Ссылка на архив

Рынок ценных бумаг в России, его особенности

Реферат

Введение

Рынки ценных бумаг имеют богатую историю. Предшественниками современных рынков ценных бумаг были средневековые вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, периодически возникавшие и исчезавшие в XIII—XIV в.в. С торговлей векселями связано появление первых профессиональных участников рынка ценных бумаг и первых бирж, на которых совершались сделки и с товарами, и с векселями.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) в современном понимании этого слова зародился в XVI в. в связи с появлением и развитием акционерных компаний и усилением эмиссионной активности государства.

Однако вплоть до XIX в. акционерные общества оставались редкостью и их ценные бумаги обеспечивали незначительную долю фондового оборота. Большая часть операций с ценными бумагами приходилась на государственные ценные бумаги — именно торговля государственными бумагами привела к возникновению фондовых бирж и других подобных институтов.

В 60-х гг. XIX в. в Германии появились универсальные инвестиционные банки, взявшие на себя весь комплекс посреднических операций с ценными бумагами в интересах прежде всего тяжелой индустрии. Инвестиционные банки сыграли выдающуюся роль в индустриализации таких стран, как США, Германия, Швеция.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой часть финансового рынка. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Выпуская ценные бумаги, предприятие может получить финансовые средства на длительный период времени: на несколько десятилетий (облигации) или вообще в бессрочное пользование (акции).

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

1. Функции и структура рынка ценных бумаг

Как любой другой рынок, рынок ценных бумаг обеспечивает механизм воздействия спроса и предложения. Предложение формируется частными компаниями и государством, которые нуждаются в дополнительных средствах для финансирования своей деятельности. Они выступают на фондовом рынке заемщиками, в то время как кредиторами, формирующими спрос на рынке ценных бумаг, как правило, является население, личный сектор, мелкий бизнес, инвестиционные институты, имеющие временно свободные денежные средства.

Рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений, возникающих между различными экономическими субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые можно разделить на две группы: 1) общерыночные функции, присущие любому рынку, и 2) специфические функции, которые отличают его от остальных рынков.

К общерыночным относятся:

коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;

ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;

информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;

регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.

К специфическим можно отнести:

перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;

функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Можно выделить следующие виды рынков ценных бумаг:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

кассовый и срочный.

1. Первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Эта первая стадия процесса реализации ценной бумаги и первое появление ценной бумаги на рынке. Вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т.е. совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца к другому в течение всего срока обращения ценной бумаги.

2. Организованный рынок ценных бумаг представляет собой их обращение на основе правил, установленных органами управления между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников. Неорганизованный рынок — это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

3. Биржевой рынок основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок — это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Он может быть организованным или неорганизованным. Организованный биржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам. Неорганизованный внебиржевой рынок связан с куплей-продажей ценных бумаг любыми участниками рынка без соблюдения каких-либо правил.

4. Кассовый рынок ценных бумаг представляет собой рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного-двух рабочих дней. Срочный — это рынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.

Важнейшую роль в функционировании рынка ценных бумаг играет его инфраструктура, которая способствует заключению сделок и выполняет функции информационной поддержки эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.

К инфрастуктуре рынка ценных бумаг относятся:

1) организаторы торговли — биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов по ценным бумагам;

2) системы расчетов и учета прав на ценные бумаги — клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, учет и перерегистрацию прав на ценные бумаги;

3) посредники на рынке ценных бумаг — дилеры и брокеры, оказывающие инвесторам услуги по заключению сделок на рынке;

4) информационно-аналитические системы поддержки инвестиций информационные и рейтинговые агентства, представляющие инвесторам полную информацию о состоянии эмитентов.

2. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

2.1 Механизм регулирования

Фондовый рынок является объектом особенно жесткого государственного контроля и регулирования. Во всех странах подобный бизнес выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. Основополагающий принцип законодательства — обеспечивать полное, правдивое и ясное оглашение эмитентами всех фактов, касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу. До тех пор пока государственные органы не уверены, что поступившая от эмитента документация (проспект эмиссии, заявление на регистрацию и т.п.) полна, правдива и понятна, продажа ценных бумаг считается незаконной. Хотя полностью исключить злоупотребления, не подрывая нормальный инвестиционный бизнес, очень трудно, законы нацелены на то, чтобы предотвратить, насколько это возможно, подделку и обман. Вместе с тем они не освобождают инвесторов от обязанности тщательно изучать все обстоятельства до и после принятия решения.

Законы предусматривают для регулирующих органов в основном три функции, выполнение которых обеспечивает более или менее надежную защиту инвесторов от финансовых убытков, причиняемых либо по некомпетентности, либо по злому умыслу.

Первая главная функция — регистрация тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. Регистрацию обязана пройти ,как сама фирма, посредничающая на рынке ценных бумаг, так и все ее работники, имеющие дело с ценными бумагами.

Следующая функция — обеспечение гласности. Каждый, кто продает или предлагает к продаже ценные бумаги новых выпусков, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о выпуске и эмитенте. Исключения допускаются в случае приватного размещения, мелких продаж, на которые распространяются иные (например, биржевые) нормы гласности.

И третья функция — это поддержание правопорядка в отрасли. Компетентные инстанции могут учинить расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам инвесторов, или передать дело в суд. Закон разрешает им получать свидетельские показания, изымать документы, налагать аресты на денежные средства и ценные бумаги, т.е. пользоваться многими полномочиями суда.

В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. Регулирование рынка осуществляется путем:

установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка;

регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии;

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка;

создания системы защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг.

Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Федеральная комиссия осуществляет свою деятельность через полномочные территориальные органы. Полномочия ФКЦБ России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов России.

Основными функциями ФКЦБ являются:

разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;

координация деятельности федеральных органов по регулированию рынка ценных бумаг;

разработка стандартов эмиссии ценных бумаг, включая проспекты эмиссии;

установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к размещению;

установление обязательных требований к порядку ведения реестра и процедур лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

выдача и аннулирование лицензий на осуществление деятельности;

контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка и саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка (добровольными объединениями участников рынка, создаваемыми для обеспечения условий деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики и защиты интересов владельцев ценных бумаг — ассоциациями и иными некоммерческими объединениями) ставдартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

информирование о выпусках ценных бумаг и о профессиональных участниках рынка и др.

Установление обязательных требований к деятельности осуществляется путем строгой регламентации видов деятельности профессиональных участников рынка. Несмотря на то что эмитент и владелец ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них установлен ряд требований, касающихся главным образом обязательств о раскрытии информации о ценных бумагах.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФКЦБ или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии.

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций — участников рынка ценных бумаг — должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами ФКЦБ.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отношении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.

2.2 Регулирование эмиссии ценных бумаг

Регистрация выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

принятие эмитентом решения о выпуске;

регистрация выпуска;

размещение ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии — 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФКЦБ) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и т.д.

При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен регистрирующим органом заявителю не позднее чем через 30 дней с даты получения документов на регистрацию.

Основаниями для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями Закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

Проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте (наименование, информация о лицах, владеющих не менее 5% уставного капитала, список членов совета директоров с указанием их должностей в течение последних пяти лет и доли в уставном капитале фирмы-эмитента), данные о финансовом положении эмитента (финансовые документы — балансы, отчеты о прибылях и убытках, использовании прибыли и средств резервного фонда за последние три года, размеры просроченной задолженности, данные об уставном капитале и отчет о предыдущих выпусках ценных бумаг), сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на них, объем выпуска, количество ценных бумаг в выпуске, дата принятия решения о выпуске, ограничения для потенциальных владельцах, место, где потенциальные владельцы могут приобрести бумаги, сроки начала и окончания размещения, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг, профессиональные участники рынка, привлекаемые к размещению, методика определения размеров доходов по ценным бумагам).

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими.

Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы. При эмиссии акций в отчете дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФКЦБ.

Федеральная комиссия наделена полномочиями применять санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг в виде мер к приостановлению дальнейшего размещения, обнародования в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, в виде обращения в суды для применения мер административной или уголовной ответственности к должностным лицам недобросовестного эмитента, в виде обращения с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возвращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

2.3 Лецензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осушествляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России. Деятельность профессиональных участников сертифицируется тремя видами лицензий:

лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;

лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра,

лицензией фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируется на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензий, если будет доказано, что путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решения о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

3. Виды ценных бумаг на Российском рынке

3.1 Государственные ценные бумаги

В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

Государствейные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

По срокам погашения займов Российский рынок имеет следующую классификацию: краткосрочные — до 1 года, среднесрочные — от 1 года до 3—4 лет, долгосрочные — от 4 лет.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

золотые сертификаты;

векселя Министерства финансов выпуска 1995—1997 гг. в компенсацию коммерческим банкам просроченной задолженности со стороны предприятий и организаций агропромышленного сектора, а также предприятий, обеспечивающих завоз продуктов в районы Крайнего Севера.

Наибольшее распространение среди российских государственных ценных бумаг получили ГКО, которые являлись важным не инфляционным источником покрытия дефицита государственного бюджета.

Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являлись постановления Правительства РФ и приказы Центрального банка РФ.

Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Размещение их происходило с дисконтом от номинальной цены. Купонов ГКО не имели. Их выпуск производился в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Минфине РФ и ЦБ РФ.

Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.

1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

Поддержание технологической части рынка — торговой, расчетной и депозитарной — осуществлялось организациями, являющимися техническими посредниками — Российской торговой системой, Расчетной палатой при РТС, Депозитарно-клиринговым центром.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.

Условия выпуска и обращения облигаций федерального займа с переменным купоном были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Согласно этому документу эмитентом ОФЗ-ПК от имени Правительства РФ выступал Минфин России.

Владельцами облигаций федеральных займов могли быть юридические и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами России.

В обращении в настоящее время находятся ОФЗ-ПК с годичным и двухгодичным сроками обращения. Номинальная стоимость ОФЗ-ПК — 1 млн руб. (в ценах 1997 г.). Минфин России по согласованию с ЦБ РФ установил для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПК объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения и даты выплаты купонного дохода.

Доход по ОФЗ-ПК в общем случае должен складываться из трех основных составляющих, определяющихся на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям:

дисконта (разницы между номинальной стоимостью и ценой размещения), с которым ОФЗ-ПК могут размещаться на аукционе;

купонного дохода, который согласно условиям эмиссии должен выплачиваться по каждому выпуску ОФЗ-ПК примерно один раз в квартал (размер купонного дохода не является постоянным, а определяется и устанавливается поквартально как средневзвешенная доходность к погашению выпусков ГКО на вторичных торгах). Кроме того, при досрочной реализации ОФЗ-ПК владельцу должен был выплачиваться накопленный к этому моменту купонный доход;

колебания цен на вторичном рынке (в случае продажи ОФЗ-ПК до наступления срока погашения).

Механизм ГКО-ОФЗ в том виде, в каком он существовал в России во второй половине 90-х гг., работал более или менее эффективно лишь при обязательном сочетании двух условий. Во-первых, приток новых средств на рынок должен был превышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в бюджетных целях. Во-вторых, средства от погашения хотя бы частично должны были вкладываться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. В противном случае вся эта система превращается в обузу для государства: вместо источника бюджетных средств появляются дополнительные расходы по погашению обязательств, а в отношении нерезидентов требуются еще и валютные затраты для перевода их средств за границу.

Сейчас рынок ГКО фактически разрушен. Разрушение рынка ГКО-ОФЗ грозит потерей очень важного элемента финансового устройства, используемого всеми цивилизованными странами мира, а именно системы государственного кредита. В результате даже при бездефицитном бюджете может возникнуть очень серьезная проблема покрытия кассовых разрывов, тем более что ситуация, касающаяся сбора налогов, далека от совершенства.

Говоря о реструктуризации долга по ГКО-ОФЗ, следует отметить, что суть и основная привлекательность этих ценных бумаг — в их высокой ликвидности. Их обмен, согласно предлагаемым правилам реструктуризации, на малоликвидные бумаги с дальними сроками погашения вдвойне ущемляет интересы держателей. Во-первых, им не возвращают деньги к тому моменту, который заранее и безусловно был закреплен в обязательства и на который они рассчитывали. Во-вторых, сушествует реальная опасность, что за длительный период отсрочки погашения новые бумаги существенно обесценятся.

Рынок ОГСЗ — самый молодой сектор на рынке государственных облигаций в России. Целью их выпуска было привлечение средств населения для финансирования государственного долга. Поэтому данным ценным бумагам придавались такие инвестиционные характеристики, которые позволили бы им стать привлекательными в глазах индивидуальных инвесторов, при этом условия их обращения максимально удобны для населения. Для этого ОГСЗ были выпущены в бумажной (наличной) форме с номиналом, сопоставимым даже с незначительными сбережениями, — 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. в ценах 1997 г. (из рыночных государственных ценных бумаг они самые низкономинальные), сроком на один год с четырьмя купонами. Передача прав по этим бумагам осуществлялась путем простого вручения, а получить ежеквартально причитающиеся купонные выплаты можно было в любом отделении Сбербанка России.

Однако эти бумаги оказались настолько привлекательны для институциональных инвесторов, что основными операторами в данном секторе фондового рынка стали коммерческие банки, а преобладающей сферой торговли — внебиржевой межбанковский рынок. Это объясняется рядом причин:

рынок ОГСЗ в меныпей степени регулируется, чем остальные секторы торговли государственными облигациями, и операторы на нем имеют более широкие возможности в проведении спекулятивных операций;

при оплате рблигаций наличными средствами юридические лица могут и не заключать договор и минимизировать формальности по оформлению сделки;

данные облигации очень удобны при использовании в качестве залога.

ОВВЗ были выпущены в 1993 и 1996 гг. для оформления задолженности владельцам «замороженных» счетов во Внешэкономбанке. Рынок ОВВЗ в настоящее время является вторым по объему после рынка ГКО-ОФЗ. Нормативным документом, регулирующим выпуск и обращение ОВВЗ, является постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного займа». ОВВЗ выпущены в документарной форме. Номинал выражен в долларах США (1000, 10 000 и 100 000 долл. США) со сроком погашения в зависимости от выпуска до 2011 г.

Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций. По ОВВЗ ежегодно 14 мая выплачивается купонный доход в долларах США в размере 3% годовых к номиналу.

ОВВЗ являются валютными ценностями, могут обрашаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства без специальных разрешений Банка России.

Денежные обязательства, возникшие в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте.

При приобретении ОВВЗ на вторичном рынке в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, если покупка-продажа валютных облигаций производится через какое-то количество дней со дня начала купонного периода.

3.2 Муниципальные ценные бумаги

Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.

По целям привлечения средств муниципальные займы можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выще целей.

Инвестиционные займы предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.

Примером социального займа является жилищный заем. Облигации ведомств жилищного строительства выпускаются для финансирования строительства домов с низкой квартирной платой. Выплаты по ним, если пользоваться опытом развитых стран, гарантирует государственное ведомство жилищного строительства, что делает эти облигации бумагами высокого класса — наравне с государственными.

Надежность и ликвидность муниципальных облигаций позволяет сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реалъное производство.

Большую группу муниципальных облигаций составляют так называемые облигации по общим обязательствам. Обеспечением этих бумаг служат все налоговые поступления, находящиеся в распоряжении организации или территориальной администрации, выпустившей их. А так как местные органы власти имеют право в случае крайней необходимости увеличить поимущественный налог для сбора средств в счет погашения долга, такой вид облигаций считается надежным помещением капитала.

В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них — эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.

Несмотря на настороженное отношение инвесторов к муниципальным облигациям, связанное с риском их непогашения в условиях финансового кризиса в