Ссылка на архив

Анализ издержек торгового предприятия

Формирование и развитие в нашей стране цивилизованных рыночных отношений, разгосударствление, приватизация, переход к многообразию форм собственности требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных научных методов управления экономикой и функции менеджмента. Анализ на микроуровне наполняется новым конкретным содержанием и связан с повседневной производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий (организаций), их коллективов, менеджеров, руководителей, владельцев-собственников. Он должен не только давать объективную глубокую оценку результатам хозяйствования, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, повышения эффективности использования хозяйственного потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и успешно выполнять планы, бизнес-планы, прогнозы, стратегические и тактические управленческие решения.

В условиях неопределенности и непредсказуемости развития рыночной экономики, усиления конкуренции умение проводить комплексный и глубокий анализ хозяйственный деятельности предприятий и принимать обоснованные оптимальные управленческие решения являются необходимой предпосылкой успешного функционирования субъектов предпринимательской деятельности всех отраслей народного хозяйства и всех форм собственности.

В дипломной работе раскрываются методология, методики и организация факторного анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли. Анализ этих показателей заканчивается обобщением выявленных возможностей и прогнозных резервов экономического и социального развития, повышения эффективности использования ресурсов, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

Значительное внимание в работе уделено раскрытию методик изучения и оценки влияния инфляционных факторов на показатели экономической, социальной и иной деятельности предприятия. Влияние инфляционных факторов на экономическое и социальное развитие предприятий, эффективность хозяйствования должно изучаться на основе официальной информации органов статистики об уровнях инфляции с использованием индексом потребительских цен на продукции (товары), тарифов и ставок за услуги.

В данной работе разработаны методики индексного метода пересчета показателей хозяйственной деятельности предприятий в сопоставимые тарифы (используя официальную информацию статистических органов), которые обеспечивают глубину исследования результатов функционирования субъектов хозяйствования и репрезентативность данных экономического анализа. В частности, рекомендуется пересчитывать фактические значения показателей отчетного периода (года) в цены базисного года, разделив их на индекс цен (тарифов), и затем сравнивать полученные результаты с базисными данными. Это позволяет рассчитывать не только темпы их прироста или снижения в сопоставимой оценке и за счет инфляционных факторов, но и изучить показатели в динамике (за ряд лет) в сопоставимых ценах и тарифах, определить реальные результаты хозяйствования в национальной валюте. В результате инфляционных процессов обесцениваются полученные кредиты и займы, кредиторская задолжность, другие долгосрочные и краткосрочные обязательства. Следовательно, в результате этого субъекта предпринимательской деятельности получают значительные экономические выгоды.

Дипломная работа состоит из четырех глав, введения и заключения.

В первой главе анализ розничного товарооборота торговых предприятий рассматривается в следующих направлениях:

- выполнение плана и динамики розничного товарооборота;

- анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов;

- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;

- анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов;

-анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли.

Во второй главе описывается анализ издержек обращения в торговле. Излагается:

- теория издержек предприятия, понятие об издержках предприятия и их видах, доходы и прибыль фирмы;

- стратегии управления издержками предприятиями;

- значение, задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения в торговле;

- анализ издержек обращения по общему объему, составу и структуре.

В третьей главе рассматривается методика факторного анализа выполнения плана и динамики издержек обращения:

-структурируются факторы, влияющие на выполнение плана и динамику издержек обращения, и приводится методика оценки их влияния;

- приводится методика анализа отдельных статей издержек обращения;

- рассматривается организация проведения оперативного анализа издержек обращения.

В четвертой главе проводится оценка и анализ издержек обращения торгового предприятия ТК «Солнышко» по методикам анализа издержек обращения для предприятия розничной торговли и факторного анализа выполнения плана и динамики издержек обращения. На основе проведенных расчетов делаются выводы о целесообразности и оптимальности издержек предприятия и даются рекомендации по сокращению издержек для дальнейшей эффективной деятельности предприятия в будущем.

1. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Анализ розничного товарооборота

1.1.1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота. Розничный товарооборот торгового предприятия (организации) является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города (области, района) и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей. Одновременно исследуют закономерности развитиярозничного товарооборота на душунаселения. Сравнение фактическихобъемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потреблений на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами — по непродовольственным позволяет изучить, и оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах.

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг “Отчет о товарообороте и запасов товаров” (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) “Отчет о продаже и запасах товаров” (срочная, месячная), форма № 3-торг “Отчет по розничной торговле” (полугодовая и годовая).

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определять и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощыо логарифмов по формуле средней геометрической:

(1.1)

где Трост— среднегодовой темп роста изучаемого показателя за n лет;

Хn— изучаемый показатель в отчетном периоде;

Х0 — изучаемый показатель в базисном периоде;

n — число периодов.

Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее), и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли, т.е. интенсивных факторов. Для определения товарооборота торговой фирмы по сопоставимому числу магазинов составляют специальную аналитическую таблицу.

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы.

Необходимо также проанализировать динамику равномерности развития розничного товарооборота торгового предприятия за последних три года по месяцам, кварталам и полугодиям. Результаты анализа равномерности развития товарооборота в динамике оформляют в виде специальной таблицы.

Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также составить графики выполнение плана по месяцам

(рис. 1), исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием план товарооборота выполнен в девяти месяцах из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %.

Рис. 1.Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации (формула 1.2) или неравномерности (формула 1.3):

(1.2), (1.3)

где X— процент выполнения плана или темп изменения в динамике по и изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

X—процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;

n — число месяцев (кварталов) изучаемого периода.

Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерностиравн) рассчитывают по следующей формуле:

(1.4)

1.1.2. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов: 1) обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования; 2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников; 3) состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.

Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

где Зн — запасы товаров на начало отчетного периода; П — поступление товаров; Р — розничный товарооборот; В — прочее выбытие товаров; Зк — запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов тов), который определяют по формуле:

(1.5)

где Этов— показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

При анализе могут определяться обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота, а также частныепоказатели эффективности их использования. К частным показателям эффективности использования товарных ресурсов относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота.

1.1.3. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущиетоварные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженныетоварные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов, товаров для осуществленияопределенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасовтоваров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов вднях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:

(1.6)

где Тдн— товарооборачиваемость в днях;

Д — количество дней анализируемого периода (год — 360 дней, квартал 90 и месяц — 30 дней);

Р — розничный товарооборот за изучаемый период;

Рдн — среднедневной объем розничного товарооборота.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать одной из формул:

(1.7)

где Тоб—товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).

1.1.5. Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли.

На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой, прежде всего, имеются в виду основныесредства (фонды). В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные основные средства (участвующие в предпринимательской деятельности) классифицируются по отраслям народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания, строительства, заготовительных организаций и др.

Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения. В первую очередь изучают производственные основные средства, обеспечивающие нормальное функционирование торговых предприятий.

По выполняемым функциям производственные основные средства подразделяются на активные и пассивные.

К активным относят машины, оборудование, приборы и тому подобные основные средства, непосредственно участвующие в торгово-производственных процессах.

Пассивные основные средства включают здания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства, обеспечивающие нормальное функционирование активных основных средств.

По назначению основные средства торговых предприятий подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных средств.

Последние годы в нашей стране успешно развивается сеть супермаркетов и гипермаркетов, крупных торговых центров, создаются агрегированные торговые структуры, транспортно-складские комплексы, автоматизированные системы управления, современные системы безналичных расчетов с покупателями с применением пластиковых и дисконтных карт. Все это вызывает необходимость крупных капитальных вложений, а, следовательно, комплексного и глубокого исследования их экономической целесообразности и эффективности.

Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле, как и в других отраслях народного хозяйства, происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти. Необходимо отметить, что техническая оснащённость многих розничных торговых предприятий низка. Далеко не полностью удовлетворяются потребности отрасли по выпуску торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования. В связи с этим ставится задача улучшать использование имеющегося парка машин и оборудования, своевременно и полно оснащать торговые предприятия современной техникой.

Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:

- коэффициент физического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа к первоначальной или восстановительной их стоимости;

- коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступавших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;

- коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на начало года;

- коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

- долю активной части производственных основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;

- показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;

- показатель технической вооруженности труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активных производственных основных средств к среднесписочной численности работающих.

Анализ показателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, так как на практике отсутствует планово-нормативная, информация. Коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучать взаимосвязано (по всем основным средствам и отдельно пo производственным основным фондам, а внутри их - по отдельным видам основных средств), что позволяет глубоко проанализировать и оценить воспроизводство материально-технической базы торговли.

Необходимо также определить обеспеченность торговых предприятий отдельными видами машин, оборудования, помещениями (сравнением фактического их наличия с плановой потребностью для успешной торговой и другой деятельности). Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда. В связи с этим их следует анализировать взаимосвязано (сопоставлением за ряд лет темпов роста производительности труда, фондовооруженности и технической вооруженности труда).

Для оценки технической оснащенности торговых предприятий определяют стоимость активной части основных производственных средств на 100м2 торговой площади. Кроме того, исчисляют коэффициент механизации труда, представляющий собой долю работников, у которых труд механизирован более чем на 50 %, в общей численности работающих, и коэффициент механизации работ, определяемый отношением затрат времени на выполнение работ механизированным путем к общим затратам рабочего времени. Коэффициенты механизации труда и механизации работ обычно изучают по отдельным группам работников, что помогает полнее выявить возможности и резервы дальнейшей механизации и автоматизации торгово-производственных процессов.

Важным показателем технического состояния производственных основных средств является возрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службы более 10 лет физически и особенно морально устаревают и их необходимо своевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования должен проводиться по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных и относительных показателей. Относительным показателем, в частности, может быть удельный вес (доля) каждой возрастной группы в общем количестве или в общей стоимости машин и оборудования. Машины и оборудование по срокам их службы обычно группируют в следующихинтервалах: до 5 лет; 5—10 лет; 10—15 лет; 15—20 лет и свыше 20 лет. Следует также определить и проанализировать средний возрастной их состав (по отдельным группам машин и оборудования и в целом по предприятию).

В процессе анализа необходимо установить, как развивается материально-техническая база торговли, изучить своевременность ввода в действие построенных основных средств. Согласно действующим нормативам, продолжительность строительства одноэтажного продовольственного магазина площадью 700м2—14месяцев; непродовольственного одноэтажного магазина площадью до 800м2 — 11 месяцев; двухэтажного универмага площадью до 700м2 — 21 месяц и т.д. Если план ввода в действие торговой сети и складских помещений не выполнен, то необходимоподсчитать потери в розничном товарообороте и прибыли. Потери в товарообороте определяют прямым счетом. Если удлинение сроков строительства составляет один, два, три иболее полных месяца, то потери в товарообороте берутся в размере плана розничной реализации товаров на этот период. Если удлинение сроков строительства составляет неполный месяц, то предварительно определяют плановую среднедневную реализацию товаров, которую затем умножают на количество рабочих дней удлинения сроков строительства.

В процессе дальнейшего анализа необходимо установить причины нарушения сроковстроительства и ввода в действие магазинов, другой торговой сети, развозной и разносной торговли,принять меры по развитию материально-технической базы торговли и повышению эффективности ее использования. Аналогично подсчитывают потери розничного товарооборота в связи с удлинением сроков проведения текущего икапитального ремонтов, инвентаризаций и проверок. По торговому предприятию потери товарооборота по указанным причинам составили 520 млн. р.

Важным вопросом анализа является изучение размеров магазинов и их специализации. Практикапоказывает, что наиболее высокую эффективность имеют в продовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной — универмаги. Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии доставки и продажи товаров, прогрессивных методов обслуживания покупателей. В них примерно на 30 % выше выработка на 1м2 торговой площади, на 25 % ниже издержки обращения, чем в продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом. В универсамах обеспечивается комплексное предложениепродовольственных товаров повседневного спроса, что сокращает нерациональные затраты времени покупателей на совершение покупок. По расчетам научно-исследовательских институтов, оптимально доля универсамов должна составлять примерно 70 % от общей площади всех продовольственных магазинов города. Аналогичные преимущества имеют и универмаги. В процессе анализа следует установить, какие имеются возможности для улучшения структуры торговой сети, расширения сети универсамов и универмагов, повышения эффективности работы магазинов.

Большое значение для развития розничноготоварооборота и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400-500 м.В связи с этим необходимоизучить, соответствует ли дислокация магазинов другой торговой сетисозданию максимальных удобств покупателям. Применяя приемы линейного программирования, можно разработать оптимальный вариант размещения торговой сети в городе (районе) и определить эффективность его внедрения.

Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования материально-технической базы способствует развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой, доставки товаров на дом). Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать на 20-ЗО % больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания на 15—20 % сокращаютсязатраты времени покупателей на приобретение товаров. Наибольшая эффективность в продовольственных магазинах самообслуживания достигается, если доля фасованных товаров в их товарообороте составляет более 90 %, в том числе промышленной фасовки — не менее 80 %. По рекомендациям Украинского научно-исследовательского института торговли и общественного питания (УкрНИИТОПа) доля продажи товаров по методу самообслуживания должна составлять не менее 80 %, в том числе в торговле продовольственными товарами — не менее 85 %.

Для оценки экономической эффективности функционирования магазинов самообслуживания необходимо сравнить результаты их хозяйственной деятельности с показателями работы предприятий, осуществляющих торговлю традиционным методом, постепени выполнения плана товарооборота и темпам его роста в динамике, выработке на одного торгового работника и на 1м2 торговой площади, соотношениям темпов роста производительности труда и средней заработной платы, уровням издержек обращения, доходности, рентабельности и т.п.

При анализе и оценке деятельности магазинов самообслуживания следует использовать технологические показатели (долю торговой площади в общей площади магазинов; коэффициент установочной площади, т.е. занятой под оборудованием; долю товарных запасов, размещенных в торговом зале; число разновидностей реализуемых товаров и др.) и социальные (затраты времени покупателей на совершение одной покупки; коэффициент завершенности покупок; количество услуг, оказываемых покупателям, и т.п.). Следовательно, проводя анализ, подсчитывают не только экономический, но и социальный эффект. Социальный эффект магазинов самообслуживания проявляется в повышении культуры торговли, экономии времени покупателей на приобретение товаров, росте дополнительных услуг покупателям и т.д. Проведенные исследования показывают, что многие магазины самообслуживания имеют низкую эффективность в связи с узким ассортиментом товаров, неправильным его формированием, недостатками в торгово-производственных процессах, товароснабжении, организаций труда и материальной ответственности. Доля фасовщиков в магазинах самообслуживания нередко составляет 10-15 % от общей численности работников. В то же время в магазинах с традиционными формами торговли они обычно отсутствуют. Показателями интенсивности и эффективности использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях (в том числе и в магазинах самообслуживания) помимо объема товарооборота на 1м2 торговой или всей площади являются:

- фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех производственных основных средств или активной их части);

- фондоемкость (размер основных средств на один рубль товарооборота).

Анализ показателей фондоотдачи и фондоемкости в торговле чаще всего проводят в динамике, так как сложно определить плановую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей. Если в изучаемом периоде произошла переоценка производственных основных средств, то ее влияние на фондоотдачу измеряют путем расчета последней до и после указанных изменений и сравнением полученных результатов.

На фондоотдачу большое влияние оказывает переоценка (дооценка или уценка) основных средств. При дооценке основных средств фондоотдача снижается, при уценке - растет. Для измерения влияния этого фактора на фондоотдачу необходимо определить ее уровень с учетом переоценки основных средств и сравнить с фактической фондоотдачей отчетного года. Далее необходимо изучить рациональность использования площадей торговых предприятий, установить возможности расширения торговой площади за счёт сокращения подсобных и складских площадей, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров и т.п. Следует также установить, как магазины обеспечены оборудованием и машинами (современными измерительными приборами, кассовыми аппаратами, холодильным оборудованием, транспортными средствами, автоматами по продаже товаров, сканерами, терминалами, другими техническими средствамиавтоматизации учета и контроля реализации отдельных товаров и др.) и насколько эффективно они используются.

Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы магазинов и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня; обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. На практике отдельные продовольственные магазины работают с 8 или 9 ч утра в одну смену. Услугами таких торговых предприятий не может пользоваться преобладающая часть занятого населения (работающие в первую смену). Изучая режим работы магазинов, необходимо проверить, насколько он отвечает требованиям оптимального обслуживания покупателей. По магазинам, работающим в одну смену, определяют целесообразность их перевода на работу в полторы смены или изменения времени начала и окончания рабочего дня. По полутора- и двухсменным магазинам выявляют возможности повышения эффективности их работы в отдельные часы, особенно в вечернее время. При проведении такого анализа широко используют хрономегражные наблюдения и производят подсчет выручки в отдельные часы работы. Изучение потоков покупателей в отдельныечасы по дням рабочей недели позволяет разработать оптимальные графики выхода на работу продавцов, кассиров, других работников, обеспечивающие в часы пик привлечение максимально возможного числа работающих. Следует иметь в виду, что каждый дополнительный час работы магазина ведет к ростуиздержек обращения и особенно расходов на оплату труда. Необходимо также подсчитать потери рабочего времени, а в связи с этим и товарооборота, вследствие внепланового закрытия магазинов для проведения инвентаризаций, проверок и т.п. Одновременно изучают прогрессивность торговых и других технологических процессов, выявляют пути их совершенствования, что положительно сказывается на хозяйственной деятельности магазинов.

В процессе анализа эффективности использования материально-технической базы магазинов следует определить, как изменились по сравнению с планом и прошлым годом торговая площадь, количество рабочих дней за год, средняя, продолжительность рабочего дня и выработка (объем товарооборота) на 1м2 торговой площади за 1 ч работы и как повлияли эти факторы на развитие товарооборота.

Завершается анализ разработкой мер по реализации выявленных резервов развития и повышения эффективности использованияматериально-технической базы торговли, улучшения обслуживания покупателей. Исследования показывают, что при удлинении времени работы магазинов на 10 % прирост товарооборота составляет примерно 7 %.


2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ

2.1. Теория издержек предприятия

2.1.1. Понятие об издержках предприятия и их видах. В современной рыночной экономике основной производственной единицей является фирма. Фирма представляет собой сложное объединение материальных, трудовых и других ресурсoв, организованных и скоординированных в целях производства товаров и услуг. Как собственник фирма покупает на рынке землю, труд, капитал (факторы производства), а затем, соединяя их в процессе производства, реализует на рынке созданный с их участием продукт. Следовательно, фирмаактивно влияет на формирование рыночного предложения готовой продукции и рыночного спроса на нее. Рыночное предложение прямо связано с эффективностью размещения фирмой ресурсов в процессе производства. Это объясняется тем, что предложение товаров на рынке ограничено затратами на их производство (издержками) и стимулируется превышением дохода фирмы над ее затратам (прибылью).

Издержки производства — это затраты на приобретение факторов производства (ресурсов — земли, труда, капитала). В определении величины издержек производства проводится различие между бухгалтерскими издержками и экономическими издержками.

Бухгал