Шпора по философии, кандидатский минимум
1.Философия. Этапы развития. (с древ.греч.) – любовь к мудрости. Ф. это не наука, а отношение чел. к миру. Ф. зародилась в 7-6 в. до н.э. в Индии, Китае, Древ. Греции. Принято считать, что впервые слово философия употребил Пифагор, он жил в 6 в. до н.э., когда на смену родоплеменным организациям пришли государственно-классовые отношения, появилась необходимость в мудрецах (Питтак, Фалес). Античная фил-ия – фил. Др. греков и римлян охватывает период с 6 в.до н.э. по 6 н.э. Этапы а.ф.: ранная классика – натуралисты, досократики – Парменид, Зенон, Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Демокрит и др.; гл. проблемы –«Физис» и «Космос», и его строение; 2-ой этап – сред. Классика (Сократ и его школа; софисты, Гипий, Горгий и др.) гл. проблема – сущность человека, и 3-й этап – высокая классика (Платон, Аристотель и их школы) гл. проблема – синтез фил. знания, его проблем, методов и др.; 4- этап – элиинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода – Панеций, Поссидоний; поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др. гл. проблемы – мораль и свобода чел., проблема познания и т.д. Средневековая европейская христианская фил. 1-15 вв. Этапы: 1. патристика –гл. проблемы-сущности Бога и его тройственности, отношение вера и разума, понимание истории как движение к конечной опредленной цели, свобода воли чел. и возможность спасения его души, проблема происхождения зла и др.; 2. схоластика – гл. проблемы – постижение сущности христ. учения не только верой, но и с помощью науки – философии; 3. фил. Ренессанса (Возрождение) в Европе 14-16 вв. идеалом знания становится не религиозное, а светское знание, гл. особенность фил. Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а чел. поставлен в центр исследований (Лернардо да Винчи, Миккелянджело, Каперник, Галилей, Кеплер и др.) Философия Нового времени – 16-18 вв. это время становления и оформления естественных наук – физика, химия, астрономия, математика и др. В центре внимания теории познания отработка методов истинного знания для всех наук. Империки (Бекон, Гоббс и др.) считали что, единственный источник знания – опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями и представлениями. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) считали что, опыт основанный на ощущениях чел. не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Немецкая классическая философия – этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного»(1770) и умопостигаемого миров» и заканчивается в 1872г. со смертью Фейербаха. Представители И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Постклассическая европейская фил-ия 19-20 вв. возникла в результате критики классической философии. В нее входят иррационализм (Шопенгауера, Ницше); рационализм – это марксизм и позитивизм (К. Маркс, Огюст Конт). Современная западная фил-ия 20в. – включает: Феноменология (Эдмунда Гуссерля), философию жизни (Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер), фмлософская антропология (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен), экзистненциализм (Бердяев, Шестов. Ясперс, Марсель, Камю, Хайдеггер), прагматизм (Чарльз Прис, У. Джемс), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер), религиозная философия (Лакруа, Мунье, Маритен, Гвардини) и т. д. Учения древних мудрецов описывали опыт поколений, они понимали окружающую действительность и могли ответить на сложные вопросы. Окружающий чел. мир представлен ему двумя сторонами: мир воспринимаемый, известный; мир неявленный, находящийся за пределами человеческих представлений. Чел. заинтересован, чтобы мир его повседневной жизни (мир явленный и неявленный) находились в согласованности др. с др. Подъем производства привел к отделению умственного труда от физич., т.е. создались предпосылки для развития науки. На смену мифологическому мышлению приходят попытки научного объяснения природных и общественных явлений. Появляется натурфилософия – это одна из ранних форм философ. знания, кот. выполняла ф-ции теоретического естествознания. Натурфилософия просуществовала до 5 в. до н.э. Сократ сыграл большую роль в философии, он перевернул ф-ию от природы к чел. Философия исследует отношение чел. к миру. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений Фил-я яв-ся одной из форм общественного познания. Она возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний чел. об объективном мире и о самом себе. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходит процесс отпочковывания отдельных наук от фил-и и выделение ее в самостоятельную науку. (возникает необходимость выработки общего взгляда на мир, исследования его начал, законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания). Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. | 24. Истина и оценка. Противоречивый характер их взаимосвязи. Со времен античности истина есть знание, соответствующее действительности. Но кроме соответствия действительности истина включает и другие характеристики: доказанность, наличие критерия истины, включенность в определенную познавательную систему и др. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Истина имеет субъективную и объект. стороны. субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна истина потому, что в ней фиксируется содержание, относящееся к субъективным предметам, существующим независимо от сознания. Истина понятие многоплановое. 1. Классическая концепция – важное место отводит такому признаку как объективность. Эта концепция не полностью раскрывает суть истины. К.Маркс – истина это знание совпадающие с объектом; - объективность истины; - практика. По1) – истина д.б. доказана, логически выведена; по2) – мы можем прибегать к нормативным истинам, где 2 не работает; 3) – нельзя применить практику к прошлому, прогнозам. 2. Когерентная теория (связанность) – истина состоит не в соответствии знаний воспроизводимой в них действительности, а в формальной согласованности и логической непротиворечивости высказываний в рамках той или иной системы. Создал Нейрат. Позитивные моменты: логическая непротиворечивость, принцип соответствия научных идей в развитии познания и принцип единства знания. 3. Прагматическая концепция – связывает истину с понятием практики. Прагматизм попытался растворить истинное в полезном, подчинить истину выгоде. Эта теория срабатывает когда дело касается проверки теоретич. рез-тов, связанных с интересами и практ-ми нуждами людей, н-р: испытание новой техники. Понятия истинность и достоверность на протяжении веков были одними из центральных в философском изучении познания. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о "истинном образе жизни", "истинной красоте". В более узком смысле под истинностью подразумевается точное и достоверное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал ещё Аристотель, сформулировавший так называемую классическую концепцию истины, являющуюся основой и до сих пор. Согласно этой концепции, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Казалось бы, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-то серьёзных проблем. И длительное время к ней апеллировали как к чему-то очевидному и само собой разумеющемуся. Однако постепенно стали выявляться слабые места этой теории. Во-первых, дискуссии вызывала неопределённость понятия "соответствие". Как можно сравнить знание, которое является идеальным, с вещами, которые суть материальны? На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты также выражаются в некоторых утверждениях. Во-вторых, как быть с утверждениями типа "энергия сохраняется", "всё имеет причину" и т. п.? С какого рода реальными объектами или фактами можно соотносить подобные утверждения, которые относятся ко всему на свете? Наконец, можно указать на плюрализм истины. Трудности теории истины привели к тому, что многие стали считать, что истина - это только регулятивная идея, некоторый идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматистская. В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых был и Гегель, придерживаются философского монизма, представления о том, что мир суть единое целое. Когерентная теория истины отражает реальные механизмы рациональной приемлемости знания. С позиций прагматизма истинным признаётся такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. В этом понимании практика есть критерий истины. Прогматистской трактовке истины также недостаёт интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. В вопросе о истинности знания остаётся ещё немало проблем. |
|
2. рефлексия (от лат. – поворачивание) в философ. это мысль о мысли, направление познавательской деятельности. Рефлексивное познание составляет природу философии. В рефлексивном познании обычно выделяют 3 вида: - элементарная рефлексия (свойственна большинству людей), человек оценивает свои действия и мысли; - научная рефлексия – анализ научных знаний; - философская рефлексия – состоит в осмыслении и анализе предельных оснований человеч. духовной деятельности, отношений человека к миру, в кот. он живет. Три уровня р. тесно связаны др. с др., они м. быть присущи 1-му и тому же человеку. Эта связь носит подчинительный хар-р – чел., размышляющий о своих знаниях и действиях может обратиться к науке и научной рефлексии, а в процессе науч. рефлексии чел. обращ. к предельным основаниям духов. деят-ти, т.е. испытывает потребность в филос-ой рефлексии. Все размышления рефлексив. хар-ра сводятся к вопросу об источнике наших знаний и представлений. Представления о филос. реф-ии зародились в древности. Аристотель рассматривал ее как высший уровень духовной деят-ти. Чел., исследуя окруж. его мир имеет дело с предметным содержанием своих мыслей и пытается ответить на вопрос – каков окр. его мир. Так вырабатываются конкретно-науч. знания, но по мере углубления исследов-й встает вопрос – как и почему я дошел до такой мысли об этом мире? При ответе мысль направлена на познавательный объект. Любая форма духов. деят-ти сталкивается с необход. анализа ее исход-х оснований и принципов. Общие принципы познания, кот. выступают как исход. философ. позиции, формир-т соответ. философ. системы. Они охватывают различные сферы дух. жизни, применяя к кажд. из них собств. философ. подход, так возник. филос. религии, науки и др. Ф-я в данном случае осущ-ет анализ основ-х понятий познания и деят-ти. «Мышление о мышлении» всегда остается мышлением, но оно направ-но не на предмет. мир и его св-ва, а на постижение самого мыслит. процесса. Реф-я вовлекает в аналитич. процесс доп. данные науки, факты, опыт человеч-ва, в рез-те чего осущ-ся выход за пределы установив-ся форм мысли, синтез их содер-я в новое знание. Реф-е познание связывает чел. с внеш. миром. Мир сам по себе изучается многими науками и чел. яв-ся объектом исслед-я ряда наук – анатомия, физиология, др, но они не затрагивают ценностно-познават. чел. к миру. Содер-ем науч. познания выступает мир вне чел., а реф-е познание, поворачивая сознание на самое себя приобщает мир к человеч. Я. Фил-я настраивает чел. на критические мысли, роль ее становится значит-й, когда образы или нормы перестают отвечать требованиям жизни. | 25. Основные виды духовной деятельности человека, изменение их роли в истории общества. |
|
3. Духовное и материальное. Эти категории родились из попыток осмыслить качественные различия 2-х несводимых др. к др. реальностей. Чел. рано осознал, что с одной стороны он живет в осязаемом мире, а с др .- есть вещи невидимые и не осязаемые, но реальные – ветер, т.е. бестелесные. При объяснении многих загадочных явлений (обморок, галлюцинация) возникали представления о духе, душе. Чем, напр., вызвано сонное состояние? С древнейших времен считается, что для обеспечения жизненных процессов недостаточно только материальных предпосылок, но жизнь организма связана и с душой. Считалось, что душа в виде маленького человечка находится внутри чел., и может покидать его временно (сон) или навсегда (смерть). Первоначально душа и тело, духовное и материальное являлись единым целым. С развитием практики и познания душа стала пониматься как нечто неуловимое, как принципиально отличное от телесного, не исчезающее со смертью тела, а способное отделяться от него и вести самостоятельное существование. Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, кот-я копируется, отображается в наших органах чувств, существуя независимо от них. Т.е. материя есть то, что существует вне сознания (Ленин). Отношения м/у двумя реальностями яв-ся внешним вопросом философии. Дух – понятие тождественно идеальному, невещественному началу. Душа рассматривалась как источник жизненных стремлений, с нею связывались волевые усилия человека и их результаты. Духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и т.д. Каждый из них схватывает лишь какую-то часть реальности точнее — дает определенный ракурс видения мира, позволяющий отыскать в последнем некий смысл и установить причастность человека к этому смыслу. А все вместе они образуют своеобразное; системное единство, в котором явно просматриваются как существенные различия способов духовного освоения мира, так взаимодополнительносгь, внутренняя взаимосвязь. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. | 26. Проблема связи диалектики и формальной логики. Основные концепции диалектики. Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я природы, обшества и мышления. Диалектика изначально выступила в качестве ср-ва развития познания. Диалекич. подход касается прежде всего тех областей духовной жизни, кот. по своей природе тяготеют к изменению, углублению вырабатываемых представлений о действительности. Т.е. Д. предст. собой учение, кот. пытается понять хар-р протекающих изм-й в природе. Анализируя данные, кот накоплены в разных науках Д утверждает и показывает что мир нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти изменения в целом хар-ся развитием мира. В рамках этого развития м. сущ-ть и противоп. проц. – регресс и станация, но они явл-ся частным случаемразвития в целом. 1. Принцип всесторонности. – чтобы познать предмет, надо охватить все его стороны, связи и опосредования. Этот принцип вытекает из абстрактного представления о всеобщих связях предмета познания, и на первый взгляд представляетя естесств-ым и очевидным. Значение этого принципа ярко проявл. в эксперимент-х исслед-ях. 2. Принцип историзма – брать предмет в его развитии, изменении, т.е. рассматривать предмет в его изменении, «самодвижении», т.е. Существовании во времени. Он также как и принц. всесторонности предст-т собой синтез содержания мыслительных форм, но он касается одного и того же предмета иысли, рассматрив-го во временной послед-ти своих состояний, т.е. в изм-нии и развитии. 3. Связь с практикой – прежде всего с преобразовательной деят-тью общ-ва, но не всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. названа практикой. В ходе практики выраб-ся, накап-ся совокупный общественный опыт, кот явл основанием историч прогресса. Запечатлеваясь в рез-х труда, практич деят-ть изменяет предметный мир ч-ка и спос-ет изменению сложившейся формы общ-х отношений. Практика явл-ся наиболее акт. компонентом рефлек-го познания. Все принципы диалектики неразрывно связаны и допол-ют др др. Нельзя говорить сколько принципов диал. и явл-ся ли названное число окончательным. Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на уровень мысли. Основные правила формальной логики, освобожденные от тех условий, кот делают их формальными: 1. З-н тождества – в ходе рассуждений предмет мысли должен оставаться неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – два исключающих др др суждения о предмете рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. 3.З-н исключенного третьего – из 2-х противоречащих суждений – одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. З-н достаточного основания – каждое суждение претендующее на истину д.б. доказано. |
|
4. Основной вопрос философии. Есть вопрос об отношении мышления к бытию, что является первичным: дух или природа. Позиция, согласно кот. мир объединяется исходя из духа, сознания, получила название идеализма (часто пересекается с религией). Материализм – в основе миропонимания природа, материя, объективная реальность. Все философские течения зачислены либо «по ведомству» материализма, либо идеализма, либо представляют собой соединение того и др. О.в.ф. будет вставать, пока существует мир и познающий его человек. Философы не ставят вопроса – что первично, что вторично, а решают его применительно к конкретным задачам познания. Материализм и идеализм не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований. Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии можно разделить на 5 основ-х видов: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм, идеализм.» Эмпиризм – все выводит из опыта (чувственные впечатления); Материализм – принимает материю как источник всех вешей; Скептицизм – отрицает всякое знание, всякую философию; Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем же (а=а); Идеализм – все выводит из духа и все подчиняет духу. Особенности о.в.ф.: 1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом факте или процессе исследования, т.е. в той или иной позиции автора, его концепции или системе, хотя сама формулировка вопроса м/явно и не фиксироваться. 2-я принципиальная особенность о.в.ф.: собственно философская проблематика содержится не в самом нем, а в способах его решения, имеющих конкретно-исторический хар-р и определяемый уровнем материального и духовного развития общества. 3-я особенность состоит в том, что исходные посылки 2х основных философских направлений материализма и идеализма, не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований, отталкиваясь от кот-х философ более или менее последовательно проводит избранную им линию. Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении духа к материи, мышления к бытию есть великий, основной вопрос всей философии. Рассматривая о.в.ф. в историческом плане мы отчетливо прослеживаем его важнейшие особенности, отличные от тех которые характерны для основных вопросов конкретных наук. Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна фил концепция. Другие проблемы типа эстетич. или этич. потому и называются фил, что могут быть рассмотрены через призму гносеологии и онтологии. | 27. Свобода человека и проблема человеческого отчуждения. Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра ч - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация). Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности. Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей. Жизнь обретшая смысл не страшится смерти. Свобода личности: В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимостью” как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие. . Человеческое отчуждение. В широком понимании отчуждение есть социальный процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка превращ-ся в самост-ую господствующую над ним и враждебную ему силу. Это явление связано с общественным разделением труда и возник-ем частной собственности, последствия этого – гос-во как аппарат насилия одного класса над др., социал. неравенство и эксплуатация, абсолютизация духовных сил ч-ка и превращение их в сверхестест-е (религия и идеализм), такое развитие науки и техники, когда они обращаются против ч-ка. Отчуждение есть побочный продукт процесса овеществления человеком своих сил и способностей, что в усл-х разделения труда и складывающихся на этой основе соц отношений приводит к отчуждаемости отношений, что отраж-ся в сознании индивида и обществ-й психологии. Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка и нормами, кот предписываются ему соц стр-рой, восприятие этих форм как чуждых лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все это предполагает нарушение норм соц-го поведения. Феномен отчуждения прослеживается во всей истории чел-ва (кроме м.б. родового общ-ва): К.Маркс показал, что условия труда отчуж-ся от самого труда и противопоставляется рабочему в кач-ве капитала и поэтому рабочий занятый в проц труда одностор образом выходит из него обедненным и опустошенным. Рез-ты труда также отчуж-ся от наемного рабочего. Т.о. формы отчуждения: 1опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) – субъекту труда; 3отч результатов деятельности от субъекта; 4отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5соц структур и институтов от трудящихся – бюрократическая машина. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон. Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми. Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности. Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности. | |
9. Раздражимость как форма приспособления организмов к среде. Между живой и неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения. Механизмом отражения здесь выступает раздражимость – комплекс биохимических реакций, направленных на приспособление к среде обитания. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных. Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют. У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. В результате организм начинает воспроизводить приспособительные реакции при первом же сигнале, информирующем о наступлении условий, сформировавших данный биохимический комплекс (1). Так, после активной жизни в весенне-летний период растения начинают готовиться к зиме. Сигналом для них становится снижение солнечной активности, сокращение светового дня, первые признаки похолодания и т.д. Деревья сбрасывают листву, и циркуляция влаги в клетках ограничивается до предела. Обменные процессы свертываются, организм впадает в спасительный анабиоз. Таким образом, внешние воздействия, имеющие жизненное значение, как бы вплетаются в физиологическую ткань организма. Поскольку ведущую роль в формировании приспособительных механизмов играет фактор времени, каждый организм представляет собой как бы "свернутый" временной аналог своей среды, ее специфическую форму. Отсюда, в частности, проистекает "привязанность" организма к своему месту, его довольно жесткая локализация. | ||
5. Психика как форма приспособительного поведения. Идеальная природа психики. Психика-специфич форма отражени, кот нач-ся с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, связанных с присоб-ем к среде. Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы – биоэлектр сигналы, кот не изменяют физиолог. процессы, а явл средством связи с биол-ки значимыми параметрами. В ответ на изменение внеш среды ж-ое не перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет свое поведение и место пребывания. Так шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет ж-ое применить меры предосторожности. Он ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ сущ-нии биол-ки знач-го объекта. Жив-ая психика отражая пространств-врем парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. св-ва, но этот момент не носит самост-го хар-ра, а подчинен целям адаптации и самосохр-я. Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится только к тому субъек-му переживанию, кот он выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика ж-го воспр-ит предмет, как абс-но тождест-ый с самим отражающим субъектом. Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, что она привязана к конкр. ситуации и помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош, ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит из сферы псих-го и сохр0ся на уровне условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем более осмыслить свое прошлое. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины Рафаэля - одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично при одинаковых нейрофизических процессов разные люди увидят разное, что говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет специфическое символическое содержание. Непосредственно для человека психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений. В ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отражающие материальную среду. Они обеспечивают отражение действ и являются регулятором процесса взаимодействия человека со средой. Про системы Павлова. Формирование мозга. Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Материальная основа мышления - высшая нервная деятельность. Мышление в некотором смысле отождествляется в философии с психикой. Мышление есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. Свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда является мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. Мышление есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. Мышления не существует в отрыве от других психических процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общее происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью человека. Поэтому мышление осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке. Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов. | 28. Истина как процесс. Конкретность истины и пути ее достижения. |