Ссылка на архив

Деньги и денежные реформы в России

МПС РФ

УрГУПС

кафедра экономической теории


РЕФЕРАТ

на тему: «Деньги и денежные

реформы в России»


Выполнил: ст. группы ШС-310

Лаптев А.В. Проверил: Грязнов М.М.

Екатеринбург 2003

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Экономическое положение Советской республики в период гражданской войны……………………………………………………………….5

3. Натурализация хозяйственных связей……………………..…………7

4. Деньги и денежная реформы 1919-1924 гг. ………………………..8

5. Реформы 20-60 гг. …………………………………………………………10

6. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы…………………………………………………………………………....14

7. Экономическое развитие Советского Союза в середине 60-х - начале 80-х гг. ………………………………………………………………….16

8. Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.……………..…18

9. Заключение

10. Список литературы


На Россию в ХХ веке пришлось много испытаний, которые сильно влияли на политический и экономический курс страны. Две мировые войны, внутренние неурядицы не позволяли создать устойчивую и здоровую экономическую систему. На протяжении ХХ века экономика России рушилась, восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид который мы наблюдаем. Цель этого реферата – проследить те экономические или денежные реформы проводимые в России в ХХ веке.

Начало века для России связано с Русско-Японской войной 1904-1905 гг. После реформы С.Ю. Витте экономическое положение в России было более или менее стабильным. Но война 1904-1905 гг. явилась первым серьезным испытанием для русской золотой валюты. Правительство при первых значительных затруднениях не устояло перед соблазном финансировать войну путем выпуска кредитных билетов. И хотя эмиссионный закон был нарушен, но в малой степени. Удалось не только сохранить золотой запас, но и увеличить его за время войны на 122 млн. рублей. После 1905 года золотой запас продолжает быстро расти. И к началу первой мировой войны денежное обращение в России находилось в расцвете.

В течение 33 месяцев, т.е. с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 года количество обращающихся бумажных денег возросло в 6.7 раза. Внутреннее обесценение денежной единицы, в отличие от наблюдавшегося в подобных случаях в других странах, было опережающим. Внешнее обесценение сдерживалось миллиардными кредитами, которые Россия получала от союзников, особенно от Англии и Франции, и теми мероприятиями, которые правительство тогда проводило для урегулирования валютного рынка и валютных отношений.

Помимо всего прочего назрел политический переворот, и когда в 1917 году в России произошла буржуазная революция, широкие массы населения решили, что настало время исполнения их заветных чаяний. От правительства требовали сократить продолжительность рабочего дня, повысить заработную плату, предоставить кредиты промышленникам, взять на себя снабжение населения продовольствием. В то время государственный бюджет окончательно потерял равновесие, государственный кредит был значительно подорван как внутри государства, так и за границей. Требовались перемены.


Экономическое положение Советской республики

в период гражданской войны

В декабре 1917 года при Совнаркоме был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), которому было поручено управлять государственным сектором российской экономики в качестве единого центра, разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, объединять деятельность центральных и местных экономических учреждений, а также органов рабочего контроля. Одновременно в большинстве регионов страны стали создаваться местные органы управления экономикой – советы народного хозяйства (совнархозы).

После этого усилилось наступление на частную собственность: стала осуществляться национализация путем насильственного безвозмездного отчуждения (т.е. конфискация) собственности промышленной, торговой, финансовой буржуазии в пользу государства. Прежде всего, были национализированы банки, поскольку именно банковская система оказывает решающее влияние на организацию всей хозяйственной деятельности в стране. Национализация банков началась с захвата Государственного банка вооруженными отрядами еще в дни октябрьского переворота. Но только в конце ноября 1917 года он стал нормально функционировать, поскольку сначала его служащие не соглашались сотрудничать с новой властью.

Следующим этапом была национализация акционерных и частных банков коммерческого кредита: Русско-Азиатского, Торгово-промышленного, Сибирского и др. 27 декабря 1917 года они были заняты вооруженными красногвардейцами в Петрограде, а на следующий день и в Москве. В это же время ВЦИК утвердил декрет о национализации банковского дела в стране, по которому устанавливалась государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений.

В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям. Государственный банк был переименован в Народный банк и поставлен во главе всех других. В течение 1919 года все банки, кроме Народного, были ликвидированы. В приказном порядке были открыты все сейфы и конфискованы ценные бумаги, золото, наличность. Только в Москве из банковских сейфов было конфисковано примерно на 300 тыс. царских руб. золота и на 150 тыс. руб. серебра, да еще золото в слитках и песке. Кстати, из конфискованных денег только на нужды канцелярии Совнаркома было ассигновано 10 млн. руб.

После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. В отличие от других европейских стран (Германии, Австрии, Венгрии), где денежная система также находилась в глубоком кризисе, гиперинфляция в России была осуществлена сознательно. Среди руководителей страны было распространено мнение о том, что гиперинфляция полезна для экономики, так как она «съедает» денежные накопления бывших эксплуататоров путем их обесценения, и тем самым быстрее произойдет вытеснение денег из обращения.

В результате советские деньги были полностью обесценены. Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было, так как население его припрятывало. Однако совсем без полноценных денег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль.

Одной из задач, направленных на оздоровление экономики, являлась замена находящихся в обращении денежных знаков новыми. Предполагалось обменивать рубль новыми деньгами на рубль старыми. Владельцы крупных сумм могли обменять только часть денег. Планировалось назначить короткий срок, в течение которого желающий обменять деньги должен был подать письменное заявление с указанием имеющейся у него суммы денег.

Денежную реформу предполагалось провести осенью 1918 года, но этому помешала гражданская война. Со сломом государственного аппарата разрушилась существовавшая система налогов. С аннулированием царских долгов был аннулирован царский кредит.

О золоте, обеспечивающем бескрайнее море бумажных денег, говорить и вовсе не приходилось. Золото, находившееся за границей, было конфисковано бывшими союзниками по Антанте. Наличный золотой запас в Государственном банке (на 23 октября 1917 года) составил 1292 млн. рублей. Однако после того, как часть золота (на сумму около 300 млн. рублей) была захвачена Колчаком, а часть ушла в счет контрибуции в Германию, золотой запас составил не более 400-450 млн. рублей, или 0.81% суммы выпущенных кредитных билетов.

Советское правительство принимало меры для сохранения и пополнения запасов драгоценных металлов и иностранной валюты. 22 июля 1918 года были запрещены скупка, сбыт и хранение драгоценных металлов в сыром виде, в слитках и монетах. 17 сентября было принято постановление Наркомата финансов о запрещении кредитных операций с учреждениями, находящимися за пределами РСФСР.

Натурализация хозяйственных связей

2 сентября 1918 года был создан Реввоенсовет во главе с Л. Троцким.

Именно в это время стала складываться жестко централизованная социально-экономическая система, названная; «военным коммунизмом», когда государство сконцентрировало в своих: руках почти все трудовые, финансовые и материальные ресурсы, заставляя их работать на принципах военного подчинения. Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами.

В результате проведения такой денежной политики была полностью разрушена финансовая система страны. И вполне закономерно экономика перешла к натуральному обмену. Налоги отменялись, долги друг другу аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось также бесплатно, централизованным путем через Главки.

Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу.

Политика «военного коммунизма» объяснима чрезвычайными условиями войны. Однако многие руководители страны, а также публицисты, ученые того времени воспринимали ее не только как вынужденную, временную, но и как вполне закономерную систему при переходе к бесклассовому обществу, свободному от рыночных, отношений. Считалось, что социалистическая экономика должна быть натуральной, безденежной, что в ней обязательно будет присутствовать централизованное распределение всех ресурсов и готовой продукции, Ведь недаром многие из чрезвычайных мер были установлены в 1920 году, когда гражданская война и интервенция уже заканчивались.

Деньги и денежная реформы 1919-1924 гг.

Первые советские деньги появились в марте 1919 года в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 4 февраля 1919 года Это были так называемые расчетные знаки РСФСР достоинство 1, 2 и 3 рубля. Оформление их было выполнено по мотивам герба РСФСР. Они получили в народе название "совзнаки". В качестве временного экономического базиса выступала продразверстка, которая с 11 января 1919 года распространилась на всю территорию РСФСР.

Согласно декрету от 4 февраля от 1919 года был начат выпуск расчетных знаков, в которых обязательство размена на золото исчезает и заменяется формулировкой "обеспечивается всем достоянием республики". Декретом от 15 мая 1919 года Народному банку предоставляется право выпускать кредитные билеты сверх норм, установленных декретом от 26 октября 1918 года, в пределах потребности народного хозяйства в денежных знаках. С переходом к нэпу расчетные знаки подверглись изменению. В создании советской денежной системы важное значение приобретали стабилизация курса рубля, сокращение выпуска не обеспеченных золотом денежных знаков.

Третий этап финансовой политики, продолжавшийся с середины 1921 года до 1922 года, характеризуется восстановлением денежного хозяйства. Деньги опять приобретают первостепенное значение.

В период нэпа практически вся промышленность была снята с государственного централизованного снабжения и переведена на хозрасчет. В системе заготовок сельскохозяйственной продукции была произведена замена продразверстки продовольственным налогом. Таким образом, переход к нэпу сопровождался всемерным развитием товарно-денежных отношений.

В период нэпа с целью оградить денежные знаки от обесценения при начислении заработной платы был введен условный твердый измеритель – "товарный" рубль. Деньги, поступающие во вклады в сберегательные кассы, выражались в "золотых" рублях и выдавались советскими бумажными рублями по курсу "золотого" рубля на день снятия вклада.

12 декабря 1921 года было опубликовано постановление ВЦИК "Об учреждении Государственного банка". Цель его создания – способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, установлению правильного денежного обращения.

В ходе подготовки к денежной реформе в стране были проведены деноминации государственных денежных знаков. При деноминации в ноябре 1921 года 1 рубль образца 1922 года приравнивался к 10 000 рублей всех ранее выпущенных и находящихся в обращении денежных знаков. В октябре 1922 года была проведена следующая деноминация: 1 новый рубль образца 1923 года приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или к 1 млн. рублей всех ранее выпущенных знаков.

С течением времени государственному банку было предоставлено право выпустить банковские билеты в золотом исчислении достоинством 1, 2, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Целесообразность выпуска червонцев мотивировалась в постановлении Совнаркома необходимостью увеличения оборотных средств и урегулирования денежного обращения.

Банковские билеты 1922 года сохраняли платежную силу вплоть до проведения денежной реформы в декабре 1947 года, а практически были заменены билетами новых образцов к началу 30-х годов.

Страна находилась на пути к стабилизации денежного обращения. К концу 1923 года червонец на внутреннем рынке вытеснил из платежного оборота золотую монету и иностранную валюту. Появление червонцев внесло серьезные изменения в денежную систему страны. Во-первых, это были деньги, полностью обеспеченные платиной, золотом, серебром, иностранной валютой и товарами повышенного спроса. Государственные гарантии червонцев были твердыми: 1 червонец обменивался на 8.6 г чистого золота. Во-вторых, твердо увязывалось количество выпускаемых в обращение червонцев с потребностями товарооборота. Таким образом, впервые после революции в стране появились кредитные деньги, выпуск которых положил начало денежной реформе в стране.

Совзнаки в период денежной реформы по отношению к червонцу являлись разменными деньгами. В феврале 1924 года на завершающем этапе денежной реформы в качестве устойчивых денег достоинством менее 1 червонца были выпущены Государственные казначейские билеты СССР образца 1924 года. По мере осуществления реформы происходила унификация денежной системы в стране.

В результате денежной реформы 1922-1924 годов в СССР была создана устойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР и государственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа на территории не только РСФСР, но и других советских республик.

Реформы 20-60 гг.

На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировой экономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую политику СССР и одновременно вызвал усиление антирыночных настроений. Наступление мирового кризиса дало предпосылки к ликвидации НЭП”а, создавало для СССР весьма благоприятные возможности для приобретения на внешних рынках передовой техники и технологии по более низким ценам. В результате оказалось, что мировой кризис подтолкнул к усилению роли государства не только в странах ему подверженных, но и СССР через каналы косвенного влияния.

Во-первых, он побуждал Советский Союз к мобилизации экспортных возможностей, чтобы накопить валюту для массовой закупки оборудования. Возникшей благоприятной ситуацией на мировых рынках нельзя было не воспользоваться.

Во-вторых, он обусловил целесообразность концентрации ресурсов в руках государства в целях проведения ускоренной индустриализации. В 30-40-е гг. завершается индустриализация страны, начатая в дореволюционный период, и СССР превращается в преимущественно индустриальное по типу общество со своей особой структурой, отличной от индустриально-капиталистических стран.

Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог).

На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставление подлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованным финансированием. В эти же 30-е годы был принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. Они могли единолично уволить рабочих, не согласовывая это, как раньше, с профсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный невыход на работу, рабочего могли уволить или отдать под суд.

7 августа 1932 года был принят самый жестокий закон того времени: «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной социалистической собственности». В соответствии с этим законом в качестве судебной репрессии применялась высшая мера наказания – расстрел с конфискацией имущества. При смягчающих обстоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы на срок не менее 10 лет также с конфискацией имущества.

После Второй мировой войны период с конца 40-х-начала 50-х гг. ознаменовался новым циклическим проявлением тенденции рыночного развития в СССР с последующими серьезными изменениями в политической системе, созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считать проведение денежной реформы в декабре 1947 г. Денежная реформа и одновременная отмена карточной системы проводились с учетом опыта реформы 1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов. Денежная реформа строилась на следующих основаниях:

старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такому принципу: вклады в размере до 3 тыс. р. оставались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам, превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.; следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р. старых денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р., была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых. Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых.

Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых, гарантированных государством и реализуемых по карточкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения.

Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена на защиту экономических интересов низко-доходной части населения, нанося одновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отметим и такую любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались держатели вкладов в государственные сберегательные кассы, надолго заложило привычку у основной массы населения хранить свои денежные накопления в сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник инвестиционной активности государства.

Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которых нарастала рыночная ориентация, стали 50 - 60-е гг. Выделим в их проведении несколько этапов и характерных черт.

Начальная попытка реформирования была связана с ослаблением централизованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказом от преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой на насилие и репрессии, который произошел после смерти Сталина и смены политического курса в стране в 1953-1955 гг. Инициатором первого этапа хозяйственных преобразований был Г. М. Маленков. Он предложил пересмотреть соотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленности, выдвинул задачу развивать массовое жилищное строительство. Сельскохозяйственный налог был снижен с 1952 г. по 1954 г. почти в два раза. В эти же годы осуществлялся первый этап децентрализации управления народным хозяйством с передачей функций текущего руководства хозяйственной деятельностью министерствам и самим предприятиям.

Серьезная попытка изменения механизма управления произошла в 1957 г. уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством. В этом году были ликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105 экономических районов, управление промышленностью и строительством которых возлагалось на Советы народного хозяйства.

Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. Стала более заметной инфляция. Первым шагом к решению проблемы в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 года в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске, где власти вывели против рабочих танки и применили оружие. Десятки человек погибли, 9 человек были приговорены к смертной казни, множество людей приговорены к различным срокам заключения. Уместно отметить, что это событие в Новочеркасске всячески замалчивалось, и подробности расстрела были опубликованы в газетах уже в конце 80-х годов.

Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа в СССР, главным вдохновителем которой был А. Н. Косыгин и которая должна была обеспечить существенный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному механизму хозяйствования за счет расширения хозяйственной самостоятельности и ответственности, ориентации производственных единиц на получение прибыли и создание экономической заинтересованности в улучшении производственных результатов.

От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ.

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только с централизованным повышением тарифных ставок, но и с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строить жилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство.

Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия возможности делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитых индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет.

В результате реформ 50-60 гг. удалось поддерживать достаточно высокий динамический потенциал советской экономики. При этом улучшились показатели эффективности производства, быстро возрастал производственный потенциал. Еще одним важным позитивным результатом экономического развития рассматриваемого периода стало обеспечение длительного устойчивого роста жизненного уровня населения.

Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системы хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений столкнулось с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями и издержками. Появились и другие факторы, значение которых со временем могло возрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страны в гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы, тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства.

Экономическое развитие Советского Союза

в середине 60-х - начале 80-х гг.

В 1967 г. было реализовано такое экономическое мероприятие, как введение государственной аттестации продукции с присвоением Знака качества. Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего логического развития, не реализовались ее основные принципы. Прежде всего не удалось установить отношений взаимной ответственности между органами, принимающими и выполняющими решения.

Становилось ясно: для того, чтобы двинуться вперед, необходимо демонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно-политическую систему и заменить ее современной.

К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но уже было ясно, что она постепенно сворачивается.

Робкой попыткой улучшить дела в экономике была реформа 1979 г. Декларировалось стремление покончить с “валом” введением такого показателя, как нормативно-чистая продукция. Этот показатель не учитывал бы якобы стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, а лишь фиксировал вновь созданную стоимость. По идее это могло бы стимулировать рост технического уровня продукции, ее качества, ликвидировало бы ее деление на выгодную и невыгодную. Все это шло в русле модернизации административно-командной.

Хозяйственно-политические решения конца 70-х гг. как никогда страдали внутренней несогласованностью. Механизм этот был настолько мощным, что в 1979-1982 гг. по сравнению с показателями 1978 г. объем произведенной продукции в стране оказался уже абсолютно ниже примерно по 40% всех ее видов. Становилось очевидным: экономика пришла к критическому положению, нарастала разбалансированность.

Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической системы. Развернулась широчайшая пропаганда милитаризма, страна подталкивалась к военным авантюрам, и Афганистан был лишь логическим завершением этого. В воздухе витала идея политического реформирования.

Больную экономику “заботливые” руководители старались поднять на ноги морализаторством, сводившимся к администрированию. Тем не менее, несмотря на призывы к борьбе за качество и честь заводской марки, в основе оценки деятельности коллективов, как в моральном, так и в материальном отношениях, оставались пресловутые валовые показатели. Социально-экономическая ситуация усугублялась.

Весьма сильным было стремление к предотвращению сползания к кризису, к стабильности, достижение которой виделось, однако, не на путях постепенного обновления основ политической и экономической жизни, а через решительное вмешательство “сверху” в ход общественных процессов. Определяющим стало настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим, оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной несправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила осень 1982 года.

Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.

В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России

2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства

3. тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.

Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее:

- девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения;

- важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост совокупного спроса;

- благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволили увеличить доходную часть госбюджета.

Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система России характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играет промышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановить банковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжением реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных и других рычагов.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому росту в ближайшем будущем. Именно экономический рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики с тем, чтобы к концу первого десятилетия ХХI века сформировать основы социальной рыночной экономии и завершить тем самым переходный период.


Список литературы

  1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России». Учебное пособие./ под ред. проф. М.Н. Чепурина – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1998
  2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – СПб., 1999
  3. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. - Лондон. 1989.

4. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.: Госфиниздат, 1946