Этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов г. Новокузнецка
Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы (10).
После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними (11).
Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах (14).
Проблема:Этнические стереотипы оказывают влияние на отношение к представителям различных этнических групп в городе Новокузнецке.
Объект: Этнические стереотипы
Предмет: Этнические стереотипы в различных этнических группах в представлении студентов города Новокузнецка
Цель: Выявить этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка.
Гипотеза:Студенты города Новокузнецка в отношении представителей различных этнических групп испытывают: на эмоциональном уровне – негатив, на поведенческом уровне – желание соблюдать дистанцию, на когнитивном уровне – отсутствие знаний о культуре; существует гендерная специфика в восприятии этнических стереотипов: девушки более доброжелательны, чем юноши.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип».
2. Описать виды, структуру, свойства и функции этнических стереотипов.
3. Разработать анкету для проведения опроса.
4. Провести опрос среди студентов г. Новокузнецка.
5. Обработать результаты полученного исследования, с помощью которых выявить подтвердилась ли выдвинутая гипотеза.
Методологические основания:Стереотип как принятый в исторической общности образец восприятия рассматривал в своих работах У. Липпман, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко описывали стереотип как прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. Описывали структуру, функции и свойства этнических стереотипов такие исследователи как Эдвардс, Стефаненко, Налчаджян.
Методологические принципы:В данном исследовании использовались, следующие принципы, такие как: научность и историзм.
Практическая значимость:
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в образовательных учреждениях, ориентируясь на которые, преподаватели могут предупредить негативное отношение и формирование стереотипов о представителях других этнических групп.
1. Проблема этнического стереотипа
1.1 Анализ понятий «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип»
Понятие стереотип имеет множество интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них.
Стереотип (греч. στερεός + τύπος — «твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы (18).
Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс ввёл Уолтер Липпман, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г (1).
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт (8).
Кац и Брейли определяют стереотип следующим образом. Стереотип – это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать (13).
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко описывают стереотип как прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. Это схематический, стандартизированный образ или представления о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Они выражают привычное отношение к человеку как какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта (3).
Проанализировав различные определения можно сделать вывод, что стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
Социальный стереотип – упрощённое, стандартизированное представление или образ о социальном объекте, индивиде, группе, явлении или процессе, обладающее высокой устойчивостью, нередко эмоционально окрашенное. Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению. Данный термин введён У. Липманом для обозначения предвзятых образов, эталонов, общественного мнения относительно этнических, сословных, классовых, политических и других групп, представителей партий и социальных институтов.
Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».
Социальный стереотип стал синонимом этнического предрассудка с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному, предубежденному сознанию (4).
Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире (6).
Этнический стереотип – это вид социального стереотипа. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщённые устойчивые представления о каком-либо народе. В содержании этнического стереотипа, как правило, зафиксированы оценочные мнения, относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Помимо этого в содержании этнического стереотипа могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей определенной национальности.
Этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. Они в целом легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для того, или иного этноса черты, складывающиеся в результате межэтнического и межкультурного общения, так как только в контакте с другими этносами осознается, формируется, закрепляется нечто специфическое для данного народа и данной культуры (9).
В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали (12).
Этнический стереотип отражает как эмоционально-оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания о ней. Содержание этнического стереотипа аккумулирует пристрастные представления об этносе, особенностях внешнего облика его представителей, чертах их характера, поведения, сильных и слабых сторонах, возможностях и специфике взаимодействия с ними и мн. др.
Этнические стереотипы нередко воспринимаются с детства от авторитетных для ребенка людей (родителей, учителей), а затем черпаются из средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.п. Каждый этнический стереотип относится к определенной этнической группе и переносится на каждого члена этой группы, с которым усвоившие этот стереотип люди вступают в контакт. Тем самым национальные стереотипы создают базу для этнических предубеждений и могут быть использованы для теоретического подкрепления национализма. Таким образом, суть многих межэтнических конфликтов кроется в умелом манипулировании поверхностными представлениями людей. В этой связи следует отметить, что нередко этнические стереотипы создаются сознательно и становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды (17).
1.2 Виды, структура, свойства и функции этнических стереотипов
Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы - это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.
Гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности. В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.
Факторы влияющие на формирование гетеростереотипов:
1. образ государства, политических взаимоотношений между государствами.
2. образ действующих политиков.
3. образ народа.
4. уровень образования и интеллектуального развития.
5. первичный опыт общения, взаимодействия с какой-либо группой.
6. условия и особенности социализации человека (7).
Автостереотипы и гетеростереотипы не автономные единицы, а являются структурно взаимосвязанными компонентами целостного образования личностного или группового самосознания. Различия между двумя этими явлениями отражают уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Автостереотипы всегда более разнообразны и комплексны, это происходит в силу дефицита информации в случае гетеростереотипа и детализированного знания, подкрепляющего автостереотип. Автостереотип является образом собственной этнической группы для других, в него попадают, главным образом, культурно одобряемые признаки, в то время как гетеростереотип зачастую служит зоной для отрицательных качеств, нежелательных в собственной культуре и потому отчуждаемых.
Этнические стереотипы могут нести в себе как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд. Так среди гетеростереотипов выделяют стереотипы презрения, восхищения, зависти и патернализма (16).
Также можно выделить ещё два вида стереотипов, по критерию эмоциональной оценки, положительные и отрицательные.
Положительные стереотипы — это утверждающие, положительные суждения и оценки тех или иных черт этнической группы или этноса в целом. Отрицательные стереотипы, наоборот, утверждают, что определенная этническая группа обладает некоторыми отрицательными чертами и способна на нежелательные, вредные действия.
Число положительных автостереотипов обычно превосходит число отрицательных, но все же последние есть, а в определенные периоды существования этнических групп их число может увеличиваться/
По предмету или объему содержания выделяют самые различные разновидности стереотипов. В принципе мы можем иметь столько социальных стереотипов, сколько групп людей знаем. Существуют стереотипные суждения о женщинах и мужчинах (как социальных группах или категориях), о шоферах, бухгалтерах, ученых, пенсионерах, чиновниках и других группах (7).
Модальные этнические стереотипы выделяются исходя из предположения, что существует модальная личность этноса. Стереотипы, касающиеся черт модальной (или базисной) личности, называют модальными этническими стереотипами. Их можно назвать также ведущими чертами этнического (национального) характера и, соответственно, ведущими этническими стереотипами.
Модальные этнические стереотипы подразделяются на две подгруппы:
1. модальные этнические автостереотипы;
2. модальные этнические гетеростереотипы.
Сильная отрицательная установка способствует порождению главным образом отрицательных модальных гетеростереотипов (2).
Особенности этнических стереотипов:
1. отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;
2. предельно устойчивы, но все же изменяемы;
3. не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
4. могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов (10).
Структура этнического стереотипа
Эдвардс предложил концепцию структуры этнических стереотипов, в которой выделяет в их структуре следующие четыре компонента, измерения:
1. Содержание - те характеристики или черты, которые приписываются социальной или этнической группе. Это то, что было названо познавательным блоком стереотипов;
2. Единообразие - то, в какой мере различные индивиды согласны друг с другом в том, что данная группа действительно имеет те черты, которые ей приписываются;
3. Направленность - то, что показывает, каким образом воспринимается объект стереотипа: положительно или отрицательно. Это измерение определяют по соотношению положительных и отрицательных черт, которые входят в состав стереотипа;
4. Интенсивность - уровень предубежденности по отношению к этнической группе. Эту особенность стереотипа определяют путем ранжировки тех черт, которые приписываются этой группе.
Эта концепция показывает, что стереотип не что иное, как разновидность социальной установки (16).
Свойства этнического стереотипа
Стефаненко среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяет их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность,даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться (15).
Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность,или консенсус.Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен (1).
Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними (9).
Функции стереотипов:
1. психологическая функция - упрощение и систематизация информации, сохранение и защита ценности индивида.
2. социально-психологические функции - дифференцирующая функция (стремление минимизировать различия внутри своей национальной группы, стремление максимизировать различия между различными этническими группами) регулятивная функция - стереотипы регулируют наше отношение к представителям какой-либо группы).
3. социальная функция - идиологизирующая функция, идентифицирующая, трансляционная функция (16).
Налчаджян выделяет следующие основные функции этнических стереотипов:
Функция экономии мышления - стереотипы, упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.
Функция сохранения существующего общественного строя - поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.
Функция выражения протеста – когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.
Функция искажения реальности - как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией (9).
Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов — наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы — не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов — обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.
Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:
1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам (1).
Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.
Этнические стереотипы часто дают старт формированию несправедливого, предвзятого отношения к какому – либо народу. Результатом этого может стать насилие, дискриминация, нарушение прав представителей другой этнической группы (14).
2. Анализ этнических стереотипов в восприятии студентов города Новокузнецка
2.1 Характеристика метода и выборки исследования
Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Для изучения этнических стереотипов в восприятии студентов нами был выбран метод опроса.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта (5).
Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.
Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста. Интервью - проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе, которой интервьюер фиксирует его ответы (6).
Можно выделить различные виды анкетирования:
По числу респондентов:
1. Индивидуальное анкетирование (один респондент)
2. Групповое анкетирование (несколько респондентов
3. Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата:
1. Сплошное (опрос всех представителей выборки)
2. Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом:
1. Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
2. Заочное (анкетёр отсутствует)
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы (5).
Анкетирование.
Анкетирование - средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях. При анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бывают открытые (дается свободный ответ) и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений), а также объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и т.д.) и субъективные (об отношении к условиям жизни или определенным событиям и личностям). Обычно анкетирование проводится анонимно.
Анкетирование целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время.
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник (4).
Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом, включающий:
1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты;
2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника;
3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования;
4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов (3).
Анкетные вопросы классифицируются по форме и функции.
Классификация по форме - это деление:
а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа);
б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.
По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов (6).
Выборка.
Выборка — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.
Характеристики выборки:
Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем. Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.
Выборочная совокупность - часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности (5).
Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.
Репрезентативность - свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
Репрезентативная выборка - выборка, имеющая такое же распределение относительных характеристик, что и генеральная совокупность.
Выборки делятся на два типа:
1) вероятностные
2) невероятностные
Вероятностные выборки.
Вероятностная выборка - выборка, воспроизводящая закон распределения признака в генеральной совокупности. Систематическая вероятностная выборка - выборка, в основу которой кладутся алфавитные списки, картотеки и т.п., а отбор единиц осуществляется через один и тот же интервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка.
Наиболее часто используемые виды вероятностной выборки:
1. Серийная (гнездовая) выборка.
2. Районированная выборка.
Невероятностные выборки.
Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д. Неслучайная (невероятностная) выборка - это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка (6).
Выделяют два основных вида неслучайного отбора:
• направленный отбор (другие названия - целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);
• стихийный.
Стихийный отбор – это отбор респондентов по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно.
Метод стихийного отбора только внешне похож на случайный отбор, поскольку социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, идет на улицу или останавливается у станции метро, опрашивая всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности, например людей в возрасте от 30 до 40 лет. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не применяется, и соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером.
Стихийные выборки формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя (4).
Характеристика анкеты.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение этнических стереотипов в представлении студентов г. Новокузнецка. Объектом исследования являются этнические стереотипы. Цель исследования – выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов г. Новокузнецка при помощи опроса. Опрос был проведен среди студентов, чей возраст был в диапазоне в рамках от 18 до 24 лет. Опрос проходил в форме анкетирования. Каждому респонденту была выдана анкета для заполнения. Выбор данного метода был обусловлен тем, что благодаря нему можно решить поставленные исследовательские задачи. Было опрошено 50 человек – по 25 человек мужского и женского пола.
В структуру анкеты входят 3 блока:
1. Когнитивный – представлен вопросами, при ответе на которые можно сделать вывод о степени знаний респондентов о представителях различных этнических групп, об их культуре, традициях (вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 17, 18, 19, 20, 21).
2. Эмоциональный – вопросы, ответы на которые дают возможность выявить чувства респондентов по отношению к представителям той или иной этнической группы (вопросы 13, 14, 15, 27, 28, 29, 30, 31).
3. Поведенческий – блок, дающий нам представление об особенностях поведения респондентов и представителей исследуемых этнических групп по отношению друг к другу (вопросы 16, 22, 23, 24, 25, 26).
Данная анкета включает в себя 33 вопроса, из которых 6 открытых вопросов, 25 закрытых вопросов, 2 вопроса было построено на основе метода измерения установок - «Метода семантического дифференциала» (13, 14 вопросы). В число закрытых также входят 4 вопроса табличного типа «кафетерий» (15, 19, 20, 26 вопросы). Социально – демографическая часть представлена вопросами о поле и возрасте респондента (вопросы 32, 33). В анкете присутствуют 3 вопроса-фильтра (вопросы 25, 28, 30).
Выборка исследования.
В ходе данного исследования, главной целью, которого было выявить этнические стереотипы в представлении студентов г.Новокузнецка было опрошено 50 человек. В данном исследовании использовалась стихийная выборка. Опрос был проведён методом «Стихийного отбора» среди студентов города Новокузнецка в возрасте 18-24 лет.
2.2 Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка
Данное исследование проводилось с целью выявить, какие этнические стереотипы существуют в представлении студентов г.Новокузнецка, новокузнецких студентов к представителям различных этнических групп на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях, а также установить, есть ли гендерная специфика в восприятии этнических стереотипов.
Рассмотр