Ссылка на архив

Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.

Маслоу был более всего заинтересован в исследовании новых проблем и областей. Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система. Его подход к психологии хорошо выражен начальной фразой одной из его наиболее влиятельных книг "К психологии бытия" (17): "На горизонте брезжит новое представление о человеческой болезни и человеческом здоровье - психология, которая вызывает такое волнение и обещает столько прекрасных возможностей, что я уступаю искушению представить ее публично до того, как она проверена и подтвердилась, до того, как она может быть названа основательным научным знанием" (17, с. 3).

Личная история

Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке в 1908 г., в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра он получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931, доктора - в 1934. Маслоу изучал поведение приматов под руководством Харии Харлоу и бихевиоризм - под руководством Кларка Халла, известного экспериментатора.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал исследования в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу занимался с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни. Сильное влияние оказал на него Макс Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, блестящий культур-антрополог.

Интерес Маслоу к практическому применению психологии восходит к самому началу его карьеры. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов. После Висконсина Маслоу начал широкие исследования человеческого сексуального поведения. Его исследования в этом направлении поддерживались психоаналитическими представлениями о важности секса для человеческого поведения. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека. Во время второй мировой войны, когда Маслоу увидел. как мало значит психология в решении основных мировых проблем, его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Он хотел посвятить себя "нахождению психологии для дел мира" (6, с. 54).

Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в конце концов выразился в "Эупсихическом менеджменте" (15) - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией, написанных в течение лета, когда Маслоу работал наблюдателем на маленьком предприятии в Калифорнии.

В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреидеиский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти в 1970 году. В 1967-1968 гг. он был президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968- 1970 гг. - Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

Хотя Маслоу считается одним из основателей гуманистической психологии, сам он не любит ограничивающих ярлыков. "Нет необходимости говорить о "гуманистической" психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности" (6, с. 57).

Интеллектуальные предшественники

Психоанализ

"Человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают" (17, с. 4).

Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Анализированне его самого сильно воздействовало на него, показав огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом "нутра".

"Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью" (17, с. 5).

Маслоу решил, что психоанализ - лучшая система анализа для психопатологии и наилучшая возможная психотерапия (это было в 1955 г.). Вместе с тем он счел психоаналитическую систему совершенно неудовлетворительной в качестве общей психологии как теории всего человеческого мышления и поведения. "Представляется одностороннее, искореженное подчеркивание человеческих слабостей и недостатков, и это претендует на полное описание человека... Практически все деятельности, которыми человек гордится, которые придают значение, ценность и богатство его жизни, либо опускаются, либо патологизируются Фрейдом" (19, с. 71).

Социальная антропология

Во время учения в Висконсине Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в области культуры и личности, занимавшимися применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера "Пути народов" (23), где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными паттернами и- предписаниями. Впечатление было столь сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.

Гешпальт-психология

Маслоу также серьезно изучал гештальт-психологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальт-психолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и мыслить с точки зрения паттерна целого, а не изолированных частей.

Но менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм - это единое целое, и то, что происходит в любой части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который первым использовал сам термин.

Ему Маслоу посвятил книгу "К психологии бытия". В предисловии он писал: "Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это - интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсииском Университете" (17, с. V).

Основные представления

Самоактуалнзация

Маслоу свободно определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п." (18, с. 150). "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями" (13, с.91).

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей. Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постараться обнаружить, что же делает их столь особенными; он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бенедикт и Вертхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.

Исследование самоактуализации

Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализованно, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Маслоу утверждает, что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируя трудности и ошибки средних для невротических индивидуумсв. "Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество" (12, с. 90).

Изучая лучших из людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю выборку" из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные. .

"Самоактуализировавшиеся люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто вовне себя" (19, с. 43).

Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Лиякольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хакслй и Баруха Спинозы.

Маслоу называет (18, с. 153-172) следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

"более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней";

"принятие (себя, других, природы)";

"спонтанность, простота, естественность";

"центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);

"некоторая отъединенность и потребность в уединении";

"автономия, независимость от культуры и среды";

"постоянная свежесть оценки";

"мистичность и опыт высших состояний";

"чувства сопричастности, единения с другими (gemeinschaflugetuhl);

"более глубокие межличностные отношения";

"демократическая структура характера";

"различение средств и целей, добра и зла";

"философское, невраждебное чувство юмора";

"самоактуализирующееся творчество";

"сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры".

"Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным" (17, с. 115).

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны И даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

"Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными. эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее" (18, с. 176).

Теория самоактуализации

В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" (19) описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Это нельзя назвать образцом логически ясного мышления, но это - кульминация размышления Маслоу о самоактуализации.

1. "Прежде всего, самоактуализацня означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием" (19, с. 45). Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное - значит оставаться при навес гном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.

3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

"Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной caмости, в каждый момент жизни" (19, с. 47).

4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.

5. Первые пять шагов помогают развить способность "лучшего жизненного выбора". Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборах того, что конституционно правильно для каждого индивидуума. - выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать" (19, с. 48). Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация - это не "вещь", которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. "Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации" (19, с. 47). Мы более целостны, более интегрированны, больше сознаем себя и мир в моменты "пика" В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использован чашу энергию.

8. Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образа себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

Самоактуализация, по Гольдштейну

Поскольку концепция самоактуализации - наиболее важный вклад Маслоу в психологию, может быть полезным посмотреть, как развивал это представление его создатель, Курт Гольдштейн. Его представления существенно отличаются от поздних формулировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что "организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире" (3, с. 169).

Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является "формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность" (3, с. 195-196). Такое влечение, как голод, - это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Обладание пищеварительной системой делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий.

"Пик-переживание"

"Пик-переживания" (peak-experiences) - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Маслоу отмечает, что "пик-переживания" часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы.

"Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свои требования лишь когда их достаточно и полноценно употребляют" (17, с. 152).

"Всякое "пик-переживание" может быть плодотворно понимаемо как полнота действия или как завершение гештальта в терминах гештальт-психологии, или "полный оргазм" в райхианской парадигме, как полная разрядка, катарсис, кульминация, завершение, окончание, опустошение" (17, с. 111).

"Термин "пик-переживание" - это обобщение для лучших моментов человеческого бытия, для счастливейших моментов жизни, для опыта экстаза, восторга, блаженства, величайшей радости" (19, с. 105).

Большинство из нас испытали немало "пик-переживаний", хотя мы так их не называли. Прекрасный закат или особенно впечатлившая музыкальная пьеса - примеры "пик-переживания". По Маслоу, "пик-переживания" вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями. "По-видимому, всякий опыт реального совершенства... может вызвать "пик-переживание" (19, с. 175). Жизнь большинства людей наполнена длительными периодами сравнительной невнимательности, недостаточной вовлеченности, даже скуки. В противоположность этому "пик-переживания" в наиболее широком смысле слова - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним.

Наиболее значительные "пик-переживания" сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, люди религии - как глубокие мистические переживания. По Маслоу, высшие "инки" характеризуются "чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга и трепета, потерей ощущения пространства и времени" (18, с. 164).

"Плато-переживание"

"Пик-переживания" - вершины, которые могут длиться несколько минут или несколько часов, редко дольше. Маслоу описывает и более устойчивые и длительные переживания, называя их "плато-переживаниями". Они представляют собой новый и более глубокий способ видения и переживания мира. Это включает фундаментальное изменение отношения к миру, изменяющее точку зрения и создающее новые оценки и усиленное сознавание мира. Маслоу сам пережил это в конце жизни, после первого сердечного приступа. Его интенсифицированное сознание жизни и надвигающейся возможности смерти произвело переворот в восприятии мира (более полно см. в разделе "Теория из первых рук").

Трансцеидирование самоактуализации

Маслоу обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкивались. Он пришел к различению самоактуализирующихся людей, психологически здоровых, продуктивных, но с незначительным опытом трансценденции или вообще без такового, и людей, для которых трансцендентный опыт является важным или даже центральным.

"На высочайших уровнях человеческого развития знание соотносится, скорее позитивно, нежели негативно, с чувством таинственного, трепетом, смирением, предельным незнанием, благоговением и ощущением жертвы" (19, с. 290).

Маслоу писал, что люди, трансцендирующие самоактуализацию, чаще сознают мистичность всего, трансцендентное измерение жизни среди повседневной деятельности. "Пик" или мистические переживания расцениваются ими как наиболее важный аспект их жизни. Они мыслят более холистично, чем "только здоровые" самоактуализирующисся люди, они более способны трансцендировать категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это скорее новаторы и оригинальные мыслители, чем систематизаторы идей других. По мере развития знания в них развивается и чувство смирения и невежества, они воспринимают вселенную су величивающимся трепетом.

Трансцендирующие люди более склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, поскольку они менее эгоистично вовлечены в свою работу. Они могут честно сказать: "Я - наилучший кандидат для этой работы, поэтому мне и следует ее поручить" или в другом случае признать: "Вы - лучший кандидат для этой работы, поэтому лучше, чтобы вы взяли ее у меня".

Не каждый, имевший мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором. Многие люди, которым доступны мистические переживания, не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые Маслоу считает существенным свойством самоактуализации. Маслоу также указывает, что он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов. менеджеров, учителей и политиков, как среди тех, кто социально считается ближе к этому - поэтов, музыкантов, священников и т.п.

Иерархия потребностей

Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности: потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других. Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации.

Иерархия фундаментальных потребностей, по Маслоу:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

потребность в безопасности (стабильность, порядок)

потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

потребность в уважении (самоуважение, признание)

потребности самоактуализации (развитие способностей)

По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. "Человек может жить хлебом единым - если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее" (18, с. 38).

"Эмоция природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры" (17, с. 173).

Метамотивация

Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями .и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то "вне себя". Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает "метапатологии". Метапатологии могут проявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Маслоу утверждает, что чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благосостояния, как безопасность, любовь и самоуважение.

"Рост теоретически возможен только потому, что вкус "высшего" лучше, чем вкус "низшего", и потому, что удовлетворение "низшего" становится скучным" (19, с. 47).

Жалобы и мета-жалобы

Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб, соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсутствия техники безопасности, произвола начальства, негарантированности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаментальных потребностей физической безопасности и обеспеченности. Жалобы более высокого уровня могут относиться к недостатку соответствующего работе признания, угроз потери престижа, недостатка групповой солидарности; эти жалобы касаются потребностей принадлежности или уважения.

"Когда к вам врываются представительницы женского комитеты и возбужденно жалуются на то, что розы в парнике недостаточно ухожены, это само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни, жалующихся" (15, с. 240).

Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей, таких как потребности в созершеистве, справедливости, красоте и истине. Этот уровень жалоб - хороший показатель того. что все обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуются на неэстетичносгь среды, это означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены.

Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца: можно надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несовершенство мира. отсутствие совершенной справедливости и т.п. - это здоровые указания на то. что, несмотря на довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества.

Дефициентная и бытийная мотивация

Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод, боль, страх - первичные примеры дефициентной мотивации.

Однако внимательный взгляд на поведение людей и животных обнаруживает другой род мотивации. Когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или желание игры. При таких условиях деятельность может приносить удовлетворение и радость как таковая, а не только как средство удовлетворения некоей вне ее лежащей потребности. Бытийная мотивация относится прежде всего к наслаждению и удовлетворению в настоящем или к желанию искать позитивные ценностные цели (мотивация роста или мета-мотивация). Дефициентная же мотивация состоит в потребности изменить данное состояние дел, потому что оно ощущается как неудовлетворительное или фрустрирующее.

"Пик-переживания" в целом относятся к миру бытия, и психология бытия, по-видимому, наиболее применима к самоактуализирующимся людям. Маслоу различает Б- и Д- (бытийное и дефициентное) познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь.

Дефициентное и бытийное познание

В дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности, как средства для других целей. Это в особенности справедливо тогда, когда потребности сильны. Маслоу указывает (18), что сильные потребности, как правило, канализируют мышление и восприятие, так что индивидуум сознает только те аспекты среды, которые имеют отношение к удовлетворению потребности. Голодный человек замечает только пищу, нищий - только деньги.

Б-познание более точно и эффективно, потому что воспринимающий в меньшей степени искажает свое восприятие в соответствии с потребностями и желаниями. Б-познание не судит, не оценивает и не сравнивает. Фундаментальным отношением является здесь восприятие того, что есть, и способность ценить это. Стимулы вызывают полное внимание. Восприятие кажется более богатым и полным.

"Раковый препарат, рассматриваемый в микроскоп, если только мы можем забыть, что это рак, может выглядеть как красивый и замысловатый узор, вызывающий удивление" (17, с. 76).

Воспринимающий остается в каком-то смысле независимым от воспринимаемого. Внешние объекты ценятся как таковые, в себе и сами по себе, а не в их отношении к личным заботам. Фактически в состоянии Б-познания индивидуум стремится оставаться погруженным в созерцание или пассивное наблюдение, активное вмешательство кажется неуместным. Одно из преимуществ Д-познания состоит в том, что человек может быть побуждаем к действию и к попытке изменить существующее состояние.

Дефициентвые и бытийные ценности

Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям, хотя Б-ценности описывает детально. Он полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому индивидууму: "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены. Это противоречит более старым и привычным взглядам, что высшие ценности приходят лишь от сверхъестественного Бога или какого-то иного источника, внешнего по отношению к самой человеческой природе" (17, с. 170).

Маслоу перечисляет следующие Б-ценности: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Дсфициентаая и бытийная любовь

Дефициентная любовь - это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше возрастает этот род любви. Это любовь из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.

Бытийная любовь - это любовь к сущности, к "бытию" или "существу" другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром Другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал Б-любовь как обнаруживающую даосское отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь "улучшить" что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое. Д-любовь скорее выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь - это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать любовь к маленьким несовершенствам ребенка.

Маслоу утверждает, что Б-любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем Д-любовь. Она остается живой и свежей, в то время как Д-любовь утрачивает свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть причиной "пик-переживаний" и часто описывается в столь же экзальтированных словах, которыми описывают религиозный опыт.

Эупсихика

Этим, им самим созданным термином. Маслоу называл идеальное общество, в отличие от "утопии", идея которой казалась ему визионерской и непрактичной. Он полагал, что идеальное общество может быть создано как объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личному развитию. так и к исполнению своей работы и совершенству в своей жизни.

"Есть своего рода обратная связь между "хорошим обществом" и "хорошими людьми". Они нуждаются друг в друге" (19, с. 19).

Однако даже идеальное общество не может создавать самоактуализирующихся индивидуумов. "Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным" (17, с. 161).

Маслоу также описывал эупсихическое или просвещенное управление в противоположность авторитарному управлению бизнесом. Авторитарный менеджер предполагает, что рабочие и администрация имеют фундаментально противоположные, несовместимые цели, что работающие хотят заработать как можно больше с минимальными усилиями, и потому за ними надо тщательно смотреть.

Просвещенное управление предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничении и контроле администрации. Маслоу, однако, указывает, что просвещенный подход лучше всего применим к устойчивым, психологически здоровым работникам. Враждебно настроенные, подозрительные люди, может быть, будут лучше работать в авторитарной структуре и непродуктивно используют свободу. Эупсихический менеджмент применим лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться самоуправлением. Поэтому Маслоу полагал, что эупсихическое общество должно состоять из самоактуализирующихся людей.

Синергия

Термин "синергия" первоначально был использован учительницей Маслоу, Рут Бенедикт, для обозначения степени межличностной кооперации и гармонии в обществе. Синергия обозначает объединенное действие или "кооперацию". Она означает также объединенное действие, в котором общий результат больше, чем был бы у всех элементов, если бы они действовали по отдельности.

Как антрополог, Бенедикт отдавала себе отчет в опасности ценностных суждений в сопоставлении обществ и оценки других цивилизаций с точки зрения того, н