Ссылка на архив

Решение творческих задач методом блочных альтернативных сетей: объектно-ориентированные представления

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


Факультет Кибернетики

Кафедра Интеллектуальных технологий и систем (ИТС)


Курсовая работа


Тема: Решение творческих задач методом блочных альтернативных сетей: объектно-ориентированные представления.


Студенты:

Группа: АИ-1-91

Руководитель: Нечаев В. В.


Москва 1996 г.


Задание на курсовое проектирование по дисциплине «Основы теории творческой деятельности» студентам группы АИ-1-91.

  1. Тема исследования : решение творческих задач методом блочных альтернативных сетей для объектно-ориентированных систем.

  2. Исходные данные:

    1. Теория концептуального метамоделирования.

    2. Методы решения системных задач.

    3. Список литературы.

    4. Методические указания к курсовому проектированию.

    5. Конспект лекций.

    6. Тема дипломного проекта.

  3. Перечень вопросов, подлежащих разработке:

    1. Описание проблемной области задач, выносимой на дипломный проект.

    2. Проведение анализа конкретной задачи, выносимой на курсовую работу.

    3. Выбор и обоснование метода решения задачи.

    4. Анализ и описание метода решения задачи.

    5. Описание решения задачи на основе выбранного метода.

  4. Календарный план-график работы:

    1. Получение задания 21.04.96.

    2. Анализ задания, подбор и изучение литературы 25.04.96.

    3. Разработка концептуальной метамодели объекта моделирования 09.05.96.

    4. Оформление пояснительной записки и сдача проекта на проверку 21.05.96.

    5. Защита курсового проекта 24.05.96.


Руководитель …………..(Нечаев В. В.)

(подп.)

Исполнители

(подп.)


Содержание


Введение

  1. Постановка задачи

    1. Концептуальное метамодельное представление задачи

    2. Форма организации учебного процесса и базовые компоненты предметной области

      1. Аудиторный фонд

      2. Контингент учащихся

      3. Профессорско-преподавательский состав

      4. Комбинированный учебный план

      5. Расписание занятий

  2. Методология решения задачи

2.1. Модель представления знаний для проекта «Учебное расписание»

2.1.1. Объектно-ориентированная модель представления знаний

2.1.2 Блочная альтернативная сеть

2.1.2.1. Элементарный блок альтернатив

2.1.2.2 Структура БАС

2.2. Методы формирования решения

2.2.1 Алгоритмы навигации на БАС

2.2.2. Маршруты на БАС

2.2.3 Оценка результатов решения задачи на БАС

  1. Реализация БАС на ОО системе в проекте «Учебное расписание»

3.1. Структура класса

3.2. Правила представления знаний

3.3. Фрагмент решения задачи «Формирование учебного расписания»

3.3.1.Класс «Учебный блок»

3.3.2. Класс «Блок занятия»

3.3.3. Класс «Блоки занятий»

Список литературы


4

5


8

8

8

9

10

11

13


13

14

16

16

21

22

22

23

26


27

27

29


31

31

35

38

40


Формирование расписания занятий для учебных заведений представляет собой сложную задачу с большим количеством исходных данных и генерируемых решений. Проблема создания автоматизированных инструментальных средств, позволяющих полноценно решить данную задачу, все еще актуальна, т.к. существующие на данный момент системы проектирования расписания не обладают достаточной степенью эффективности. Это объясняется тем, что данные программные средства не основываются на методах искусственного интеллекта.

С развитием интеллектуальных информационных технологий и концепции объектно-ориентированного проектирования систем появилась возможность более эффективно решить рассматриваемую задачу.

Для этого необходимо ее формализовать, т.е. разбить на подзадачи и выделить основные цели решения:

1) выбор методологии решения задачи на основе искусственного

интеллекта;

2) определение алгоритма реализации метода;

3) разработка пакета программ, реализующих алгоритм.

Целью работы является описание модели представления знаний и методов решения творческих задач на примере задачи формирования расписания на основе анализа учебного плана, дополненного планом нагрузки преподавателей (форма 101).

В первом разделе рассматривается постановка системной задачи на основе концептуального метамодельного представления.

Во втором разделе представлена методология решения творческих задач на блочных альтернативных сетях для объектно-ориентированных систем,

В третьем разделе рассматривается применение выбранных методов для решения фрагмента задачи, выносимой на дипломное проектирование.

Экономическая эффективность решения задачи будет оценена на основе методов функционально-стоимостного анализа





RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>