Формы и методы усовершенствования деятельности ЖКХ (на примере предприятия отрасли)
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.
Процесс реформирования ЖКХ, начавшийся в России в 90 - е годы, сейчас осуществляется на всех уровнях власти. На федеральном уровне определены цели, направления и мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых возложена на региональные и местные органы власти.
Текущая, проводимая реформа ЖКХ имеет следующую целевую направленность:
- формирование и развитие рыночных отношений,
- увеличение потока частных инвестиций,
- применение эффективных методов определения тарифов,
- оптимизация системы распределения льгот и субсидий,
- прекращение дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и на финансирование инвестиционных проектов.
На сегодняшний день большинство целей и задач, которые ставились федеральными органами власти, все еще остаются не достигнутыми, а мероприятия носят скорее декларативный характер и не способствуют формированию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, повышению качества услуг, переходу к прозрачным договорным отношениям между субъектами ЖКХ и безубыточному функционированию отрасли.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определена тем, что для выхода из кризиса и развития рыночных отношений в отрасли недостаточно одного только нормативного регулирования сверху. Успех в проведении реформы во многом зависит от совместных действий федеральных, региональных и местных органов власти, определения ответственности каждого уровня властного регулирования за решение проблем отрасли. В первую очередь это касается решения проблемы долгов бюджета перед предприятиями ЖКХ, вызванных неисполнением обязательств всеми уровнями власти, и предотвращение их возникновения и накопления. Только в этом случае можно говорить о совершенствовании системы управления ЖКХ, создании конкурентной среды и повышении инвестиционной привлекательности отрасли.
Для продвижения реформы в ЖКХ потребуется не только оптимизация финансовых потоков, финансовая прозрачность и сто процентное исполнение
социальных гарантий государства, которые в большей степени зависят от федеральных и региональных органов власти, но и разработка стратегии и мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства на местах.
Далеко не все муниципальные образования подготовлены к реформе, выбору модели управления ЖКХ, и здесь потребуется поддержка субъекта РФ. Региональные органы власти реализуют государственную политику в области реформирования ЖКХ и играют важную роль в проведении реформы, оказывая содействие местным органам власти. Оно может быть оказано различными способами, начиная от помощи в осуществлении наиболее предпочтительных вариантов реформирования ЖКХ посредством соответствующих законодательных и институциональных изменений на региональном уровне и до сбора и распространения информации по позитивному и негативному опыту реформирования. И, конечно же, модернизация основных фондов жилищно-коммунального хозяйства - это одна из проблем, которую не решить без финансового и организационного участия региональных властей.
Степень разработанности данного вопроса в науке и практической деятельности организаций по регулированию системы жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний момент является актуальной и решаемой на высшем федеральном уровне. В рамках данной проблемы принимаются законодательные и нормативно-регламентированные подзаконные акты. Проблематика вопроса широко освещается в прессе и других средствах массовой информации, научные разработки российских ученых основаны на Западноевропейской концепции развития отрасли ЖКХ, но при этом не исключен и Российский опыт организации коммунального хозяйства, что говорит о комплексном походе к совершенствованию всей системы ЖКХ в России.
Объектом исследования в работе является – существующая система организации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования ЗАТО Видяево.
Предметом исследования в работе является – рыночный механизм регулирования и ключевые направления совершенствования системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Целью выпускной квалификационной работы является - создание определенной рыночной модели хозяйствования с применением современных стратегии совершенствования и регулирования системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований в России;
2. Определить основные проблемы в развитии системы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований;
3. Дать характеристику реорганизационному и оптимизационному управлению жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований в условиях рыночных отношений;
4. Проанализировать современное состояние системы ЖКХ в структуре муниципального образования ЗАТО Видяево;
5. Выявить ключевые проблемы в развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Видяево;
6. Разработать модель эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством ЗАТО Видяево;
7. Обосновать основные направления определенного стратегического развития в системе организации жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Видяево.
Практическая значимость рассматриваемой темы определена созданием механизма развития с использованием вариантов перспективного планирования, которые будут влиять на выбранную политику совершенствования всей системы организации реально действующего жилищно-коммунального комплекса в хозяйстве муниципального образования.
Информационной базой исследования являются действующие законодательные акты и нормативные документы, финансовая отчетность, принятая за основу при анализе финансовых результатов МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево, научные разработки, публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования. Основными источниками информации для анализа служат отчеты о прибылях и убытках, информационные данные статистических и рейтинговых агентств.
В работе использована современная методологическая база совершенствования системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, так же прогнозирования результатов деятельности и моделирования на основе разработок отечественных экономистов, таких как: Егорова Н.С., Бузырев В.В., Чекалин В.С., Смирнов Е.Б., Дронов А.А. и другие.
Положения, выносимые на защиту заключаются в решении следующего ряда вопросов:
1. В теоретическом подходе рассматриваемой темы необходимо определить основные направления механизма совершенствования системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований страны;
2. Рассмотреть стратегические цели развития жилищной сферы, где важным аспектом является повышение качества жизни при помощи улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества;
3. Проанализировать факторы взаимодействия существующей системы организации жилищно-коммунального хозяйства в рамках деятельности муниципального образования ЗАТО Видяево;
4. Дать объективную оценку и обоснованную характеристику предлагаемой методике прогрессивного развития системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования ЗАТО Видяево;
5. Рассмотреть возможность регулирования процессов совершенствования системы организации ЖКХ ЗАТО Видяево со стороны правительства Мурманской области в целях повышения его эффективности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех практико-аналитических глав, заключения, списка использованной литературы (библиографического списка) и приложений.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Муниципальная сфера деятельности жилищно-коммунального хозяйства в историческом аспекте развития
Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.(1)
Основу жилищной сферы муниципального образования составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:(2)
- частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
- государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
- муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
- общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
- коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
В течение длительного времени жилищная сфера городов и муниципальных образований находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.
Бурный процесс развития муниципальных образований и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны.(3) Более того, многие муниципальные образования и города, особенно малые, пришли в упадок. Практически все системы хозяйства муниципальных образований оказались разрушенными, а население бежало в большие города, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).(4)
Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения малых городов и муниципальных образований и как следствие восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах и муниципалитетах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.
В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.(5)
На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.
Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) города областного подчинения приведена на рис.1.1. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.
Совет Министров СССР |
|