Ссылка на архив

Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

1. Теоретические основы регулирования и надзора банковской деятельности

1.1 Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковской деятельности

1.2 Правовые основы государственного регулирования банков второго уровня

1.3 Регулирование банковского сектора на макроуровне

2. Анализ регулирования и надзора деятельности банков второго уровня в Республике Казахстан

2.1 Анализ выполнения пруденциальных нормативов банков второго уровня

2.2 Оценка результатов деятельности АФН в части банковского регулирования и надзора

3. Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан

Заключение

Список использованных источников

5) ответственность органов финансовой организации.

Задачами государственного регулирования и надзора банков второго уровня являются:

1) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделений надзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Коротко охарактеризуем возможные направления совершенствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета.

Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам: · размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);· организационно-правовой форме (акционерные, паевые); · преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);· принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др. В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла. В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:· надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками. Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны государственных органов.

Главная цель надзора за банковской деятельностью - сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в Казахстане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов. Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования АФН, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования (4, с.12).

Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит). Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать надзорному органу обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то АФН не дает согласия на подобные назначения.

Регулирование деятельности банков осуществляется как в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, т.е. в отношении банковской группы.

В целях осуществления регулирования и надзора за банковской деятельностью Агентство:

1) определяет порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанных разрешений;

2) устанавливает минимальные размеры собственного капитала баггков;

3) устанавливает требования по формированию резервного капитала банков;

4) утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банковских групп;

5) устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов);

6) устанавливает порядок классификации активов и условных обязательств и создания против них провизии. Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных определяется по согласованию с государственным органом, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством;

7) ведет реестр банков и аудиторских организаций, имеющих лицензию на проведение аудита банков;

8) определяет порядок применения и принимает решение о применении к аффилированным лицам банка принудительных мер, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

9) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение о консервации банка и назначает временную администрацию (временного управляющего банком);

10) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение об отзыве лицензии на проведение всех или отдельных операций, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан, и назначает временную администрацию (временного администратора);

11) осуществляет иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Признаками существования финансовых трудностей у банков считаются:· нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;· наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету;· резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к нулю, величину;· выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованной кредитной и процентной политики;· неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней диагностики;· убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;· выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;· информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобы клиентов на его работу. Разработаные рекомендации по определению степени проблемности банков, позволяют достаточно точно оценивать их состояние. Все кредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово нестабильные) банки.

Таким образом, необходимость банковского регулирования и надзора обосновывается необходимостью поддержания и укрепления доверия банковской системе, предотвращения нарушений банковских законов и нормативных правовых актов, возможностью понять глубину и установить причину проблем в том или ином банке.

1.2 Правовые основы государственного регулирования банков второго уровня

Государственное регулирование и надзор банковской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня РК осуществляется Агентством Республики Казахстан по peгулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на основании Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. №474-11 "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" (7). Кроме того, организация банковского надзора в Республике Казахстан основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка являются приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.

В Казахстане в целях внедрения надзора за деятельностью банков на консолидированной основе еще в 2001 г. были приняты, инициированные Национальным Банком Республики Казахстан, изменения и дополнения в Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (6), устанавливающие основные принципы осуществления такого надзора. Кроме того, Национальным Банком были разработаны ряд нормативных правовых актов по вопросам консолидированного надзора, в частности:

1) "Правила участия банка второго уровня в уставном капитале других юридических лиц, а также выдачи разрешения на создание или приобретение банком второго уровня дочерней организации" от 14 ноября 2001 г. №427;

2) "Правила предоставления отчетности и сведений крупными участниками банков и банковскими холдингами" от 25 июня 2001 г. №256;

3) Правила о порядке дачи согласия Национального банка Республики Казахстан на приобретение статуса крупного участника банка второго уровня или банковского холдинга от 25 июня 2001г. №255;

4) Правила составления консолидированной финансовой отчетности банками второго уровня Республики Казахстан от 11 февраля 2000 г. №25;

5) Правила о пруденциальных нормативах для банковских групп от 25 июля 2003г. №250;

6) Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций