ).

Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Множественность определяется как возможностью применения ряда критериев, так и безусловной целесообразностью варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде электронных таблиц.

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. К первой группе относятся критерии: чистый приведенный эффект; индекс рентабельности инвестиции; внутренняя норма прибыли; модифицированная внутренняя норма прибыли; дисконтированный срок окупаемости инвестиции. Ко второй группе относятся критерии: срок окупаемости инвестиций; коэффициент окупаемости инвестиций.

2. Инфляция – это повышение общего (среднего) уровня цен в экономике или на данный вид ресурса ( продукции, услуг, труда).

При оценке эффективности капитальных вложений необходимо, по возможности или если целесообразно, учитывать влияние инфляции. Это можно делать корректировкой на индекс инфляции (i) либо будущих поступлений, либо коэффициента дисконтирования. Наиболее корректной, но и более трудоемкой в расчетах является методика, предусматривающая корректировку всех факторов, влияющих на денежные потоки сравниваемых проектов. Среди основных факторов: объем выручки и переменные расходы. Корректировка может осуществляться с использованием различных индексов, поскольку индексы цен на продукцию коммерческой организации и потребляемое ею сырье могут существенно отличаться от индекса инфляции. С помощью таких пересчетов исчисляются новые денежные потоки, которые и сравниваются между собой с помощью критерия NPV.

Более простой является методика корректировки коэффициента дисконтирования на индекс инфляции. Прежде всего рассмотрим логику такой корректировки на простом примере.

ПРИМЕР:

Предприниматель готов сделать инвестицию исходя из 10% годовых. Это означает, что 1 млн руб. в начале года и 1,1 млн руб. в конце года имеют для предпринимателя одинаковую ценность. Если допустить, что имеет место инфляция в размере 5% в год, то для того чтобы сохранить покупательную стоимость полученного в конце года денежного поступления 1,1 млн руб., необходимо откорректировать эту величину на индекс инфляции:

1,1 * 1,05 = 1,155 млн руб.

Таким образом, чтобы обеспечить желаемый доход, предприниматель должен был использовать в расчетах не 10%-ный рост капитала, а другой показатель, отличающийся от исходного на величину индекса инфляции :

1,10 * 1,05 = 1,155.

Итак, можно написать общую формулу, связывающую обычный коэффициент дисконтирования (r), применяемый в условиях инфляции номинальный коэффициент дисконтирования (р) и индекс инфляции (i):

1 + р = ( 1+ r)* ( 1+I).

Данную формулу можно упростить.

1+р= (1+r)*(1+I)= 1+ r+ I+ r * i.

Последним слагаемым ввиду его малости в практических расчетах пренебрегают, поэтому окончательная формула имеет вид:

Р = r +I .

Основное влияние на показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта оказывает:

- неоднородность инфляции (т.е. различная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов;

- превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты.

Помимо этого, даже однородная инфляция влияет на показатели инвестиционного проекта за счет: изменения влияния запасов и задолженностей ( увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, а запасов готовой продукции и дебиторской задолженности – менее выгодным, чем без инфляции).

Завышения налогов за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды.

Изменение фактических условий предоставления займов и кредитов.

Наличие инфляции влияет на показатели проекта не только в денежном, но и в натуральном выражении. Другими словами, инфляция приводит не только к переоценке финансовых осуществления проекта, но и к изменению самого плана реализации проекта (планируемых величин запасов и задолженностей, необходимых заемных средств и даже объема производства и продаж).

Поэтому переход в расчетах к твердой валюте или вообще к натуральным показателям не отменяет необходимости учета влияния инфляции. Наряду с расчетами в постоянных или мировых ценах необходимо производить расчет в прогнозах ( в денежных единицах, соответствующих условиям осуществления проекта) ценах с тем, чтобы максимально учесть это влияние.

При уточненной оценке эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать динамику:

- уровня роста/падения отношения курсов внутренней и иностранной валют

- общего уровня цен (общая инфляция);

- цен на производимую продукцию на внутреннем и внешних рынках(инфляция на сбыт);

- цен на используемые ресурсы и комплектующие (по группам, характеризующихся примерно одинаковой скоростью изменения цен);

- прямых издержек (по видам);

- уровня заработной платы – по видам работников( инфляция на зарплату);

- общих и административных издержек ( инфляция на общие и административные идержки);

- стоимости элементов основных фондов (земли,зданий и сооружений, оборудования(;

- затрат на организацию сбыта(в частности на рекламу, транспорт и др.);

- банковского процента.

При практическом расчете, возможно, будут известны не все перечисленные виды инфляции(тем более, их прогноз). В этом случае рекомендуется пользова 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>