Ссылка на архив

Этика маркетинга и международный производитель

Содержание

Введение................................................................................................ 4

1. Сущность этической культуры хозяйствования......................... 6

1.1.Концепция социально-этического маркетинга............................... 6

1.2. Основные этические проблемы маркетинга.................................. 9

1.3. Особенности развития этики маркетинга в международном бизнесе       14

2. Этические нормы в деятельности организаций......................... 19

2.1. Этика в маркетинговых исследованиях....................................... 19

2.2.Вопросы этики в брендинге.......................................................... 1. Сущность этической культуры хозяйствования

1.1. Концепция социально-этического маркетинга

Ориентация на маркетинг с точки зрения производителя - это через удовлетворение потребности покупателей достижение своей цели, а именно: получение прибыли. Однако, несмотря на кажущееся совпадение интересов покупателей и производителей, имеются серьезные проблемы, касающиеся как отдельного потребителя, так и общества в целом.

Увеличение потребления товаров и услуг вследствие интенсивных мер по ориентации изготовителей на потребности покупателей приводит:

· к увеличению расхода природных ресурсов

· к увеличению влияния всех побочных явлений научно-технического развития, например, таких как промышленное загрязнение окружающей среды.

Это два основных источника противоречий. Первый приводит к противостоянию потребителей и долгосрочных интересов общества, т.к. высокий, а порой чрезмерный уровень потребления сегодня имеет место за счет благосостояния будущих поколений. Старание удовлетворить малейшие потребности породило отношение к товарам, которое можно назвать "используй и выброси", что привело к расточительному использованию ресурсов.

Второй приводит к конфликту интересов производителей и интересов общества.

Основная задача, решаемая в рамках социально-этичного маркетинга: объединить интересы производителей и потребителей в рамках перспективной пользы обществу в целом.

Концепция социально-этического маркетинга (societal marketing) отличается от «обычной» концепции маркетинга тем, что её цель — обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом.

Эта концепция подразумевает, что основной целью организации должно быть удовлетворение потребителей, а не максимизация прибыли. Другими словами, организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно.

Следовательно, при управлении маркетингом на уровне предприятия необходимо учитывать, по крайней мере, три фактора: потребности покупателя (потребителя); интересы предприятия; интересы общества (см. рис.).

                                                          Общество

                                                (Благосостояние людей)

                                                                   сегодня               


ПОКУПАТЕЛИ                                                           ФИРМА

(Удовлетворение потребностей)                             (Прибыль)

Рис.1. Три фактора, лежащие в основе социально-этического маркетинга((2))

Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории международных производителей и основные социальные, экономические и политические перемены за последние 50 лет. Общая тенденция развития: перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

Приведенные концепции имеют место в различных странах в различное время. В отдельно взятой стране в различное время в зависимости от состояния рынка можно наблюдать преобладание какой-либо одной концепции ( табл. 1).

Таблица 1

Ориентация производителей в ФРГ

Состояние рынкаОриентация производителейПериод
Рынок с благоприятной для продавца конъюнктурой (рынок продавца)Концепция совершенствования производства1945 - 1955
Рынок с растущим насыщением товарами и ростом конкуренцииКонцепция совершенствования товара и интенсификации коммерческих усилий1955 - 1965
Рынок с благоприятной для покупателя конъюнктурой (рынок покупателя)Концепция маркетинга1965 - 1985

Рынок с благоприятной для покупателя конъюнктурой (рынок покупателя)

+ загрязнение окружающей среды

+ количественное уменьшение ресурсов

Концепция социально-этичного маркетинга1985 - ...