Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Экономический ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Рынок ценных бумаг
На тему: Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка.
Студентка Хабибуллина И.И.
группы ДЗФ 23/1
Руководитель Петрухина Н.А.
КАЗАНЬ 2005 г.
Оглавление.
Введение. 3
1.Инвестиционный капитал: характеристика и источники. Цели инвестирования. 5
2. Функции и структура рынка ценных бумаг. 7
2.1. Функции рынка ценных бумаг. 7
2.2.Нормативная база рынка ценных бумаг. 12
2.3.Участники рынка. 15
2.4.Способы организации торговли ценными бумагами. 18
2.5.Инструменты рынка. 22
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации. 31
3.1.Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ. 31
3.2 Проблемы рынка ценных бумаг Российской Федерации. 41
Заключение. 43
Список используемой литературы.. 45
Встав в начале 90-х на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа, в результате глубоких институциональных реформ, Россия добилась к настоящему времени определенных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. При этом системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание, так как первые две составляющие ограничены. Ресурсы государственного бюджета предельны исходя из самой сущности его формирования; бюджетное финансирование не должно и не может служить основным источником средств для развития экономики. Банковская система в этом смысле и более мобильна, и обладает большим потенциалом, однако, несмотря на огромные аккумулированные банками средства, даже их недостаточно для полноценного финансирования всего рыночного механизма. И только механизмы прямого и косвенного инвестирования с их поистине бескрайнем потенциалом могут выступить в качестве силы, двигающей развитие различных структур, действующих на рынке, а следовательно, и всей российской экономики. Но механизмы такого инвестирования могут заработать в полной мере только при условии хорошо организованной и защищенной от нерыночных рисков инфраструктуры фондового рынка, являющегося той самой системой, которая позволяет перекачивать средства заинтересованных инвесторов из одних областей экономики в другие, тем самым, развивая экономику страны.
Инфраструктура фондового рынка сложна и многообразна. Важной её составляющей является рынок ценных бумаг. На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами. Здесь необходимо отметить и структуры, ведущие учет прав собственности на ценные бумаги и упрощающие процедуры перехода прав собственности при операциях с ними (реестродержатели, депозитарии и трансфер-агенты). Учитывая специфику рынка бумаг необходимо и наличие организаций, профессионально работающих на рынке в качестве посредников (брокерские инвестиционные компании и банки). Важной составляющей рынка ценных бумаг является также и функционирование структур, непосредственно осуществляющих организацию торговли ценными бумагами (структуры биржевой торговли).
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития.
1.Инвестиционный капитал: характеристика и источники. Цели инвестирования.
Капитал имеет три функциональные формы: денежную, производительную и товарную. Денежная форма открывает процесс кругооборота капитала. Для того чтобы расширить производство, т.е. осуществить новые инвестиции, предприниматель должен изыскать дополнительные денежные средства, которые и называются инвестиционным капиталом. Расходуется инвестиционный капитал на покупку рабочей силы, орудий труда и прочих элементов производства. Инвестиционный капитал поступает из двух источников: собственных сбережений предприятия (правительства) и чужих сбережений. Собственные сбережения — это нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления, а чужие — это временно свободные денежные средства других предприятий, правительств и населения. Чужие сбережения и будем рассматривать в качестве объекта операций с ценными бумагами.
Сбережения превращаются в инвестиции, как только они попадают в руки тех, кто расходует их на покупку элементов производства. Такое превращение может быть прямым и косвенным. Прямо превращаться в инвестиции могут только собственные сбережения. Чужие должны проделать определенный косвенный путь. Этот путь лежит через рынок капитала.
Рынок капитала состоит из денежного рынка и рынка инвестиционных фондов. Денежный рынок поставляет средства обращения и платежа государству и компаниям. Сбережения, поступающие на инвестиционный рынок, образуют два потока. Один, меньший по объемам, попадает в руки заемщиков, минуя посредников, другой, основной, попадает сначала в руки посредников, а затем в руки заемщиков. Посредники образуют вместе с некоторыми другими организациями институциональную структуру рынка инвестиционного капитала.
Капитал имеет три важных качества. Он мобилен, уязвим и редок. А поэтому исключительно разборчив и селективен. При анализе рисков в стране обычно выделяют: политическую ситуацию; тенденции экономического развития; бюджетную политику правительства и ее влияние на сбережения и инвестиции; кредитно-денежную политику.
Из-за своей мобильности и уязвимости капитал мигрирует между районами и странами в зависимости от изменений в налоговой, валютной, торговой политике и других элементах его обитания.
Все инвесторы — индивидуальные и институциональные — стремятся достичь определенных целей, помещая свои сбережения в те или иные виды ценных бумаг. Основными целями инвесторов являются:
- Безопасность вложений. Под этим термином понимается неуязвимость инвестиции от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода.
- Доходность. Если инвестор стремится его максимизировать, то ему, вероятнее всего, придется пожертвовать безопасностью, ибо более доходными являются ценные бумаги с низким инвестиционным рейтингом.
- Рост (умножение капитала).
- Ликвидность или рыночность ценных бумаг — быстрое и безущербное для держателя обращение их в деньги.
Ни одна ценная бумага не обладает всеми перечисленными выше свойствами, так что компромисс между инвестиционными целями неизбежен.
2.2.Нормативная база рынка ценных бумаг.
Ранее регулирование рынка ценных бумаг осуществлялось на основании большого числа разнородных документов, выпушенных различными государственными органами. Отсутствие законов порождало нормативный вакуум, который заполнялся подзаконными актами. Выпускать нормативные документы, в той или иной мере затрагивающие вопросы функционирования российского рынка ценных бумаг, имеют право Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов, Государственный комитет по управлению имуществом, Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственная налоговая служба и некоторые другие государственные органы. Из-за отсутствия четкого разграничения полномочий регулирующих органов возникают противоречия в разных нормативных актах, а отдельные вопросы и процедуры вообще не регламентированы законодательством.
Основополагающим документом, определяющим главные принципы функционирования рынка ценных бумаг, является Гражданский кодекс (ГК) РФ. Однако как и в любой области экономических отношений нормы Гражданского кодекса носят слишком общий характер и нуждаются в дальнейшей детализации другими нормативными актами.
Следующим уровнем по приоритетности действия после ГК РФ выступают принимаемые Федеральным Собранием РФ законы. В основном это законы о налогообложении и законы, непосредственно затрагивающие вопросы функционирования рынка, в частности «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Указ вступил в силу с 12 марта 2004 года - со дня его официального опубликования в Российской газете.
Функции ФКЦБ по контролю и надзору (включая выдачу лицензий, регистрацию выпусков ценных бумаг, контроль за соблюдением порядка раскрытия информации) осуществляет новый орган - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), находящаяся в ведении Правительства РФ.
Причем ФСФР переданы функции не только упраздненной ФКЦБ, но и функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненых Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю в сфере аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, а также функции по контролю деятельности бирж.
Давно предлагавшаяся идея создания на финансовом рынке единого регулирующего органа приняла реальные очертания. По словам главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, его ведомство согласовало концепцию законопроекта о создании мегарегулятора - федеральной экономической службы финансового рынка (ФЭСФР).
Идея создания на основе ФСФР единого для всех финансовых институтов регулирующего органа озвучивалась Олегом Вьюгиным с тех самых пор, как он возглавил службу в марте прошлого года. В ноябре того же года правительство поручило ФСФР разработать предложения по созданию такого органа. В марте 2005 года они были представлены на обсуждение правительства.
Концепция законопроекта предусматривает создание государственного учреждения, которое при этом не будет являться органом исполнительной власти. Госучреждение получит полномочия от государства по регулированию финансового рынка. "Данный орган будет создан вместо ФСФР",- поясняет Вьюгин(1). Подчиняться эта структура будет непосредственно правительству. Новый орган на финансовом рынке будет напоминать по своим полномочиям Центральный банк. В концепции окончательно не указаны рынки, которые будет регулировать новая служба.
В отличие от Центробанка в руководство ФСФР будут входить не только чиновники, но и представители рынка. По словам представителя ФСФР, мегарегулятор, скорее всего, будет финансироваться не только из бюджета, но и за счет участников рынка. Этим новый орган будет напоминать финансовую службу Великобритании (Financial Services Authority, FSA), которая существует на деньги своих поднадзорных.
Помимо этого ФСФР предлагает создать коллегиальный орган - Национальный совет по финансовому рынку, который будет утверждать основные направления деятельности регулятора, отчитываться перед правительством об итогах его работы и расходах. Совет будет формироваться президентом страны, правительством, парламентом и ЦБ.
2.5.Инструменты рынка.
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. В странах с развитой экономикой значительное увеличение оборота ценных бумаг вызвало оформление их путем записи в книгах учета и счетах, ведущихся на магнитных или иных носителях информации. Таким образом, они перешли в безналичную, физически неосязаемую (безбумажную) форму. Поэтому на рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются как собственные ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты, купоны).
В качестве ценных бумаг признаются лишь те, которые отвечают следующим требованиям:
- обращаемость на рынке;
- доступность для гражданского оборота;
- стандартность и серийность;
- документальность;
- регулируемость и признание государством;
- ликвидность;
- рискованность;
- обязательность исполнения.
Обращаемость - это способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.
Доступность для гражданского оборота - способность ценной бумаги не только покупаться и продаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения и т.п.)
Стандартность - ценная бумага должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, которые предоставляет ценная бумага, стандартность сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартность сделок, связанных с передачей ценной бумаги из рук в руки, стандартность формы самой бумаги и т.п.)
Серийность - возможность выпуска ценных бумаг однородными сериями, классами.
Документальность. Ценная бумага - это всегда определенный документ, содержащий все предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ценной бумаги или перевод ее в разряд иных обязательственных документов.
Регулируемость и признание государством. Документы, претендующие на статус ценных бумаг, должны быть признаны государством в качестве таковых, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие к ним. Плохо регулируемые и не признанные государством бумаги не могут претендовать на статус ценных.
Ликвидность - способность ценной бумаги быть быстро проданной, превратиться в денежные средства без потерь для держателя.
Рискованность - вероятности потерь, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие.
Обязательность исполнения. Законодательство не допускает отказа от исполнения обязательства, выраженного ценной бумагой, если только не будет доказано, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путем.
Рассмотрим виды и разновидности ценных бумаг:
Первая классификация ценных бумаг - по доходу.
1. Долговые обязательства, или же бумаги с фиксированным доходом. Этот вид ценных бумаг представлен на рынке ценных бумаг облигациями, депозитными сертификатами, государственными ценными бумагами и векселями:
· Облигация - это долговое обязательство, выпускаемое как центральным правительством, так и муниципальными образованиями и частными компаниями. Эмитент, выпустивший облигацию, обязуется выплачивать по ней определенный процент и вернуть долг в фиксированный момент погашения. Владелец облигации имеет право только на процент по капиталу, который он отдает в долг и не является совладельцем. Обеспечением муниципальных облигаций является собственность муниципальных образований, а целями привлечения инвестирования может служить различные программы строительства, медицинского обслуживания и др. Вообще, облигации являются ценными бумагами с наименьшей степенью риска, но и, конечно, доход по ним из-за этого не очень велик.
· Депозитный сертификат - это финансовый документ, который удостоверяет факт депонирования денежных средств и право вкладчика на получение депозита и процентов по нему, причем существуют как срочные сертификаты, так и сертификаты до востребования. В основном депозитные сертификаты выпускаются кредитными учреждениями.
· Вексель - это необеспеченное обещание компании-должника выплатить долг и процент по нему в установленный срок, причем по степени надежности он стоит на последнем месте в среде долговых обязательств фирмы.
· Государственные ценные бумаги - долговые обязательства правительства, одни из самых надежных в современном мире. Государство выпускает ценные бумаги для привлечения средств по строительству крупных объектов, для погашения дефицита федерального бюджета, на финансирование военных кампаний и др. Среди разновидностей важнейшими являются казначейские векселя, обязательства и облигации.
2. Бумаги с нефиксированным доходом, прежде всего к ним относятся акции. Предприятие вып