Ссылка на архив

Экономическая теория П Ж Прудона

.

1. Биография П. Ж. Прудона.

ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809— 19.1.1865), французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной крестьянской семье. Не имея возможности получить систематического образования, занялся самостоятельно изучением истории, политической экономии и философии. В 1838 сдал экзамены на бакалавра.

Прудон приобрёл известность, сочинив "Что такое собственность?" в 1840 году, где доказывал, что "собственность — это кража". В 1844—45 Прудон познакомился в Париже с немецкими эмигрантами-младогегельянцами, а также с К. Марксом. В беседах и спорах с Прудоном Маркс пытался разъяснить ему принципы материалистической диалектики и научного коммунизма, однако Прудон остался на позициях утопического мелкобуржуазного реформаторства. В 1845—46 Прудон изложил свои идеи о мирном переустройстве общества посредством реформы кредита и обращения в сочинении "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", в котором он выступил также против коммунизма и рабочего движения.

Маркс дал критику идей Прудона в своей книге "Нищета философии" (1847г.). В период революции 1848 Прудон вел активную политическую деятельность, был избран депутатом Учредительного собрания. В книгах "Исповедь революционера" и "Общая идея революции XIX века..." выступил как анархист, выдвинувший план "социальной ликвидации" — замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей сотрудничающими в эквивалентном обмене. В 1840 Прудон сделал попытку основать для осуществления своих проектов "Народный банк". В 1849—52 находился в тюрьме за резкие статьи против Луи Наполеона. В бонапартистском перевороте 2 декабря 1851 Прудон усмотрел своеобразную "социальную революцию". В годы Второй империи Прудон отошёл от этих иллюзий, критиковал бонапартистскую диктатуру за ее поддержку крупной буржуазии, финансистов и биржевиков, одновременно проповедовал аполитизм, тормозя рост политической активности пролетариата. В 1858 Прудон за антиклерикальное сочинение "О справедливости в революции и в церкви" был приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. В сочинении "Война и мир" выступил с апологией войны как "источника права". После амнистии в 1862 Прудон вернулся во Францию. В работе "О федеративном принципе" лозунг "ликвидации государства" заменил планом раздробления современного централизованного государства на мелкие автономные области. В своём предсмертном сочинении "О политических способностях рабочего класса" Прудон разработал программу "мютюэлизма" — освобождения пролетариата с помощью производственных, кредитных и потребительских, ассоциаций, основанных на принципе "взаимопомощи".

Для Прудона характерны идеализм и эклектизм. Опираясь на концепцию Платона о первичности мира идей, Прудон пытался построить свое учение, в основе которого лежит мистическая идея абсолютного разума, управляющего миром и осуществляющего "вечные законы справедливости". Эта идеалистическая основа воззрений Прудона впитала в себя разнообразные влияния буржуазной политэкономии, утопического социализма и философии. По существу, разделяя "догму Смита", определявшего стоимость доходами, Прудон давал её мелкобуржуазного трактовку. Считал, что стоимость равна заработной плате, к которой относил и прибыль. Разделял ошибочный тезис С. Сисмонди о невозможности реализации прибавочной стоимости (последнюю он сводил к проценту) без "третьих лиц". На выработку анархических идей Прудона повлияла критика Ш. Фурье политической борьбы и фальши буржуазной цивилизации, критика свободной конкуренции и порождаемой ею монополии. В формировании взглядов Прудон играли роль "экономизм" и представления о важнейшем реформаторском значении банков и кредита, свойственные сенсимонизму. "Социальная наука", которую Прудон провозглашал в противовес социалистическому "утопизму", истолковывалась им как "борьба за справедливость". Свои идеалы "вечной справедливости" Прудон черпал, как показал Маркс, "...из юридических отношений соответствующих товарному производству...".


2.Экономическая теория Прудона.

ПРУДОНИЗМ, доктрина мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют экономические, философские и социологические взгляды П. Ж. Прудона. Прудон и его последователи считали крупную капиталистическую собственность "кражей", но отвергали коммунизм и отстаивали "владение" — мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких товаропроизводителей и не понимая действительных источников классовой эксплуатации, они объясняли ее существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом. В результате, по их мнению, крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. "трудящуюся буржуазию", взимая со всех дань, — ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда делался вывод о возможности уничтожения классовой эксплуатации посредством экономической реформы в сфере обращения, организации безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита при сохранении частной собственности на средства производства и наёмного труда. Прудонисты доказывали, что такая реформа приведёт к преобразованию капиталистического общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоятельным производителем. Ввиду этого "социальная революция", полагал Прудон, может и должна осуществляться мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы, являющейся, по его мнению, важнейшим источником обострения классовых антагонизмов, и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, “конституировать” ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, ”справедливой”, лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона". Прудонисты делали вывод о том, что противоречия и антагонизмы буржуазного общества могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. Они отказались от всякого ограничения частной собственности, в вопросе о социальном преобразовании переносили центр тяжести на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности. В проекте "прогрессивной ассоциации" (1845—47), объединяющей на принципах "мютюэлизма" (взаимопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для "эквивалентного обмена", Прудон признавал необходимость перехода предприятий крупной промышленности и железнодорожного транспорта в собственность и управление коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства в мелкой промышленности и в сельском хозяйстве.

Прудонизм получил в 19 в. распространение во Франции и некоторых других странах с мелкобуржуазным составом населения и значительной, мелкобуржуазной прослойкой в рабочем классе. Распространению прудонизма способствовало то, что его реакционная сущность маскировалась псевдореволюционной фразеологией (в критике пороков капитализма, буржуазного государства и крупной собственности). Прудон отражал действительное положение мелкой буржуазии во Франции, в условиях промышленного переворота: с одной стороны, её протест против разорения и гнета крупного капитала и буржуазного государства, с другой — её стремление сохранить мелкую собственность и пойти назад, к мелкобуржуазному "маленькому капитализму". Это обусловливало его принципиальную общность с буржуазным социализмом, сущность которого "...как раз и заключается в желании сохранить основу всех бедствий современного, капиталистического общества, устранив в то же время эти бедствия". Закономерно поэтому в "Манифесте Коммунистической партии" отнесение Прудона к создателям систем буржуазного социализма.

Под руководством прудонистов оказались на первых порах французские секции 1-го Интернационала. Решительная борьба против них Маркса, Энгельса и их сторонников закончилась полной победой марксизма над прудонизмом. Эту победу закрепил опыт Парижской Коммуны, который до конца раскрыл порочность и вред прудонизма, давший себя знать во многих ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать "...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы". В дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха бакунизма использовались различными течениями "мирного" анархизма, а также анархо-синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у Прудона буржуазно-анархистские идеи, отрицательное отношение к государству, политической борьбе и др. Ряд идей Прудона вошёл в арсенал буржуазных теорий "солидаризма", "радикал социализма" и тому подобных проповедей сотрудничества классов.

Распространение прудонистских идей в России объяснялось тем, что в стране социальной базой общественного движения было крестьянство, отражавшее мелкобуржуазной тенденции экономического развития. Произведения Прудона изучались в кружке М. В. Петрашевского. Последний, прочитав "Философию нищеты", подверг критике прудоновскую трактовку капитала и его значения в социальном преобразовании. Участник кружка И. Ястржембский не соглашался с анархистскими взглядами Прудона. Петрашевцы с интересом восприняли прудонистские идеи о производительных ассоциациях. В конце 40-х гг. 19 в. мальтузианские идеи Прудона были развенчаны В. А. Милютиным. Оценка Прудонизма нашла место в "Колоколе". В 1866 Л. И. Мечников поместил ряд статей о новой теории собственности Прудона. А. И. Герцен, хотя и критиковал отдельные положения Прудона, все же долгое время находился под его влиянием. В 1867 П. Н. Ткачёв в рецензии на работу Прудона "Французская демократия" оценил автора книги, несмотря на его революционную фразеологию, как представителя буржуазной экономической науки, защитника буржуазного строя. Н. К. Михайловский, критикуя Прудона за признание необходимости частной собственности, соглашался с ним в вопросе об "идее личности". Следуя за Прудоном, он допускал, как и В. В. Бервифлеровский, возможность мирного сотрудничества классов. В 1860—1870 в России делались попытки организовать производительные ассоциации (Ишутинская организация, ассоциация Христофорова в Саратове и др.), распространялись идеи о введении беспроцентного кредита, о равномерном распределении собственности. В нелегальной книге "Историческое развитие Интернационала" (1873) провозглашалась мысль Прудона о целесообразности непосредственного обмена продуктов между производителем и потребителем, отрицалась возможность введения среди крестьянства коллективной собственности на землю.

Некоторые прудонистские идеи распространялись среди участников революционно-демократического движения 1870-х гг. ("чайковцы", черниговские народники), особенно антигосударственная теория Прудона. Созвучны воззрениям участников "хождения в народ" были рассуждения сторонников прудонизма о всеобщем равенстве, о важности связи с народной средой, о необходимости обращения к народному разуму. Мирная антигосударственная анархическая проповедь прудонизма подготовила почву для восприятия в России идей М. А. Бакунина, превратившего реформистские взгляды своего учителя в бунтарскую теорию революции. Бакунисты заявляли в 1874, что, в противоположность Прудону, они хотят "...революции посредством масс, без и против государства". Следы Прудон содержались в документах "Народной воли", где провозглашались местная автономия и федерация, утверждалось, что при устранении государства откроется свободная деятельность для народа, говорилось, что "продукты общего труда должны делиться... между всеми работниками", для поддержки общин "учреждается русский государственный банк с отделениями.

Ревизионисты, начиная с Э. Бернштейна, пытались воскресить в Европейском социал-демократическом движении прудонистский реформизм, облекая его в псевдомарксистские одежды. Утончённую форму этих попыток представляли центристские идеи К. Каутского, противопоставившего империалистическому агрессивному капитализму мелкобуржуазному утопию "мирного", "здорового" капитализма, что В. И. Ленин охарактеризовал как "новый прудонизм". В то же время прудонистская критика демократии, партийной системы и классовой борьбы использовалась идеологами империалистической реакции, фашизма и необонапартизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Латинской Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к прудонизму со стороны представителей современной реакционной буржуазной политической экономии, философии и социологии, католических и протестантских теологов, стремящихся "примирить" его с религией и церковью, теоретиков монополистического "Общего рынка". Современный буржуазный реформизм, правый и "левый" ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя некоторые из них для проповеди "организованного капитализма", патернализма, "человеческих отношений". По словам Ленина, европейский реформист и оппортунист "...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма".