Ссылка на архив

Церковь и еретики в средневековой Европе

Католицизм (от греч. katholikos – всеобщий, вселенский) – христианская (Римско–католическая) церковь, сформировавшаяся в последние века античности и в Средневековье преимущественно в Западной Европе и возглавляемая папами римскими. Термин «католическая церковь» употреблялся христианскими лидерами еще во II–III вв., отображая единство веры, обрядности, организационной структуры христианских общин (церквей), рассеянных по всей Римской империи. С течением времени (особенно после разделения церквей 1054 г.) название «католическая церковь» закрепилось за западной церковью, хотя и православная церковь считает себя вселенской.

Объект курсовой работы – католическая церковь в Средние века в Европе.

Предмет исследования – церковь в еретики в Европе в Средние века.

Цель курсовой работы – выявить роль католической церкви в Средние века в Европе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные богословские направления, догматы в Римской церкви западной Европы;

2. Рассмотреть цели и средства святой инквизиции, ее основные этапы.

В отличие от православной (византийской) церкви, строго подчиненной императорской власти, католическая церковь в средние века нередко играла самостоятельную политическую роль, особенно в условиях феодальной раздробленности Западной Европы.

Уже в Раннем Средневековье католическая церковь стала одним из крупнейших феодалов. По ряду подсчетов, ей принадлежало до трети всей обрабатываемой земли в Западной Европе. Так, бенедиктинский монастырь в Фульде (Германия) имел более 250 тыс. га земли, Сен–Жерменский монастырь (Франция) – более 100 тыс. зависимых людей.

В период феодальных междоусобиц в Западной Европе католическая церковь пыталась ограничить их размах и приносимый ими ущерб обществу, принимая постановления о Мире Божьем и Божьем перемирии. Правда, существенного эффекта они не дали. В условиях политической раздробленности папство в XIII в. достигло зенита своего могущества, когда многие европейские монархи признавали свою вассальную зависимость от римских пап, а позиция и воля последних во многом определяли политическую ситуацию в Европе. Создание сильных централизованных государств (прежде всего Англии и Франции) привело к упадку политического могущества папства, что отчетливо показали так называемое авиньонское пленение пап и последующий «Великий раскол» в католической церкви (1378–1414). В XV веке в Англии и Франции фактически сложились свои национальные церкви, которые подчинялись не столько римским папам, сколько своим королям.

Католическая церковь сыграла огромную роль в культурном развитии Европы, особенно в Раннем Средневековье. Почти все известные деятели культуры Раннего Средневековья (Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный и др.) – духовные лица. Среди архитектурных шедевров Средневековья господствовали здания соборов и монастырей. В живописи преобладали религиозные сюжеты. При монастырях и церквах действовали школы. Вместе с тем католическая церковь ревностно боролась с инакомыслием; жертвами этой борьбы пали многие ученые, мыслители, деятели культуры. Консервативная модель мира и человека в мире, насаждаемая католической церковью, в конце Средневековья вызвала оппозицию в виде гуманизма.


1. Святая инквизиция

Святая инквизиция – общее название ряда учреждений Римско-католической церкви для борьбы с ересью. От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле – «розыски», «расследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

Ересь (греч. αἵρεσις – «выбор, направление, мнение») – сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе, любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель.

Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях», а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения. Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

1.1 Цели и средства

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время, подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах.

Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого.

Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

1.2 Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа:

1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.);

2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.);

3) испанская инквизиция.

В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI века против протестантизма.

1.2.1 Преследования еретиков до XII века

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства – в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах – искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»).

В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI веке во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.


1.2.2 Доминиканский период

В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден – доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г.

Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198–1216), Григория IX (1227–1241) и Иннокентия IV (1243–1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Fontevrault – Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.

Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии – в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером.

Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом.

Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая черно-белых собак, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI веке, при папах Пии V и Сиксте V.

Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

1.2.3 Испанская инквизиция

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.

Мотивом создания инквизиционной системы являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою инквизиции в Испании был духовник доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.

С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у «католических королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8800 человек было сожжено на костре; 90000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет.

Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия. промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6.

Инквизиция введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 г., и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.

1.2.4 Другие страны

По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация святой инквизиции», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II, в 1559 г. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так называемое chambres ardentes.

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, – что обыкновенно и случалось, – то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.

Если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнут у него сознание в взводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случай упорного отрицания вины, обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-зал и только теперь знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случае утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали своё окончательное мнение по данному делу, почти всегда – не в пользу подсудимого.

Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. Приговор инквизиционных судов, как правило, не отменялся, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки.

Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь.

Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв значительно уменьшается. XVIII в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и, наконец, полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2–3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция была уничтожена указом Жозефа Бонапартом 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341021 чел., из них 31912 были сожжены лично, 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям.

В Португалии инквизиция сильно была ограничена, а при Иоанне VI (1818–1826) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме – в 1769 г., в Сицилии – в 1782 г., в Риме – в 1809 г. В 1814 г. инквизиция была восстановлена в Испании Фердинандом VII; вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда; имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии инквизиция просуществовала до 1840 г., в Тоскане – до 1852 г.; в Риме инквизиция восстановлена Пием VII в 1814 г. (просуществовала до 1908г.)


2. Религиозный туризм

2.1 Православное паломничество

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Понятие «паломник» происходит от слова «пальмовник», что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», что в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Паломничество в отличие от туризма всегда имеет, как правило, одну основную цель – поклонение святыне, что связано с большой напряженной духовной работой, с молитвами и богослужениями. Иногда паломничество связано с физической работой, когда трудникам (так называются эти паломники) приходится выполнять физическую работу в святых местах. Паломничество притягивает сотни тысяч и даже миллионы людей, ведь в святом месте молитвы более действенны, а все православные верующие мечтают посетить святые места, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Очень важно, что человек несёт с собой в душе во время паломничества к святыне, насколько он искренен. Если он приходит только ради любопытства или чтобы познать новое, это не паломничество, а религиозный туризм. А если человек прибывает к святому месту с трепетной молитвой и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, исходящей от самой души, с верою, то человек получает в святом месте особую Божию благодать.

2.2 Правила совершения паломничества

Центральными устремлениями при совершении паломничества можно назвать:

1. совершение религиозного обряда или участие в таковом;

2. поклонение святому месту, храму, мощам;

3. духовное совершенствование;

4. получение благодати, исцеления духовного или физического, совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

5. достижение политических и иных целей обретения прав на определенное лидерство или положение в религиозной общине или секте.

Важно знать о том, что одежда паломника должна быть не вызывающей, а благообразной. Не допускаются паломники с длинными волосами, в шортах, а в некоторых монастырях в рубашках с короткими рукавами. Запрещено курение на территории монастырей, купание в море, загорание на солнце, песни и светская музыка, мясная пища.

Особо следует сказать о кино и фотокамерах. Незаконный ввоз кино и фотокамер и тем более съемка ими категорически запрещены. Что же касается фотосъемки, то снаружи обителей она не запрещена. Для съемки же внутри монастырей и, тем более, внутри храмов, требуется особое благословение иеромонахов, которые почти никогда его не дают. Обращаться к монахам без особой нужды и фотографировать без их позволения не стоит – эта бесцеремонность страшно огорчает иноков.

2.3 Святыни Вселенского Православия

Святыни Вселенского Православия – это, прежде всего Святая Земля, причём не только Иерусалим, но и Вифлеем, Назарет, Хеврон и другие места, связанные с земной жизнью Спасителя. Кстати, Египет, который все привыкли рассматривать как место традиционного отдыха современных россиян, одновременно является одним из центров христианского паломничества. Здесь провёл первые годы жизни Спаситель вместе с Богородицей и праведным Иосифом, скрываясь от царя Ирода. Святое семейство в те времена жило и в Каире. Места эти всегда были очень почитаемы православными паломниками. В Египте в III–IV веках просияли подвижники благочестия, которые создали христианское монашество. Первые монашеские общины возникли именно там, в пустынях Египта. Важной составной частью Святой Земли являются Иордания, Ливан и Сирия, где также много святых мест, связанных с деяниями святых Апостолов и других Божиих угодников.

Много святых мест Православия в Турции и Греции. Ведь территории этих государств свыше пятисот лет назад составляли основу православной Византийской империи. И по-прежнему столица империи, бывший Константинополь и нынешний Стамбул, является для всякого православного христианина святым городом. А главной святыней Греции считается Святая Гора Афон. Паломничество в это благословенное место не прекращалось никогда.

В Италии для православных паломников два самых важных города – это Рим и Бари. Очень много православных святынь в Вечном городе. Всё-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь просияло много Божиих угодников, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная русскими паломниками.

Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие Людмилы ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе – терновый венец Спасителя.

2.4 Описание тура

Продолжительность тура: 5 дней.

1 день

Прибытие в Израиль.

Обзорная пешеходная экскурсия по святым местам: Вифлеем, Назарет, Хеврон.

Отдых в отеле; ночью – перелет в Прагу, Чехия.

2 день

Прибытие в Прагу.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу: Страхов Монастырь, Лютеранская площадь, Пражский град (Собор Св. Вита, Королевский дворец).

Вечером – выезд из Праги, переезд, размещение в отеле недалеко от Флоренции.

3 день

Приезд в Венецию.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу: Площадь и Собор Сан Марко, Дворец Дожей и мостик Вздохов, мост Риальто, венецианские улочки и многое др.

Вечером – выезд из Венеции, переезд, размещение в отеле недалеко от Флоренции.

4 день

Приезд во Флоренцию.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу: собор и Баптистерий, площадь Синьории, «Золотой мост», церковь Санта Кроче и другое.

Свободное время в городе.

5 день

Прибытие в Вену.

Пешеходная экскурсия по городу: Рингштрассе, Венская опера, площадь и собор Святого Стефана, Хофбург – императорская резиденция.

Свободное время в городе.

Вечером – вылет в Москву.

Назарет, Израиль

Назарет (рис. 1, 2) – город Благовещения и место, где прошло детство Христа, лежит на холмах Нижней Галилеи. Здесь расположен Храм Благовещения – крупнейший на Ближнем Востоке собор, заметный еще при подъезде к городу и принадлежащий Ордену францисканцев. Он был возведен и освящен в 1969 г.

По преданию здесь жила Дева Мария, когда Ангел сообщил ей Благую Весть. Грот, в котором, как утверждается, был ее дом, находится на нижнем уровне храма.

Внутреннее пространство храма заполнено великолепными мозаиками, произведениями искусства и керамическими барельефами, пожертвованными католическими общинами со всего мира.

Храм открыт ежедневно. Зимой с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00, с 8.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00. В воскресенье только во второй половине дня.

Чуть подальше находится Фонтан Девы (греко-православная церковь Архангела Гавриила), где, по преданию, архангел Гавриил впервые явился Деве Марии. Эта живописная церковь, интерьер которой покрыт фресками, была построена в XVII в. на месте Фонтана Девы Марии. Православные христиане считают, что именно здесь произошло Благовещение: в древнем Назарете был только один источник питьевой воды, и Дева Мария могла брать воду только здесь.

Вифлеем, Израиль

Вифлеем (рис. 3), Вифлеемская звезда – эти слова для любого христианина навсегда связаны с рождением Спасителя. Вифлеем (славянская транскрипция древнееврейского Бейт-Лехем), город в 7 км. к юго-востоку от Иерусалима. В Вифлееме находится Церковь Рождества Христова (рис. 4), одна из первых на Святой Земле, она построена в 326 г. при византийской императрице Елене над пещерой, где, по преданию, родился Иисус. В 529 г. она была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после этого восстания император Юстиниан восстановил ее и значительно расширил.

Церковь принадлежит трем конфессиям: греческой, армянской и католической. Под центральной частью церкви находится пещера Рождества. Туда можно спуститься через один из двух входов по большим каменным ступеням. В неглубокой нише помещается алтарь, перед которым горят десятки свечей. На полу лежит когда-то украденная, но возвращенная серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (лат. «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа»).

Рядом с пещерой Рождества есть грот с нишей, в который ведут несколько ступенек. Туда Дева Мария положила маленького Иисуса. Этот грот называется яслями.

Собор Св. Вита. Прага, Чехия

Собор Св. Вита (рис. 5)расположен в самом центре пражского града. Это поистине грандиозное здание, чьи готические башни возвышаются над целым городом.

Мощи святого Вячеслава Чешского покоятся в кафедральном католическом соборе Святого Вита. Честная глава его (как и честная глава его бабушки – Святой Людмилы Чешской) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии.

В Чехии есть предание, что святой Вячеслав (Вацлав, как называют его чехи) в последние времена восстанет из гроба и станет одним из великих воителей – защитников Православного Русского Царя.

Собор Святого Вита, хотя и является действующим католическим, но здесь покоится немало святынь, равно дорогих и для Православных. Помимо мощей Святого Вячеслава, здесь покоится десница великого святого первых веков Христианства – Святого Вита.


Заключение

В курсовой работе была достигнута цель исследования и решены поставленные задачи.

Была выявлена роль католической церкви в средние века в Европе. Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутренняя организация. На вселенских соборах – высших «съездах» духовенства – разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укрепляло идейное единство церкви. Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина – налог, которым облагалось все европейское население.

Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим «государем» – папой.

Также были рассмотрены основные богословские направления, догматы в Римской церкви западной Европы. Из них особенно выделяются – учение о сверхдолжных заслугах святых, об индульгенциях и чистилище. Все эти учения были следствием искажения схоластическими богословами идеи искупления.

Церковная жизнь на западе в XI–XV веках представляла весьма много ненормального. Папы пользовались своей духовной властью только для приобретения мирского господства и являлись не столько иерархами Церкви, сколько деспотами, попиравшими все законы нравственности и справедливости. Епископы также в большинстве не отличались нравственностью, заботились только о мирских интересах; клирики поражали своим невежеством и испорченностью; народ, не знакомый с христианскими истинами, был погружен в суеверия. Как в иерархии, так и в пастве Римской церкви было полное непонимание или забвение цели истинно христианской жизни. Церковная жизнь на западе приняла чувственное направление, и Римская церковь представляла собой учреждение, не столько божественное, сколько человеческое.

В курсовой работе мы ознакомились с понятием святой инквизиции, ее целями, задачами и историей.

Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды – история самой религии, историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция. Святая инквизиция – общее название ряда учреждений Римско-католической церкви для борьбы с ересью. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью инакомыслящих – вероотступников, то хронологические рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви – от ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей день присвоили себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они считают еретиками.

История инквизиции – прежде всего тайная история. Церковь имела все основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать в целях самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно переплетается с историей всего общества и ее корни надо искать не в религиозном духе, идей а в условиях и обстановке классовой борьбы между буржуазией и угнетаемыми классами. Она служила инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для целей классового насилия, средство идеологического оправдания этого насилия.


Список литературы

1. Крывелев И.А. Костром и пыткой против науки и ученых (1973; переизд., 1974).

2. Мейкок А.Л. История инквизиции, 2002.

3. Никольский Н.М. История церкви. М.: Политиздат, 1985

4. Новохацкая Л.П. Охота на «ведьм». Из истории церковной инквизиции, 1990.

5. Плавскин З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы, 2000.

6. Скрынников Р.Г. Государство и церковь / XIV – XVI вв. – Новосибирск: Наука, 1991.

7. Клибанов А.И. Реформационное движение в XIV- первой половине XV в. – М.: АН СССР, 1960.


Приложение

Рис. 1. Назарет

Рис. 2. Назарет


Рис. 3. Вифлеем. Вид на базилику Рождества Христова

.

Рис 4. Вифлеем. Церковь Рождества Христова

Рис. 5. Собор Св. Вита