Ссылка на архив

Экономическое обоснование создания малого предприятия в сфере услуг ООО "Мойдодыр" в Г. Братске

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо значительной доли налоговых отчислений в муниципальный бюджет (свыше 20% налоговых поступлений в бюджет г. Братска), малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует здоровой конкуренции.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена недостаточной степенью разработанности методических подходов к процессу создания предприятий малого бизнеса в сфере оказания бытовых услуг населению, в отечественной литературе; с другой стороны, увеличением спроса на вышеназванные услуги у населения г. Братска при относительно недостаточном их предложении с разумным соотношением «цена+качество».

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Сегодня в городе действует почти 1 400 организаций малого бизнеса, которые обеспечивают работой более 18 тысяч братчан. Для сравнения: в 2007 году осуществляли деятельность чуть более 1 300 предприятий со средней численностью работающих около 17,5 тысяч человек.

А всего в сфере малого и среднего бизнеса, с учетом индивидуальных предпринимателей, занято более 35 процентов работающего населения, то есть свыше 36 тысяч братчан.

Количество малых и средних предприятий по сравнению с 2007 годом увеличилось почти на 5,8 процентов и составило 5,5 предприятия на 1тыс. жителей против 5,2 на тысячу жителей в 2007 году.

В структуре доходов городской казны платежи предприятий малого и среднего бизнеса достигли 27 процентов и находятся на первом месте, обойдя промышленные гиганты.

В Братске за последние годы были созданы условия для роста, бизнесу оказывается всевозможная поддержка. При этом применяется системный подход. То есть не просто выполняются отдельные разовые мероприятия, а был разработан и последовательно реализуется комплекс эффективных мер на долговременной основе.

Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.

Цель курсовой работы - разработка экономического обоснования создания нового малого предприятия ООО «Мойдодыр» в сфере оказания бытовых услуг прачечной и химической чистки (всех видов одежды; штор простых и фасонных; изделий из всех видов кожи; чехлов мебельных; одеял, покрывал, пледов; чехлов кресельных и диванных; подушек и матрацев на синтепоне; мягких игрушек; обуви и сумок из замши и нубука; изделий из натурального меха) населению г. Братска.

Постановка цели обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Анализ понятия малого предпринимательства, критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства в России и за рубежом.

2. Анализ проблем создания и перспектив развития малого бизнеса в сфере оказания бытовых услуг.

3. Анализ организационно-правовых аспектов создания производственного предприятия в сфере малого бизнеса.

4. Разработка маркетинговой стратегии деятельности малого предприятия ООО «Мойдодыр».

5. Разработка финансовой стратегии деятельности малого предприятия ООО «Мойдодыр».

6. Формирование итоговых показателей экономической эффективности организации на базе ООО «Мойдодыр».

В качестве объекта исследования выступает новое малое предприятие Общество Ограниченной Ответственности «Мойдодыр», частная прачечная, в сфере оказания бытовых услуг населению в г. Братска.

Выбор именно этого производства обусловлен потенциальными возможностями роста спроса на оказание бытовых услуг, с одной стороны, и наличием малого числа конкурентов - по оказанию этих же услуг на рынке сбыта г. Братска и Братского района.

Предметом исследования курсовой работы являются социально-экономические отношения, возникающие при взаимодействии предпринимателя с потребителем и государством (в лице налоговых и административных органов), в процессе создания нового малого предприятия, в сфере оказания бытовых услуг населению.

В первой главе курсовой работы «Теоретические аспекты деятельности в сфере малого бизнеса» исследуются теоретические особенности понятия малого предпринимательства, правовые основы процесса создания предприятия малого бизнеса в России и за рубежом.

Во второй главе курсовой работы «Экономическое обоснование создания малого предприятия ООО «Мойдодыр» в сфере оказания бытовых услуг прачечной химической чистки» исследуются организационно-правовые аспекты создания малого предприятия, разрабатывается маркетинговая и финансовая стратегии деятельности предприятия на год работы.

В заключении сформированы выводы относительно наиболее важных проблем создания предприятий малого бизнеса в сфере услуг, а также относительно дальнейших перспектив развития ООО «Мойдодыр».

В процессе написания курсовой работы были использованы законодательные и нормативные акты РФ по налогообложению, данные статистической отчётности, а также монографические и периодические издания по проблемам, затрагивающим тему курсового проекта: Авдеев В.В, Десслер Г., Егоржин А.П., Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А., Кибанов А.Я., Баткаева Е.Н.


Глава 1. Теоретические аспекты деятельности в сфере малого бизнеса

1.1 Существующие понятия малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Изучение этой темы значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно - в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

1.2 Проблемы создания и перспективы развития малого бизнеса

Можно выделитьряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства.

На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем развития малого предпринимательства в России является недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

К перспективам развития малого бизнеса, можно отнести, такие факты, как малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом

Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.


1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта деятельности субъектов малого бизнеса

Как показывает зарубежная и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

Таблица 1.

СтранаЧисленность работающихГодовой оборот
Великобритания24-99 (до 200 чел. в промышленности)400 тыс. фунтов
Францияне свыше 200 (до 500 в промышленности)ниже 200 млн. франков
ФРГне более 500 (до 49 официально)не свыше 500 млн. ЭКЮ (менее 1 млн. марок официально)
Швециядо 200 чел.
Япониядо 100 (не свыше 300 в промышленности)до 30 млн. иен (до 100 млн. в промышленности)
СШАне свыше 500 чел.не свыше 5 млн. долларов

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Российская Газета № 20, 2000 г.

От 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

В промышленности - 100 чел.;

В строительстве - 100 чел.;

На транспорте - 100 чел.;

В сельском хозяйстве - 60 чел.;

В научно-технической сфере - 60 чел.;

В оптовой торговле - 50 чел.;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах - уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.


Глава 2. Экономическое обоснование создания малого предприятия ООО «Мойдодыр» в сфере оказания бытовых услуг прачечной и химической чистки

2.1 Резюме проекта по оказанию бытовых услуг малого предприятия ООО «Мойдодыр»

Идея разрабатываемого проекта заключается в обосновании экономической эффективности внедрения учреждения ООО «Мойдодыр» по оказанию бытовых услуг в сфере прачечной – такие как химическая обработка, а так же стирка, сушка, глажка и упаковка.

Выбор именно этих услуг в сфере оказания бытовых услуг, обусловлен потенциальными возможностями роста спроса на данный вид услуг в рамках данного рыночного сегмента, с одной стороны, и наличием небольшого числа конкурентов на рынке г. Братска и Братского района.

В бизнес-плане производится расчёт эффективности организации производственного комплекса по оказанию бытовых услуг на малом предприятии ООО «Мойдодыр».

Основная цель бизнеса создаваемого предприятия – завоевание 45% доли рынка г. Братска и Братского района посредством предоставления качественной услуги по доступным ценам.

Технология производства предусматривает использование химической чистки (всех видов одежды; штор простых и фасонных; изделий из всех видов кожи; чехлов мебельных; одеял, покрывал, пледов; чехлов кресельных и диванных; подушек и матрацев на синтепоне; мягких игрушек; обуви и сумок из замши и нубука; изделий из натурального меха), а так же стирка, сушка, глажка и упаковка белья и др.

Совокупная выручка от реализации предполагается в размере 97 969,6 руб. (без учета НДС). Общая стоимость проекта по введению бытовых услуг в сфере прачечной – 1 973 008,4руб.

Организационно-правовая форма деятельности – Общество ограниченной ответственности. Предприятие создается четырьмя физическими учредителями, имеющими опыт работы по управлению предприятием.

Общая численность персонала – 6 человек. Средняя заработная плата производственных рабочих в месяц составляет 10 259 руб. В перспективе предусматриваются премии, поощрения работникам по итогам работы.

Правовой основой создания малого бизнеса являются Налоговый и Гражданский кодексы, указы и постановления правительства РФ в сфере регулирования рынка по оказанию бытовых услуг.

В дополнение к федеральным законам и постановлениям Правительства РФ, существуют законодательные акты субъектов РФ и различные нормативные документы. Они определяют все права и государственные гарантии, а также систему налоговых и кредитных льгот, предоставляемых предприятиям малого бизнеса. Создаваемое предприятие может быть отнесено к категории предприятий малого бизнеса, и в соответствии с законодательством имеет право на получение льгот. В условиях нестабильности политической и экономической ситуации, а также налогового и гражданского законодательства (в частности, регулирование предпринимательской деятельности), имеется предпринимательский риск реализации данного проекта. Основные риски: падение платежеспособного спроса по оказанию бытовых услуг, повышение стоимости основного сырья, появление конкурентов, риск изменения законодательства.

2.2 Организационно-правовые аспекты создания малого предприятия ООО «Мойдодыр»

2.3 Маркетинг и сбыт продукции

В этом разделе бизнес-плана я оцениваю возможности рынка и платежеспособного спроса (по сегментам); оцениваю требования к потребительским свойствам производимой продукции; провожу анализ конкурентов, факторов ценообразования, стратегии сбыта продукции, и т.д.

2.3.1 Описание услуг

Частная прачечная предоставляет бытовые услуги населению.

Этапы реализации проекта «Мойдодыр»:

1. Формирование комплекта оборудования.

2. Предварительное технико-экономическое обоснование проекта.

3. Консультации по техническим вопросам (требования к производственным помещениям, описание оборудования, технических показателей).

4. Разработка полного бизнес-плана (при необходимости — консультации по получению кредита в международных кредитных линиях).

5. Технический проект (план реконструкции помещения, схема размещения оборудования, формирование комплекта монтажных материалов).

6. Реконструкция и ремонт производственного помещения.

7. Доставка оборудования и материалов для монтажа.

8. Таможенная очистка оборудования и материалов.

9. Монтаж оборудования.

10. Поставка необходимых для работы расходных материалов.

11. Предоставление права пользоваться зарегистрированной торговой маркой.

12. Обучение персонала на производственной базе.

13. Гарантийное обслуживание и технические консультации.

14. Рекламная кампания.

Таблица 3. Услуги, предоставляемые клиентам

Перечень услугПродолжительность работ, %
1.Стирка30
2.Сушка20
3.Глажка20
4.Моющие средства20
5.Упаковка10
Итого100%

Основные преимущества прачечной относительно стрики в домашних условиях:

1. Экономия времени и усилий. Ведь зачастую пятна в домашних условиях не поддаются с первого раза. И вместимость стиральной машины довольно скромная, а стирки накопилось просто море. Вот тут и приходит на выручку прачечная.

2. Экономия денежных средств тоже имеет место быть при использовании прачечной. Ведь сейчас все стиральные порошки, отбеливатели и прочие, необходимые для идеального результата средства стоят, мягко говоря, не дешево. В прачечной экономия в районе 30% от стоимости всех этих средств.

3. Следующий пункт - это удобство стирки белья именно в прачечной. Во-первых, не обременяет лишними заботами, во-вторых, не скованны временными мерками, и наконец, в-третьих - почти все современные прачечные обзавелись невероятно полезной услугой - доставка белья на дом.

4. Прачечная является незаменимым выходом для людей, которые находятся в чужом городе, например, снимают квартиру или находятся в командировке. Прачечная осуществляет стирку белья в кратчайшие сроки, что не может не быть плюсом, ведь время - деньги.

Оценив мотивацию похода населения в прачечную, необходимо показать и риски организации данного вида предпринимательской деятельности.

Факторы, отличающие ООО «Мойдодыр» от остальных прачечных и химчисток города Братска, можно свести к трём основным:

1. Обрабатываемые поверхности после чистки будут безопасны для людей и домашних животных. Так как химические средства обладают безопасными веществами, которые в будущем не будут вызывать негативные последствия.

2. Риск порчи имущества, подлежащего очистке (дорогостоящая одежда, ковры) сведён к минимуму. Так как будет максимальный и бережный уход за вещами, не подвергая имущество к сильным и действующим веществам.

3. Высокая квалификация специалистов. Так как все служащие будут проходить изучение работы с оборудованием. Так же персонал отбирается только с опытом бытовых услуг. Работникам будет предоставляться соц. пакет, а так же работа на постоянных условиях.

Таким образом, конкурентоспособность ООО «Мойдодыр», на этапе входа на рынок в г. Братске и братском районе, будет основана на двух составляющих: высокое качество, по предоставлению услуг в своей области, в сочетании с невысокими ценами.


2.3.2 Характеристика возможностей рынка и платежеспособного спроса

Первый шаг, совершенный при проведении данного экономического обоснования, это проведение маркетингового исследования, которое показало потребность населения города в оказании комплекса услуг ООО «Мойдодыр».

Прачечные до сих пор не получили распространения в нашей стране, в частности в Братске, потому данная ниша рынка является перспективной для развития. Конкурентами в данной области являются прачечные города Братска, однако они мало приспособлены для обслуживания студенческой иногородней молодежи, а так же для мало имущих людей, в связи менее удобным месторасположением и более высокими ценами (цены на стирку белья превышают наши почти в 3 раза).

Численность населения Братского района – около 300 000 человек. Число потенциал